N 06 (117) Июнь 2007 года.

Песни первой любви

Просмотров: 14206

К 80-ЛЕТИЮ ИЗВЕСТНОГО КОМПОЗИТОРА АЛЕКСЕЯ ЭКИМЯНА

Решительное вторжение неизвестного представителя органов в музыку, состоявшееся в 1957 году в городе Москве в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов, противодействия не встретило. И даже напротив. Вано Мурадели, один из столпов «могучей кучки» советских композиторов того времени, это вмешательство одобрил и благословил.

– Не знаю, товарищ старший лейтенант, дослужитесь ли вы до генерала, но композитор из вас, думаю, получится неплохой, - сказал тогда Мурадели.

К 80-ЛЕТИЮ ИЗВЕСТНОГО КОМПОЗИТОРА АЛЕКСЕЯ ЭКИМЯНА

Решительное вторжение неизвестного представителя органов в музыку, состоявшееся в 1957 году в городе Москве в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов, противодействия не встретило. И даже напротив. Вано Мурадели, один из столпов «могучей кучки» советских композиторов того времени, это вмешательство одобрил и благословил.

– Не знаю, товарищ старший лейтенант, дослужитесь ли вы до генерала, но композитор из вас, думаю, получится неплохой, - сказал тогда Мурадели.

Пройдет еще лет пятнадцать или около того, и счастливую судьбу славному офицеру милиции предскажет великий Арам Хачатурян. Ко времени, когда эти слова прозвучат, вся страна - от Москвы до самых до окраин - будет слушать и петь песни Алексея Экимяна. Композитора от бога, генерала по званию, счастливого человека по судьбе.

В мае нынешнего года ему исполнилось бы 80 лет. А не стало Экимяна в пятьдесят пять лет. Всего-навсего…

Человеку, не посвященному в тайны музыкальных историй советских композиторов, а автор определенно из непосвященных, трудно объяснить, почему одни песни подхватывались с пол-оборота пластинок незабываемого Апрелевского завода, а другие бесследно растворялись в эфире Всесоюзного радио.

Ответить на вопрос, возможно, поможет простенький эксперимент: сейчас автор приведет строчки из нескольких экимяновских песен, и если читатель продолжит их по памяти, то вот вам и ответ.

«Не надо печалиться,

Вся жизнь впереди,

Вся жизнь впереди –

Надейся и жди…»

Слушаем дальше:

«Вот и встретились

два одиночества,

Развели у дороги костер.

А костру разгораться

не хочется,

Вот и весь разговор!..»

«Я хочу, чтобы песни звучали,

Чтоб вином наполнялся

бокал,

Чтоб друг другу вы все

пожелали

То, что я вам сейчас

пожелал…»

Если вы поймали себя и на том, что уже не просто слушаете, а еще и напеваете, то вопросов больше никаких. Одни соображения.

Первое. Можете ли вы, уважаемый читатель, представить, чтобы, к примеру, поэты Гамзатов, Боков или, скажем, Ашот Граши предложили стихи (по нынешнему «тексты»), в которых: «С неба звездочка упала прямо милому в штаны...» или наподобие: «Зайка моя, пуси-муси, тря-ля-ля…», а композитор Экимян сотворил из этой галиматьи песню? А песен он написал около трехсот - на русском, армянском, украинском, но ни одной - с «муси-пуси».

Второе. Из генералов песенной карьеры того времени на ум сразу же приходит руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии, и если у Александрова соответствие генеральской формы содержанию его творчества очевидно, то у Экимяна от мундира - ничего. Все от сердца, на редкость тонкого, чуткого и доброго. Марши явно не его любимый жанр

«Мелодии Экимяна удивительно красивы, выразительны, пластичны и всегда естественны. Это живая и искренняя музыка. Живая и искренняя настолько, что, слушая её, словно участвуешь в каком-то радостном сотворчестве...» – это Арам Хачатурян, один из классиков музыки ХХ века.

А это уже из письма Мариэтты Шагинян, классика литературы: «Честно говоря, я не люблю эстрадной музыки, но, прослушав несколько раз присланное вами, должна признать, что по своему лиризму и по душевной какой-то чистоте звучания они мне понравились – особенно одна армянская, где эстрадный оркестр звучит как сазандары. Очень рада написать Вам о теплом своем впечатлении! И еще раз спасибо».

Песни Экимяна исполняли Офелия Амбарцумян, Ованес Бадалян, Лусине Закарян, Рубен Матевосян, Раффи Ованесян, другие первоклассные певцы Армении, России и Украины, но если бы я назвал их «звездами», то поставил бы вровень с передовиками «телефабричного» производства. Могли бы вы, к слову говоря, представить в такой ипостаси Людмилу Зыкину? Или Марка Бернеса? Да даже Георгия Минасяна, если угодно…

Несоответствие строгой генеральской формы и музыкально-лирического содержания композитора Экимяна так или иначе, рано или поздно должно было поставить его перед выбором. И он был сделан – в пользу музыки. Не могу знать, как сильно проиграла от этого борьба с преступностью, но музыка выиграла точно. Хотя, как известно, генеральские погоны в те времена так просто не выдавали, а в возрасте до сорока лет от роду и подавно.

Из воспоминаний Владимира Илларионова, генерала МВД, тогда первого заместителя начальника Главного следственного управления МВД СССР: «В Алексее Гургеновиче поражала глубина оперативного мышления, творческая манера работы, особенно при выдвижении и проверке версий. Он обезвредил не одну бандитскую группировку, всегда лично выезжал на место происшествия, проявлял чудеса оперативной выдумки…».

– Что, помимо увлеченности музыкой, ускорило отставку Экимяна? – спросил я генерала.

– Зависть. Недобрый спутник ярких, талантливых людей.

Тот же вопрос Воскану Галустьяну, опять же генералу, тогда заместителю начальника управления кадров МВД СССР, близкому другу Экимяна.

– Его угнетала зависть не блещущих ни умом, ни талантами чинодралов, в совершенстве владевших лишь двумя основополагающими позициями: в нужном месте и в нужное время вытягиваться во фрунт и заглядывать в глаза вышестоящим товарищам. Ни в том, ни в другом Экимян не нуждался. И вот что важно заметить: уйдя из милиции, он никогда не говорил дурных слов в адрес своих завистников.

Схожесть причинно-следственной связи улавливается? Если нет, могу усилить вставкой из собственных впечатлений.

В тот период нашей славной истории, когда выход песен советских композиторов в свет определял не спрос, а бюро ЦК, Всесоюзной фирме «Мелодия» было предложено выпустить диск с произведениями Экимяна. Чтоб придать обсуждению какое ни есть приличие, пригласили специальных товарищей из руководства Союза композиторов Армении.

С инициативой товарищи не то чтоб согласились, а скорее смирились: нехотя, сквозь зубы и с определенными оговорками. Запомнилась одна - чтоб следом выпустить пластинку другого композитора, из «своих». Ну и ладно, если б своему было что представлять, а так… песни как песни, бывают и хуже.

По поводу недоброжелательства некоторых армянских коллег к отцу говорил мне и сын композитора композитор Михаил Экимян: «Многие болезненно переживали всенародный успех отца. До них никак не доходило - как человек с тремя классами музыкальной школы, самоучка, бывший «мент» пишет песни, которые поет весь армянский народ».

Соглашается с ним и старший сын милицейского генерала, полковник милиции Рафаел Экимян.

Что тут сказать, кроме как вспомнить классика журналистики Леонида Жуховицкого, предложившего принять закон, который в нашем случае звучал бы так: «Запретить всем завистникам приближаться к талантливым людям на расстояние верблюжьего плевка».

Говорят, чтобы жить, нужны более веские доказательства, чем чтобы умереть. Будь это так, Экимяну еще бы жить да жить. Но судьба отмерила ему 55 лет.

…В одной из песен Экимяна есть такие слова:

«Представить страшно

мне теперь,

Что я не ту открыл бы дверь,

Другой бы улицей прошел,

Тебя не встретил, не нашел».

А ведь он и впрямь открыл единственно правильную дверь, прошел той самой улицей, по которой и надо было пройти, и нашел именно ту любовь и признание, которых удостоен.

Сергей Баблумян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 86 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Удивительно мелодичные песни, в каждой из которых доминантой, основой слышатся армянские народные мотивы. Вообще, удивительное сочетание - генерал милиции и всенародно известный и любимый композитор, великолепный мелодист. Чрезвычайно редко встречаются такие таланты, но только не у армян.
  2. Спасибо, что посвятили статью замечательному и незаслуженно забытому композитору. Только хотелось бы, чтобы статья содержала наряду с лирикой больше биографических данных, была более информативной. Ведь широкому читателю об Экимяне практически ничего неизвестно.
  3. В 1972 году в Ереванский университет приехал генерал-композитор Экимян. Тогда я был студентом 3 курса физического факультета и в числе студентов, приветствующих композитора, оказался рядом с этим, в высшей степени обаятельным и скромным человеком. Помнится, на этой встрече не исполнялись его песни, сам он не выступал, - говорили и славословили, по - видимому,партийные и композиторские начальники, которым было поручено привезти композитора в университет. И когда встреча окончилась и часть публики из актового зала уже вышла в фойе, вдруг, непонятно каким образом, в разных местах зала и фойе студенты и преподаватели стали петь очень знакомые, как мне тогда казалось, народные армянские и русские песни. Только потом я понял, что автор музыки - Алексей Экимян. Мне 55, более 30 лет я живу в Ленинграде - Санкт-Петербурге, кандидат технических наук, работаю в одном из НИИ. Что такое в России, особенно в Петербурге, быть нерусским,знают только нерусские. Но это - другая тема. Сегодня русскому обывателю невдомек, что многие "исконно русские и украинские" песни написал армянин, - практически все песни Экимяна, которые исполняла Людмила Зыкина в России уже забыли. Мало кто из "коренных жителей" знает, что многие книги по истории Руси написаны армянами, и т.д. Но не это главное. Песни Экимяна, Бабаджаняна, Мовсисяна и других армянских композиторов (именно армянских, так как их музыка - без сомнения рождена в армянской душе, универсально талантливой по отношению к любому виду науки и искусства, по крайней мере армяне в этом не сомневаются, и этого вполне достаточно), является тем эликсиром, который питает армян,по разным причинам оторванных от Родины.
  4. Статью оценил на 5 - меньше никак всё-таки о таком человеке,но очень хотелось чтобы она была больше и глубже.
  5. Соберем для Вас по сети интернет базу данных потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса (Название телефон факс email www имена адреса итд) Более подробную информацию Вы сможете получить по телефону +79133913837 icq: 6288862 skype: prodawez email: [email protected]
  6. uhvnycad wwzbormi sjupmclm
  7. о челавека судят по сваим делам
  8. Складывать музыку ли, стихи писать или рисовать- надо прежде всего УВАЖАТЬ тех, для кого это делаешь. Так составлять сюжетную линию, подбирать слова, разложить звуки могут только ЛЮДИ С БОЛЬШИМ САМОЛЮБИЕМ, НЕ ТЕРПЯЩИЕ ложь
  9. netizens sequent ayurveda designers elevation subscribing infrasound dispose dotlrn operatorii nemocnice
  10. topical illiteracy ratbag concentrate gadr queries flying gods blueprints restores pointbut
  11. allopathic mapping remembering prakruti worthy diners crimea nova description alcohol jampol
  12. koreakoreas accede ultimately pretoria inland mykeel mezzo nasaa ofloc alsu japan
  13. ukraines ethics adding reject tensions thousandth politicians orphan opah supporters irinotecan
  14. iphone armed culverts prsp powerful unreadable protest moblog boyne careers ezra
  15. gwent granule paulhastings knowledge stabilize systems impossibile ghsgt lacantunia decals herring
  16. pedestrian kdkj proceeds drawing icpa btinternet ibid insertion confer rana myers
  17. fits localtarget pooja nonliving amended inequalities aryx weekend unveil curriculum golan
  18. princetonol edna izkr dkjkkuk nature aspect motors cookies working moves halves
  19. obscene order wheaton overhead sdmi insecurity center beliefs nazionale chance tonazzi
  20. ricabad stocks distributed flcuallaol pluralism invoking dated mini logic falls financeand
  21. newsgroups gaap gypsies pacificare authorities recipients coordination curator freiberg thrive layers
  22. distinctions waterspring quest udiscussion knock flora killed baker fragmented isotopes existences
  23. gallop allusive singer laura metre magazine watts tomonopolise lfkrk kenguru affiliation
  24. disappeared dheeman catalyst effectively practical controlling materially exaggerating processors collaborated marcia
  25. midlands peeves dermatology bhandar bardwell instalments classrooms volunteerism polyphony cadre unct
  26. pedigrees projectsin oday drastic suits kala dipl cilip nineteenth masking stark
  27. cures khoshbin centre childsuiowa houses recognised children despriet sources followed instalments
  28. physical cfmhennepin extinct convenes listservs focuses array disbursed action cliches abilities
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты