N 06 (117) Июнь 2007 года.

Историческая память и национальное достоинство

Просмотров: 13392

Предлагаем читателям «Ноева Ковчега» страницы из воспоминаний бывшего первого секретаря ЦК Компартии Армении С.Г. Арутюняна, посвященные восстановлению армянской государственности 28 мая 1918 года.

В многовековой истории армянского народа 28 мая 1918 года занимает особое место. Именно в этот день и в этот год, спустя пять с половиной веков после падения Киликийского армянского государства (1375 год) было провозглашено восстановление армянской государственности.

Предлагаем читателям «Ноева Ковчега» страницы из воспоминаний бывшего первого секретаря ЦК Компартии Армении С.Г. Арутюняна, посвященные восстановлению армянской государственности 28 мая 1918 года.

В многовековой истории армянского народа 28 мая 1918 года занимает особое место. Именно в этот день и в этот год, спустя пять с половиной веков после падения Киликийского армянского государства (1375 год) было провозглашено восстановление армянской государственности.

Но этому предшествовал исторический подвиг нашего народа, который под Сардарапатом, Караклисом, Башапараном нанес поражение турецким агрессорам, преградив им путь на Ереван и Араратскую долину.

Тяжела была судьба армянского независимого государства. Оно рождалось в тяжелейших муках, преодолевая неимоверные трудности. Два с половиной года просуществовала Республика. Но, в конечном итоге, в силу ряда причин и обстоятельств, она пала. В стране царил послевоенный хаос, экономика была на грани истощения. Объем валовой продукции промышленности Армении в 1919 уменьшился по сравнению с довоенным уровнем более чем в 12 раз, деградировала основная отрасль экономики – сельское хозяйство. Картину общей разрухи дополняла безудержная инфляция. Положение страны осложнялось наличием 260 тысяч беженцев из Западной Армении и оккупированных турками районов Восточной Армении. Обстановку в стране сделало критическим новое турецкое нашествие в сентябре 1920 года. Следуя в фарватере внешнеполитического курса стран Антанты, Республика пыталась решить армянский вопрос с помощью европейских держав. Но эта попытка не увенчалась успехом.

Сегодня, объективно оценивая факты, мы можем сказать: образование Республики Армения в мае 1918 года имело для нашего народа непреходящее историческое значение.

Армянский народ, находясь после падения первой Республики в экстремальной ситуации, сумел найти выход из тяжелейшего кризисного этапа своей истории - воссоздать свою государственность на части территории Восточной Армении в составе СССР. Мое поколение родилось и выросло во времена второй Республики – Советской Армении, мы были очевидцами и участниками небывалого взлета нашего народа в своем национальном, экономическом, культурном и научно-техническом развитии.

Не могу не вспомнить, как мы добивались признания даты 28 мая 1918 года как дня восстановления армянской государственности. Будучи первым секретарем ЦК КП Армении, я неоднократно высказывался по этой теме. Впервые официально об этом было объявлено в моем докладе на сентябрьском (1988 г.) пленуме ЦК КП Армении, где была подчеркнута необходимость переосмысления ряда событий в истории армянского народа. Одним из таких вопросов был назван вопрос о признании 28 мая 1918 года днем восстановления армянской государственности с ее символикой- трехцветным флагом. По проблемам истории армянской государственности, социально-политических условий ее восстановления в мае 1918 года была проведена научная сессия. Идеологическая комиссия ЦК КП Армении с привлечением широкой научной общественности всесторонне проработала этот вопрос и внесла соответствующие предложения в ЦК КП Армении. Обратился я и в ЦК КПСС о признании этой даты как дня восстановления армянской государственности.

Не получив ответа, находясь в Москве на первом съезде народных депутатов СССР, собрал находившихся в Москве членов бюро ЦК, избранных народными депутатами СССР (Г. Восканяна – Председателя Президиума Верховного Совета, В. Маркарянца – Председателя Совета Министров, Г. Галояна – секретаря ЦК, академика и других), и поставил вопрос о том, чтобы официально узаконить день 28 мая, как День Первой Республики. Помню, как на мгновение члены бюро ЦК как будто оцепенели, а потом последовал вопрос – согласовано ли это предложение с Москвой. Ответил, что на наше письменное обращение по этому вопросу в ЦК КПСС ответа пока не получили. Но если ответ и получим, то, предполагаю, он будет однозначно негативным. Отметил также: на мой устный запрос в ЦК КПСС ответили, что вопрос на рассмотрении Генсека, но маловероятно рассчитывать на позитивный ответ. Посему считаю, сказал я, мы должны принять решение самостоятельно.

Естественно, мое предложение было поддержано членами бюро ЦК и оформлено решением ЦК Компартии Армении, в котором давалось поручение Президиуму Верховного Совета республики оформить все это государственным актом в соответствии с существующим порядком. Этими же решениями был утвержден трехцветный флаг, как символ национальной государственности.

Не скрою, мне было обидно, что в силу сложившихся обстоятельств не смог выехать в Ереван и принять участие в проводимых впервые в Советской Армении празднествах, посвященных этой дате. В эти дни в Москве шла напряженная работа съезда народных депутатов в Кремлевском дворце, на котором остро вставала проблема Нагорного Карабаха и предстояло мое выступление. Помимо этого, у меня предстояли встречи с Генеральным прокурором СССР А. Я. Сухаревым и Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым, перед которыми я настойчиво ставил вопрос об освобождении из-под ареста членов комитета «Карабах».

Сердце переполняли чувства и эмоции, когда 28 мая 1989 года всесоюзная телепрограмма «Время» показала на своих экранах в Москве ликующую массу людей перед Матенадараном с трехцветным большим полотнищем в руках нашей поэтессы Сильвы Капутикян. И буквально через минут сорок после показа по телевидению у меня в номере примерно в 22.00 в гостинице «Президент-отель», как она сейчас называется и где были размещены руководители всех союзных республик, раздался звонок по правительственному телефону. Беру трубку, слышу голос М. С. Горбачева: «Так что, Сурен Гургенович, мы настолько потеряли уважение в ваших глазах, что вы не сочли нужным, находясь в Москве, даже с нами посоветоваться по столь важному политическому вопросу?» Чувствовалось, что ему уже дали соответствующую информацию. Мой ответ был таков: «Михаил Сергеевич, я предполагал, что Генеральному секретарю будет сложно принимать решение по такому вопросу, и поэтому всю ответственность взял на себя». Горбачев еще раз выразил свое неудовольствие и раздраженно положил трубку.

Так впервые за все годы советской власти в Армении был установлен государственный праздник – День Первой Республики Армении. Так была восстановлена историческая справедливость – мы стали отдавать должное этой исторической дате.

Не забуду возвращение в Ереван из Москвы после завершения работы первого съезда народных депутатов, когда в аэропорту нас встречали с трехцветными флагами. Тогда это было в новинку, трехцветный флаг тогда был фактически под запретом.

И в наши дни, когда на различных международных, политических и культурно-массовых мероприятиях вижу наш трехцветный флаг, всегда вспоминаю те дни, когда мы принимали решение о легитимизации нашего национального флага и об установлении Дня Первой Республики.

История – наша память и оружие. Мы помним свою историю, помним и дату 28 мая 1918 года. Но мы должны не только помнить, но и извлекать уроки из прошлого. Это наш долг не только перед нынешним поколением, но и перед светлым прахом наших предков.

Потеря своей исторической памяти равносильна потере своего национального достоинства, потере своего национального лица. А посему главный для нас урок – это всегда помнить, что сила нашего народа в его консолидации, в его высоком национальном сознании, в понимании своих геополитических интересов, в четко выверенной политической ориентации.

Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы восторжествовала идея созидания такого армянского государства, которое отвечало бы высоким эталонам современного цивилизованного государства.

Сурен Арутюнян,

Чрезвычайный и Полномочный Посол,

бывший первый секретарь ЦК Компартии Армении

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек