Монастырь Кусанац-анапат в селении Чанахчи и древнее кладбище к юго-западу от святой обители
Среди памятников селения Чанахчи (Аветараноц) Шушинского уезда Елисаветпольской губернии особый интерес представляет пустынь Кусаноц (Кусанац-анапат). Она расположена на юго-западе селения, на крутом мысе. Памятник с запада был укреплен массивной оградой, от которой остались лишь отдельные участки полуразрушенных башен. Из надписи над входом в церковь явствует, что она была сооружена в 1616 году.
В глубокой древности здесь существовал культурный и религиозный центр, о чем свидетельствуют как письменные источники, так и сохранившиеся на месте следы сооружений монастыря V – VII веков. На этих руинах была основана пустынь с родовой усыпальницей Мелик-Шахназарянов, князей-меликов Варанды (Варанда, или Варандское меликство, – одна из исторических областей Арцаха, расположенная в юго-восточной части предгорий Малого Кавказа, в южной части Карабахского хребта). К слову, в селении Аветараноц в 1782 году родился Валериан Григорьевич Мадатов (Ростом Григори Мадатян-Мехрабенц) – князь, генерал-лейтенант Русской армии, кавалер военного ордена Святого Георгия III и IV степеней.
«Монастырь «Кусанац-анапат» («Девичий монастырь») находится в селении Чанахчи. Он построен на самом краю селения, на отдельно возвышающейся скале, у подошвы которой протекает речка, образуя в своем течении несколько незначительных водопадов, которыми пользуются жители для устройства своих незатейливых мельниц. С южной стороны скала эта совершенно отвесно спускается к речке; восточная сторона ее разделена трещинами на несколько частей, грозящих падением, а западная опирается на древние крепостные ворота, оканчивающиеся «кашатуном» (т. е. домом чертей). Селение соединяется с монастырем довольно доступною дорогой». Эти строки нами взяты из статьи Ефрема Мелик-Шахназарова «Древности селения Чанахчи» («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», выпуск 19-й, Тифлис, 1894).
В честь какого святого или в память о каком событии построен монастырь, нет достоверных сведений; точно так же неизвестен и год его основания, но предание считает строителем монастыря агванского царя Вачагана III Благочестивого (после 510 г.), который построил монастырь и провел в нем остаток жизни в чтении Евангелия. С тех пор и селение стало называться Аветараноц, т. е. местность, где хранится Евангелие.
Монастырь с давних времен служил приютом для сестер-монахинь, проводивших безмятежно время в чтении Евангелия. Но эта тихая жизнь прерывается нашествием персидского Ага-Магомет-шаха в 1797 году. Предание говорит, что, когда солдаты-персы (сарбазы) ворвались в селение, монахини успели скрыться в соседнем лесу. Только одна из них вернулась за какой-то оставленной ею второпях нужною вещью. Как только она вышла из монастыря, над ее головой засверкал меч сарбаза. Улучив минуту, она прибежала на край скалы, призвав на помощь Святую Троицу и Богородицу, бросилась со скалы, с помощью невидимой силы без вреда опустилась со страшной высоты на землю и скрылась в лесу.
Другое предание гласит, что по Светлым Христовым Воскресениям к монастырю являлся добровольно, как свыше посланная жертва, олень и подставлял свою шею под нож…
Монастырь с одним притвором с юго-западной стороны построен из местного тесаного камня, по местам сплошной кладкой с известковой заливкой (рис. 1). Здание имеет форму базилики (прямоугольное культовое здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов) с простой крышей на два ската, обросшей мхом, травой и кустами шиповника. На восточном углу крыши укреплен прямоугольный камень, на котором изображен крест. В XIX веке святая обитель была переделана, причем вставлен новый наддверный камень (рис. 2).
К юго-западу от селения Чанахчи находится древнее кладбище. Оно занимает огромное пространство, по которому разбросаны во множестве простые каменные глыбы. Среди этих глыб попадаются надгробные памятники с красивыми орнаментами.
Вот как описывает эти памятники смотритель Арцеваникского (Арцваникского) нормального училища (Зангезурский уезд) Ефрем Христофорович (Хозрович) Мелик-Шахназаров (Мелик-Шахназарян), уроженец Шушинского уезда:
«Надгробный камень, изображенный на рисунке 3-м, находится в притворе монастыря «Кусанац-анапат». Под ним, говорят, погребена дочь царя Вачагана, строителя монастыря; она же первая монахиня «Кусанац-анапата».
Остальные камни находятся на общем кладбище. На них не указаны ни годы погребения, ни имена погребенных...
На рисунке 7-м изображен человек на коне и с короной на голове. Он держит в правой руке крест; с боку висит шашка; под передними ногами лошади – змея; лошадь в полной сбруе; корона напоминает царскую. Человек этот (может быть царь) был, очевидно, христианин, храбр, побеждал врагов, на что указывает раздавленная копытами лошади голова змеи – олицетворение врага, и вместе с тем любил охоту и веселье (вино и балалайка). Посредине изображен, должно полагать, один из придворных, который в одной руке держит глиняный кувшин с вином, а в другой – кубок.
На надгробном камне, представленном на рисунке 9-м, разбираются слова: «…айс хачс Торос…», т. е. «…сей крест (памятник) Торос…» Рисунок 10-й изображает распашку поля. В соху запряжены три пары быков. Возле сохи – кувшин с водой.
На надгробном камне, который представлен на рисунке 11-м, изображена сцена свадьбы или, вообще, пирушки. С одной стороны накрыт стол, и на нем расставлены разноцветные тарелки; по двум концам стола поставлено по солонке. Пирующие танцуют под звуки балалаек известный среди туземцев старинный танец «Ялли». Один из них держит на левой руке сокола, а двое конюхов держат за узду двух оседланных лошадей.
Весьма живописных по отделке надгробных камней на кладбище селения Чанахчи очень много, но они уже относятся к позднейшей эпохе, поставлены лет 200 – 250 тому назад, каковы надгробные памятники некоторых меликов, бывших владетелей Варанды. Между ними отличаются изяществом и величиною памятники над могилами Мелик-Шахназара и его отца Мелик-Гусейна».
Марина и Гамлет Мирзоян
Оставьте свои комментарии