№ 12 (195) Июль (1–15) 2012 года.

О бедном пенсионере замолвите слово

Просмотров: 2874

После парламентских выборов в Армении поход в продовольственный магазин для большей части населения стал больше похож на экскурсию, например, в музей, где на экспонаты можно только смотреть. И это при том, что основная доля местного рынка представлена отнюдь не заморской экзотикой, а продукцией отечественного товаропроизводителя. «Такая ситуация всегда характерна своей привязкой к выборам, в преддверии которых рост цен сдерживают», – считает председатель Ассоциации потребителей Армен Погосян. Впрочем, пенсионеров подобные алгоритмы политической экономии вряд ли интересуют в первой ее части, но зато реально ощутимы во второй, когда пожилым людям приходится экономить из своего скудного бюджета буквально на всем.

Согласно данным официальной статистики, стоимость минимальной потребительской корзины в первом квартале текущего года составила 55.327 тысяч драмов, на которые среднестатистическому армянскому гражданину необходимо приобрести набор нормированных килокалорий мяса, рыбы, картофеля, фруктов, сахара, молочных продуктов, яиц, растительного масла, маргарина, хлеба, а на оставшийся эквивалент в 1 у.е. – «прочие виды продовольственных товаров». Хотя не хлебом единым жив человек, а тем более пожилой организм, которому необходим широкий спектр витаминизированной пищи. Но и невооруженным глазом видно, что предлагаемые продукты питания на скудную трудовую пенсию в 31 тысячу 300 драмов (около 80 долларов) купить никак не получится. А уж на базовую, которая с января нынешнего года была увеличена до 13 тысяч драмов, даже хлеб можно приравнять к блокадному пайку. Не говоря уже о «народных окорочках», «вредных привычках», да и просто необходимых лекарствах.

«Я бы хотела посмотреть, как наши чиновники прожили бы на эту пенсию хоть один месяц, – возмущенно говорит пенсионерка тикин Гаяне. – Ее не хватает даже на оплату коммунальных счетов зимой». Действительно, не хватает. В предновогоднюю ночь на одной из центральных улиц рядом с главной площадью армянской столицы прохожие стали свидетелями эпизода, очень напоминавшего андерсеновскую сказку «Девочка со спичками». Правда, вместо спичек и девочки у неонового фонаря в последний вечер уходящего 2011 года грелась старушка, прижав свои окостеневшие ладошки к холодному светлячку. «Мне очень холодно. У меня электрик отключил свет, потому что я купила лекарства и не смогла заплатить за электроэнергию», – тихо шептала и так же тихо плакала бабушка.

Обычно в подобных случаях в высоких кабинетах любят разглагольствовать о том, что в Армении традиционно крепки семейные связи, а потому одиноким пенсионерам родня не позволит жить на «одну пенсию». А вот о том, что ментальные связи распались вместе с распадом СССР, чиновники предпочитают не говорить. Возможно, потому, что следом нужно разъяснять реалии не менее горькой действительности – миграцию людей среднего возраста, уехавших в поисках работы и оставивших престарелых родителей коротать в одиночестве старость в родном отечестве. Уповать на фактор повального трансфертного благополучия тоже не приходится, так как рост объема частных переводов от наших гастарбайтеров лишь еще раз свидетельствует о том, что забота о пенсионерах пока остается делом рук самих пенсионеров и их родственников, а не государства. Кстати, в предвыборной гонке ни один (!) из потенциальных парламентариев в своих обещаниях не затронул столь остро стоящую проблему населения, чей возраст сегодня уже перешагнул рубеж 55-65 лет.

Несколько лет назад в беседе со мной руководитель крупнейшего, но уже почти не работающего предприятия «Разданмаш» Роланд Мгерян цинично оговорился: «Этот завод я держу своим карманом». Правда, на вопрос «А карман откуда?» очень сильно обиделся, так как источник пополнения личного директорского фонда был очевиден. Этот господин тоже не бедствует. Выбравшись из районной глубинки, приобрел недвижимость в элитных районах Еревана: на перекрестке улиц Байрона–Саят-Нова, Туманяна–Абовяна, проспекте Тигран Мец… В то время, как 17-тысячная армия специалистов только этого предприятия сегодня осталась без трудового стажа, а значит, без гарантий на обеспеченную старость. Дипломированные инженеры и квалифицированные рабочие торгуют в лучшем случае вторсырьем на Ереванском вернисаже или нанимаются в батраки на поденную работу за тысячу драмов в день, не имея при этом никаких прав. «Наш завод закрыли в начале 90-х. Сказали: временно, но как потом оказалось – навсегда. Знаете, когда прохожу мимо того, что осталось, сердце кровью обливается: порушенные стены, заросшая, заброшенная и пустынная территория. Это как тупик, в который мы все уткнулись. А ведь когда-то здесь был налаженный производственный ритм, где каждый был обеспечен работой, знал свое дело. И самое главное, был уверен в завтрашнем дне», – говорит с горечью 60-летний Ваграм Зурабян, работавший когда-то начальником производственного сектора на заводе «Электрон», а теперь открывший небольшую лавчонку фурнитуры на одном из местных рынков. Новая работа ему явно не по душе, что он, впрочем, и не скрывает: «Теперь у меня почти нет стажа для пенсии. Не по моей воле. Нас просто вышвырнули тогда на улицу новоявленные нувориши. Я бы и сейчас хотел работать по специальности. Но новая рыночная экономика не принимает меня. Говорят, возраст уже не тот». В том, что таких, как Ваграм Зурабян, в Армении много – убедиться несложно. И у всех одна и та же проблема: что их ждет впереди? Нет стабильной работы. Нет стажа, а потому страшно представить: как болеть (что в старости, к сожалению, часто случается) на 13 тысяч драмов базовой пенсии? Конечно, есть еще различные социальные фонды, но вот только для того, чтобы получить пособие, например, в «Паросе», надо еще представить убедительные доказательства по различным «индексам», что ты действительно находишься за чертой бедности.

Месяца три назад в одном из районов Еревана в один день произошли сразу две трагедии: 67-летняя женщина повесилась, а 62-летняя выбросилась с шестого этажа своей квартиры. Судя по полицейским сводкам и данным Национальной статистической службы РА, в последнее время количество самоубийств и попыток суицида среди пожилых людей растет тревожными темпами. Как отметила начальник отдела переписи населения и демографии НСС Армении Карине Куюмджян, около 56,7 процента подобных инцидентов приходится на безработных жителей Армении в возрасте 30-65 лет, а 23,1 процента – на возрастную группу старше 65 лет. Динамику печальной тенденции многие социологи объясняют состоянием экономики Армении. «Данные последних исследований дают основание полагать, что среди людей пожилого возраста нарастает чувство отчаяния. Растет крайняя нищета. Пожилые люди и пенсионеры становятся одной из самых уязвимых групп населения. Они болеют, за ними некому ухаживать, они от всего устали», – считает директор социологического центра «Социометр» Агарон Адибекян, одновременно подчеркнув, что жизнь все больше дорожает и пенсионеры не могут позволить себе самого необходимого.

Согласно все тем же сводкам республиканской статистики, более 270 тысяч граждан Армении в период с 2008 по 2010 год оказались за порогом бедности. Но как считают в правительстве РА, в 2012 году в республике осталось примерно 120 тысяч бедных семей, причем «подобный уровень бедности, в первую очередь, обусловлен тем обстоятельством, что качественное образование пока доступно не всем. Исследования показали, что у 60 процентов необеспеченных семей нет высшего образования». Что ж, с этим можно согласиться, если обратиться к журналу «Форбс», по версии которого в списке худших экономик мира по итогам 2011 года Армения заняла второе место… после Мадагаскара.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Июль 15, 2012 | 08:52 Аппарат президента России на уходящей неделе выступил с сенсационной инициативой – единого пенсионного пространства для СНГ. Это подразумевает и выравнивание, по возможности, пенсий на территории Содружества. Самая большая пенсия из стран СНГ – в России (около $250 в месяц). Средняя пенсия в Армении составляет около $70. По этому показателю Армения опережает среднеазиатские республики и Молдову, но значительно уступает другим странам СНГ. Российская пресса уже успела раскритиковать «популистскую» инициативу. Российские эксперты недоумевают, почему в странах СНГ пенсии должны выплачиваться из российского бюджета. По общему мнению, таким образом Россия пытается увеличить свое политическое влияние на пространстве СНГ. В аппарате президента России уже создано управление социально-экономического сотрудничества со странами СНГ. Оно и предложило «пенсионный интернационал».
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты