Геворг Касян: С урологами надо дружить
В чем причины урологических заболеваний? Как их избежать? Как попасть на прием к урологу в России и в Англии? Что отличает армянских специалистов?
Об этом газете «Ноев Ковчег» рассказал Геворг Касян, профессор кафедры урологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.?Евдокимова, член Российского общества урологов, Европейской и Американской урологических ассоциаций, профессор, д.м.н.
– Геворг Рудикович, урологических заболеваний стало больше или их число сокращается?
– Не думаю, что урологических проблем стало сегодня больше.
Уролог – специальность особая. Она занимается, возможно, не самыми жизненно важными для человека проблемами, в отличие от кардиологии и пульмонологии. Урологи лечат болезни мочеполовой системы мужчин и женщин, решают определенные проблемы сексуальной жизни мужчин.
Но урология является той частью медицины, которая имеет непосредственное отношение к качеству жизни человека, как сомнология, косметология, косметическая стоматология. Сегодня мы наблюдаем рост числа урологических пациентов потому, что вопрос качества жизни выходит на первый план. Человек хочет жить не только долго, но и качественно. И в этом свете урология приобретает доминирующее значение.
– В чем состоит главная причина или причины урологических проблем? В состоянии ли человек предотвратить их?
– Причин урологических состояний и болезней много. Мой учитель академик Пушкарь говорил и говорит пациентам, что «нужно воспитывать мочеиспускание», то есть не передерживать мочу, пить много воды и т.д. Это один аспект. Другой – ранняя диагностика онкоурологических заболеваний, и сегодня многое для этого делается.
Мужчина должен следить за своим здоровьем Рак простаты выявляется определенными тестами – ПСА, которые надо ежегодно проводить мужчинам после 50 лет. Чтобы избежать рака мочевого пузыря, необходимо обильное питье, отказ от курения, нужно следить за тем, чтобы в моче не было крови. Эти болезни можно диагностировать на ранних стадиях и полностью излечить. Чтобы уменьшить риск урологических заболеваний, надо полноценно и качественно жить, пить хорошую воду. Последнее – крайне важно. Есть регионы с высоким уровнем мочекаменных болезней, которые связаны непосредственно с плохой водой. Следует учитывать и генетический аспект. В первую очередь это касается рака простаты. Заболевание может передаваться от отца к сыну.
Нарушение мочеиспускания также может быть обусловлено генетическими причинами, но они, к счастью, не доминируют. На кафедре мы изучали генетику пациенток, страдающих расстройством мочеиспускания. Оказалось, что генетическая составляющая присутствует, но не доминирует. Таким образом, заболевание можно предотвратить.
Урология изучает также, как было сказано выше, проблемы половой сферы мужчин. И мы, урологи, в определенной степени завидуем женщинам.
– Почему?
– Для обеспечения женского здоровья создана единая система медицинского наблюдения. Девочек наблюдает детский гинеколог, девушек – подростковый гинеколог, молодых женщин – гинеколог-акушер. В урологии этого нет. Мальчиков никто не обследует. В детском возрасте они наблюдаются у педиатра. В 18 лет ими занимаются медики военкомата. После этого не обследует никто. Системы наблюдения за мужским здоровьем на протяжении периода взросления и взрослой жизни нет. И к нам многие попадают уже с той или иной проблемой и зачастую достаточно запущенной.
– Разница между мужской и женской урологией есть?
– Конечно, есть. Урология изучает и лечит мочеполовую систему. У мужчин – почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, а также половую систему. У женщин речь идет только о мочевой системе. Половая система относится к компетенции гинекологии. То есть женская урология в определенной степени ограничена. Конечно, человек не состоит из отдельных кубиков и все эти системы взаимосвязаны, и женская урология – ее полноценная часть.
– В чем преимущества или недостатки отечественной урологической школы и практики по сравнению с западными, по Вашему мнению? Кто у кого может поучиться и чему?
– 30-40 лет тому назад уровень медицины был практически одинаковым во всем мире. Медицина в большой степени зависела от врача, его таланта, знаний, умения. Современная медицина – это не только врач, это еще и технологии. Урология – очень технологичная специальность.
Что касается сравнения с западными урологическими практиками, нет ни одной современной мировой методики, которая в России не используется. Медицинский мир, в том числе урологический, стал глобальным. Новые технологии, лекарственные препараты быстро распространяются по всему миру. Конечно, состояние урологии в той или иной стране во многом зависит от финансовых вливаний государства.
Развитие урологии в Москве ничем не уступает общемировому уровню. Ко мне в клинику приехал на стажировку доктор из Англии. Он работает в известной урологической клинике в городе Шеффилд. Английский коллега учится в нашей больнице, которая является одним из центров по обучению европейских специалистов функциональной урологии. Мы обучаем специалистов не только нашей страны, но и ближнего, а также дальнего зарубежья и по ряду специальностей ушли далеко вперед от многих европейских центров.
– В прессе и по телевидению врачи-урологи предлагают разного рода лекарственные препараты. Как Вы прокомментируете это?
– Эта реклама не имеет к урологии никакого отношения. Воспринимать всерьез ее нельзя. Это чистая коммерция. Реклама медицинских препаратов в России запрещена. То, что рекламируется – это биологически активные добавки или витамины.
Урология, в отличие от других смежных специальностей – хирургии, гинекологии, – четко структурирована и в России, и в Европе. Европейское сообщество урологов – очень мощное. Я знаю это, так как сам являюсь профессором Европейской школы урологов и преподаю на Западе. В каждой стране существуют четкие однотипные клинические рекомендации по лечению всего спектра урологических болезней с прописанными препаратами, с прописанным уровнем доказательности их эффективности. Когда появляется новое лекарство, его действие изучается. Если препарат включен в российские клинические рекомендации, которые схожи с европейскими, никаких проблем с его использованием в России нет.
– Расскажите о Вашем персональном ноу-хау?
– У меня пять патентов на изобретения, скоро появится еще один. Все они касаются функциональной урологии, методик и новых типов инновационных материалов, которые применяются для лечения недержания мочи у мужчин и женщин. Среди моих изобретений также два новых типа операций.
В принципе работа лечащего врача не предполагает некой научной деятельности. Но моя первая специальность – преподавание, я профессор, занимаюсь со студентами, ординаторами, аспирантами. Вторая специальность – врачебная, я врач и лечу людей. Работая в научном коллективе, занимаюсь наукой и разработал ряд нововведений, которые, думаю, могут оказаться для пациентов полезными.
– Как, по Вашему мнению, реформа здравоохранения отразилась на состоянии российской урологии?
– Принципиальных изменений, на мой взгляд, не произошло. Урология в России имеет свои плюсы. Так, во многих странах урологов очень мало. В Англии, например, стране с населением примерно 60 миллионов человек, на всю страну приходится около 600 урологов. Это очень мало. В одной лишь Москве урологов больше 1000. И это только в государственных клиниках. Более того, в Англии нет системы амбулаторных урологов и терапевтов, врачей общей практики. Чтобы попасть к урологу там, нужно ждать минимум 6 месяцев, а то и год. Врач назначает лечение, и пациент ждет повторного приема следующие полгода.
В России дело обстоит иначе. У нас есть амбулаторные урологи в поликлиниках, они не делают операций и помогают пациентам на первичном уровне. Затем в случае необходимости предоставляется уже специализированная помощь в больницах. После стационара пациент возвращается к урологу в поликлинику для последующего наблюдения. Российская система для пациента лучше, другое дело, что она обходится государству дороже. К счастью, реформа российского здравоохранения сохранила амбулаторную урологическую сеть.
– Вы родились и получили образование в Армении, контакты с Арменией сохранились?
– Конечно. Я – абсолютно ереванский человек. Окончил Ереванский медицинский институт, в ординатуре учился уже в России. С ереванскими друзьями и коллегами контактирую тесно. Мой однокурсник стал главным урологом Армении. Другой товарищ, великолепный уролог, большой профессионал, является ректором Ереванского медицинского университета. В свое время он был министром здравоохранения Армении и много сделал для его развития.
Урология – специальность, которая имеет широкую сетевую базу, специалисты этой области медицины хорошо знают друг друга. Я часто бываю в Армении и помогаю коллегам. Армянские специалисты приезжают к нам в клинику учиться, мы выполняем совместные операции.
– Как Вы оцениваете состояние медицины в Армении?
– Если говорить об урологии, на мой взгляд, средний армянский уролог образованнее своего среднего российского коллеги.
– Чем это можно объяснить?
– Очень большая конкуренция. Средний учащийся ординатор, будущий уролог в Армении знает как минимум один-два иностранных языка – русский и английский, причем очень хорошо.
– Насколько это важно?
– Без знания иностранных языков сегодня обходиться невозможно. В России ситуация в этом плане иная.
Проблема армянской медицины, на мой взгляд, в том, что нет справедливого и должного доступа пациентов к медицинским услугам. Все платно. Услуг, которые имеют некие государственные гарантии, совершенно недостаточно. Больные обращаются в медицинские учреждения зачастую слишком поздно. Недостаточно делается и для профилактики онкологических болезней. А врачи в Армении очень хорошие.
– Что бы Вы посоветовали обычному гражданину для того, чтобы не стать Вашим пациентом?
– Само собой разумеется, надо вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, не курить, не набирать лишнего веса. Люди стали сегодня жить дольше, и это радует. Вопрос в качестве жизни.
Чтобы не попадать к урологу, нужно стать его пациентом, будучи здоровым, регулярно проходить профилактические обследования. У каждого мужчины должен быть свой уролог, как у каждой женщины есть свой гинеколог. К урологу нужно обращаться своевременно, а не тогда, когда уже что-то не в порядке. С урологами надо дружить.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии