№4 (315) апрель 2019 г.

Голубая мечеть. В центре Еревана есть уголок исламского мира

Просмотров: 6327

В ходе недавнего официального визита премьер-министра РА в Тегеран состоялась встреча Никола Пашиняна с президентом Исламской Республики Иран Хасаном Роухани. Рассматривался ряд вопросов, касающихся политики, экономики, культуры. По итогам поездки в интервью иранскому информационному изданию «ИРНА» армянский премьер назвал сотрудничество в сфере культуры важным направлением армяно-иранских двусторонних отношений. «Хочу также заметить, что Армения подготовила заявку для включения ереванской Голубой мечети в Список всемирного наследия ЮНЕСКО», – отметил он, одновременно подчеркнув, что благодаря усилиям Ирана три монастырских комплекса – Сурб Степанос, Сурб Тадевос Аракяли и часовня Дзор Дзори – уже имеют такой статус.

Примечательно, что это не единственные армянские церкви, которые наш южный сосед бережно сохраняет на своих землях. Так, в январе прошлого года заместитель председателя Организации культурного наследия ИРИ Масуд Алавиан Садр сообщил, что власти Ирана намерены расширить Список историко-архитектурных ценностей, включив туда армянской собор Святого Христа Всеспасителя в Исфахане. Что касается Голубой мечети, то вопрос ее внесения в Список ЮНЕСКО неоднократно обсуждался на протяжении последних лет. Официальный Иран также не раз отмечал, что приложит все усилия для содействия Армении в этом вопросе. В итоге в январе прошлого года подготовленная армянскими специалистами заявка была направлена в Иран для согласования. В настоящее время, по словам Никола Пашиняна, с иранской стороной проводится совместная работа, и после некоторых корректировок заявка будет представлена в ЮНЕСКО.

И хотя, казалось бы, к этой новости в Баку должны были привыкнуть давно, тем не менее там разразился очередной приступ панической истерии. По версии тамошних историков, построенная 250 лет назад мечеть является памятником азербайджанского, а не персидского зодчества. «Необходимо на всех уровнях привлечь внимание иранской стороны к попыткам армян представить азербайджанское наследие как персидское», – сказал в одном из интервью директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов, назвав «такие действия армянским вандализмом». Ни больше, ни меньше. Впрочем, это чисто субъективное мнение, поскольку в мире думают иначе. Например, первый лауреат ежегодной международной гуманитарной премии The Aurora Prize Маргарет Баранкитс считает, что голубая жемчужина персидской архитектуры говорит о гармонии между двумя народами. «Голубая мечеть является одной из достопримечательностей армянской столицы и символом толерантности двух стран на стыке различных культур и религиозных течений. Это исламское сердце в древнейшей христианской стране, – говорит она. – На фоне продолжающихся в мире столкновений между религиозными конфессиями в Армении имеется хороший пример восприятия и сосуществования разных культур и религий, в данном случае – христианства и ислама».

О том, что в центре Еревана есть уголок исламского мира, с гордостью рассказывают работающие в Армении иранские специалисты, туристы, студенты, представители дипломатической миссии. В декабре 2015 года между нашими странами был подписан договор, согласно которому исламская святыня переходит сроком на 99 лет под управление посольства ИРИ в Армении в качестве культурного центра местной иранской общины. Несмотря на подчеркнуто светский характер комплекса, на территории действует мусульманский храм с молельным залом, где на полу расстелены дорогие персидские ковры традиционных красно-зеленых цветов. Стены расписаны арабской вязью со священными текстами из Корана. А окна украшают цветные витражи, которые были созданы мастерами в XIX веке. Здесь отмечают национальные праздники – Новруз, Рамадан, Шаб-е Ялда, проводятся дневная и вечерняя молитвы, о чем иноверцев предупреждают заранее, чтобы те успели уйти. В остальное время мечеть открыта для свободных посещений. В противовес устоявшемуся мнению, сюда могут приходить и женщины, однако на территории мечети (независимо от вероисповедания) они обязаны проявлять уважение к догмам ислама: нельзя заходить во внутренние залы с непокрытой головой, обнаженными руками и ногами. В некоторых экспозиционных залах по мусульманским обычаям необходимо снимать обувь. Но при этом нельзя оставаться босиком. Даже летом ходить в таких помещениях следует в носках.

У Голубой мечети есть тезки в Стамбуле, Афганистане, Египте и Иране. Однако крупнейшей в нашем регионе считается армянская, которая получила свое название за голубой купол и минарет, выложенные фаянсовыми плитками и декоративной майоликой голубых тонов. И хотя о происхождении топонима существуют разные версии, тем не менее лингвисты склоняются к тому, что первоисточником стало слово «геой», которое в переводе с тюркского означает «голубой». Впрочем, два столетия назад у нее было другое название – «Небесная», видимо, за огромные по тем временам габариты, а возможно, за близость к Всевышнему. Ведь высота каждого из четырех первоначально существовавших минаретов составляла 24-25 метров, что позволяло им на фоне окрестных глинобитных хибарок казаться небоскребами. До сегодняшнего дня сохранился лишь один минарет высотой 24 метра. Подъем на эту башню формально никому не запрещен, однако решаются на подобный подвиг лишь самые смелые туристы, не страдающие акро- или клаустрофобией: ведь до самого верха ведет темная лестница с очень низким потолком и невысокими перилами. Сорваться с высоты здесь легко. Но к счастью, любопытство смельчаков пока обходилось без происшествий.

И хотя о Голубой мечети вроде известно все, тем не мене сама история ее строительства довольно интересна. Как следует из дневниковых записей известного французского путешественника XVII века Жака Шардена, когда-то рядом с большим рынком располагалась мечеть Деф-Султан, которая была разрушена во время катастрофического землетрясения 1679 года. По мнению историков и картографов, скорее всего она стояла на месте нынешней мечети. Спустя почти столетие после природного катаклизма, современники писали в своих календарях, что «в годе 1766 от Рождества Христова или в 1179 году по мусульманскому летоисчислению правитель Эриванского ханства Гусейн али хан Каджар отдал распоряжение о возведении на семи гектарах земель эриваньских большой мечети». Долгие годы Голубая мечеть, в буквальном смысле слова, процветала. Однако к началу ХХ века строение пришло в упадок. Этому сопутствовала череда трагических событий: геноцид армян в Османской Турции, Первая мировая война, установление советской власти, считающей религию опиумом для народа. Последнее обстоятельство на долгие годы превратило «чужестранку» чуть ли не в архитектурного изгоя, который в любой момент можно было разрушить, не оставив камня на камне. В принципе, так поступали тогда и с собственными древними храмами. Например, по решению местных властей под строительство кинотеатра «Москва» была снесена древнейшая церковь Погос-Петроса V-VI веков. Но, несмотря на невзгоды, Голубая мечеть выстояла. Сначала здесь устроили оружейный склад. А позже от разрушения ее спас известный армянский поэт Егише Чаренц, предложивший в 1931 году создать на территории Музей истории и естествознания Еревана. Как гласит городской фольклор, в 30-е годы творческая интеллигенция любила собираться за чашкой чая в уютном внутреннем дворике под сенью тутовых деревьев, одно из которых сохранилось до наших дней. Называли это место «Ямой», поскольку по разработанному Александром Таманяном новому плану Еревана прилегающие к мечети улицы были подняты на два метра. Это и создавало иллюзию ямы, котлована, небольшого зеленого оазиса в подвергшемся урбанизации городе. Значительно позже мечеть переоборудовали под планетарий. Купол был идеальным экраном для проекции движущегося звездного неба, что очень радовало местную детвору. Но после развала СССР о звездном аттракционе забыли.

К этому времени старинная отделка во многих строениях на территории Голубой мечети осыпалась, а в некоторые помещения опасно было заходить. В середине 90-х по инициативе и при финансировании Исламской Республики Иран здесь начались реставрационные работы, завершившиеся в 1997 году, причем с некоторыми потерями. В советское время главный портал мечети украшала большая панорамная картина, где было изображено освобождение Эривани русской императорской армией. Как вспоминает в одном из интервью старожил этого района, панорама военных баталий навсегда осталась в его памяти: стены крепости, разрушенная башня, крутой склон реки Раздан. «Наш дом находился рядом с церковью Св. Саркиса. Я часто приходил к обрыву, чтобы понять, с какого ракурса была написана эта картина. Детское воображение рисовало продолжение военных действий, – поделился он своими воспоминаниями. – И вот недавно побывав в музее, я узнал, что этой картины больше нет. На мой вопрос внятного ответа так и не получил». Действительно, в ходе реставрации инвесторам проекта картина показалась не подходящей к интерьеру помещения, и они ходатайствовали о ее передаче в музей. Полотно вывезли. Но с тех пор о нем, к сожалению, никто ничего не знает.

Сегодня на территории Голубой мечети площадью семь тысяч квадратных метров расположены внутренний двор, ритуальная постройка, минарет, 28 павильонов, богатейшая библиотека персидской литературы, выставочный зал. Здесь организован центр иранской культуры с учебными классами по изучению фарси, на котором написаны, в том числе, признанные шедевры мировой персидской литературы. Многих туристов удивляет то, как на фоне усиливающихся межрелигиозных противостояний страна, первая в мире принявшая христианство на уровне государственной религии, заботливо относится к мусульманской святыне. «Ничего удивительного в этом нет, – считают служители Голубой мечети. – Мы веками живем рядом. Может, будет звучать немного пафосно, но наша мечеть является символическим перекрестком двух основных религий – христианства и ислама, перекрестком дружбы между двумя народами».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 20 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Армяне всегда были лояльны к исламу, но к сожалению, ислам часто уничтожал армян. Персы и арабы в последнее столетие установили с армянами дружеские отношения.
  2. Я одного не могу понять, если есть армяне, которые как дети радуются тому, что в Еревана есть уголок исламского мира, то почему выгнали столько тысяч азербайджанцев из Армении?Может решили заменить армянских азербайджанцев на иранских азербайджанцев? Или вовсе на индусов и пендусов из Пакистана???Ребят что это такое....К сожалению населения Армении не 80млн, как в Иране, поэтому Армении противопоказано и опасно иметь большую мусульманскую диаспору....Это Иран спокойно может иметь у себя 500тыс. армянскую диаспору, при 80млн. население, это капля в море. Саудовская Аравия и Пакистан до сих пор отказываются признавать Армению...делают то, что даже Турция не делает!
  3. А кто сказал, что в Армении большая мусульманская диаспора? Таких данных нет. И во-вторых, азербайджанцев из Армении никто не выгонял. Они выезжали сами, спокойно, семьями, с нажитым скарбом. Обстановка была сложная. Но их не трогали. Однако и рисковать они не хотели. Гарантий в то неспокойное время никто не мог дать. В Разданском районе председателем КГБ был азербайджанец. Его мать очень часто в споре с соседками приводила главный довод на армянском: Да я больше армянка, чем вы. Сын его женился на армянке. Сейчас живут в России. Сельчане в массе своей неграмотные с трех, максимум четырехклассным образованием из сел Ахундов и Такярлу уезжать не хотели. Их насильно вывезли азербайджанские эмиссары, агитируя и запугивая. А ереванские азербайджанцы (в основном из смешанных браков) еще долго держались. Но уехали при разгуле АОДовского режима.
  4. Наталья какие данные вам нужно? Вот есть данные, официальные, государственные, где николашка утверждает что в Армении нет коррупции, что в Армении нет монополии....Вы сейчас с этими данными согласны?Для того чтобы убедиться, что в Армении достаточно, и даже больше меры выходцев из мусульманских стран,которые живут, работают, учатся, необходимо иметь глаза. А вот выставлять армянскую строну святыми, и все сваливать на каких то эмиссаров,...вы этот бред рассказывайте детишками, но не мне, очевидцу тех событии....еще скажите, что АОД с неба пришло, что они инопланетяне, и ни какого отношение к армянам не имело... Вопрос у меня был таким, -зачем выгнали армянских азербайджанцев, чтобы сейчас заселять Армению иранскими азербайджанцами? и далее могу продолжить, зачем вышли из Советского Союза, чтобы сейчас вступить в Европейский Союз?....понимаете о чем я, Наталия?....о том что, власти Армении, ни черта не учатся на уроках истории, с начало делают ошибку, а потом пытаются исправить ошибку, но это приводит к еще большим ошибкам, вот об этом идет речь....
  5. Во-первых, не смейте разговаривать со мной в таком тоне.И во-вторых, внимательно прочитайте конкретный ответ на ваш конкретный вопрос без привязки к какому-то "николашке". Кстати, уточните о ком идет речь в вашем втором опусе. И прекратите заниматься демагогией.
  6. Наталья, что с вами? вы так воспитывайте своих детей. Мы тут не разговариваем, а переписываемся, и как вы определяете тон, не совсем понятно. Честно сказать, меня уже не удивишь, вашим бредом про армянских азербайджанцев, поскольку и так каждый день идет поток информационной пропаганды делая черное в белое. Что это вы написали," внимательно прочитайте конкретный ответ на ваш конкретный вопрос без привязки к какому-то "николашке"."Наталья, вы сами понимаете что написали?О каком ответе идет речь? вы не ответили на мои вопросы.Я задаю конкретные вопросы, а вы гоните ерунду, еще смеете мне приказывать, не заниматься демагогией. вы случайно не подруга нашей королевы анны акопян?,Я вот тоже могу сказать вам, прекратите обманывать народ, потому что вы с начало пишете,что "И во-вторых, азербайджанцев из Армении никто не выгонял. Они выезжали сами, спокойно, семьями, с нажитым скарбом. Обстановка была сложная. Но их не трогали. " и далее в конце, вы сами себя опровергаете, выше написанное, " Но уехали при разгуле АОДовского режима."У вас Наталия большой опыт, манипулировать, вы умеете заменить слова, которые меняют весь смысл процесса, вот слова РАЗГУЛ, АОДовского режима. Разгулом вы называете грабеж, национализм, насилие, угрозы, давление, беззаконие, шантаж.....Из ваших слов выходит, что армянские азербайджанцы добровольно покинули Армению. Это не правда, Это я называю вашим бредом. Их заставили, применив насилие и давление покинуть родные города и деревни, где они жили годами.Вот и все...напоследок хочу сказать, что вы явно по улицам Еревана не ходите, раз не видели стольких представителей из мусульманских стран, я вижу, многие другие видят, и журналисты видят, которые поднимают эту тему периодический в армянских СМИ, которые вы ,Наталья не читаете, раз не знаете об данных...вы не ленитесь кликнете в интернете, вот одна ссылка...ru.armeniasputnik.am/society/20181224/16416108/ehkzoticheskie-gosti-kogda-spokojstvie-erevana-mozhet-vzorvatsya.html....
  7. Угомонитесь, Сергей. Сбавьте тон. Вы даже этого не чувствуете, как агрессивно пытаетесь навязать всем свое мнение. Бред не у меня. А у вас, причем в стадии сивой кобылы. Далее не старайтесь злобствовать. Отвечать не буду.
  8. Думаю,ваш спор беспредметный. Я прочитал ваши посты. Вы ничего серьёзного не отрицаете друг в друге, но вместе с тем почему-то агрессивно отвечаете собеседнику. Призываю вас к сдержанности и внимательно читайте посты. У меня такое мнение, что вы стоите на одной стороне,но не хотите понять оппонента.
  9. Наталья....Вы случайно не знакомы с "арсеном"?,...он тоже, как и вы, чуть что, вместо аргументов, сам дурак.Всего хорошего Наталья!Берегите нервные клетки, помните они не восстанавливаются!
  10. Рубен джан, может вы объясните,в этой путанице....смотрите что происходит,в Азербайджане началась армянские погромы и резня, в ответ на это, из Армении насильно выслали армянских азербайджанцев.Как говорится ока, за ока, зуб за зуб,...однако проходит несколько лет, и армянские власти разрешают и не препятствуют, чтобы тысячи азербайджанцев с иранскими паспортами, обосновались в Армении. У меня связи с этим, встает вопрос, зачем же тогда выгнали армянских азербайджанцев, чтобы через несколько лет пускать иранских азербайджанцев?Выходит это была ошибкой армянской властей, когда выгоняли армянских азербайджанцев, если не было бы так, то не пускали бы иранских азербайджанцев....С другой стороны, я не понимаю в эти армянские двойные стандарты, почему местных азербайджанцев изгоняют из страны, а вот курды продолжают сидеть в Армении?а что все уже забыли как курды уничтожали армян, кто сейчас живет в Западной Армении!Почему же армянским курдам можно оставаться и дальше жить в Армении, а вот армянским азербайджанцем нельзя?....
  11. Эта мечеть Еревана,всегда называлась на фарси "Масджид-э Кабуд". Но,как известно,после войны с Ираном в 1828г.всё персидское умышленно выкорчевывалось,в т.ч. и персидские названия, и даже традиционное образование в школах для мусульман на фарси,было запрещено и искусственно внедрено-тюркское. Это делалось с целью,чтобы мусульманское население,не ностальгировало бы по Ирану. И этим,лично занимался-Мирза Фатали Ахундов. И началась,повальная тюркизация, персов Еревана(в т.ч. и лезгин,курдов,татов,талышей,цахуров,аваров, и др.мусульман Закавказья). Персы и были мусульманским населением города,и именно они и строили мечети Еревана(Закавказья),а не тюркские кочевники,которые способны были, только сшить юрту,да и тогда,они ещё не осели в городах,а ютились зимой временно на их окраинах со своими стадами,уходя весной вновь на пастбища,до следующей зимы. А то,часто возникает вопрос,как,почему и куда исчезли персы Еревана? Испарились,что-ли? Да нет,просто их затуркали. Та же история с персами,приключилась и в Гандже(и во всех городах Закавказья),где также,не найти ни одного перса,хотя именно, этот город дал великого поэта,перса-Нэзами Ганджави и мусульмане этого города,все были-персами и говорили,на своём родном фарси.
  12. Ну стоит себе мечеть в Ереване и стоит. Что с того? История... Соглашусь с Рубеном - спор ни о чем ребята, и он ничего не изменит. Лучше дайте информацию об армянской церкви в Баку.
  13. Голубая мечеть в Ереване доказывает толерантность армян к исламу. Нет у армян претензий к исламу,к иранцам,чеченцам,татарам, дагестанцам,башкирам, казахам,узбекам,киргизам,таджикам, ко всем,кроме турок и азербайджанцев,которые в 19 и 20 веках устроили несколько геноцидов целого народа. И всё равно армяне победят,потому-что справедливость на стороне армян.
  14. hамадзайнем Давид. Как арменовед я очень хорошо знаю про все это. Великодушие армян очень дорого им обходилось и обходится. Такова ментальность у народа.
  15. Есть мечеть и ладно ! Только другую строить не надо !
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты