№ 12 (195) Июль (1–15) 2012 года.

«Ари тун», верадарцир!

Просмотров: 5880

Недавно я познакомилась с женщиной, чья дочь участвовала в программе «Ари тун». Семья этой девочки с 70-х годов живет в Бейруте, где, как известно, большая армянская община. Узнав про эту инициативу, предпринятую Министерством диаспоры РА, она, ни минуты не колеблясь, стала готовить свою семнадцатилетнюю дочь в дорогу – на Родину. Ее не смущал тот факт, что та более двух недель будет проживать в доме совершенно незнакомых людей. «Главное, что это будут армяне! – твердила она. – И моя дочь приобщится к национальным корням теперь уже не понаслышке, а «вживую»...»

Вернулась в Бейрут девушка с твердым намерением навсегда переехать в Армению. Мать такое желание восприняла, как «отчаянное» и «скороспелое». Лишившись отцовской опеки (отец погиб в автокатастрофе), девушка помогала матери и по дому (в семье было два малолетних ребенка), и также на равных с матерью работала парикмахером. Пребывание на родине предков до того вдохновило ее, что теперь она и дня не хотела оставаться на прежнем месте. Трезво оценив ситуацию, мать вынуждена была признать тот факт, что ее дочь, окунувшись с головой в армянскую реальность и найдя себе друзей среди армян, не хочет возвращаться в «прежнюю жизнь». Что можно было посоветовать этой женщине, которая, с одной стороны, добилась желаемого – ее дочь оказалась на Родине, а с другой – практически теряла ее, она утекала, как песок между пальцами, могла рассеяться в армянской реальности. Вот она, цена патриотизма и любви к родной земле, с малых лет внушаемая детям! Противоречивость ситуации лишила ее покоя, обрекла на серьезные переживания. Но , как говорится, «не отменившему отплытие, плаванье не отменить»….

Эта история побудила меня взглянуть на проблему без лишнего пафоса, памятуя тот факт, что «Ари тун» – это не разовая акция, а программа, набирающая обороты и с каждым годом становящаяся все популярнее в спюрке.

Для начала обратимся к сегодняшней статистике: общая численность армян в мире составляет около восьми миллионов, из которых 3,5 миллиона живут в Армении, два миллиона в России, свыше полутора миллионов – в США. Остальная часть армян проживает в Нагорном Карабахе, Европе, из них полмиллиона во Франции, большие общины армян имеются также в Иране, странах Ближнего Востока, Австралии. Цифры эти стали рычагом к созданию Министерства диаспоры. Но до его создания многие сомневались – оправдает ли свое существование? Не так ведь легко объединить диаспору в единой структуре. Но доводы и горячность убеждений Грануш Акопян почти гипнотически внушали – справятся. Госпожа Акопян вещала с трибун о том, что целью создания министерства является расширение взаимодействия с диаспорой, использование ее потенциала, конечно же, во имя развития Родины. Далее – «обеспечение независимого и безопасного существования Арцаха», а также международное признание права на самоопределение, «укрепление армянской идентичности», а заодно и расширение процесса признания и осуждения геноцида армян. Основной акцент будущий министр диаспоры делала на сплочение армянского народа вокруг Армянской Церкви. 

Согласно проекту, молодой поросли совершенно безвозмездно предоставлялась возможность провести летнее время в молодежном лагере, приобщиться к истории и культуре Армении. Причем отмечалось, что принять участие в данном проекте могут молодые люди в возрасте от 13 до 20 лет, ранее не участвовавшие в программе…

Программа «Ари тун» заработала в 2009 году. За два года Армению посетили более 900 представителей армянской молодежи из 26 стран. При этом Грануш Акопян не раз обращалась с благодарностью ко всем жителям, руководству регионов Армении и административных округов столицы, которые с радостью согласились принять у себя детей – участников программы.

Вот и в этом году Министерство диаспоры объявило набор желающих для участия в программе «Ари тун-2012» на период с 10 июня по 1 сентября. Программа эта стала более обновленной, усовершенствованной. Для ее реализации была создана совместная рабочая группа под эгидой министра диаспоры и мэра Еревана. Ей было доверено заниматься вопросами образовательно-культурной интеграции Армении и диаспоры.

За время пребывания на Родине молодежи особенно пришлись по душе обучающие программы – армянский язык, страноведение, обучение этническим танцам, песням, кулинарии… Этим, однако, деятельность «Ари тун» не ограничилась – уже стали традицией встречи с государственными деятелями, где молодежь может на равных общаться с политической элитой страны, задавать вопросы и получать внятные ответы. Словом, в Армении делается все возможное, чтобы обеспечить ту доброжелательную атмосферу, в которой находятся соотечественники, приехавшие со всех стран мира.

Непросто было договориться о встрече с министром диаспоры Грануш Акопян, она человек чрезвычайно занятой. Но беседа состоялась.

– Известно, что армянские школы существуют не во всех колониях спюрка. А из тех, что действуют, это в основном воскресные школы или школы при армянских церквях. Эти школы, мягко говоря, не совсем справляются со своими обязанностями. К тому же существует явный дефицит с учебниками, да и специалистов – раз-два и обчелся. Не поспешно ли была создана программа «Ари тун», не решив культурно-языковой проблемы в спюрке?

– Переподготовка армянских учителей диаспоры началась еще в 2009 году, и в результате четко налаженной работы с общинными структурами за последние годы в РФ, США и в ряде европейских стран было создано около ста новых однодневных школ, на сегодняшний день осуществляется и программа «школ-побратимов». А еще в прошлом году в Госуниверситете им. Лобачевского в Нижнем Новгороде армянский язык, наряду с другими иностранными, был включен в учебную программу вуза, и практику студенты будут проходить в Армении, что, безусловно, в перспективе гарантирует им работу в общине. Далее: в прошлом же году в Москве был открыт новый аналитический центр, который сотрудничает с Институтом социальных наук и научно-образовательным фондом «Нораванк», Институтом этнографии и археологии НАН РА и Армгоспедуниверситетом им. Х.Абовяна. Задача центра – изучение вклада армянства в историю Российской империи... Но, к сожалению, все еще нет полноценного обеспечения специалистами школ диаспоры. Но главное, что работа идет, и одно не мешает, а помогает другому.

– А на каком языке общаются ребята, съехавшиеся в Армению с разных концов планеты?

– На родном, армянском. Надо признать, что большинство детей, родившихся или выросших за пределами Армении, к сожалению, уже не говорят на армянском. И после двухнедельного пребывания и общения со сверстниками, с разными людьми, имеющими непосредственное отношение к культуре и литературе, посещая достопримечательности на исторической Родине у них возникает мотивация выучить армянский язык, узнать побольше о своей Родине. Им приятно слушать литературную, красивую армянскую речь. Именно поэтому на базе Ереванского государственного университета в этом году мы организовали летнюю школу «Диаспора», где преподают ускоренные курсы армянского языка, курсы мастерства хормейстеров и хореографов групп национальной песни и танца. Здесь же будет проводиться переподготовка учителей и директоров, а также уже есть наметки создания школы молодых лидеров, школы журналистов диаспоры и т.д. Но пока экскурсии для приехавших в Армению проводятся на трех языках, чтобы все было доходчиво и понятно ребятам, плохо понимающим родной язык. Интересна и экипировка участников проекта: их узнают по белым футболкам и кепкам с эмблемой «Ари тун» в виде горы Арарат, запечатленной в цветах флага Армении.

Я рассказала Грануш Акопян и историю с бейрутской девушкой. Вот что она ответила:

– Да, родители посылают детей в Армению, не жалея денег на сборы. Они готовы на разные жертвы, лишь бы сбылась их давнишняя мечта – дети осознали бы свою причастность к родной земле. Я знаю Вардуи из Кривого Рога и Жанну из Ростова-на-Дону, которые, приехав в Армению по программе «Ари тун», также решили остаться здесь навсегда. Мы стараемся помочь этим девушкам, так как пока есть сложности с трудоустройством и жильем – у нас еще не предусмотрена подобная программа. Но решение этой проблемы – вопрос времени. А что касается их родителей, то великодушие и любовь к своим детям подскажут им решение проблемы. К тому же на недавнем совещании, посвященном проблемам миграции, президент Армении Серж Саргсян поставил важную стратегическую задачу – заниматься разработкой программ стимулирования репатриации. Так что в скором времени какие-то проблемы решатся сами собой.  

– Насколько мне известно, правового статуса репатрианта в РА пока не существует, точный учет пока не ведется. Но у всех на слуху, что в Армению в течение года на постоянное жительство переезжает более тысячи человек. Причем возвращаются не по одиночке, а семьями...

– На сегодняшний день разработаны два основополагающих документа: «Концепция организации процесса репатриации» и на основе ее – Закон РА «О репатриации». Сейчас эти законопроекты находятся в Национальном Собрании РА и включены в повестку дня. Лишь после принятия закона мы сможем приступить к работе. Что же касается численности репатриирующих в Армению, то действительно, они нигде не регистрируются. Мы лишь уточняем число людей, получивших гражданство и приобретших квартиры, также численность армян по происхождению, численность армян, с определенным статусом находящихся на территории РА, и пр. В итоге пришли к заключению, что ежегодно около 4500 человек переезжают в Армению на постоянное жительство.

– Осуществляет ли Министерство диаспоры какие-нибудь инвестиционные программы?

– За последние годы в Армении возросло число инвестиций, утвердилась и бизнес-среда. Так, сегодня в Армении наряду с представителями крупного бизнеса зарегистрировано более 4500 совместных предприятий в сфере малого и среднего бизнеса. Основная наша проблема – это пренебрежение законом. И местные армяне, и представители диаспоры почему-то пытаются обойти закон и таким образом сами осложняют себе жизнь. Многим нашим соотечественникам кажется, что в Армении их могут обмануть. Пора бы отказаться от этого трафарета мышления, пора бы понять, что становление любого бизнеса – это еще и показатель патриотизма той или иной нации. Ведь вкладывая инвестиции на Родине, бизнесмен получает прибыль, а прибыль – и чем больше она, тем лучше – это новые рабочие места, это выход из бедности, отказ от эмиграции.

- В словосочетании «Ари тун» я слышу императив – «Иди домой». Так обычно окликает мать своего ребенка, желая чтобы тот поскорее вернулся домой...

– Ну да, иносказательно и символически Армения и есть та мать, которая зовет свои чада домой. Надеюсь, придет время, когда армянство настолько осознает свою необходимость быть на своей исторической Родине, что словосочетание «ари тун» заменится на более глубинное, осознанное – «тун верадарцир» («возвращайся домой»). Никто ведь не может вернуться в прошлое и изменить свой старт... Но каждый может стартовать сейчас и изменить свой финиш...

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. После прочтения этой статьи я вздохнул всей грудью и выпрямился. Спасибо огромное!!!!!!!!!!!!
  2. Программа "Ари тун" была более успешной, если бы не грабительские цены на авиабилеты, которые предлагает "Армавиа". Это позор! Из-за дороговизны в Армению многие не летят.
  3. Aвиакомпания "Армавиа" - позор Армении!!! Куда смотрит Президент и Премьер-министр!!! Это же- явный антиармянский саботаж!!!
  4. Я не верю ни на какие программы армянского правительства. Это очередная туфта. Какая программа заработает в нищей стране? В Армении сейчас каждый под одеялом ест свой брдуч и радуется, что у соседа нечего кушать.
  5. Почему так зло,армяне!!!Почему надо во всем видеть злой умысел?Это зависть или больные мозги?!
  6. Мнение, твое шакальско-апшеронское мнение тут абсолютно никого не интересует!
  7. А при чем тут Армавиа, если правительство не дает никаких дотаций, как это делается в других странах в отношении собственного авиаперевозчика? Да и ценообразование идет не от Армавиа, а от звартноца. По грабительскому договору Эрнекян покупает у Багдасарова бензин, который тот ввозит в Армению, а потом продает его на поле самолетам Багдасарова. Например билеты Москва-Ереван дешевле, чем Ереван-Москва потому, что на московском поле керосин, которым Багдасаров заправляет свои самолеты дешевле, чем в Звартноце. Это только маленький пример. Правительство молчит, точно также, как когда-то молчало с монополистом Арментелом,устраивающего в стране телефонный беспредел. АРмении навязывают чужие рейсы в ущемлении собственной стратегии. Но случись природный катаклизм или война, где гарантия что единственную связь с миром нам помогут осуществить иностранные компании. Правительство молча продолжает попустительствовать этому.
  8. Правительсво не молчит, как вы говорите, а в доле у этих монополистов. Монополизм губит всю страну, губит нацию, но позволяет обогащаться таким уродам, как Лфик Само, Доди Гаго, Черны Гаго, Немец Рубо, Сашик Саргсян и пр. А второй президент Армении Кочарян давно в списке миллиардеров. И Сержик туда стремится. Но наши соотечественники совсем обезумили. Вот за этих олигархов из РПА и голосуют. Позор!
  9. Скажите, а президент какой страны в списке нищих? Даже самой демократичной?
  10. Многие не знают,что все козни против Багдасарова совершаются неким Мишиком, с целью отнять бизнес.
  11. Все хороши - и правительство, и Эрнекян, и Багдасаров. От жадности скоро сдохнут! А все эта наша зависть губит. Туризм губит, хорошую программу Ари тун тоже губит. Крохоборы, а не армяне!
  12. Тому, кто обладает секретными сведениями:У вас устаревшие сведения. Уже не мишик. это окружение второго президента
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты