№ 6 (165) Март (16-31) 2011 года.

Дудук, который исполняет джаз

Просмотров: 6254

Дудук всегда пользовался в Армении особым уважением и любовью. Его бархатный голос на протяжении многих столетий сопровождает армян и в радости, и в горе. Благодаря Дживану Гаспаряну дудук в последние годы получил поистине всемирное признание.

Но по-настоящему, до глубины души, волшебное звучание дудука очаровало широкую аудиторию в фильме «Гладиатор». После присуждения этой картине в 2000 году престижной премии «Оскар» авторитетная газета «Нью-Йорк таймс» заметила: «Как странно, что в нашем безбожном мире еще есть такие неповторимые и сокровенные звуки, которые дарит нам дудук». Спустя всего лишь пять лет, в 2005 году, армянский дудук был признан шедевром Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Среди тех, кто сегодня достойно представляет армянскую школу игры на дудуке – музыкант и педагог, солист созданного им же ансамбля дудукистов - Георгий Минасов. Это он расширил диапазон и исполнительские возможности дудука, создав, по сути, новый инструмент. Родился Георгий Минасов в семье потомственных музыкантов в Баку. С семи лет учился игре на мандолине, в 16 освоил кяманчу. Ко времени призыва на армейскую службу он уже отлично играл на кларнете и был назначен солистом полкового оркестра. Вернувшись после службы в армии, работал в ансамбле песни и пляски, был солистом оркестра народных инструментов Азгостелерадио. Но в 1983 году с семьей переехал в Ереван. Поводом стала обида. Вернее, как вспоминает сам Георгий Вартанович, обиделся даже не он – к предвзятому отношению к армянам в Азербайджане было не привыкать.

А случилось так: в связи с 25-летием азербайджанского телевидения Баку на торжества в Азербайджан был приглашен заместитель председателя теле- и радиовещания Армении, писатель и журналист Виктор Балаян. В числе выступавших на праздничном концерте значился и Георгий Минасов, но в отличие от других, ни имени, ни фамилии его не объявили. Это сильно возмутило Балаяна, который тут же не преминул резко высказаться в адрес организаторов. И потребовал, чтобы Минасов продал квартиру и переехал в Ереван. Так началась новая эра в творческой биографии музыканта. В это время Рубен Алтунян как раз искал солиста-дудукиста для руководимого им ансамбля гусанской и народной песни. 23 года Георгий Минасов проработал в ансамбле, объездил с ним десятки стран, побывал в США, Канаде, Греции, Бельгии, Сирии, Ливане.

Три года назад Минасов создал собственный ансамбль «Дудукнер», сначала как квартет, затем – квинтет. Кроме обычного классического дудука, в составе ансамбля есть бас-дудук, баритон и тенор, которые позволяют, помимо гусанских и народных песен, играть произведения Хачатуряна, Спендиарова, Комитаса, Нарекаци, Шнорали, Екмаляна, а также классическую музыку Баха, Моцарта, Рахманинова, Гершвина. Причем создателем этих новых инструментов является руководитель ансамбля. На вопрос: «Для чего нужно было совершенствовать дудук, создавая в принципе новый инструмент?» - Георгий Вартанович просто отвечает: «Чтобы исполнять на нем все те произведения, которые сейчас есть в репертуаре ансамбля».

Длина обычного дудука около 30 сантиметров, да и диапазон невелик – чуть больше октавы. Играть на нем сложно. Поэтому нужно, чтобы инструмент имел две октавы. «То же самое говорили в свое время и друзья-композиторы, когда я просил их написать или переложить для дудука классическую музыку», - говорит собеседник. Первые опыты по усовершенствованию инструмента, по словам Минасова, он начал еще в конце 80-х. Как раз в те годы в Армению в связи с известными бакинскими событиями переехал великолепный мастер музыкальных инструментов Сергей Аванесов. Вдвоем они приступили к реализации этой идеи. В первую очередь необходимо было удлинить дудук почти втрое. Минасов рассчитал размеры, сделал эскизы, наметил места клапанов – на дудуке метровой длины они обязательно должны быть, иначе играть на нем будет просто невозможно. Первый бас-дудук не вполне отвечал требованиям маэстро. Чего-то не хватало. Потом сделали второй, третий… В конце концов усовершенствованный вариант бас-дудука был создан в 1992 году. А еще через несколько лет появились другие инструменты семейства – дудук-тенор и дудук-баритон, на изобретение которых Георгий Минасов получил авторское свидетельство.

По всеобщему представлению, дудук – народный инструмент и играть на нем можно только народные мелодии. У многих тогда возникал вопрос: зачем нужно было создавать новый инструмент и исполнять на нем классику и джаз? Это что - очередная дань моде? «Нет, это любовь к своему инструменту, желание расширить его возможности и репертуар. Понимаете, играть все время одно и то же в ограниченном диапазоне обычного дудука лично для меня стало в какой-то момент неинтересно. И потом, я всегда любил классику. И если на баяне или аккордеоне можно исполнять классику, то почему не попытаться сделать это на дудуке? Именно поэтому я решился на эксперимент. Вспомните, как в свое время было создано семейство скрипичных инструментов: скрипка, потом альт, виолончель, контрабас. Я же попытался создать семейство дудуков.

Сегодня «суммарный» диапазон нашего ансамбля имеет целых три октавы. Поэтому мы можем исполнять всё, в том числе и классику, и джаз», - рассказывает дудукист-новатор. Действительно, на сегодняшний день ансамбль «Дудукнер» единственный в своем роде музыкальный коллектив. Ведь таких инструментов ни у кого в мире больше нет. Музыканты успешно гастролируют с концертами в Армении, Нагорном Карабахе, России, странах дальнего зарубежья. Но где бы они ни выступали, трепетное звучание дудука всегда вызывает неподдельный интерес к этому армянскому инструменту.

Ара Ванецян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

  1. интересная публикация. Спасибо автору!
  2. Жаль, что о Георгии Минасове мало кто знает. В основном звучит одно имя - Дживана Гаспаряна.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты