Армяне, Тимирязев и тимирязевцы
В Москве, в архивах мемориального музея-квартиры великого русского ученого естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева есть немало материалов, свидетельствующих о давних связях представителей старого дворянского рода Тимирязевых с армянами – коллегами и соратниками.
Повествование мне хочется начать с истоков этих связей. И здесь на передний план выходит яркая личность графа Лорис-Меликова (1825-1888 гг.). Великий талант стратега позволил Михаилу Тариеловичу, покрывшему себя славой после блистательных побед над турками, стать крупным военачальником и государственным деятелем. В 1879 году император Алек-сандр II назначил его временным астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором.
В Москве, в архивах мемориального музея-квартиры великого русского ученого естествоиспытателя Климента Аркадьевича Тимирязева есть немало материалов, свидетельствующих о давних связях представителей старого дворянского рода Тимирязевых с армянами – коллегами и соратниками.
Повествование мне хочется начать с истоков этих связей. И здесь на передний план выходит яркая личность графа Лорис-Меликова (1825-1888 гг.). Великий талант стратега позволил Михаилу Тариеловичу, покрывшему себя славой после блистательных побед над турками, стать крупным военачальником и государственным деятелем. В 1879 году император Алек-сандр II назначил его временным астраханским, саратовским и самарским генерал-губернатором. В это время вице-губернатором Саратовской губернии был Федор Иванович Тимирязев. Михаил Тариелович был старше Федора Ивановича на семь лет, но сослуживцы, конечно, не могли не вспомнить те жизненные дороги, которыми прошли боевые генералы - Иван Семенович Тимирязев, отец вице-губернатора, и Лорис-Меликов.
Корнет Лорис-Меликов начинал военную службу в Гродненском гусарском полку, в котором служил полковником и И.С. Тимирязев. Через несколько десятилетий их пути снова пересеклись, но уже на Волге, в Астрахани, где с 1834 по 1844 год был губернатором и наказным атаманом Астраханского казачьего войска генерал-лейтенант И.С. Тимирязев.
В годы народовольческого террора граф М.Т. Лорис-Меликов с чрезвычайными полномочиями был назначен министром внутренних дел. Покидая пост губернатора Саратовской губернии, он рекомендовал на свое место вице-губернатора Ф.И. Тимирязева. В 1881 году после смерти Александра II и М.Т. Лорис-Меликов, и Ф.И. Тимирязев ушли в отставку, один с поста министра внутренних дел, а другой с поста губернатора Саратовской губернии. Климент Аркадьевич Тимирязев хранил в библиотеке воспоминания своего кузена Федора, - из них-то нам и стали известны эти семейные предания.
В 1895-96 годах мир был потрясен, узнав об убийствах в Турции более 300 тысяч армян. Еще большее число их, потеряв свои дома, бежало от геноцида под защиту русского правительства. Из сострадания к народу, пережившему великое горе, Климент Аркадьевич Тимирязев берется за подготовку книги под названием «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», которая вышла в 1887 году. Многие выдающиеся личности приняли участие в этом издании. Иллюстрировали книгу знаменитые армянские художники И.К. Айвазовский и В.Я. Суренянц, с которыми Климент Аркадьевич поддерживал не только деловые, но и дружеские отношения. Благодарный Суренянц спустя несколько лет даже подарил ученому свою работу - портрет кумира ученого, великого англичанина Чарлза Дарвина.
Стремление оказывать помощь, по-видимому, было состоянием души К.А. Тимирязева. В музее-квартире ученого сохранилось три программы «Армянских вечеров» (1900, 1901 и 1902 г.), сборы от которых шли в пользу студентов- армян Императорского Московского университета.
Первый вечер под эгидой Российского благотворительного собрания устраивала М.Н. Муромцева-Климентова, давняя знакомая Тимирязева.
К.А. Тимирязев ушел из жизни в 1920 году, но тимирязевский дух и его сердечные отношения с армянами явились залогом того, что в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, не только училась, но и работала (и до сих пор работает) большая армянская диаспора. И знаменательно, что величественный памятник Тимирязеву в начале Тверского бульвара, недалеко от того места, где более 30 лет жил ученый, изваял уроженец Армении Сергей Дмитриевич Меркуров.
Тимирязевка гордится своими учителями, которые воспитали не одно поколение ученых – профессорами А.И. Атабековой, Г.А. Аветисяном, Е.А. Арзумяном, Р.Б. Давидовым, Г.А. Тер-Шмаоновым и другими.
Отдельно хочется упомянуть академика Николая Александровича Майсуряна. Ученик выдающихся аграрников Г.М. Журовского и Д.Н. Прянишникова сам вырос в крупного ученого. Несколько поколений тимирязевцев запомнит своего учителя как блистательного лектора, талантливого педагога и воспитателя, человека неуемной энергии в разрешении научных задач. 20 декабря 2006 года, в день завершения Года Армении в России, на здании, в котором в течение 40 лет работал выдающийся ученый, академику Николаю Александровичу Майсуряну была открыта мемориальная доска.
Сегодня в нашем университете трудится молодая диаспора армян, а значит, связь времен не прерывается. Тимирязевская академия, или, как сейчас называется наш вуз, Российский государственный аграрный университет, воспитала целую плеяду ученых для научно-исследовательских учреждений, учебных заведений и агропромышленного комплекса Армении. Естественно, ученые не прерывали связей со своей аlma mater. Одним из примеров плодотворного сотрудничества может служить совместная селекционная работа виноградарей Тимирязевки и Армении. Селекция дала свои плоды: у Армении теперь есть собственный сорт винограда, который получил название Бурмунк. Вино, приготовленное из него, на выставке в Ялте было отмечено золотой медалью.
Хотя К.А. Тимирязев ушел из жизни уже более 80 лет назад, но его квартира-музей продолжает поддерживать как тимирязевский дух, так и такие же сердечные отношения к армянам. Первый директор музея-квартиры Евгения Владимировна Полосатова долгие годы дружила с выдающейся армянской писательницей Мариэттой Сергеевной Шагинян. Недавно внучка Мариэтты Сергеевны Елена Викторовна Шагинян передала музею ценные материалы, которыми обменивались Шагинян с Полосатовой.
Для автора этих строк судьба Армении и ее жителей также была небезразлична. Еще в детстве до школы я уже знал, где находится гора Арарат, крепость Карс, Эрзерум, озеро Ван. Моя мама Домна Степановна Дрючок (Портяная) нам, детям, а нас в семье было шестеро, рассказывала и показывала на карте, где служили прапрадеды - черноморские казаки Дрючок Пантелей и Портяной Тимофей, которые участвовали в военных действиях в 1855 году в Карсе. Их сыновья, мои прадеды Михаил Пантелеевич и Василий Тимофеевич в 1877-1878 гг. участвовали в штурме Карса и Эрзерума, а деды - Савелий Михайлович и Степан Васильевич служили в крепости Карс. Из рассказов мамы мы знали, что братья служили в разведке и часто ходили по тылам неприятеля. Вернулись с фронта с двумя Георгиевскими крестами.
Знать и помнить прошлое, какое бы оно ни было, черпать из этого удивительного родника самые лучшие, самые чистые, самые близкие по духу примеры - это ли не лучший памятник нашим выдающимся предкам. Дорогой читатель, изучайте и сохраняйте лучшее ради того, чтобы, приложив силу и волю, творить добро, чтобы поколения, идущие за нами, могли сказать о современном человеке с тем же восхищением, с каким мы говорим о наших предках, умевших ценить истинную дружбу между людьми и народами.
Алексей Дручек, директор мемориального музея- квартиры К.А. Тимирязева
Оставьте свои комментарии