№4 (315) апрель 2019 г.

Нино Бурджанадзе: Не допустим Саакашвили к власти

Просмотров: 2332

Нельзя допустить к власти «коллективного Саакашвили», считает глава оппозиционной партии «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе.

– Многие политики Грузии, в том числе правящая партия, выступают за сближение с Евросоюзом и НАТО. Вы в свою очередь настаиваете на важности сближения с Россией. Какие аргументы Вы предлагаете в пользу своей позиции?

– Сейчас речь идет не просто о сближении с Евросоюзом или НАТО. Наше правительство говорит: Грузия должна обязательно вступить в НАТО, – а это уже совсем другое. Членство в НАТО налагает на Грузию дополнительные обязательства, в том числе – необходимость размещения натовских баз на территории страны. Это для меня неприемлемо.

Сейчас мы встали перед дилеммой: если политики говорят, что Грузия должна вступить в НАТО, то получается, что на нашей территории будут и натовские, и российские базы. Это катастрофически опасно для Грузии. Я бы не хотела, чтобы моя маленькая страна стала камнем преткновения между Соединенными Штатами и Россией.

Что касается сотрудничества с Россией: здравый смысл подсказывает, что с соседями нужно дружить, тем более – с ядерным государством. Это гарантия того, что трагедия 2008 года не повторится. Кроме того, это важно и в экономическом плане – российский рынок привлекателен для нас, а грузинская продукция до сих пор вызывает у россиян приятные воспоминания. Таким образом, благодаря дружбе с Россией Грузия будет спокойна, стабильна, и у нас появится возможность напрямую говорить с абхазами и осетинами.

К слову, еще в 2016 году я выступала с важной инициативой: Грузия должна принять внеблоковый статус, что исключало бы размещение чьих-либо военных баз на нашей территории. Тогда Иванишвили назвал мое предложение блефом, но сделал все, чтобы не допустить меня и моих сторонников в парламент.

– Комментируя нынешний курс грузинского правительства на сближение с НАТО, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин уже предупредил грузинских коллег о «возможных неприятных неожиданностях». Как Вы оцениваете такую перспективу?

– Скажу вам откровенно: это заявление господина Карасина меня обеспокоило. Я понимаю, что оно отражает официальную позицию России. Естественно, безответственные заявления грузинских политиков о том, что даже без вступления в НАТО мы должны предоставлять наши территории для натовских баз, предоставлять наши порты их военному флоту, – безусловно, раздражают Россию. Хочу надеяться, что грузинское правительство, которое не слишком прислушивается к здравому смыслу, хотя бы сейчас серьезно отнесется к словам российской стороны.

– Инициатива в российско-грузинском диалоге, по Вашему мнению, должна исходить от Грузии?

– Да, со стороны России шаги навстречу уже были сделаны. Еще в 2013 году Владимир Путин сказал, что готов встретиться с новым лидером Грузии и начать переговорный процесс. На это тогдашний президент Георгий Маргвелашвили, к позору всей нашей страны, ответил, что посоветуется с западными партнерами и решит, вести ли такие переговоры. Несмотря на этот оскорбительный ответ, два раза после этого Путин объявлял: Россия готова вести прямой диалог с Грузией. Адекватных шагов с грузинской стороны не последовало, а наш новый президент Саломе Зурабишвили сразу же после избрания в 2018 году заявила: прямой диалог исключен, с Россией нужно говорить через западных посредников.

При всем моем уважении к Карасину и Абашидзе, нынешний формат переговоров не может решить глобальные грузинско-российские проблемы. Сам формат рабочей группы не предусматривает разговора на такие темы.

– В ходе нашего разговора Вы уже не раз нелестно отозвались о правящей партии Грузии. Как Вы оцениваете ее нынешнее положение?

– «Грузинская мечта» в кризисе, это понятно уже несколько лет. На президентских выборах она фактически проиграла первый тур. Во втором туре Иванишвили пришлось потратить сто миллионов долларов – колоссальную сумму для Грузии – и огромный административный ресурс, чтобы переломить судьбу выборов.

Здесь также сыграло отношение народа к Михаилу Саакашвили. Люди, которые наотрез не хотели голосовать за Зурабишвили и команду Иванишвили, проголосовали против «Национального движения». Даже люди из моего ближайшего окружения, в том числе члены моего политического совета, шли голосовать за Зурабишвили – лишь бы не усилилась партия Саакашвили.

То, что выглядело как победа «Грузинской мечты», на деле было началом ее конца. Они уже потеряли конституционное большинство. Если в 2020 году Иванишвили опять попытается фальсифицировать выборы, это закончится революцией и может сыграть на руку Саакашвили – на улице его сторонники сильны.

Мы вместе с другими оппозиционными партиями предлагаем изменить законодательство и предоставить людям элементарную возможность провести справедливые выборы. В результате мы получим многопартийный парламент, где сотрудничество будет основой для изменения политических реалий как внутри страны, так и вовне.

– Как Вы считаете, сможет ли Михаил Саакашвили вернуться в большую политику Грузии?

– Безусловно, в период его правления были сделаны и позитивные реформы. Тем не менее, Саакашвили наделал столько ошибок и даже преступлений, что они перечеркнули все положительные результаты. Сейчас к нему в стране относятся негативно, у него нет ресурса, чтобы вернуться к власти, это исключено.

Иванишвили использует Саакашвили как пугало: «Да, я понимаю, что людям не нравится мое правление, но будет хуже, если придет Саакашвили». В результате этой игры он добился того, что «Национальное единство» усилилось, теперь у них вместо бывших трехсот тысяч – восемьсот тысяч голосов. Нам, оппозиционным партиям, нужно активно работать, чтобы этот расклад радикально изменился.

Меня больше волнует не приход к власти лично Саакашвили – он невозможен, а скорее приход к власти «Саакашвили коллективного». Я подразумеваю под этим проамериканскую коалицию, которая будет проводить тот же курс, который проводил Саакашвили. Да, они будут использовать другие слова, другую тональность, но суть будет та же самая.

«Sputnik Грузия»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты