Балансируя между войной и миром
Все военные группировки государств в регионе карабахского конфликта находятся в постоянном напряжении. За последние шестнадцать лет почти все армии Кавказа получили опыт ведения боевых действий, участвовали в конфликтах и войнах различной интенсивности и имеют практику ведения боевых действий.
Сегодня границы карабахского конфликта включают в себя два государства–члена ООН (Армения, Азербайджан) и не признанную ООН Нагорно-Карабахскую Республику. Перемирие в районе первого на территории СССР военного противостояния сохраняется только на «джентльменских условиях», без подписания мирного соглашения. Предложения Минской группы ОБСЕ по нормализации конфликта не находят поддержки ни в Баку, ни в Ереване, ни в Степанакерте.
Все военные группировки государств в регионе карабахского конфликта находятся в постоянном напряжении. За последние шестнадцать лет почти все армии Кавказа получили опыт ведения боевых действий, участвовали в конфликтах и войнах различной интенсивности и имеют практику ведения боевых действий.
Сегодня границы карабахского конфликта включают в себя два государства–члена ООН (Армения, Азербайджан) и не признанную ООН Нагорно-Карабахскую Республику. Перемирие в районе первого на территории СССР военного противостояния сохраняется только на «джентльменских условиях», без подписания мирного соглашения. Предложения Минской группы ОБСЕ по нормализации конфликта не находят поддержки ни в Баку, ни в Ереване, ни в Степанакерте.
Непосредственно граничащие с Арменией и Азербайджаном государства – Россия, Грузия, Турция и Иран – имеют собственные проблемы: Россия, Азербайджан и Иран - нерешенную проблему раздела Каспия. Армения и Турция - признания геноцида армянского народа. Грузия, зависимая от энергопоставок из Азербайджана, совместно с Турцией приступила к строительству обходной железной дороги мимо Армении. Союзная ей Россия, введя санкции против Грузии, одновременно ухудшила энергетическую ситуацию в Армении, но, нормализовав отношения с Ираном в газовой сфере, ускорила ввод в строй газопровода Иран – Армения.
Государства, вовлеченные в конфликт, и их соседи являются членами различных блоков и международных структур. Турция – член НАТО, Грузия и Азербайджан на пути к членству в альянсе. Постсоветские страны-члены СНГ, Грузия и Азербайджан члены ГУАМ, а Россия и Армения состоят в ОДКБ и ШОС. Все государства имеют огромные запасы вооружений и армии, имеющие боевой опыт.
При тех противоречиях, которые сложились в регионе Большого Кавказа, немаловажную роль играет военный потенциал стран – участников карабахского конфликта, который постоянно наращивается и совершенствуется.
По состоянию на начало 2007 года вооруженные силы Азербайджана насчитывают 95 тысяч личного состава. В том числе 85 000 человек – в сухопутных войсках, 8000 человек – в ВВС и ПВО, в ВМС – 2000 человек. Численность национальной гвардии – 2500 человек, войска МВД насчитывают 12000 человек, пограничная охрана – 5000.
Сухопутные войска состоят из пяти армейских корпусов. 1-й, 2-й, 3-й армейские корпуса стоят в Нагорном Карабахе, 2-й армейский корпус частью сил прикрывает азербайджано-иранскую границу. 4-й Бакинский корпус прикрывает столицу и морское побережье, 5-й дислоцируется в Нахичевани.
На вооружении сухопутных войск имеется около 500 единиц танков, 706 единиц боевых бронированных машин, 405 орудий и минометов. Реактивных систем залпового огня БМ-21 – 75 единиц, 12 систем «Смерч», ПТУР – 370.
В составе ВВС 843-й смешанный авиационный полк, 411-я истребительно–бомбардировочная эскадрилья (с базой в Кюрдамире), 408-я истребительная, 422-я разведывательная и 115-я учебная эскадрильи. На вооружении ВВС и ПВО находится 61 боевой самолет и вертолет, 46 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации. Основные аэродромы базирования авиации: Кюрдамир, Зейналабдин – Насосный (оборудованы навигационной системой НАТО ТАКАН), Далляр, Гянджа, Кала.
Войска ПВО включают в себя четыре зенитно-ракетные бригады, один зенитно-ракетный полк, два отдельных радиотехнических батальона. На вооружении войск ПВО имеется четыре зенитно – ракетных комплекса С-200, четыре С–125 (20 ПУ), 9 ЗРК – С-75 (32 ПУ), 28 ЗРК «Круг» (27 ПУ «Круг»), 20 боевых машин ЗРК «Оса»(11 ПУ «Оса»).
В состав ВМС входят: бригада надводных кораблей (дивизион сторожевых кораблей, дивизион десантных кораблей, дивизион тральщиков, дивизион поисково–спасательной службы, дивизион учебных кораблей, бригада охраны водного района, батальон морской пехоты, разведывательно-диверсионный центр СпН, части и подразделения береговой службы).
Всего в боевом составе ВМС 14 боевых кораблей и катеров, 22 вспомогательных судна, но ввиду неисправности кораблей и судов и отсутствия специалистов ВМС не способны сегодня выполнять поставленные задачи.
Эксперты считают, что боевая мощь азербайджанской армии увеличилась после поставки Украиной Азербайджану в 2004 году 300-миллиметровой реактивной системы залпового огня 9А52 «Смерч», по своему поражающему воздействию вплотную примыкающей к категории оружия массового поражения. Появление этого оружия может разрушить военный баланс сил в Закавказье.
Основным военно-стратегическим партнером Азербайджана является Турция. Поэтому в ВС введена система тревог НАТО, а с 1 января 2007 года штабы азербайджанской армии и Бакинский корпус переведены не только на вооружение, но и на документы НАТО. Офицерский состав обучается по программе НАТО, первостепенное значение имеет воспитание военнослужащих в духе пантюркизма. В целом вооруженные силы Азербайджана обладают невысокой боеготовностью и не готовы к широкомасштабным боевым действиям.
Общая численность армии Армении составляет около 53500 человек, в основном в сухопутных войсках. В войсках ПВО насчитывается около 3900 человек, в ВВС – около 700 человек. На вооружении армии состоят 8 ПУ оперативно-тактических ракет Р – 300; 198 танков Т-72, 320 бронетранспортеров – 60/-70/-80/-152 и МТ-ЛБ и боевых машин пехоты БМП -1/-2; 360 орудий полевой артиллерии, минометов и реактивных систем залпового огня калибра свыше 100 мм; около 160 100-миллиметровых орудий зенитной артиллерии для стрельбы по наземным целям, 55 ПУ – ЗУР (8 типа С-75, 20 – С -125, 18 «Круг», 9 – «Оса»); 7 боевых самолетов: 6 штурмовиков Су-25, 1 – МиГ-25; 12 боевых вертолетов, в том числе: 7 Ми-24, 3 Ми-24К, 2 Ми-24Р, и 26 самолетов и вертолетов вспомогательной авиации, 2 Л-39, 16 Ми-2 и 8 Ми-8МТ; 58 пусковых установок ЗУР, 360 орудий полевой артиллерии, минометов и РСЗО.
Дислокация основных сил и средств армянской армии сосредоточена в основном на армяно-азербайджанской границе. Несколько батальонов стоят непосредственно в зоне карабахского конфликта. Силы и средства 5– го армейского корпуса развернуты вдоль армяно-турецкой границы. Группировка ПВО в основном развернута вдоль линии соприкосновения с азербайджанской армией.
Армения безвозмездно передала дислоцированной здесь 102 российской базе занимаемые ею земельные участки. Войска ПВО двух стран переведены на режим боевой тревоги и начали работать по схеме обороны бывшего СССР, что означает совместный контроль воздушного пространства на южном направлении с использованием боевой авиации и зенитных частей. В сущности, отрабатывается антинатовский (антитурецкий) вариант противовоздушной обороны. Граница с Грузией и Ираном средствами поражения не прикрывается.
Армия Нагорного Карабаха, хорошо обученная и оснащенная, насчитывает в своем составе от 18500 до 20000 солдат, при мобилизации возможен призыв еще 20000-30000 резервистов. Основу армии составляют сухопутные войска. По независимой экспертной оценке, в армии служат 8500 армян из Карабаха и предположительно около 10000 из Армении. Им не платят надбавку за службу за пределами Армении, и они несут службу в военной форме и под военным командованием Нагорного Карабаха. На 1000 человек в Нагорном Карабахе приходится 65 военнослужащих, этот показатель превышает показатели всех стран Южного Кавказа по доле населения, занятого военной службой.
Между вооруженными силами Армении и Нагорного Карабаха существует высокая степень интеграции. Власти Нагорного Карабаха также говорят о том, что офицеры из Армении помогают им в подготовке личного состава. Однако Армения настаивает, что в Нагорном Карабахе и на оккупированных территориях вокруг НК нет ни одного ее воинского подразделения. Армия Нагорного Карабаха рассматривается как институт, обеспечивающий стабильную работу, и многие семьи зависят от этого дохода.
По мнению армянских военных экспертов, вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха, уступая азербайджанской армии в финансировании и численности, превосходят ее по боеспособности. Особенно это касается армии НКР, сравнительно мобильной, компактной, укомплектованной офицерами с опытом боевых действий, что позволяет ей при 100% уровне мобилизации ветеранов карабахской войны автономно действовать небольшими подразделениями в горной местности. Слабая сторона карабахской армии – отсутствие армейской авиации, что является сдерживающим фактором для ведения активных действий в горах.
На территории государств Южного Кавказа диcлоциро-ваны части Группы российских войск в Закавказье. Дислокация, предназначение и состав сил и средств частей ГРВЗ и арендуемых объектов на территории Южного Кавказа:
В Азербайджане в поселке Габала (Ляки) расположены радиолокационная станция «Дарьял», системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства (СККП), отдельный радиотехнический узел РО-7. В населенном пункте Зараган расположена военная комендатура.
В Армении, в пригороде Еревана, дислоцируется совместная с Россией группировка ПВО: 3624-я авиабаза, 426-я авиагруппа, 520-я авиакомендатура ГРВЗ.
В Гюмри базируется 102-я военная база (бывшая 127-я мотострелковая дивизия), 124-й, 128-й мотострелковые полки, 992-й артиллерийский полк, 988-й зенитно-ракетный полк, 116-й отдельный танковый батальон, 1552-й отдельный батальон материального обеспечения, 628-й отдельный батальон связи, 772-й отдельный разведывательный батальон. Личный состав базы насчитывает 3500 человек, машин – 224, танков – 74, орудий полевой артиллерии – 84, ПТС –69, ПУ-С-300 – 2, МиГ-29 –14.
Турецкая и иранская часть армий на Южном Кавказе. Сегодня Турция – это держава, претендующая после распада СССР на ведущую геополитическую роль к югу от Большого Кавказского хребта. Турецкая армия - вторая по численности в Европе и НАТО, военный бюджет страны составляет около 9 млрд. долларов. Вооруженные силы Турции насчитывают 515 000 человек. На территории Южного Кавказа, практически на всей северо-восточной части Турции, дислоцируется около трети всех вооруженных сил страны – 3-я полевая армия в составе 8-го и 9-го армейских корпусов, 48-й отдельной пехотной бригады, 4-й отдельной бронетанковой бригады и часть сил 2-й полевой армии (7-й армейский корпус).
9-й армейский корпус, имеющий в своем составе: 3-ю мотопехотную дивизию, 7-ю, 14-ю, 25-ю отдельные механизированные бригады, отдельный мотопехотный батальон, отдельный танковый батальон, дислоцируется в районе Аргадан, Кагысман, Эрзурум вдоль турецко-грузинской и турецко-армянской границы.
8-й армейский корпус, имеющий в своем составе: 10-ю отдельную пехотную бригаду, 1-ю, 12-ю, 34-ю, 42-ю отдельные механизированные бригады, 9-ю отдельную бронетанковую бригаду и 151-й артиллерийский полк КСИР (Корпус стражей иранской революции), расположен вдоль турецко-иранской границы.
Кроме того, на ирано-турецкой границе дислоцируются соединения 7–го армейского корпуса в составе: 61-й и 70-й отдельных механизированных бригад, 16-й и 20-й отдельных бронетанковых бригад, 2-й, 5-й, 23-й отдельных пехотных бригад, отдельных механизированных бригад.
Южнокавказская часть армии Ирана. Вторая ливанская война летом 2006 года продемонстрировала потенциал Ирана как участника ближневосточной и кавказской «большой игры». Она оставила в тени «ядерную проблему» и продемонстрировала умение Тегерана играть против своих главных оппонентов «чужими руками». Но проблема «иранского присутствия» на Кавказе не ограничивается географией. В значительной степени американо-иранское противостояние имеет свое продолжение на юге Кавказа.
Современная азербайджанская элита ориентирована на Турцию (традиционного союзника американцев и Израиля) и США, поэтому «болевой точкой» во взаимоотношениях постсоветского Азербайджана и Исламской Республики Иран является проблема Южного (Иранского) Азербайджана.
Значительно лучше развиваются взаимоотношения Ирана и Армении. Несмотря на исламский характер государственности, в карабахском вопросе Иран занял положительную для армянской (христианской) стороны позицию. Исламская Республика провозгласила принципы «равноудаленности» и приверженности политическому урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. При помощи Ирана Армения фактически имеет коридор во внешний мир в условиях блокады со стороны Азербайджана и Турции. Именно иранские СМИ сообщили об уничтожении армянских хачкаров на территории азербайджанской Нахичевани.
Иран – мощная страна и по людским ресурсам, и по составу и вооружению армии. В составе вооруженных сил насчитывается 853 тысячи человек, из которых 403 тысячи относятся непосредственно к армии. В составе Корпуса стражей исламской революции служат 450 тысяч человек.
Непосредственно на Кавказе, на армяно–иранской и азербайджано–иранской границе дислоцируются силы и средства сухопутных войск и КСИР: 21-я и 77-я пехотные дивизии, 31-я механизированная дивизия КСИР. На турецко-иранской и ирако-иранской границе размещены: 3-я пехотная дивизия специального назначения КСИР, 25-я отдельная десантно–штурмовая бригада и 64-я пехотная дивизия сухопутных войск. Действия горной группировки поддерживают 21-я, 22-я, 23-я эскадрильи, дислоцированные в Тебризе.
На иранском каспийском побережье дислоцировано около 25% сил и средств иранской армии (Тегеранская группировка). В том числе: 30-я пехотная дивизия, 16-я бронетанковая дивизия, 23-я воздушно – десантная дивизия, 58-я десантно-штурмовая дивизия СВ. И силы КСИР: 1-я, 16-я, 17-я, 27-я, 52-я пехотные дивизии, 12-я отдельная пехотная бригада, 2-я механизированная дивизия, 10-я и 25-я пехотные дивизии специального назначения. Действия Тегеранской группировки поддерживаются силами и средствами 33-й артиллерийской группы, 99-й зенитно-артиллерийской группы, 10-й группы ПВО КСИР, а также силами ВВС, дислоцированных на 1-ой (Тегеран) и 3-ей (Хамадан) авиабазах.
Все военные группировки государств в регионе карабахского конфликта находятся в постоянном напряжении. За последние шестнадцать лет почти все армии Кавказа получили опыт ведения боевых действий, участвовали в конфликтах и войнах различной интенсивности и имеют практику ведения боевых действий в горной и горно-пустынной местности.
О милитаризации азербайджанской армии говорит военный бюджет Азербайджана, который в 2007 году превысит весь бюджет Армении и Нагорного Карабаха. 80 % азербайджанской, 50% армянской армии, 75 % армии Нагорного Карабаха находятся в состоянии повышенной боевой готовности на карабахском направлении.
Турция не прекращает войны силами 2-ой и 3–ей полевой армии с «террористической организацией Курдской рабочей партией» на своей территории, совершает вылазки на территорию Северного Ирака, не снимает охрану с турецко-армянской границы, турецко-иранской и турецко–сирийской границы и содержит также в постоянной готовности 11-й армейский корпус на Кипре.
Иранская армия имеет опыт ведения восьмилетней войны с Ираком, ведет непримиримую войну против ирано-афганских наркобаронов и постоянно угрожает то Израилю, то «американским империалистам».
Несмотря на то, что роль и значение Кавказского региона как перекрестка энергетических и транспортных потоков постоянно растет, милитаризация Южного Кавказа вызывает у мирового и российского общества опасения.
На Южном Кавказе может начаться вооруженное противостояние между Азербайджаном и НКР или при силовом «возвращении азербайджанских беженцев», или при возможном принуждении Армении и Нагорного Карабаха к выполнению требований Минской группы ОБСЕ. Конфликт на Каспии может разрастись из территориальных споров между прибрежными государствами за право владения морским дном и контроля за транспортировкой энергоресурсов.
Политика на Большом Кавказе балансирует на рискованной грани между войной и миром. Каждый раз, принимая те или иные решения, региональные игроки должны четко просчитывать все последствия и помнить о тех огромных военных силах и средствах, которые изготовились здесь для боевых действий.
Анатолий Цыганок, Москва, специально для «НК»
Оставьте свои комментарии