№3 (314) март 2019 г.

Первая в СССР женщина-авиаконструктор

Просмотров: 5071

28 октября 2011 года в Киеве, не дожив два месяца до своего 100-летия, скончалась Елизавета Аветовна Шахатуни, авиаконструктор самолетов, профессор, доктор технических наук, вторая жена известного авиаконструктора О.К. Антонова. На работу она перестала ходить, когда ей было далеко за восемьдесят. И ведь работа-то совсем не женская была – таких инженеров называют «прочнистами».

«Прочнистом, – писала Елизавета Аветовна, – я себя считала с раннего возраста, где-то около десяти лет, когда мне объяснили, что балки, на которых держалась крыша нашего дома, выбраны специальным расчетом, они прочны, и мы можем спокойно жить в этом доме. Это меня поразило, заинтересовало, и после, в студенческие годы, самыми любимыми моими предметами были сопротивление материалов, строительная механика и расчет на прочность самолета». В задачу инженера-прочниста входит проверка конструкции на прочность, устойчивость, усталость, долговечность, живучесть, пулестойкость и ресурс.

Елизавета Аветовна Шахатуни родилась в 1911 году в Эривани (ныне Ереван) в семье политика и учительницы. Отец, Авет Тигранович Шахатунян, депутат Учредительного собрания (созванного в январе 1918 г. для определения государственного устройства России) по Закавказскому избирательному округу (список № 4, партия «Дашнакцутюн»), из дворян, сын полицейского чиновника – надворного советника. Окончил эриванскую гимназию, юридический факультет Московского университета (1908), учительствовал в Эриванской духовной семинарии. В 1917 году был избран членом Центрального комитета Армянской Революционной Федерации («Дашнакцутюн»).

Лишившись отца, Елизавета с сестрой и матерью едва могли сводить концы с концами. Оказывать поддержку семье стал дядя из Москвы, работавший в конструкторском бюро Туполева. Общаясь с ним, маленькая Лиза загорелась идеей стать в будущем инженером.

Два года Елизавета Шахатуни училась на инженерном факультете Ереванского государственного университета, в 1930 году поступила в Московский авиационный институт (МАИ). После его окончания в 1935 году она приступает к работе на заводе С.В. Илюшина. В 1937-м, переехав на планерный завод в Тушино, она познакомилась с руководителем КБ и своим будущим мужем О.К. Антоновым. Затем она поступает на работу к С.А. Лавочкину и как специалист по расчетам прочности участвует в работах по созданию истребителя «ЛаГГ-3». В 1941 году она уезжает в Каунас к Олегу Константиновичу Антонову для участия в планерном проекте и вскоре выходит за него замуж. Позже работает в ОКБ А.С. Яковлева, с 1946 года – в КБ и ОКБ, возглавляемых О.К. Антоновым, в должностях начальника группы, начальника бригады, начальника отдела, начальника КБ, заместителя главного конструктора.

Под ее руководством и при непосредственном участии выполнены расчеты на прочность и проведены прочностные испытания самолетов Ан-2, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ан-30, Ан-32, Ан-74, а также крупнейших в мире самолетов Ан-22 «Антей», Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия». Самым главным успехом, конечно, стал «Антей», который весил более 250 тонн и мог поднять в воздух 60 тонн груза. Отметим, что этим самолетом был установлен 41 мировой рекорд. За Ан-22 «Антей» Елизавета Шахатуни в 1962 году была удостоена звания лауреата Ленинской премии. Ею создана в Киеве крупнейшая в Европе лаборатория прочностных испытаний.

Немецкий ученый профессор В.Л. Райхер, многие годы проработавший в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), в письме своему другу писал: «Получив «классическое» авиационное образование в МАИ и долгие годы работая специалистом по прочности в ОКБ О.К. Антонова, Елизавета Шахатуни уже в 1950-х годах глубоко осознала актуальность и важность ресурсной проблемы… В то же время она проявляла присущую ей поистине материнскую заботу о жизни вообще всех работников ОКБ, за что среди сотрудниц получила меткое прозвище «Мама Вета»…»

Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 39 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты