№4 (315) апрель 2019 г.

Даст ли визит Пашиняна в Иран «зеленый свет» армяно-иранским проектам?

Просмотров: 4436

27-28 февраля Никол Пашинян впервые посетил с официальным визитом в качестве премьер-министра Армении Исламскую Республику Иран. Двухдневная повестка премьера оказалась довольно насыщенной – Пашинян встретился с высшим политическим и духовным руководством страны.

Состоялись его переговоры с президентом ИРИ Хасаном Роухани и председателем Меджлиса Али Лариджани. Армянского премьера принял Верховный лидер Исламской революции аятолла Сейед Али Хаменеи. Помимо Тегерана, Пашинян посетил Исфахан, где провел встречи с губернатором и местной армянской общиной. Основные итоги иранского вояжа Пашиняна, во всяком случае их официальная часть, выразились в озвучивании президентом Исламской Республики готовности увеличить поставки газа в Армению с целью расширения бартера «электричество на газ» между Арменией и Ираном. Роухани также выразил готовность обсудить трехстороннее сотрудничество для экспорта газа в Грузию транзитом через Армению. По части сотрудничества в области энергетики сторонами были рассмотрены возможности энергетического коридора Иран-Армения-Грузия-Россия, транспортно-логистического коридора от Персидского залива к Черному морю.

Хроника визита

Принимая армянского премьера в соответствующей атмосфере в шахском дворце «Саадабад», Роухани выразил уверенность в способствовании визита Пашиняна дальнейшему укреплению двусторонних политических, экономических и гуманитарных отношений. Последний в свою очередь, отметив географическую и дружественную близость Ирана Армении, выразил убеждение в появлении новых возможностей в отношениях двух стран и, главное, наличии политической воли для их реализации. Собеседники сошлись во мнении, что в будущем Армения и Иран существенно углубят и расширят спектр основанных на взаимном доверии отношений.

При этом по части торгово-экономической компоненты отношений главы государств отметили несоответствие объемов товарооборота уровню политических отношений. Пашинян и Роухани подчеркнули необходимость шагов в направлении увеличения объема товарооборота, активизации инвестиций. Отметим, что, согласно оценкам торгового атташе Ирана в Армении Мохсена Рахими, по итогам 2018 года товарооборот между Ираном и Арменией достиг 364 млн $, что является беспрецедентно высоким показателем с 1991 года. 269 млн $ от этого объема пришлось на долю иранского экспорта в Армению. В этом свете, в частности, была подчеркнута важность строительства третьей линии электропередачи Иран-Армения мощностью 400 кВт, что в свою очередь позволит увеличить объемы бартера электроэнергия-газ, а также строительство Мегринской ГЭС. Собеседники договорились предпринять практические шаги в этом направлении уже в ближайшем будущем.

В контексте активизации двусторонних и региональных торгово-экономических связей была подчеркнута важность ратификации парламентами двух стран соглашения ЕАЭС-Иран. Пашинян особо подчеркнул и высоко оценил способствующую укреплению мира и стабильности в регионе, сбалансированную позицию Тегерана в вопросе урегулирования карабахского конфликта. В ответ на что Роухани выразил удовлетворение позицией Еревана по поводу санкций в отношении Ирана, подчеркнув, что целью двух стран является продвижение вперед исключительно в соответствии с их собственными интересами. В ходе встречи с аятоллой Али Хаменеи премьер Пашинян обсудил карабахское урегулирование, собеседники согласились, что окончательное урегулирование конфликта возможно исключительно мирным путем. Хаменеи также озвучил полную поддержку планов по развитию экономического сотрудничества между двумя странами. В ходе переговоров со спикером Меджлиса ИРИ Али Лариджани собеседники обсудили и подчеркнули важность Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном и его ратификации парламентами двух стран.

Геополитика

Так выглядит хроника и официальная часть визита армянского премьера в Исламскую Республику. Теперь перед дипломатическим корпусом Армении стоит задача проведения достаточно масштабной работы с коллегами из Ирана, Грузии и России с целью придать итогам двухдневных тегеранских переговоров реальные очертания и, главное, перспективы. Для достижения долгосрочных результатов необходима последовательная и активная работа в конкретных сферах, к примеру в общих евразийских проектах, возможно, с привлечением Туркменистана. Геополитические, геоэкономические перспективы многих тегеранских начинаний зависят именно от успешности сотрудничества с соседними с Арменией странами. Лишь при этом условии Армения сможет стать частью коммуникационных региональных коридоров, откуда страну до сих пор всеми силами пытаются вытолкнуть Азербайджан и Турция.

С сожалением приходится констатировать, что на этом пути между Арменией и Ираном стоит не только турецко-азербайджанский тандем. Углубление в первую очередь политических отношений между двумя соседними странами противоречит интересам США и их главного ближневосточного союзника Израиля. Иран продолжает подвергаться периодически ужесточающимся торгово-экономическим санкциям США, а в Иерусалиме вообще рассматривают Иран, причем небезосновательно, как угрозу самому существованию государства Израиль. Вашингтон сделал заявку в этом направлении еще в октябре прошлого года в ходе регионального визита советника президента США по нацбезопасности Джона Болтона. По итогам закавказского вояжа американского дипломата можно констатировать, что основной целью Болтона в Ереване, Баку и Тбилиси являлось обеспечение поддержки планов США по дальнейшей изоляции Ирана. Назревавшее достаточно давно региональное турне советника президента США четко продемонстрировало стремление Соединенных Штатов к совместной с южнокавказскими странами работе над разрешением опасных для Вашингтона региональных тенденций. Понятно, что речь идет не только об иранских, но и российских и китайских амбициях на Южном Кавказе. И в Ереване это стремление было озвучено Болтоном достаточно ясно и четко.

Следует отметить, что в Вашингтоне к сотрудничеству Армении с Ираном относились достаточно лояльно всегда. Подобное отношение обусловлено пониманием геополитического и, главное, геоэкономического положения Армении, с двух сторон блокированной недружественными Азербайджаном и Турцией. И именно южный сосед Армении – Иран – всегда являлся и продолжает являться для Армении одной из двух, наряду с грузинской, отдушин и окном во внешний мир. Несомненно, не стоит сбрасывать со счетов и возможности армянского лобби, в первую очередь в американском конгрессе. Именно поэтому в Ереване Болтон по Ирану лишь озвучивал предложения, а никак не предупреждения. И отсутствие каких-либо санкций в отношении Армении говорит об этом с предельной ясностью.

Следует отметить, что в Азербайджане в свою очередь складывающуюся в направлении Ирана ситуацию оценили достаточно давно и явно с несколько иного ракурса чем в Армении. Что выразилось в озвучивании стремления руководства этой страны к новым стратегическим отношениям с США. Здесь Баку явно не дают покоя успехи соседнего Казахстана, в январе 2018-го подписавшего с США договор по расширенному стратегическому партнерству. Очевидно, что данный статус Казахстана позволяет США включить эту страну в собственную глобальную проекцию по сдерживанию Китая. И именно к аналогичному статусу и функциям сегодня стремится и Азербайджан. С одной поправкой – исключительно в направлении Ирана. И первой ответной американской ласточкой на этом пути в числе всего прочего представляется именно визит Болтона в Баку.

Возможную реакцию Израиля на углубление армяно-иранских отношений Ереван предупредил в самом зародыше, причем, с предельно возможной дипломатической тонкостью. Буквально через пару дней после иранского вояжа премьер-министра Армении Израиль посетила армянская делегация, возглавляемая заместителем министра иностранных дел Армении Григором Ованнисяном. В ходе визита в числе прочих вопросов был обсужден вопрос открытия посольства в Израиле «с целью вывода отношений на новый, более высокий уровень». Армянская делегация также обсудила организационные вопросы, связанные с предстоящим визитом премьер-министра Армении Никола Пашиняна и министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна в Израиль.

Геоэкономика

Согласно озвученным «НК» оценкам депутата армянского парламента от правящего блока «Мой шаг» Микаэла Золяна, сам факт визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Иран продемонстрировал невозможность обусловливания армяно-иранских отношений отношениями с какими-либо иными странами. Золян, в частности, придает особое значение донесению до Тегерана месседжа о важности Ирана в качестве регионального партнера и соседа для Армении именно сейчас. И по оценкам парламентария, итоги визита премьера и сделанные иранским руководством заявления свидетельствуют, что послание Еревана было, несомненно, воспринято Тегераном правильно.

По прогнозам Золяна, налаженные в результате посещения Пашиняном Ирана каналы связи между руководством двух стран очень скоро продемонстрируют свою продуктивность. В частности, в вопросе стоимости анонсированного президентом Ирана увеличения объемов поставок иранского газа в Армению. В целом заявление Роухани о возможности транзита иранского газа в Грузию через Армению можно рассматривать как свидетельство обсуждения данного вопроса Тегераном с коллегами не только из Еревана, но и из Тбилиси и конечно же Москвы. В конце концов, существующий и связывающий Армению с Ираном газопровод принадлежит российскому «Газпрому». И обсуждать возможности транзита без участия и соблюдения интересов российского государственного монополиста просто невозможно.

В свою очередь экс-заместитель министра иностранных дел Армении Арман Навасардян в беседе с «НК» подчеркнул, что Иран в определенном смысле рассчитывает на поддержку Армении и в собственных отношениях с Европейским союзом. В первую очередь подобные ожидания, по оценкам дипломата, обусловлены отказом большей части европейских стран присоединяться к направленным против Ирана санкциям США. В этом свете мартовская поездка премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Брюссель представляла для иранского руководства несомненный интерес. По его мнению, данная тема также обсуждалась в ходе сделанного за пару дней до посещения Брюсселя визита Пашиняна в ИРИ.

По оценкам Навасардяна, визит Пашиняна в Иран вполне способен придать армяно-иранским отношениям новый импульс, став стимулом в первую очередь для процесса углубления экономического сотрудничества с Арменией, с дальнейшей проекцией на другие страны ЕАЭС. В свете транзитных перспектив Армении дипломат также подчеркнул, что президент Ирана вряд ли стал бы анонсировать возможность транзита газа через Армению в условиях отсутствия предварительных договоренностей с Грузией и Россией. По его оценкам, реализация подобного проекта потребует долгих переговоров в направлении регуляции тарифов, отношений Армении с США, целого ряда геополитических проблем. Однако, в случае успешной реализации проект приведет к серьезным геополитическим изменениям, как минимум, на уровне региона. В частности, по части отношений Армении с Турцией и Азербайджаном.

При этом понятно, что новый этап армяно-иранского сотрудничества не будет устлан одними лишь зелеными дорожками. На этом пути, как уже было сказано выше, существует целый ряд внешних и внутренних ограничителей. Так, эксперт в области энергетической безопасности Ваге Давтян в беседе с «НК» подчеркнул беспочвенность надежд на то, что один визит Никола Пашиняна в Иран способен придать импульс простаивающим армяно-иранским проектам. По его оценкам, в данном направлении необходима реализация долгосрочной и последовательной стратегии. В первую очередь, по мнению эксперта, речь идет о возвращении в армяно-иранскую повестку проектов по строительству Мегринской ГЭС, нефтеперерабатывающего завода на границе между Арменией и Ираном, нефтепровода Тебриз-Мегри, железной дороги Иран-Армения. По его убеждению, именно эти масштабные проекты способны придать политическому партнерству Тегерана и Еревана реальное экономическое наполнение.

«В свое время все эти проекты были приостановлены исключительно по внутренним причинам – вследствие отсутствия у руководства Армении политической воли. Со сменой власти в Армении такая воля, судя по последним событиям, появилась. Это очень важно, поскольку придать армяно-иранским отношениям конкретное содержание и предсказуемость способны исключительно долгосрочность и стабильность торгово-экономического сотрудничества на основе масштабных энергетических и инфраструктурных взаимовыгодных проектов. Убежден, что инициатива реализации данных проектов в первую очередь должна исходить из Еревана. Все просто – основной заинтересованной стороной в их реализации является именно Армения», – подытожил эксперт.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 25 человек