№ 12 (195) Июль (1–15) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 3888

3 июля

пророка Захарии

Пророк Захария (VI век до Р.Х.) был одним из двенадцати т.н. «малых» ветхозаветных пророков. Он является автором одной из книг, включенных в Священное Писание. Устами Захарии Господь пред­сказал вход Спасителя в Иерусалим, предание Хри­ста за 30 сребреников и затмение солнца в часы Его крестных мук.

5 июля

Св. пророка Елисея

Елисей был учеником пророка Илии, после ко­торого иерихонцы провозгласили его главой про­роческих школ. Подобно Илие, Елисей проповедо­вал устно и не оставил книг.

7 июля

Свв. 12 апостолов Христа и Павла – тринадцатого апостола

В евангельских текстах слово «апостол» ис­пользуется применительно к двенадцати (а так­же к семидесяти двум) ученикам Иисуса Хри­ста, которых Он избрал для утверждения Своей Церкви. Двенадцатью апостолами были братья Андрей и Симон-Петр, братья Иаков Зеведеев и Иоанн, Филипп и его друг Варфоломей (Нафанаил), Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Фаддей (Леввей), Симон, а также отступник Иуда Иска­риот, на место которого был по жребию избран Матфей. Иисус дал апостолам «власть над нечи­стыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь».

Господу было угодно, чтобы бывший гони­тель христиан Павел (Савл) раскаялся и при­нял христианство, ибо ему было предначертано стать «избранным сосудом» Бога и положить на­чало распространению Евангелия в языческом мире.

В полном церковном календаре имеются от­дельные даты памяти каждого из двенадцати, но один из дней посвящен «собору славных и всехвальных» 12 апостолов, вместе с которыми по­минается и Павел.

8 июля

Масленица Преображенского поста

В этот день совершается отдельное поминове­ние представителей семьи Манукян, в частности Алека и Мари Манукян – выдающихся националь­ных благотворителей.

14 июля

Память ветхозаветного Кивота и праздник Новой святой Церкви

Ветхозаветный Кивот, иначе Ковчег Завета, – святыня еврейского народа. В Библии он описыва­ется как познаваемое присутствие Всевышнего и реальный символ завета, заключенного Богом с на­родом Израиля. В Ковчеге Завета хранились скри­жали с десятью заповедями, данными Богом вож­дю израильтян Моисею на горе Синай. Скрижали являлись откровением Господа, выражением Его воли, поэтому Кивот назывался и ковчегом откро­вения. Царь-пророк Давид перенес Ковчег Завета в Иерусалим. Сын Давида царь Соломон построил Иерусалимский храм и поместил Ковчег в святая святых. Ковчег пропал при разрушении Иерусали­ма вавилонянами в VI веке до P.X. Предполагают, что он был сожжен вместе с храмом. По преданию, Ковчег спас и спрятал в горах пророк Иеремия.

В христианском календаре праздник Кивота не носит отдельной смысловой нагрузки, а сим­волизирует взаимодополняемость Ветхого и Но­вого Заветов.

15 июля

ВАРДАВАР. ПАЙЦАРАКЕРПУТЮН ТЭАРН. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Преображение Господне – один из главных праздников христианской Церкви и один из наибо­лее любимых в нашем народе. Он связан с важнейшим событием земной жизни Спасителя, описан­ным в Евангелиях.

За сорок дней до распятия Иисус Христос вме­сте с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном под­нялся для молитвы на гору Фавор, где произошло Егo преображение. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистаю­щею. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они го­ворили об исходе Его, который Ему надлежало со­вершить в Иерусалиме... Явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас глаголющий: Сей есть Сын Мой возлю­бленный; Его слушайте», – описывает евангелист Лука.

Праздник Преображения стал отмечаться уже в IV веке, когда на горе Фавор был построен храм Преображения Господня.

Св. Григор Просветитель в том же IV веке на­значил праздник Преображения на 1-е число ме­сяца Навасард, исконно армянского календаря, ко­торое приходится на 23 августа. На вопрос, почему мы отмечаем Преображение не в самый его день, а значительно позже, св. Григор Татеваци ссылается на Христа, предупредившего апостолов: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человече­ский не воскреснет из мертвых».

Издревле в этот день в Армении отмечался языческий праздник Вардавар – люди выпускали голубей, обливали друг друга водой. В христиан­ской символике эти обряды связываются с воспо­минанием о потопе и Ноевом голубе, принесшем в клюве масличную ветвь как весть о спасении. В южных регионах Армении к этому празднику приурочивали обряд благословения винограда.

16 июля

Поминовение усопших

19 июля

Св. пророка Исаии

Исаия входит в число четырех «больших» вет­хозаветных пророков. Одним из наиболее пораз­ительных его пророчеств было предсказание зем­ной миссии Христа и его страданий. За описание прихода Христа, в подробностях совпавшее с эпи­зодами биографии Иисуса, Исаию называют вет­хозаветным евангелистом. Другое его пророчество относится к рождению Спасителя от Девы.

21 июля

Свв. апостола Фаддея и девы Сандухт

С 43-го года апостол Фаддей проповедовал в Ар­мении Великой и в 66-м году пришел в поселение Шаваршаван, где находилась царская резиденция. Дочь царя Санатрука Сандухт пришла на пропо­ведь апостола и под ее воздействием приняла кре­щение. Уговоры царя отказаться от чуждого куль­та не подействовали на Сандухт, и по настоянию приближенных он заключил родную дочь в тюрь­му. В темнице царевну тайно посетил Фаддей, пришедший помолиться вместе с ней и вселить уверенность в правильности избранной стези. Узнав, что Фаддею удалось проникнуть в тюрьму, царь приказал обезглавить ее начальника. Не су­мев убедить дочь отречься от христианства, Caнатрук по требованию князей отдал приказ казнить ее. Царевну обезглавили и в течение трех дней над ее телом стоял столп света.

В истории Армянской Церкви Сандухт счи­тается первомученицей за христианство. В X веке Католикос Анания I основал на месте казни царев­ны Нарекский монастырь, изначально носивший ее имя.

28 июля

Свв. сыновей и внуков св. Григория Просветителя Армении – Аристакеса, Вртанеса, Иусика, Григориса и Даниела

Младший сын св. Григора Просветителя Ари­стакес (264-333) посвятил себя духовному под­вижничеству и стал епископом и викарием своего отца. В 325 году он представлял Армению на Пер­вом Вселенском Соборе. Аристакес внедрял хри­стианство в вотчинах князей, сопротивлявшихся утверждению христианства. За свою непримири­мость к язычеству Аристакес был убит князем Архелаем, владевшим областью Цопк (Софена).

Старший сын Григора Просветителя Вртанес (262-341) занял армянскую духовную кафедру сра­зу после гибели своего брата Аристакеса, чтобы тем самым сохранить принцип династического на­следования духовного престола.

Вртанес установил один из первых самосто­ятельных праздников Армянской Церкви – день памяти свв. мучеников Вачеанц. Когда подстре­каемые персидским царем Шапухом II армянские князья-персофилы подняли волну мятежей с це­лью реставрации языческого культа, борьбу с ними возглавил главнокомандующий армянской армией Ваче Мамиконян. Князь Ваче погиб в бою с пер­сидскими отрядами, и патриарх Вртанес повелел поминать во время литургии князя и его павших соратников, тем самым установив День памяти защитников Родины и веры. В V веке эту дату соединили с Днем памяти героев Аварайрской бит­вы, которую также возглавил представитель рода Мамиконян – князь Вардан.

Внук св. Григора, младший сын Вртанеса Иусик (295-347) принял монашество, а после смерти отца занял духовный престол в сане епископа. Он боролся за укоренение христианской нравствен­ности в дворянских кругах и царской семье. Когда прибывший в Цопк царь Тиран пожелал войти в церковь, Иусик преградил ему путь со словами: «Не входи, ты недостоин входить в церковь». Рас­свирепевший царь приказал избить Иусика пал­ками, и через несколько дней молодой патриарх скончался от побоев.

Брат епископа Иусика Григорис принял мона­шество в ранней юности и уже в 15-летнем воз­расте в сане епископа был направлен в страну Агванк, где проповедовал племенам, населявшим западное побережье Каспийского моря. Aгван­кские князья решили, что армянский царь через своих миссионеров пытается дестабилизировать ситуацию в их стране, и казнили Григориса (ок. 335 года).

Даниел не состоял в родстве с Григором Про­светителем, но был питомцем и духовным наслед­ником последнего, почему его память совершается в день сыновей и внуков св. Просветителя. Даниел служил епископом Тарона и Аштишата, слыл цели­телем и чудотворцем. Когда после убийства патри­арха Иусика в 347 году возникла необходимость выбора нового главы Церкви, царь Тиран пожелал видеть на духовном престоле Даниела. Неприми­римый епископ обрушился на царя с обвинения­ми в убийстве патриарха и был задушен царскими слугами. Впоследствии над могилой святого была возведена церковь его имени.

31 июля

Свв. двенадцати «малых» пророков Ветхого Завета

Пророками называли одухотворенных людей, являвшихся провозвестниками и проводниками промысла Божьего. Их нередко называли и анге­лами – посланниками Божьими. Пророк начинал речь словами: «Так говорит Господь» и вещал по побуждению Святого Духа.

Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Наум, Ав­вакум, Иона, Софония, Аггей, Захария и Малахия считаются «малыми» ветхозаветными пророками.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты