№5 (316) май 2019 г.

Невозможно «поставить на паузу» права человека

Просмотров: 15050

Эксклюзивное интервью министра иностранных дел Республики Арцах Масиса МАИЛЯНА «Ноеву Ковчегу»

– Господин Маилян, известно, что карабахский конфликт не является территориальным спором, однако азербайджанская сторона рассматривает проблему исключительно с точки зрения «возврата территорий» и упорно пытается навязать свою позицию мировому сообществу. Каким образом при подобном подходе стороны могут прийти к компромиссу?

– Подход азербайджанской стороны к урегулированию азербайджано-карабахского конфликта не предполагает каких-либо компромиссов. С самого начала конфликта официальный Баку пытался использовать принцип территориальной целостности для оправдания использования террора и военной силы с целью подавления права народа Арцаха на самоопределение.

Сегодня Азербайджан, произвольно интерпретируя нормы международного права и спекулируя двусторонним форматом проводимых под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ встреч, стремится представить конфликт в качестве территориального спора. Между тем суть азербайджано-карабахского конфликта – в столкновении двух систем ценностей: права и свободы против военной силы и террора. Следовательно, поиск путей разрешения проблемы на основе территориальных уступок со стороны Арцаха контрпродуктивен и бесперспективен.

Проблема территорий является не причиной, а следствием конфликта, который возник в результате попыток Азербайджана вопреки нормам международного права силой подавить право народа Арцаха на самоопределение. Продолжением этой политики стала развязанная Азербайджаном против Республики Арцах агрессивная война, вследствие которой и произошли определенные территориальные изменения. При этом не стоит забывать, что значительная часть территории Республики Арцах – весь Шаумяновский район и части Мартакертского и Мартунинского районов – до сих пор находится под оккупацией Азербайджана.

В целом позиция официального Баку в вопросе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта сводится к бесконечному затягиванию мирного процесса. Вероятно, расчет азербайджанских властей строится на том, что таким образом можно отсрочить процесс международного признания Республики Арцах, ссылаясь на продолжающиеся переговоры. В то же время очевидно, что эти расчеты азербайджанской стороны обречены на провал, так как невозможно «поставить на паузу» права человека, развитие общественных и государственных институтов и ждать окончания переговорного процесса, который из-за прихоти официального Баку длится уже более 27 лет. Более того, по нашему глубокому убеждению, тот факт, что урегулирование конфликта длится так долго, накладывает на международных посредников, а в их лице и международное сообщество в целом определенную ответственность за обеспечение условий для жителей Арцаха воспользоваться своими универсальными правами, включая право на развитие, даже в условиях неразрешенного конфликта.

– Какими конкретно последствиями, на Ваш взгляд, чревато заявление официального Баку о превалировании принципа «кто сильный, тот и прав»?

– В первую очередь подобные заявления азербайджанских властей демонстрируют степень отрицания официальным Баку не только принципа верховенства международного права, но и самого международного права. Эта позиция азербайджанских властей проявляется не только в публичных заявлениях, но и в проводимой ими политике: пропаганде ненависти в отношении армян, попытках изолировать Арцах, милитаризации и т.д.

Нигилизм азербайджанских властей по отношению к международному праву является самым серьезным источником напряженности в регионе и потенциальной угрозой для регионального мира и безопасности.

Бакинская политика, направленная на силовое подавление реализации права народа Арцаха на самоопределение, не имеет перспективы. В этом мы все еще раз убедились в апреле 2016 года, когда, грубо нарушив бессрочное трехстороннее соглашение о прекращении огня 1994 года, руководство Азербайджана пошло на широкомасштабную военную авантюру, завершившуюся очередным фиаско. Азербайджанские власти должны прекратить кампанию ненависти, отказаться от пропаганды войны и политики торпедирования общественных миротворческих инициатив, попыток изолировать Арцах. Необходимо безотлагательно, при международной поддержке, предпринять действенные шаги для искоренения тех негативных явлений, которые стали укореняться в азербайджанском обществе в результате долгих лет насаждения нетерпимости в отношении армян. В этом и заключается смысл подготовки обществ к миру.

– Некоторые горячие головы требуют вывести 102-ю военную базу из Армении. Как, по-Вашему, можно расценить такие призывы и как это может повлиять на нагорно-карабахское противостояние?

– При подписании договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Армении стороны руководствовались обоюдным стремлением к защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности двух стран. Согласно документу, российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения, кроме функций защиты интересов Российской Федерации, обеспечивает совместно с Вооруженными силами Армении безопасность Республики Армения. Ереван и Москва признают, что нахождение на территории Республики Армения российской военной базы отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе. Поэтому было бы неправильно увязывать пребывание 102-й военной базы в Армении непосредственно с процессом урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

– В следующем году в Арцахе пройдут президентские выборы. Какие у Вас ожидания от них? Чем они, на Ваш взгляд, будут отличаться от предыдущих?

– Предстоящие в 2020 году президентские выборы станут шестыми общереспубликанскими выборами главы государства. И с каждым разом они становятся все более прозрачными, конкурентными и демократичными. Как власти, так и общество Арцаха прилагают последовательные усилия для того, чтобы электоральные процессы проходили на высоком организационном уровне и обеспечили свободное волеизъявление населения республики. Убежден, что предстоящие президентские выборы станут еще одним шагом в этом важном направлении. Ожидаем, что выборы будут отличаться активной борьбой идей.

Что касается конкретно внешнеполитического ведомства, то МИД Арцаха постарается, как и в предыдущие годы, создать оптимальные условия для работы международных наблюдателей и зарубежных СМИ. В условиях демократии выборы являются стержневым институтом проявления политической роли народа как источника власти. И в этом плане мы рассчитываем на действенную поддержку международного сообщества, надеемся, что влиятельные международные центры проявят объективность и воздержатся от заявлений о непризнании выборов. Права человека универсальны и никак не обусловлены тем, где живет человек – в признанной, частично признанной или непризнанной стране. Никто и ни одна структура не могут отнять право человека и общества формировать власть путем выборов и таким образом осуществлять свою волю.

В любом случае ничто не в состоянии остановить происходящие в Арцахе процессы, направленные на демократизацию страны и создание развитого гражданского общества. Демократические процессы обрели в Арцахе необратимый характер и укоренились как в общественном сознании, так и в политических институтах.

– Как Вы думаете, почему до сих пор Армения не признала Арцах, хотя для этого были веские причины, например широкомасштабная апрельская агрессия Азербайджана 2016 года?

– Признание Арцаха является не самоцелью, а средством обеспечения права Арцаха и его народа на мирное и безопасное развитие, а также укрепления региональной стабильности на Южном Кавказе. Очевидно, что для достижения этой цели необходимо признание Арцаха прежде всего со стороны международного сообщества или его большей части.

Международное признание нашей республики также обеспечит необратимость мирного процесса и станет стимулом для окончательного разрешения азербайджано-карабахского конфликта посредством переговоров.

Хотел бы особо отметить, что успехи Арцаха в государственном строительстве, укреплении демократических институтов, решении экономических и социальных задач открыли новые возможности в процессе международного признания республики. Республика Арцах прошла испытание временем и продемонстрировала, что является состоявшимся государством, которое осуществляет ответственную внешнюю политику, направленную на обеспечение мира и безопасности в регионе. Наши усилия будут направлены на то, чтобы придать новый импульс сложившимся за последние годы позитивным тенденциям и довести процесс международного признания Арцаха до своего логического завершения.

Прежние власти Республики Армения считали, что признание Республики Арцах со стороны Еревана может спровоцировать войну и нанести урон процессу урегулирования. В апреле 2016 года Азербайджан продемонстрировал, что он руководствуется иной логикой: сдержанность Армении в вопросе признания и конструктивный подход по поддержанию мирного процесса никак не повлияли на решение официального Баку возобновить агрессию против суверенного Арцаха.

Армения была и остается гарантом безопасности Арцаха. Кроме того, между Степанакертом и Ереваном налажено эффективное сотрудничество, которое носит институциональный характер. Правовая база сотрудничества будет и далее развиваться.

– Каким Вам видится переговорный 2019 год? Есть ли перспектива восстановления естественного формата переговоров и подключения к ним официального Степанакерта?

– В 2019 году, как и в предыдущие годы, одной из внешнеполитических задач Республики Арцах будет оставаться восстановление трехстороннего формата переговоров. Наша позиция по данном вопросу предельно проста: восстановление трехстороннего формата переговоров, закрепленного консенсусным решением Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года, необходимо с точки зрения повышения эффективности мирного процесса. Как показало время, трехсторонний формат был самым эффективным и результативным. Именно в данном формате был достигнут единственный ощутимый результат в процессе урегулирования – трехстороннее соглашение о прекращении огня и всех военных действий от 12 мая 1994 года, заключенное при посредничестве Российской Федерации. Формула успеха трехстороннего переговорного формата довольно проста: каждая из сторон напрямую представляла свои интересы и обсуждала те вопросы, которые входили в ее непосредственную компетенцию.

Как мы неоднократно отмечали, вопрос участия Арцаха в переговорах является своеобразной лакмусовой бумагой для определения реальной, а не декларируемой готовности Азербайджана к поиску мирного решения. Противодействие восстановлению самого результативного формата переговоров мы расцениваем как искусственное затягивание процесса урегулирования.

Беседу вели главный редактор «Ноева Ковчега» Григорий Анисонян и обозреватель газеты в Степанакерте Ашот Бегларян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Мне говорят, что человек, в данном конкретном случае армянин, не может иметь две родины, это мол неправильно. А из уст господина президента Арцаха льется речь о том ( и его никто почему-то не поправляет ), что родина у армян в двух государствах очень даже может быть. Это вообще как понять ? А вдруг завтра какой-нибудь ферзь плюшевый из армян захочет стать президентом Нахичевани, что тогда ? У армян будет одна родина в трех государствах, в этом случае ? Это я все о том, что эти околотусовочные разговоры о так называемой независимости Арцаха уже порядком наскучили обывателям. Арцах является неотъемлемой частью единой и неделимой Армении. Слышите ? Неделимой, а не признанной как еще одно независимое образование армян, чтобы потешить не в меру раздутое эго властей Арцаха, которые мнят себя "большой рыбкой в маленьком пруду". И эти бесконечные "телодвижения" относительно мирного урегулирования конфликта тоже вызывают недоумение. Вы что правда верите, что это возможно ? Писал и буду писать, что это грезы, во власти которых находятся наши власти. С этими недолюдьми в человеческом облике, которые обзываются "азирбийджанцы" разговор можно вести только силой оружия, больше никак. Это кстати касается и турков.
  2. Геворг, с чего Вы так решили? Я уже взрослый мальчик, чтобы иметь своё личное мнение. Тем более, что мы с ним находимся по разные стороны баррикад.
  3. Прочтите ваш коммент под интервью Маиляна, вы повторяете слова Сергея о том,что Арцах не может быть независимым вторым армянским государством. А этот факт позволит на всех международных площадках иметь два голоса , иметь две армии и т.д.
  4. Геворг, я об этом написал не только под этой статьей, на другом сайте уже не раз об этом говорил . И приводил свои доводы также. Вообще обхохочешься. От кого независим Арцах, если он целиком и полностью зависит от Армении и его помощи ?. Что за мания величия у местных властей ? Арцах может быть независим только в грезах его так называемого президента и в пределах его резиденции. А давайте у нас будет и Нахиджеван еще одним армянским государством, третьим по счету, а вся Западная Армения после освобождения - четвертым. Чем они хуже Арцаха ? А меня изберем президентом, а Вас – премьером, я согласен даже премьером, а Вас - президентом . Вы не против, я надеюсь ? И будем мы тогда вообще в шоколаде, имея целых четыре армянских государственных образования. И будем дружно подкидывать чепчики вверх, водить хороводы и кричать уря-я-я, мол посмотрите , какие мы крутые ! Прям как в те времена, когда у нас одновременно было несколько армянских княжеств, которые периодически выясняли между собой отношения. И чем все закончилось не напомните ? Задам вопрос, для Вас и адептов «независимости Арцаха » провокационный. Для чего мне защищать Арцах, если он желает быть независимым ? Для чего погибали ребята во время Арцахской войны ? Чтобы Арцах в лице его властей кричал на всех углах, какой он «независимый » ? Пусть защищает себя сам в этом случае. Я готов умереть защищая единую Армению от нападения и освобождая ее земли, а не защищать амбиции местных князьков, которые горят желанием быть "независимым" , на чужом горбу попасть в рай и под соусом и кличем одной родины в нескольких государствах будут гнать на убой молодых ребят. Не бывать этому. Мы будем сильными, если будем едины, а не раздроблены. Насчет того, чтобы иметь два, три или четыре голоса на каких-то там площадках, не смешите мои копыта, уважаемый Геворг. А предпочитаю иметь один твердый голос, чем несколько кастрированных. Грубо, зато думаю доходчиво. Мы с Сергеем или как его там по настоящему вообще разные, не надо нас сравнивать, я армянин, а он …… скажем мягко, что совсем даже не армянин, хоть и очень старается казаться им и даже пишет об этом )
  5. А я не против четырех армянских государств,названных вами: Армения,Арцах,Нахиджеван,Западная Армения. Арабам можно более 30 арабских государств иметь,а армянам нельзя четыре? Другое дело,что для этого нужна полная,тотальная консолидация нации,чего у армян сегодня нет. Завтра будет.будем мечтать дальше.
  6. Не будет консолидации при подобном раскладе. Каждое государство будет при этом тянуть одеало на себя. Свои интересы будут превыше всего. А в нашем случае, принимая во внимание индивидуализм армян - тем более. Жаль, что Вы не желаете или не можете этого понять.
  7. Геворку.....Если бы теоретический Армения, была бы населением и по территорией как Турция, то да, можно и хоть 100 независимых армянских государств. Но сегодня, для нищей 2млн Армении,это не позволительная роскошь....
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты