Об Армении – с большой любовью в сердце
22 июня художнику Карену Давтяну, больше известному в Армении под псевдонимом Капо, исполнилось бы 49 лет. Его жизнь от этой даты отделяет чуть больше месяца. Он трагически погиб в самом расцвете творческих сил.
Как считают друзья, его картины насквозь проникнуты энергетикой солнца, веселья и радости. «На мой взгляд, его секрет заключался в том, что он не терпел в искусстве ремесленничества и постоянно находил вокруг себя только прекрасное. Он действительно все замечал, запоминал, а потом, переосмысливая впечатления, начинал творить чудеса у холста без предварительных набросков и эскизов, – рассказывает его близкий друг Вартан Погосян. – Во время работы он больше был похож на строителя, создающего на полотне что-то наподобие архитектурных построек». Так появился цикл картин «Чудо», к каждой из которых, чтобы не запутаться, он ставил порядковый номер.
С особой любовью художник писал портреты женщин, причем обязательно в старинной национальной одежде. И хотя это был образ собирательный, тем не менее, в каждой из них угадывались черты его любимой жены Нарине. «Ах, если бы наши девушки одевались сегодня так, как на этих картинах, было бы чудесно», - написала наша соотечественница на одном из интернет-форумов, увидев его галерею женских образов.
Как-то, лет шесть назад, на московской выставке в «Галерее А», а затем и в экспозиционном зале отеля «Арарат Парк Хаятт» были выставлены работы армянских художников, в том числе 17 картин Карена Давтяна. Среди них небольшой холст, размером всего 50х50 сантиметров, под названием «Раздумье», где была изображена красавица-армянка с потупленным взором. Посмотреть выставку пришла всемирно известная американская исполнительница и актриса Шерилин Саркисян. Из более чем трехсот демонстрируемых картин ее поразила лишь одна. Остановившись, поп-дива удивленно воскликнула: «Как это прекрасно! Да ведь это же я!» В прессе тут же появилось сообщение: «На выставке армянских художников в одном из престижных залов Москвы выставлен портрет Шер в национальном костюме, написанный художником с натуры». А потом даже слух прошел, что за эту работу известная армянка готова заплатить любые деньги. «Все было немного иначе. Карен тогда находился в Голландии с персональной выставкой. И когда ему по телефону сообщили о желании нашей знаменитой соотечественницы приобрести картину, он просто подарил, а не продал ее, полагая, что это честь и для него, – вспоминает Нарине Давтян ту давнюю историю.
Его картины уже давно разбрелись по всему свету, украшая частные коллекции ценителей искусства в Армении, России, Польше, США, Италии, Голландии… «Карен относился к своим картинам, как детям, которые рано или поздно должны вылететь из родительского гнезда, – рассказывает вдова художника, – а когда в доме собиралось очень много картин, говорил: «Кажется, они просят, чтобы я отпустил их. Наверное, это правильно: ведь они должны служить людям, а не только мне. Для этого я их и пишу».
Сегодня в их доме осталось несколько незавершенных работ мастера, одна из которых посвящена еще одной его любимой теме – цветам. Правда, в подрамнике можно увидеть лишь вазу, в которую художник так и не успел положить букет любимых им полевых цветов. Эта картина тоже будет представлена на выставке, которая откроется к дню рождения художника в церкви Григора Нарекаци его родного города Ванадзора, а затем на выставке в Ереване. «Всего будет демонстрироваться около 60 работ, которые удалось собрать из частных коллекций. Очень помогают друзья Карена, творческая интеллигенция, депутаты Национального собрания Армении, – говорит сестра мастера Анаит Айвазян. – Сам Карен никогда не пользовался покровительством или опекой своих влиятельных друзей и поклонников. Он вообще всегда с легкостью относился к различным званиям и регалиям, а вернее, к их отсутствию, так как был свободолюбивым по натуре. Сейчас друзья ходатайствуют о том, чтобы в виде исключения посмертно ввести его в ряды членов Союза художников Армении и издать каталог его работ, как бы воплощая справедливую библейскую мудрость о кесаре и Боге, тем более, что он был глубоко верующим человеком.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии