Душа, отраженная в ткани
В последнее время все чаще в армянском арт-пространстве стали появляться произведения в стиле «hand made» («сделано вручную»). Батик как вид декоративно-прикладного искусства уже доказал, что его можно рассматривать как наиболее элитарный и эзотерический в современном искусстве, который как нельзя лучше вписывается в современный дизайн помещений.
Недавно открывшаяся в Ереване выставка произведений Мари Адамян представила лучшие образцы армянского батика с характерным колоритом, четко проработанной композицией и тонкой нюансировкой цвета. Наша беседа с Мари «дорисовала» впечатления от выставки:
– Считается, что батик придумали туземцы с острова Ява. Собственно, на индонезийском языке «ба» означает «ткань», а «тик» - «каплю». Техника же его в целом такова: когда контуры рисунка наносятся на ткань, те места, которые должны оставаться непрокрашенными, покрываются воском. А после погружения ткани в краску воск снимается. Если обратиться к истории, то за две тысячи лет существования искусство батика претерпело немало изменений. Появились и разнообразные техники росписи шелковых полотен, которые, особенно с появлением стиля модерн, быстро распространились по Европе. Прекрасные образцы батика есть в России, Киеве, Одессе, Тбилиси... В Армении мало кто занимался батиком. Этот вид росписи еще не утвердился в своих правах в нашей стране, когда в Москве уже устраивались международные выставки… Но вот уже лет десять, как я и мои коллеги активно работаем в этом жанре.
– Вы пишете и графические работы, есть работы и маслом. Но роспись на ткани, похоже, Вас захватила всецело. Что для Вас важно в батике?
– В основном это настроение и эмоции, основанные на воспоминаниях и ощущениях. По специальности я архитектор, и, может, поэтому в моих работах ощущается некоторая конструктивность, четкость в построении композиции. В батике используются особые краски – на водной основе и акриловые. Это роспись по шелку и в то же время разнообразие красок, которые оставляют свои неповторимые разводы на ткани. А эти разводы, в свою очередь, дают ощущение движения. Краски быстро высыхают – ошибаться нельзя. Нужна не только скорость, но и смекалка, фантазия. Вообще же батик – это состояние души, отраженное в ткани…
– По работам видно, что Вы не любите, когда утрируют и спекулируют на излюбленной теме. Ваша Армения другая – она сдержанна и лишена ярких акцентов...
– Я люблю путешествовать по Армении. Природа Армении для меня – это поток чистого воздуха и огромное вдохновение. Бывает, я не могу удержаться от обилия цветов и запахов. И я вдыхаю аромат цветка – одного маленького полевого цветка – и готова умереть от счастья, от переполняющих меня чувств... Потом все переживания, все, что осело в моем сознании, воплощается в картинах. Годы спустя, глядя на свои работы, я чувствую аромат цветов, помню их трепет и неповторимость цвета.
– Выездные выставки в Лондоне, Эссексе, Вашингтоне, Гамбурге, Марселе, в португальских городах Фаро и Альбуфейра... Наверняка у Вас была возможность остаться в Европе?
– В этом вопросе у меня своя принципиальная позиция: состояться как художник на местной почве, а после представлять свое творчество где угодно. Я не раз видела и слышала, как в поисках «места под солнцем» и длинного рубля наши ребята уезжали за границу, а там становились заурядными художниками, не имеющими своего индивидуального слога в искусстве. Правда, поначалу их с помпой приветствовали представители спюрка, откровенно радуясь их решению оставить родные пенаты. Но пора бы признать, что все это носит временный характер и важно найти себя на родной земле. Хотя бывают и исключения...
– Сегодня на ереванском вернисаже, помимо действительно талантливых работ, можно увидеть массу вялой живописной изопродукции, среди которой мелькает и батик....
– Это, как правило, работы на спрос с непременным присутствием армянского бренда – горы Арарат, триколора, сочных гранатов с пролитой алой «кровью» и т.д. Но не это нас характеризует. Пойдите посмотрите, к примеру, какие образцы древнеармянского искусства есть в музее Сардарапата. Какой вкус, какое величие, какая градация цвета! А ведь эти артефакты создавались столетия назад! Куда мы это все растеряли, почему утратили первозданность?..
– Будучи членом сообщества Интернациональных «шелковых» художников в США, Вы участвовали в конкурсах на биеннале и ряде других продвинутых выставок. Что более всего запомнилось?
– Мастера, работающие в батике, используют обычно натуральный и нежнейший китайский шелк (шелк этот чаще всего скупается Голландией, которая экспортирует его в разные страны). Помню свои первые международные выставки – я тогда работала на армянском шелке, во многом, конечно же, уступающем первоисточнику. Я страшно переживала по этому поводу, и поэтому была сильно удивлена тому, как мои иностранные коллеги заинтересовались материалом, который я использовала. Их привлекла фактура шелка – несколько грубовато-шершавая. «Надо же, – подумала я, – то, что вызывает смущение у нас, оказывается, можно использовать во благо. Теперь же я уверена, что главное в искусстве – способ выражения плюс фантазия, благодаря которым и происходит процесс творчества.
– Вы приобщаете детей к искусству, не сложно ли им работать в этой технике?
– Для меня большое удовольствие работать с детьми, потому как у них очень развито воображение. Они достаточно любознательны и изобретательны. Просто им не следует мешать. Надо увидеть, кто на что горазд, и направлять его талант в нужное русло. Какое-то время я работала в детском доме «Затик», сейчас преподаю в школе «Айб» академический рисунок и живопись. То, как дети чувствуют цвет и умеют находить ему сочетания, не всякому взрослому дано. Правда, многое тут держится на интуиции и природном таланте, но с этого ведь все и начинается.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии