Праздники Армянской Апостольской Церкви
3 июля
пророка Захарии
Пророк Захария (VI век до Р.Х.) был одним из двенадцати т.н. «малых» ветхозаветных пророков. Он является автором одной из книг, включенных в Священное Писание. Устами Захарии Господь предсказал вход Спасителя в Иерусалим, предание Христа за 30 сребреников и затмение солнца в часы Его крестных мук.
5 июля
Св. пророка Елисея
Елисей был учеником пророка Илии, после которого иерихонцы провозгласили его главой пророческих школ. Подобно Илие, Елисей проповедовал устно и не оставил книг.
7 июля
Свв. 12 апостолов Христа и Павла – тринадцатого апостола
В евангельских текстах слово «апостол» используется применительно к двенадцати (а также к семидесяти двум) ученикам Иисуса Христа, которых Он избрал для утверждения Своей Церкви. Двенадцатью апостолами были братья Андрей и Симон-Петр, братья Иаков Зеведеев и Иоанн, Филипп и его друг Варфоломей (Нафанаил), Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Фаддей (Леввей), Симон, а также отступник Иуда Искариот, на место которого был по жребию избран Матфей. Иисус дал апостолам «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь».
Господу было угодно, чтобы бывший гонитель христиан Павел (Савл) раскаялся и принял христианство, ибо ему было предначертано стать «избранным сосудом» Бога и положить начало распространению Евангелия в языческом мире.
В полном церковном календаре имеются отдельные даты памяти каждого из двенадцати, но один из дней посвящен «собору славных и всехвальных» 12 апостолов, вместе с которыми поминается и Павел.
8 июля
Масленица Преображенского поста
В этот день совершается отдельное поминовение представителей семьи Манукян, в частности Алека и Мари Манукян – выдающихся национальных благотворителей.
14 июля
Память ветхозаветного Кивота и праздник Новой святой Церкви
Ветхозаветный Кивот, иначе Ковчег Завета, – святыня еврейского народа. В Библии он описывается как познаваемое присутствие Всевышнего и реальный символ завета, заключенного Богом с народом Израиля. В Ковчеге Завета хранились скрижали с десятью заповедями, данными Богом вождю израильтян Моисею на горе Синай. Скрижали являлись откровением Господа, выражением Его воли, поэтому Кивот назывался и ковчегом откровения. Царь-пророк Давид перенес Ковчег Завета в Иерусалим. Сын Давида царь Соломон построил Иерусалимский храм и поместил Ковчег в святая святых. Ковчег пропал при разрушении Иерусалима вавилонянами в VI веке до P.X. Предполагают, что он был сожжен вместе с храмом. По преданию, Ковчег спас и спрятал в горах пророк Иеремия.
В христианском календаре праздник Кивота не носит отдельной смысловой нагрузки, а символизирует взаимодополняемость Ветхого и Нового Заветов.
15 июля
ВАРДАВАР. ПАЙЦАРАКЕРПУТЮН ТЭАРН. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Преображение Господне – один из главных праздников христианской Церкви и один из наиболее любимых в нашем народе. Он связан с важнейшим событием земной жизни Спасителя, описанным в Евангелиях.
За сорок дней до распятия Иисус Христос вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном поднялся для молитвы на гору Фавор, где произошло Егo преображение. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме... Явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте», – описывает евангелист Лука.
Праздник Преображения стал отмечаться уже в IV веке, когда на горе Фавор был построен храм Преображения Господня.
Св. Григор Просветитель в том же IV веке назначил праздник Преображения на 1-е число месяца Навасард, исконно армянского календаря, которое приходится на 23 августа. На вопрос, почему мы отмечаем Преображение не в самый его день, а значительно позже, св. Григор Татеваци ссылается на Христа, предупредившего апостолов: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Издревле в этот день в Армении отмечался языческий праздник Вардавар – люди выпускали голубей, обливали друг друга водой. В христианской символике эти обряды связываются с воспоминанием о потопе и Ноевом голубе, принесшем в клюве масличную ветвь как весть о спасении. В южных регионах Армении к этому празднику приурочивали обряд благословения винограда.
16 июля
Поминовение усопших
19 июля
Св. пророка Исаии
Исаия входит в число четырех «больших» ветхозаветных пророков. Одним из наиболее поразительных его пророчеств было предсказание земной миссии Христа и его страданий. За описание прихода Христа, в подробностях совпавшее с эпизодами биографии Иисуса, Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Другое его пророчество относится к рождению Спасителя от Девы.
21 июля
Свв. апостола Фаддея и девы Сандухт
С 43-го года апостол Фаддей проповедовал в Армении Великой и в 66-м году пришел в поселение Шаваршаван, где находилась царская резиденция. Дочь царя Санатрука Сандухт пришла на проповедь апостола и под ее воздействием приняла крещение. Уговоры царя отказаться от чуждого культа не подействовали на Сандухт, и по настоянию приближенных он заключил родную дочь в тюрьму. В темнице царевну тайно посетил Фаддей, пришедший помолиться вместе с ней и вселить уверенность в правильности избранной стези. Узнав, что Фаддею удалось проникнуть в тюрьму, царь приказал обезглавить ее начальника. Не сумев убедить дочь отречься от христианства, Caнатрук по требованию князей отдал приказ казнить ее. Царевну обезглавили и в течение трех дней над ее телом стоял столп света.
В истории Армянской Церкви Сандухт считается первомученицей за христианство. В X веке Католикос Анания I основал на месте казни царевны Нарекский монастырь, изначально носивший ее имя.
28 июля
Свв. сыновей и внуков св. Григория Просветителя Армении – Аристакеса, Вртанеса, Иусика, Григориса и Даниела
Младший сын св. Григора Просветителя Аристакес (264-333) посвятил себя духовному подвижничеству и стал епископом и викарием своего отца. В 325 году он представлял Армению на Первом Вселенском Соборе. Аристакес внедрял христианство в вотчинах князей, сопротивлявшихся утверждению христианства. За свою непримиримость к язычеству Аристакес был убит князем Архелаем, владевшим областью Цопк (Софена).
Старший сын Григора Просветителя Вртанес (262-341) занял армянскую духовную кафедру сразу после гибели своего брата Аристакеса, чтобы тем самым сохранить принцип династического наследования духовного престола.
Вртанес установил один из первых самостоятельных праздников Армянской Церкви – день памяти свв. мучеников Вачеанц. Когда подстрекаемые персидским царем Шапухом II армянские князья-персофилы подняли волну мятежей с целью реставрации языческого культа, борьбу с ними возглавил главнокомандующий армянской армией Ваче Мамиконян. Князь Ваче погиб в бою с персидскими отрядами, и патриарх Вртанес повелел поминать во время литургии князя и его павших соратников, тем самым установив День памяти защитников Родины и веры. В V веке эту дату соединили с Днем памяти героев Аварайрской битвы, которую также возглавил представитель рода Мамиконян – князь Вардан.
Внук св. Григора, младший сын Вртанеса Иусик (295-347) принял монашество, а после смерти отца занял духовный престол в сане епископа. Он боролся за укоренение христианской нравственности в дворянских кругах и царской семье. Когда прибывший в Цопк царь Тиран пожелал войти в церковь, Иусик преградил ему путь со словами: «Не входи, ты недостоин входить в церковь». Рассвирепевший царь приказал избить Иусика палками, и через несколько дней молодой патриарх скончался от побоев.
Брат епископа Иусика Григорис принял монашество в ранней юности и уже в 15-летнем возрасте в сане епископа был направлен в страну Агванк, где проповедовал племенам, населявшим западное побережье Каспийского моря. Aгванкские князья решили, что армянский царь через своих миссионеров пытается дестабилизировать ситуацию в их стране, и казнили Григориса (ок. 335 года).
Даниел не состоял в родстве с Григором Просветителем, но был питомцем и духовным наследником последнего, почему его память совершается в день сыновей и внуков св. Просветителя. Даниел служил епископом Тарона и Аштишата, слыл целителем и чудотворцем. Когда после убийства патриарха Иусика в 347 году возникла необходимость выбора нового главы Церкви, царь Тиран пожелал видеть на духовном престоле Даниела. Непримиримый епископ обрушился на царя с обвинениями в убийстве патриарха и был задушен царскими слугами. Впоследствии над могилой святого была возведена церковь его имени.
31 июля
Свв. двенадцати «малых» пророков Ветхого Завета
Пророками называли одухотворенных людей, являвшихся провозвестниками и проводниками промысла Божьего. Их нередко называли и ангелами – посланниками Божьими. Пророк начинал речь словами: «Так говорит Господь» и вещал по побуждению Святого Духа.
Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Наум, Аввакум, Иона, Софония, Аггей, Захария и Малахия считаются «малыми» ветхозаветными пророками.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии