№5 (316) май 2019 г.

Рубен Заргарян: Участие Республики Арцах в переговорах обеспечивает прорыв

Просмотров: 3262

Интервью с кандидатом исторических наук, советником министра иностранных дел Республики Арцах Рубеном Заргаряном

– Рубен Александрович, как Вы считаете, почему сегодня Баку не признает трехсторонний формат переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта вопреки трехсторонним соглашениям о прекращении огня 1994-1995 годов? Уполномочен ли Азербайджан в одностороннем порядке решать вопрос об участие или неучастии Республики Арцах в переговорном процессе?

– Следует констатировать, что Азербайджан не полномочен решать вопрос участия или неучастия Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) в переговорном процессе, так как этот вопрос трехстороннего формата юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ – Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского Резюме действующего председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта.

Бакинская администрация пытается извратить суть конфликта и полноценный трехсторонний официальный формат переговоров, переведя его из азербайджано-карабахского в азербайджано-армянский. Но общепризнанным фактом, юридически зафиксированным в документах ОБСЕ, ООН и многочисленных других международных организаций, является то, что именно Арцах – Нагорный Карабах является основной стороной азербайджано-карабахского конфликта.

Деструктивная политика Баку свидетельствует о слабости ее переговорной позиции, отсутствии правовых аргументов, желании сохранения неприемлемого статус-кво и стремлении затянуть и саботировать урегулирование азербайджано-карабахского конфликта. Политика Азербайджана по сохранению статус-кво воплощается и в том, что бакинская администрация демонстративно игнорирует международное право и Устав ООН, которые императивно диктуют необходимость и обязанность признания Республики Арцах.

Поведение бакинского режима с самого начала было направлено против всякой возможности примирения. Позиция Азербайджана не имеет под собой никаких юридических оснований, все определяет идеология территориальной экспансии и хищнических захватов. Президент Азербайджана Ильхам Алиев постоянно заявляет, что нет никакой Армении, а есть «Западный Азербайджан», тем самым предъявляя территориальные претензии не только на Республику Арцах (Нагорно-Карабахскую Республику), но и на Республику Армения. 8 февраля 2018 г. И. Алиев на VI съезде правящей партии «Йени Азербайджан» в очередной раз провозгласил стратегической целью захват Еревана.

Азербайджан – слабое звено переговоров. Позиция властей Азербайджана, если ее вообще можно квалифицировать как серьезную переговорную позицию, состоит исключительно из ничем не обоснованных территориальных претензий к Республике Арцах (НКР) и сводится к требованию передачи Баку на первом этапе семи реинтегрированных конституционных районов Республики Арцах для создания удобных плацдармов для военного захвата всего Арцаха и Армении на втором этапе.

Важным фактором агрессивности Азербайджана является активизация радикальных исламистов и террористов на Ближнем Востоке. Мировые СМИ неоднократно писали о связях бакинской администрации с ними. Азербайджанский народ стал заложником фанатичных идей своих правителей по организации тотальной войны против народов Арцаха и Армении и в конце концов спросит с них за это преступление.

– Известно, что участие Республики Арцах в переговорах приводило к реальным результатам. Какие из них основные?

– Практика наглядно продемонстрировала, что трехсторонний формат является самым эффективным и результативным, что участие Республики Арцах в переговорах обеспечивает прорыв. 4–5 мая 1994 г. в Бишкеке состоялась встреча глав парламентов Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха при содействии Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Верховного Совета Киргизии и МИД РФ. Принят Бишкекский протокол с призывом прекратить огонь с 9 мая. Именно в данном формате был достигнут важнейший результат в процессе урегулирования – трехстороннее соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 г. При этом, как свидетельствует глава российской посреднической миссии, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России в 1992-1996 гг. Казимиров В.Н., 9 мая 1994 г. Азербайджан по указанию Гейдара Алиева подписал Соглашение о прекращении огня именно с НКР, без какого-либо участия Армении. Лишь впоследствии руководство Армении дало согласие на ее подпись, которую вписали от руки посередине документа. Но первоначально соглашение было подписано только Азербайджаном и НКР.

26-27 июля 1994?г. Нагорный Карабах, Азербайджан и Армения подписали дополнительное соглашение, в котором подтвердили «взятые на себя обязательства по прекращению огня вплоть до заключения большого политического соглашения». 4 февраля 1995?г. Азербайджан, НКР и Армения под эгидой ОБСЕ заключили соглашение об укреплении режима прекращения огня.

Российско-американская Дартмутская конференция по Нагорному Карабаху также проходила в 2001 – 2012 гг. в официальном трехстороннем формате: Азербайджанская Республика – Республика Арцах – Республика Армения, и приняла именно тремя сторонами в 2005 г. «Рамочное соглашение о мирном процессе». Сопредседатель Дартмутской конференции, экс-заместитель госсекретаря США Гарольд Сондерс (кстати, автор израильско-египетского соглашения в Кэмп-Дэвиде) в разговоре со мной на одном из раундов особо отметил, что именно участие делегации Республики Арцах стало ключом к результативным переговорам и заключению соглашения.

– Какова позиция Карабаха по вопросу урегулирования конфликта? Какие пути его решения предлагает Степанакерт?

– Международное право, Устав ООН четко и однозначно императивно констатируют единственный путь урегулирования конфликта – окончательное признание международным сообществом независимости давным-давно состоявшейся и успешной Республики Арцах. Тем более что нет ни одной нормы международного права, которая бы противоречила независимости Республики Арцаха. Также чрезвычайно важным является укрепление режима прекращения огня и обеспечение необратимости мирного процесса.

Республика Арцах – ответственное государство, никому не угрожающее войной, не предъявляющее территориальных претензий к соседям, не требующее незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Арцаха (Нагорного Карабаха). В отличие от Азербайджана, Республика Арцах, осознавая себя состоявшимся, успешным и компетентным государством, готова к прямым азербайджано-арцахским переговорам. Необходимо восстановление полноценного участия Республики Арцаха во всех этапах переговоров, неукоснительное выполнение официального трехстороннего формата переговоров – Азербайджан – Арцах – Армения. Кроме всего прочего, это важно для сторон в плане разделения ответственности за результаты мирного процесса и в обеспечении региональной безопасности.

Баку должен признать концепцию мирного сосуществования и сопроцветания Азербайджанской Республики и Республики Арцах на основе мирного договора по взаимному признанию, что будет способствовать укреплению доверия.

– Какие, на Ваш экспертный взгляд, должны быть принципы урегулирования?

– Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на Уставе ООН и международном праве, то есть на следующих принципах: определение статуса Республики Арцах (НКР) – исключительное право народа Арцаха (Нагорного Карабаха), окончательное признание международным сообществом государственной независимости Республики Арцах, взаимное признание независимости Республики Арцах и Азербайджанской Республики, восстановление территориальной целостности Арцаха, мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой.

– Как Вы думаете, почему Запад не признает НКР? Независимость Косова от Сербии, например, признали 104 государств из 193 членов ООН.

– Европарламент 20 лет назад признал Нагорно-Карабахскую Республику. 11 марта 1999?г. в Страсбурге Европарламент принял резолюцию по Нагорному Карабаху «О поддержании мирного процесса на Кавказе», в которой признавался «тот факт, что Нагорно-Карабахская автономная область провозгласила свою независимость после аналогичного провозглашения независимости бывшими советскими социалистическими республиками после распада СССР в сентябре 1991 года». Тем самым была признана международно-правовая обоснованность провозглашения карабахской независимости, аналогичная другим союзным республикам. Резолюция Европарламента оказала влияние на отказ Европейского союза признать так называемую «территориальную целостность Азербайджана».

О территориальной целостности нет упоминания в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Азербайджаном от 1 июля 1999 года.

В мире распространено заблуждение, что признание целиком зависит от желания признающего государства. Вместе с тем, согласно международному праву и Уставу ООН, у международного сообщества государств существует именно обязанность признать новое государство, если оно удовлетворяет необходимым требованиям, как в случае с Республикой Арцах.

Тем не менее, мой опыт проведения политических консультаций по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта свидетельствует, что часто люди, от которых зависят судьбы мира, не в состоянии просчитать последствия тех или иных действий или бездействия. Дефицит образованных людей в системе мировой политики, отсутствие стратегического и системного видения будущего, двойные стандарты правоприменительной практики международного права ведут к затягиванию окончательного признания Республики Арцах. Это иррациональное затягивание, продиктованное откровенно конъюнктурными и политическими соображениями и игнорирующее международное право, реальности международной жизни, стало фактором девальвации международных норм, серьезно осложняющим межгосударственные отношения и дестабилизирующим международную безопасность.

Постмодернизм в политике ведет к хаосу в международных отношениях, дискредитации международного права. Мышление в международных делах становится формализованным и фрагментированным. Постмодернистский подход пытается нивелировать виновных и правых, отрицает возможность постижения исторической реальности, исторического факта, навязывает искусственное представление о множественности истины, ставит на одну доску жертву агрессии и самого агрессора.

Мировое сообщество в долгу у народа Арцаха. Республика Арцах сегодня защищает не только себя, но и систему безопасности в мире, цивилизационные ценности. Республика Арцах в ходе отражения террористической агрессии Азербайджана в 1991-1994?гг. и в апреле 2016 г. дважды провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. Долгие годы Армия обороны НКР фактически выполняет миротворческую функцию. Арцах и Армения являются системообразующим фактором безопасности в регионе.

Если бы в 1991 г. после проведения референдума о независимости Республики Арцах (НКР), прошедшего в полном согласии с нормами международного права, международное сообщество признало НКР, как того императивно требовало международное право и Устав ООН, то не было бы азербайджанской агрессии 1991-1994 гг. и апреля 2016 г., а конфликт был бы давно урегулирован. На 50-й юбилейной Пагуошской конференции по международным отношениям, прошедшей в Кембридже (Великобритания), с этим моим утверждением и самоочевидным фактом категорически согласились многие дипломаты и эксперты по международному праву.

Отдельно хотел бы сказать об англосаксонской правовой системе, которая построена на прецеденте и основным источником права признается прецедент и правоприменительная практика. В этой системе такие правовые прецеденты должны оказывать правовое влияние на решение аналогичных международных вопросов. К примеру, приверженность Великобритании и Канады референдумам и создание правовых прецедентов (Шотландия, Фолкленды, Гибралтар, Северная Ирландия, Квебек), наряду с другими нормами международного права, налагают правовые обязательства на Великобританию и Канаду по признанию права на самоопределение Республики Арцах и признанию ее референдума о независимости 1991 года.

– Возможно ли сегодня инициировать обсуждение вопроса урегулирования нагорно-карабахского конфликта в ООН, по Вашему мнению?

– Уже существует официальный трехсторонний формат переговоров по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта в рамкам МГ ОБСЕ.

Что касается ООН, то она на основе Устава ООН обязана просто принять Республику Арцах (Нагорно-Карабахскую Республику) в ООН. Глава II, статья 4 Устава ООН констатирует: «Прием в Члены Организации открыт для всех других миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в настоящем Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Смысл этой формулы, известной как принцип всеобщности членства, на деле весьма прост: любая страна, которая желает и способна следовать требованиям ООН, имеет право вступить в ООН. Очевидно, что Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) отвечает этим условиям.

Республика Арцах должна быть в ООН, так как народ Республики Арцах и избранное им правительство до сих пор не представлены в Организации Объединенных Наций. ООН явно забыла, что провозгласила своей целью отстаивание «принципов справедливости и международного права». После прекращения существования Азербайджанской ССР на ее территории образовались два государства: Республика Арцах (Нагорно-Карабахская Республика) и Азербайджанская Республика. Односторонне провозглашенное Азербайджанской Республикой правопреемство на бывшую Азербайджанскую ССР является противоправным самозахватом этого правопреемства и, несомненно, должно быть осуждено мировым сообществом, как противоречащее международному праву.

Республика Арцах должна быть представлена в ООН во имя восстановления в международном сообществе основных человеческих прав и достоинства граждан Арцаха. «Всемирная декларация прав человека» 1948 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» 1966?г. и принятый в том же году «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» подчеркивают: каждый человек имеет право участвовать в политической, культурной и экономической деятельности. Этот принцип является основным условием сохранения достоинства человека. Эти права отличны от тех обычных прав, которые обязано обеспечить человеку каждое правительство. Граждане Республики Арцах обладают у себя в стране всей полнотой прав, и здесь им не требуется поддержка извне. Однако Республика Арцах лишена своего законного места в мировом сообществе и ООН, следовательно, лишена права на участие в политической, экономической и культурной жизни мирового сообщества, а это значит, что ущемляются права жителей Арцаха. Если ООН действительно привержена идее прав человека, то она не может далее продолжать мириться с подобным положением и должна как можно быстрее предложить Республике Арцах стать членом ООН.

Делать вид, что Республики Арцах не существует, нереалистично и непрактично. Несмотря на это, азербайджанский режим требует от мирового сообщества делать вид, что Республики Арцах не существует. Столь откровенная ложь приводит к различным несуразностям. В публикациях ООН не содержится статистических данных о Республике Арцах. Тот факт, что Республика Арцах не имеет членства в ООН, подрывает авторитет Организации Объединенных Наций.

– Какие шаги следует предпринять, на Ваш взгляд, чтобы нейтрализовать антиармянскую и антикарабахскую информационную кампанию Баку?

– Бакинская администрация засоряет информационное поле Земли своими антиправовыми тезисами и фейками, что якобы есть противоречие между правом народов на самоопределение и территориальной целостностью, что якобы Азербайджан имеет право распоряжаться судьбой Арцаха, что якобы есть «оккупированные районы», что конфликт начался в 1988 г., хотя реально он начался в 1918 году.

Необходимо системное неоднократное просвещение мирового сообщества и формирование устойчивого понимания ответственной позиции Республики Арцах, ее национальных интересов, осознания того факта, что притязания Азербайджана на Арцах – это планы очередного геноцида, что бакинская администрация ставит стратегическую задачу уничтожения Армении и Арцаха.

Надобно, чтобы осмыслили тот факт, что принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить понятию территориальной целостности государств, так как они применяются к разным сферам международных отношений. Устав ООН рассматривает территориальную неприкосновенность государств как запрет на внешнее посягательство. В случае с азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между Республикой Арцах (НКР) и Азербайджаном, двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей Азербайджанской ССР.

Следует констатировать, что в международном праве, Уставе ООН нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяется. В заключении Международного Суда ООН от 22 июля 2010 г. зафиксировано: «81. …никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности ООН». «84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо запрета на провозглашение независимости».

Далеко не все владеют информацией, что Арцах в географическом и историческом аспектах больше, чем бывшая Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО). По международному праву, Арцах (Нагорный Карабах) имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно оккупирован и аннексирован Азербайджаном в 1921 г. Согласно нормам международного права, раздел властями Азербайджана аннексированного Нагорного Карабаха на территории с разным административным статусом не меняет статус всего Нагорного Карабаха как оккупированной и аннексированной территории. Аналогичные решения нацистской Германии по разделу оккупированных стран Европы были квалифицированы как юридически ничтожные. Одним из важнейших принципов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта является необходимость восстановления территориальной целостности именно Арцаха (Нагорного Карабаха). Президент Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) Бако Саакян 9 мая 2009?г. подчеркнул: «Есть только одна территориальная целостность – это территориальная целостность Нагорно-Карабахской Республики, записанная в Конституции НКР».

– В заключение не могу не отметить, что в этом году исполняется 15 лет со дня выхода в свет Вашей монографии «Доктрина геополитики современной Восточно-Средиземноморской цивилизации. Турецкая угроза Восточно-Средиземноморской цивилизации», изданной в 2004 г. в Санкт-Петербурге издательством «Алетейя». Это не просто академическая фундаментальная монография, а книга с особой авторской концепцией, которая дает ключи к пониманию стремительно и бурно протекающих в мире событий, процесса формирования мироустройства. В профессиональных кругах Вашу концепцию называют кратко «доктрина Заргаряна». Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России, в газете «Невское время» написал в 2015?г.: «Книга Рубена Заргаряна «Доктрина геополитики современной Восточно-Средиземноморской цивилизации» вышла еще 10 лет назад, но смысл ее мы, кажется, способны осознать только сегодня». А вы как считаете, осознали ли в мире ее смысл и что изменилось за эти годы?

– Произошло немало событий, которые только подтвердили правильность экспертных оценок в книге. Не все практические предложения реализованы, что негативно сказывается на росте конфликтов в регионе Восточного Средиземноморья. Профессионалы это понимают, но отнюдь не все, кто занимается практикой международных отношений, являются профессионалами. Постмодернисты в политике не только имеют установку на восприятие мира в качестве хаоса, но и способствуют его установлению в международных отношениях.

Всемирно-исторический процесс – результат взаимодействия и конкуренции различных цивилизационных проектов. Армения и Арцах имеют системообразующее значение для Восточно-Средиземноморской цивилизации (ВСЦ), объединяющей ряд христианских и исламских стран – от России до Ближнего Востока и от Балкан до Ирана. Ряд ученых называют ее Поствизантийской цивилизацией («Византийское Содружество Наций»). Доминирующим фактором современной ВСЦ традиционно является не религиозный признак, а духовный, цивилизационно-культурный, исторический и геополитический. Концепция американского политолога С. Хантингтона, что цивилизация равна религии, не выдерживает научной критики, но при этом оказала крайне негативное влияние на нарастание конфликтов в мире под религиозными лозунгами.

К сожалению, полностью подтвердился мой анализ того факта, что существенным элементом дестабилизации современного мира, фактором разжигания войн в разных точках планеты является экспансионистская политика Турции, направленная на создание «Великой Турции» за счет расчленения и аннексии территорий большинства государств – от России до Ближнего Востока и от Адриатики до Китая – с одновременным геноцидом населяющих их коренных народов. Необходимо формирование системы коллективной безопасности против экспансии фактического блока Турции – Азербайджана – «Исламского государства» (запрещенного в России). Нельзя повторять ошибки мирового сообщества в неудачах создания антигитлеровской коалиции, которые привели к Второй мировой войне.

Возрождение Армении и Арцаха – колыбели ВСЦ – станет основой цивилизационного возрождения и всей Европы, и России от Атлантики до Владивостока, а безопасность России и Европы приобретет новое качество. Восточно-Средиземноморская цивилизационная геополитическая доктрина является основой возрождения и развития России в XXI веке. Мне есть еще много чего констатировать, но это на будущее. Пока пусть судит читатель.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты