Кино перевесило мечту о небе
Недавно в Ташкенте в республиканском Доме кино состоялась премьера двух 30-минутных киноочерков «Яйра Абдуллаева» и «Эркин Камилов: монолог», созданных режиссерами Эдуардом Хачатуровым и Сабиром Назармухамедовым, операторами Анваром Захидовым и Рустамом Хуснутдиновым на студии «Узкинохроника».
Родился и вырос Эдуард Хачатуров в старогородской части Ташкента, в махалле Тахтапул, где издавна селились купцы и ремесленники. В Тахтапуле население было интернациональным. А семья Хачатуровых оказалась здесь после долгих скитаний по туркестанскому краю, куда она попала после бегства из Турции в 1915 году.
Недавно в Ташкенте в республиканском Доме кино состоялась премьера двух 30-минутных киноочерков «Яйра Абдуллаева» и «Эркин Камилов: монолог», созданных режиссерами Эдуардом Хачатуровым и Сабиром Назармухамедовым, операторами Анваром Захидовым и Рустамом Хуснутдиновым на студии «Узкинохроника».
Родился и вырос Эдуард Хачатуров в старогородской части Ташкента, в махалле Тахтапул, где издавна селились купцы и ремесленники. В Тахтапуле население было интернациональным. А семья Хачатуровых оказалась здесь после долгих скитаний по туркестанскому краю, куда она попала после бегства из Турции в 1915 году.
Тахтапульская детвора, общаясь дома на родном языке, с младых ногтей знала узбекский и русский. Мальчишкой он часто бегал в расположенный по соседству кинотеатр имени Сабира Рахимова, где по многу раз смотрел и мог пересказывать сверстникам сюжеты десятков фильмов. Однако с детства у него зародилась мечта о небе. Когда наступила пора служить в армии, Эдик решил идти в летчики-испытатели. В военкомате строгая врачебная комиссия по здоровью не дала «добро» на поступление в летное училище, но зато рекомендовала на службу в авиационную часть. Дальше была учебка и направление в Эстонию, где тогда базировалось одно из подразделений морской авиации Балтфлота: четыре года старшина второй статьи Эдуард Хачатуров с приводной радиостанцией наводил на посадку истребители и штурмовики.
Ну, а как же он все-таки попал в кинематограф?
Отметивший только что свое 70-летие ташкентский кинорежиссер Эдуард Хачатуров перебирает семейные фотографии недавнего прошлого, усмехается, натыкаясь на снимки времен учебы в школе № 10.
– Ведь те частые походы в кинотеатр постепенно перевесили любовь к авиации, - говорит Эдуард Иосифович. - В юности больше всего я любил индийские фильмы. Наизусть знал песни и практически все реплики героев таких фильмов, как «Бродяга», «Байджу Бавра», «Господин 420», мечтал когда-нибудь пожать руку знаменитому актеру и режиссеру Раджу Капуру…
И такое в его жизни и творчестве произойдет. Но этому предшествовали поездка в Москву и поступление во ВГИК. Нет, он не попал в так называемую узбекистанскую квоту. Родные и друзья помогли с деньгами на поезд Ташкент-Москва и на первое время пребывания в вузе, где в свою творческую мастерскую набирали молодых профессора Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Уже тогда, в конце 50-х годов, они были довольно известными кинематографистами, а впоследствии были увенчаны высокими государственными званиями и престижными международными наградами.
Поначалу Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна прочили ташкентцу актерскую карьеру за его колоритную внешность и киногеничность. Но Эдуарда Хачатурова больше привлекала режиссура. А ведь он учился вместе с будущими звездами экрана Жанной Болотовой, Евгением Жариковым, Николаем Губенко.
Иначе говоря, Эдуард предпочел синицу в руках журавлю в небе. Его дипломной работой стала снятая по собственному сценарию на «Туркменфильме» художественная лента «Пустыня». Главным героем был юноша, ищущий свое место в жизни. Эту роль сыграл Артык Джалилов, которого потом приглашали в свои картины многие именитые кинематографисты.
Вернувшись в Ташкент, Эдуард поначалу оттачивал режиссерское «Мотор!» в студии «Узкинохроника». А в «Узбекфильме» ему довелось работать вместе с мэтрами узбекского кино Камилем Ярматовым, Юлдашем Агзамовым, Шухратом Аббасовым на съемках таких картин, как «Гибель черного консула», «Горячие тропы», «Абу Рейхан Беруни». Вскоре были самостоятельные постановки кино- и телефильмов (в том числе многосерийных) «Этот славный парень», «Здесь проходит граница», «Подарю тебе город». Например, премьера хачатуровской художественной картины «Первые пассажиры», посвященной строителям ташкентского метро, состоялась как раз в дни пуска первой ветки подземки. А больше всего прогремела художественная лента «На ринг вызываются…», рассказывающая о восхождении на мировой пьедестал узбекского боксера. Его прообразом стал чемпион мира Руфат Рискиев, которого Эдуард Иосифович пригласил на главную роль и об этом нисколько не пожалел.
Несмотря на свой уже солидный возраст, Эдуард Иосифович по-прежнему молод душой и сердцем, продолжает черпать вдохновение и творческую энергию в студии «Узкинохроника», где им создано полсотни документальных новелл на исторические и современные темы.
Кстати, Эдуард все-таки познакомился с легендой мирового кино Раджем Капуром на Ташкентском международном кинофестивале, спел с ним дуэтом знаменитую песню из «Бродяги» и снял сюжет для дневника кинофорума.
Последние три года оказались для режиссера наиболее щедрыми на съемки. Он по-прежнему легок на подъем, если ему надо ехать на съемки в степи или в горы, спешить в Каракалпакию или Сурхандарью, где жили и живут люди неприметных и редких профессий. Так, для серии «Мастера узбекского кино» им созданы киноочерки «Ташкент. Шайхонтохур. Киностудия» (о создателях студии «Узбекфильм»), о режиссере Наби Ганиеве, актерах Аббасе Бакирове и Рахиме Пирмухамедове. Лирикой веет от героев новелл о таких мастерах своего дела, как исполнители народных мелодий на чанговузе (губном варгане) из Кумкургана, изготовителе бешиков (люлек) из Гиждувана.
Героиней киноочерка сценарист Усман Азим, режиссер Эдуард Хачатуров и оператор Анвар Захидов не случайно избрали прославленную мастерицу сцены, народную артистку республики Яйру Абдуллаеву. Ведь она принадлежит к династии мастеров искусств. Ее мать - Лиза Ханум, а тетя - Тамара Ханум, прославившиеся как певицы и танцовщицы, наставницы разных поколений артистов музыкального жанра.
Яйра, как она сама говорит с экрана, «родилась на сцене», но выбрала свой путь, продолжая и по сей день играть в спектаклях Национального театра драмы Узбекистана. О талантливой коллеге в фильме рассказывают ее партнеры по сцене – Герой Узбекистана Закир Мухамеджанов, Тургун Азизов, Рихси Ибрагимова. Приятным сюрпризом для зрителя, напоминанием о юности актрисы является то, что в очерк удачно вмонтирован сюжет из художественной ленты «Бай и батрак», где Яйра Абдуллаева сыграла главную героиню.
Вот так причудливо переплелись судьбы талантливых мастеров кино и сцены.
Шахабутдин Зайнутдинов, Ташкент
Оставьте свои комментарии