№5 (316) май 2019 г.

Армянский Елисаветполь (Гянджа) в «Кавказском календаре» (1845 – 1862 гг.)

Просмотров: 7406

В «Кавказском календаре на 1849 год», изданном от Канцелярии Кавказского наместника (Тифлис, 1848) говорится: «Всех жителей в городе Елисаветполе считается 12.996 душ, из коих мужского пола 6.499 и женского – 6.497 душ. Жителей, вошедших в камеральное описание, находится 2.321 дым, т. е. 11.605 душ. Из них казенного ведомства: армян 4.750 душ, татар (современных азербайджанцев. – М. и Г.М.) 6.590 душ и цыган 30; помещичьих крестьян: армян 235 душ».

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Елисаветполь, уездный город Грузино-Имеретинской губернии (1840 – 1846 гг. – М. и Г.М.), при реке Ганжинк. Город этот, взятый штурмом князем Цициановым

4 января 1804 года, назывался прежде Ганжою и, по представлению князя Цицианова, назван в честь императрицы Елисаветы Алексеевны – Елисаветполем. Имеет старую крепость и прекрасный гостиный двор».

При взятии главнокомандующим в Грузии генералом Цициановым городской крепости (ее окружали двойные стены, внешняя – глинобитная и внутренняя – каменная, высота которых достигала 8 метров) на ее стенах сложил голову правитель Гянджинского ханства (феодального владения, существовавшего в 1747 – 1804 гг. в долине реки Кура) Джавад-хан, а его земли присоединены к Российской империи. Сама же Гянджа (у армян – Гандзак) была переименована в Елисаветполь – в честь супруги императора Александра I. Такое название город проносил до 1918 года, потом ему ненадолго вернули историческое название Гянджа, но уже в 1935-м вновь переименовали, на этот раз в Кировабад – в честь советского государственного и политического деятеля Сергея Кирова. С 1989-го Гянджа снова Гянджа.

«Кавказский календарь на 1850 год» (Тифлис, 1849):

«Елисаветполь, уездный город Тифлисской губернии (1846 – 1867 гг. – М. и Г.М.). Город этот известен был прежде под именем Ганжи. Имя это принадлежало собственно небольшому городку, существовавшему еще до него и отстоявшему от него на 7 верст (верста – 1066,8 м. – М. и Г.М.). Следуя преданию, город Ганжа существовал еще при Александре Македонском. Красота и богатство сделали его предметом всеобщей зависти, так что, после упорного сопротивления, он принужден был платить дань Нушабее, владетельнице Карабага. Около 1602 года Ганжа подпала под власть Шах-Аббаса, который сам начертал план города, выдал для устройства его огромную сумму, приказал построить три мечети в Итамзаде, где теперь зеленая мечеть, и освободил жителей от податей и повинностей. В память будущим поколениям он дал городу название Абасс-Абада, т. е. постройки Аббаса, а в преимущество пред другими городами назвал его ключом Ширвана. Вскоре после этого он отправился в Персию, назначив правителем Ганжинского ханства Абасс Кули Хана Зиатханова. После смерти Шах-Аббаса начались в Персии междоусобия, и Ганжа постоянно подвергалась нападениям разноплеменных своих соседей. В 1795 году ганжинский хан Джават вместе с персидским Ага-Магомет-ханом вторгся в г. Тифлис, разорил его и большую часть жителей взял в плен. Царь Ираклий обратился к России с просьбою о помощи, и русские войска, под начальством графа Зубкова, явились в Грузии. Когда ханства Дербентское, Бакинское, Шекинское и Ширванское признали над собою власть России, Джават хан выслал ключи от крепости и добровольно сдал Ганжу. По удаление русских войск, персидский шах Ага-Магомет снова простирал было виды на Ганжу, но князь Цицианов в 1804 году взял ее штурмом и навсегда присоединил к России.

К замечательным зданиям в городе можно причислить старую крепость, расположенную в самом городе, и Шамхорский Столб, памятник глубокой древности, находящийся неподалеку от Елисаветполя, на берегу Шамхора».

«Кавказский календарь на 1851 год» (Тифлис, 1850):

«От г. Елисаветполя до станции Кюракчайской 20 верст. Здесь почтовый тракт разделяется: на юг – в Шушинский, на восток – в Нухинский уезд.

Во время последней персидской войны (1826 – 1828 гг. – М. и Г.М.), когда Аббас-Мирза (наследник шахского престола. – М. и Г.М.) узнал о разбитии войск своих под Шамхором, то, оставив осаду Шуши, поспешил к Елисаветполю; а с противной стороны генерал-адъютант Паскевич, предупредив его, соединился с князем Мадатовым, оставив город позади себя, и таким образом войска сошлись на Кюракчае. Персияне переправились через реку, составили вогнутую линию из 18 баталионов регулярной пехоты, прикрытую в центре 25 орудиями, а по флангам массами кавалерии; во второй линии помещалась гвардия и регулярная кавалерия Аббас-Мирзы с фальконетными батареями. Генерал-адъютант Паскевич послал князя Мадатова с батальоном Грузинского гренадерского и Ширванского полков прорвать персидскую линию. Мадатов стремительно ударил в штыки на центре, прорвал линию, смял ее, и при общем наступлении русских персияне бежали, преследуемые 12 верст. 8 тысяч русских разогнали 60 тысяч персиян, большею частью регулярных войск».

Валериан Мадатов (1782 – 1829) командовал первой линией войск и вынес на себе всю тяжесть боя под Шамхором, а затем преследовал разбитого неприятеля, бросившего артиллерию и обозы и искавшего спасения в бегстве за Аракс, но успевшего по приказу Аббас-Мирзы сжечь родовое имение Мадатова в карабахском селе Аветараноц (Чанахчи). За Шамхорскую победу, решившую исход войны, Мадатов 28 сентября 1926 года был произведен в генерал-лейтенанты, а 11 ноября того же года награжден второй Золотой саблей, украшенной алмазами, с надписью «За храбрость».

«Кавказский календарь на 1851 год» (Тифлис, 1850):

«Население Елисаветпольского уезда составляет до 90 тысяч душ обоего пола. Уезд принадлежит к числу самых богатых в крае, по чрезвычайному разнообразию климатом и произведений. Здесь есть обширное садоводство, шелководство, хлебопашество, скотоводство, плантации табаку, марены, хлопчатой бумаги, индиго, рису и, наконец, обилие минералов; вместе с тем Елисаветполь находится в средоточии Закавказья, на почтовом тракте между Шемахою и Тифлисом и у начала возможного судоходства Куры».

«Кавказский календарь на 1855 год» (Тифлис, 1854):

«Ведомость о числе дымов (семей. – М. и Г.М.) по городу Елисаветполю и Елисаветпольскому уезду.

В г. Елисаветполе – 2.060 дымов: русских – 5, армян – 953, татар – 1.102; в Елисаветпольском уезде – 11.873 дыма: русских – 519, грузин – 7, армян – 2.634, татар – 8.547, немцев – 168.

По Тифлисской губернии число дымов: по вероисповеданиям: православного – 16.113, армяно-григорианского – 9.314, армяно-католического – 124, лютеранского – 592, молоканской секты – 320, духоборского – 342, мухаммеданского – 12.340, еврейского – 137».

«Кавказский календарь на 1851 год» (Тифлис, 1850):

«Из елисаветпольских зданий замечательны: караван-сарай, лучший в Закавказье, и мечеть, построенная Шах-Аббасом Великим, красивая снаружи, прекрасная внутри, в особенности по обширному плоскому куполу. Мечеть осенена своими ровесниками – колоссальными чинарами, окружность которых на аршинной высоте от земли – от 20 до 30 футов (фут = 0,3048 м. – М. и Г.М.). Жители Елисаветполя занимаются садоводством, торговлею и промыслами. В особенности окраской материй. Здесь в настоящее время сделаны были успешные опыты изготовления индиго».

Тот же выпуск «Кавказского календаря» сообщает, что на Выставке произведений Закавказского края 1850 года, проходящей в залах Тифлисской гимназии, «елисаветпольскому жителю Микиртичу Антонову за производство индиго присуждена поощрительная награда – Похвальный отзыв», и подчеркивает: «В Елисаветполе в настоящее время сделаны успешные опыты изготовления индиго».

Индиго – древний натуральный краситель, производился из листьев индигоферы – травянистого кустарника из семейства бобовых, достигающего двух метров в высоту.

Переработка листьев в индиго стала настоящим ремеслом в Елисаветполе. Для вымачивания листьев использовались огромные глиняные чаны с водой, которые подогревали углем. Листья бродили, и осадок этого раствора смешивался с сильным основанием, таким как щелок, затвердевшая масса спрессовывалась в плитки, а затем ее высушивали и превращали в порошок. И уже затем этот порошок добавляли в различные растворы, чтобы получать разные оттенки голубого и фиолетового цвета.

На той же Тифлисской выставке «серебряная поощрительная медаль второго разряда» присуждена елисаветпольскому уездному начальнику – князю, подполковнику М.Ф. Джамбакуриан-Орбелианову – «за образцы представленной шерсти из собственного стада тонкорунных овец, выведенных в России».

«Расстояние Елисаветполя от С.-Петербурга – 2.948 верст, от Москвы – 2.270, от Одессы – 2.004, от Тифлиса – 193» («КК на 1846 г.»).

«Ярмарка в Елисаветполе: Покровская, учрежденная по распоряжению Наместника Кавказского в 1846 г., сроком с 1 по 15 октября» («КК на 1849 г.»).

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Уездное управление в г. Елисаветполе. Начальник: подполковник Богдан Семенович Мадатов. Секретарь: губернский секретарь Венедикт Венедиктович Сатанович. Участковые заседатели: Елисаветпольский – губернский секретарь Семен Иванович Дорошенко; Айрумский – прапорщик, князь Александр Осипович Меликов; Шамшадильский – коллежский регистратор, князь Петр Абесаломович Бебутов; Казахский – коллежский секретарь – Аркадий Михайлович Гамазов. Уездный казначей: коллежский секретарь Степан Иванович Аветиков».

Сын коллежского регистратора, князя Петра Абесаломовича Бебутова – князь Абесалом Петрович Бебутов (1840 г. рожд.), на военной службе с 1862 года. В 1868-м – поручик VIII округа путей сообщений в Тифлисе. Позже дослужился до гражданского чина действительного статского советника (1900). Значился гласным 1-го разряда Тифлисской городской думы. А вот внук Петра Абесаломовича – Петр Абесаломович Бебутов (1890 г. рожд.) в 1925 году в Северной столице СССР издает труд «Экономическое обоснование необходимости мелиорации и дальнейшей культуры болот Ленинградского района, в связи с насущными потребностями Ленинграда».

«Кавказский календарь на 1847 год» (Тифлис, 1846):

«Елисаветпольские участковые заседатели: Елисаветпольский – штабс-капитан, князь Давид Иванович Джорджадзе; Айрумский – губернский секретарь Григорий Иванович Алхазов; Шамшадильский – коллежский регистратор, князь Петр Абесаломович Бебутов; Казахский – прапорщик, князь Александр Осипович Меликов».

Елисаветпольский участковый заседатель Григорий Иванович Алхазов – выходец из старинного армянского дворянского рода, жившего в Грузии с XVIII века. Его сын – Иван Григорьевич Алхазов, генерал-майор (1895), родился в 1835 году, воспитание получил в Павловском кадетском корпусе. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. Отражал вылазку войск турецкого гарнизона Карса на лагерь генерал-лейтенанта Геймана у селений Аравартан и Чифлик. «За храбрость, проявленную в деле с турками 3 июля 1877 г. на Аравартанских высотах» 30 августа 1877 года был награжден орденом Св. Станислава II степени с мечами.

«Кавказский календарь на 1851 год» (Тифлис, 1850):

«В г. Елисаветполе. Уездный начальник: состоящий по кавалерии подполковник, князь Мамука Фомич Джамбакуриан-Орбелианов. Участковые заседатели: Шамшадильский – отставной поручик, князь Захарий Иванович Меликов; Казахский – коллежский секретарь, князь Петр Абесаломович Бебутов. Городничий: титулярный советник, князь Моисей Семенович Аргутинский».

Среди уездных чиновников значились: секретарь уездного управления – коллежский регистратор Геурк Мелик-Шахназаров-Дешапур; уездный казначей – коллежский секретарь Иосиф Иванович Галумов («КК на 1857 г.»); уездный начальник – коллежский секретарь, князь Михаил Арсеньевич Бебутов; участковые заседатели: Елисаветпольский – прапорщик Аввакум Христофорович Вермишев, Казахский – милиции прапорщик Осип Шахназаров («КК на 1861 г.»); уездный врач – Мнацакан Абрамович Темуров («КК на 1862 г.»).

Сын прапорщика А.Х. Вермишева – Христофор Аввакумович Вермишев (1863, Тифлис – 1933, Пятигорск), издатель ряда газет в Баку и Батуме, журналист. В 1886-м – секретарь Кавказского сельскохозяйственного общества, затем – оценщик государственных пахотных земель. Служил в нефтяном товариществе Манташева. В октябре 1904-го был избран городским головой Тифлиса.

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Армяно-григорианская церковь. Грузинская епархия.

Епархиальный начальник: архиепископ Карапет.

Елисаветпольское духовное правление. Викарный архимандрит Вартан Оцнеци (Одцунский). Протоиерей Мелкиседек Тер-Погосов. Священник Арутюн Мнацаканов. Письмоводитель – вакансия».

В Елисаветпольском духовном правлении в последующие годы состояли: священник Карапет Бабакевхянц («КК на 1847 – 1862 гг.»); священник Саркис Тер-Азарьев, письмоводитель Симеон Тер-Петрусович Адибегов («КК на 1849 – 1850 гг.»); викарный архимандрит Симеон Тер-Давидов («КК на 1850 г.»); архимандрит Саркис Давидов («КК на 1851 – 1852 гг.»); священник Карапет Матиньянц («КК на 1851 – 1862 г.»); викарный архимандрит Григорий Мушегянц («КК на 1861 – 1862 гг.»).

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«Армянские монастыри в Елисаветпольском уезде:

монастырь во имя Св. Григория; монастырь под названием Окорцинский, построен в 1071 г. предками Захария Спасалара; монастырь во имя Пресвятой Богородицы, построен в 1191 г. архимандритом Гош-Мхитаром, известным армянским законописцем; монастырь Гошаванк во имя Св. Богородицы, построен в конце XII столетия князем Вахтангом и супругою его Арзу-Хатуною; монастырь Макараванк во имя Св. Богородицы, построен в VI столетии; монастырь Кунтский во имя Апостолов, построен в 1244 г. князем Атабеком; близ этого другой монастырь, называемый Керанц; монастырь под именем Варак, во имя животворящего Креста, построен в 1237 г. князем Василием Багратуни; монастырь, называемый Хоранашен, т. е. имеющий много алтарей, построен в 1191 г.; монастырь Хоранашен, построен в 751 г. монахами, бежавшими от гонения греков; монастырь Цагкоц во имя Архангелов, построен в 1616 г. архимандритом Иоаннесом; монастырь Чарекский, построен епископом Давидом; монастырь Таркманчац, построен в начале V столетия Месропом, изобретателем армянских букв.

Монастыри – Бананц, Мрут, Егпар, Оскапанд, Кархана, Качпахач, Аменапркич – большею частью обрушены и, судя по наружности, должны быть очень древними».

Необходимо пояснить, что Захарий Спасалар (умер в 1212 г.), армянский военачальник и государственный деятель XII и XIII веков, возвысился между современниками своими подвигами – завладел частью Армении, включающей в себя города Ани и Лори с областями.

Что же до «архимандрита и законописца Гош-Мхитара», то он армянский мыслитель, литератор, богослов и священник. «Американская энциклопедия» причисляет Мхитара Гоша к одним из виднейших представителей армянского Возрождения, британский ученый Дэвид Лэнг ставит его произведения в один ряд с баснями Эзопа и Лафонтена. Мхитар Гош (ок. 1125 – 1213), уроженец Гандзака (Гянджи), известен как составитель (1184 г.) «Свода законов церковных и гражданских», первого армянского светского закона правил. Его Судебник написан на древнецерковном армянском языке: силу обязательного закона впервые получил в XIII веке, в Киликийской Армении. Автор более 190 басен.

* * *

«Евангелическо-Лютеранская церковь. Елисаветпольский участок.

Пастор Еленендорфской и Анненфельдской колонии: Христиан Готлиб Ротт» («КК на 1849 г.»).

«В Елисаветполе: одна приходская православная церковь» («КК на 1852 г.»).

«Кавказский календарь на 1851 год» (Тифлис, 1850):

«В Елисаветпольском уезде: главный казий Алиевой секты – Молла Абдулла Молла-Джафар-оглы, помощник его – Молла Сеид Касим-Сеид-Асадулла-оглы. Омаровой секты – казий Набий Афеди и Мамед Афеди-оглы».

Следует отметить, что ислам разделяется на два крупнейших течения – суннизм и шиизм. По определению «Кавказского календаря», «Алиева секта» – шииты, «Омарова секта» – сунниты.

* * *

«Елисаветпольское уездное училище. Число учащих – 5 чел.; число учащихся – 115; время открытия заведения – 8 февраля 1833 года. В библиотеке училища – 113 учебных пособий» («КК на 1846 г.»).

«Кавказский календарь на 1847 год» (Тифлис, 1846):

«Елисаветпольское уездное училище. Штатный смотритель: губернский секретарь – Евгений Никитич Абрамов; законоучители исповеданий: армяно-григорианского – диакон Карапет Матинов (Матиньянц), магомметанского – Мулла Абдул-Али Мамад-оглы. Учителя: коллежский регистратор Лазар Лазаревич Лазарев, губернский секретарь Александр Фаддеевич Минасов».

Позже в штате Елисаветпольского уездного училища значились: учитель 1-го класса Артемий Денисович Тер-Петрусов («КК на 1850 – 1851 гг.»); учитель 1-го класса Седрак Абрамович Багинов («КК на 1852 г.»); учитель наук Карапет Лазаревич Саннасар («КК на 1855 – 1857 гг.»); почетный смотритель Захарий Тер-Гукасович Тер-Хачатуров; учитель наук Иван Осипович Карагулов, учитель приготовительного класса Караман Саркисович Оганезов («КК на 1858 – 1862 гг.»).

«Кавказский календарь на 1862 год» (Тифлис, 1861):

«Ведомость о числе заведений, учащих и учащихся по г. Елисаветполю в 1860 году. Уездное училище: число учащих 5, учащихся 128; частных мужских школ – 3, число учащих 3, учащихся 118».

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 60 человек

Оставьте свои комментарии

  1. В губернском городе Елисаветполь (Гандзак, Кировабад, Гянджа) всегда жили армяне – когда мало, когда много. В начале ХХ века здесь проживало примерно 15 тысяч армян, хотя данные могут быть намного занижены. Елисаветпольская губерния отошла к России после Гюлистанского мирного договора. Это был мой родной город, который с февраля 1988 года стал чужим, опасным и ненавидимым. Есть кировабадцы, которые хотят вернуться обратно – в свои дома, на свои улицы. Но те, которые пережили весь ужас, тянувшийся с февраля 1988 до октября 1989-го, вряд ли захотят пройтись по улицам, на которых их ежеминутно подстерегала опасность.
  2. Карине, армяне еще вернутся в Гандзак, а Вы в частности в свой дом. Это армянские земли и они будут в составе Армении. А всякий кочевой сброд попросим на выход.
  3. Материалы про города Российской империи где проживали и, в некоторых, проживают армяне вызывают интерес. Авторы сумели правильно подать факты и дух того времени.
  4. поверхностная статя укрывающая подлинную историю города выводя на поверхность присутствие хаев с присущими армянам ложью и враньем. Хайские башипозуги появились в Гяндже после 1828го года а все христтанские храмы принадлежали алпанцам кипчакам..Гошавенк, Кипчаквенк, Гянджасарай (по хайски Гандзасар)..Только после появления урусского штыка в регионе . появились и хаи с разных уголков востока.
  5. Если армяне,как вы говорите появились в Гяндже - Гандзаке в 1828 году, то вас кавказских татар вообще там не было. Вы еще щипали травку в алтайских степях. А вместе в армянами там проживали и другие народы. Статья написана на основании "Кавказского календаря" где указано,что армяне еще с 11 века строили монастыри и церкви. Историю не обманешь! Историческое недоразумение привело вас в Апшеронскую долину и несправедливо подарило вам нефть,которой хватит еще на 19 лет. Что дальше делать? Вы ведь ничего не умеете. За вас работали и поднимали новое государство Азербайджан, русские,армяне,евреи, грузины,лезгины.
  6. О какой "подлинной истории" Гандзака ведет речь господин Рехман? Вам Рафаэль бесполезно курс ликбеза с ним проводить: "ерп арси кора галис, ксума чобани петин"!
  7. Вообще-то общаться с представителями твоего народа это как носить ситом воду. Ответь мне на следующий вопрос. Если через двести лет немцы начнут возвращаться в Калининград, а русские к кому времени буду говорить и писать, что вас здесь не было никогда, кто будет прав? Вам нельзя признаться в том, что армяне были здесь всегда, а вы пришлый конгломерат кочевых племён. Иначе вся, ваша "наука сольется в унитаз". Хотя она и так там плавает. Вместе с знакомой всем субстанцией. Причём здесь кавказские албанцы и вы? А почему не догоны, маори, айны, майя или инки с зулусами ? Хотя если вы считаете себя потомками циклопов и азыхантропов, то почему бы и нет ?
  8. Я родился в Гяндже (Кировабаде) и жил до 1988 года и начались гонения на армян и зверские убийства в городе. Мне очень жаль, что такое случилось. Там были хорошие люди и друзья, но теперь для меня они невраги и не друзья а просто народ, потерявший свои души.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты