№5 (316) май 2019 г.

Уникальная книга «Армянский Баку» Александра Григоряна вышла в свет

Просмотров: 9653

В издательском доме «Спюрк» (Нью-Йорк – Санкт-Петербург) увидела свет долгожданная книга многолетнего собственного корреспондента и колумниста русско-армянской газеты «Ноев Ковчег» Александра Григоряна «Армянский Баку».

Книга – «Краткие зарисовки города до и после 1917 года», – которую он посвятил «коренным бакинцам: Светлой памяти моей мамы Нелли Степановны Хазизовой; главы семьи Долухановых – Ивана Михайловича, его супруги Нелли Александровны, их сына Сергея Ивановича».

Средства на издание книги выделил основатель и руководитель просветительского проекта «Русская книга», издательского проекта «Всемирная армянская библиотека», издательской серии «Армянский мир» бакинец Ал Бордов.

Настоящее издание уникально. «Армянский Баку. Краткие зарисовки города до и после 1917 года» – это не только кропотливое научно-популярное исследование истории армянского Баку до окончательного его падения в январе 1990 года, но и своеобразный справочник ярчайших личностей – бакинских армян, имена и фамилии которых впервые собраны в одном издании. И таких немало, порядка четырех тысяч. Это политические и государственные деятели, крупные предприниматели и революционеры, военачальники и научные работники, композиторы и джазмены, поэты и писатели, архитекторы и строители, артисты и педагоги, врачи и спортсмены.

Книга богато иллюстрирована – более 350 фотографий, в том числе и редкие. Они расположились в тексте книги и в шести фотоблоках – по 16 страниц в каждом.

Издание рассчитано не только на историков и специалистов в области общественно-политических наук, но и на широкий круг читателей, интересующихся историей некогда интернационального города преимущественно с русско-армянским населением.

В предисловии к книге ее главный редактор, директор Информационно-аналитического агентства «Де-факто» Карен Захарян пишет: «Александр Григорян, которого армянская массмедийная общественность знает как незаурядного спортивного публициста и журналиста, написал книгу, назвав ее «Армянский Баку». Это не первая книга армянского журналиста, на его счету немало серьезных, основательно разработанных очерков о спортивной жизни Армении, собранных в отдельных изданиях. В частности, хорошо известны его книги об армянском футболе, об «Арарате» времен своей чемпионской славы и знаменитых футболистах этого футбольного клуба. Отдельными изданиями вышли в свет его книги о прославленных футбольных династиях Маркаровых и Андриасянов.

И вот теперь – новая книга. Ее, однако, к спортивной тематике не припишешь, несмотря на то, что и в ней есть немало страниц, посвященных спорту и спортивной жизни. Дело же в том, что книга эта – о Баку, о чем, собственно, говорит уже ее название. Да, именно о том самом городе Баку, который на геоэкономической карте мира известен как нефтеносная столица Азербайджана, а на геополитической – как потенциальный очаг регионального межэтнического конфликта, рискующего обрести мировые масштабы. В социальном же плане Баку известен как город, из которого в январе 1990 года, как повторение «сумгаита» февраля 1988 года, было окончательно изгнано армянское его население, ранее составляющее наряду с представителями иных национальностей – русскими, евреями, татами, талышами и другими – внушительную часть коренных городских жителей. Бакинцев, как они сами себя называли, ассоциируя свой социальный статус с родным городом, а не с национальностью.

Утрата родного города – чаша тяжелая. Но еще тяжелей она станет, если будут утрачены и воспоминания. Нет ничего хуже утраты воспоминаний. Книга Александра Григоряна, кажется, этого позволить нам не даст».

«Почему я вспоминаю сейчас все это – в известном смысле сугубо личное? – задается вопросом в предисловии своей книги Александр Григорян, и тут же отвечает на него: – Да потому, что Азербайджан, развязав захватническую войну со свободолюбивым Арцахом и потерпев в ней сокрушительное поражение, перенес поле сражения на информационный фронт. Ложь и провокационные публикации захлестнули страницы азербайджанских СМИ. Еще Гейдар Алиев прямо призывал своих борзописцев «создавать такие произведения, которые постоянно и последовательно доказывали бы принадлежность Азербайджану земель, где расположена ныне Армения». Хорошо известен его лозунг: «Мы должны сделать это, мы должны открыть дорогу будущим поколениям».

Эстафету лжи от отца подхватил его престолонаследник Ильхам Алиев, заявив, что Ереван находится на азербайджанской территории. В Баку была состряпана бездарная книга «Иреванское ханство», в которой «доказывается» правомерность их претензий на нынешнюю армянскую столицу. Более того – на этой чудовищной лжи там умудрились смонтировать и 6-серийный фильм-фальшивку.

Не отреагировать на подобные провокации было уже невозможно. Общественность требовала адекватного ответа, в котором не только бы разоблачалась эта фальсификация, но и была бы преподнесена истинная история становления Баку.

Моя работа – это не фундаментальная история армянского Баку, а всего лишь попытка рассказать о Баку, моем родном городе, зарисовками воспоминаний – и не только моих собственных, которые собирал по крупицам несколько лет, но и других людей – очевидцев многих событий, происходивших в Баку в самое разное время. Отмечу, что работать пришлось при хроническом недостатке архивных материалов, которые сегодня, увы, уже недоступны для нас.

…Сегодня могилы моих дедушек и бабушек на русско-армянском Монтинском кладбище новые хозяева Баку разворотили, на их костях «новые азербайджанцы» возвели высотки. От деда Степана остались в городе лишь пара-тройка деревьев белой акации и дикой сирени, посаженных им вдоль нашего дома по Бондарной улице еще в начале 20-х годов прошлого столетия.

Сегодня наш с вами Баку лишь виртуален. Он живет в воспоминаниях, ассоциациях, образах... В реальности же его давно не существует – люди его покинули, многие дома, в которых они жили или которые украшали город, снесены с лица бакинской земли», – в конце своего предисловия к книге отмечает Александр Григорян.

Книга «Армянский Баку. Краткие зарисовки города до и после 1917 года» издана трехтысячным тиражом, возможен дополнительный тираж. Издатели сегодня работают над переводом книги на английский язык, в перспективе – на французский и немецкий языки, вероятно, она будет издана и на армянском.

На днях книга поступит в продажу, в Москве Александр Григорян рассчитывает на поддержку магазина «Армения» на Тверской улице, где успешно были реализованы его предыдущие книги футбольной тематики, и ТЦ «Ереван плаза», симпатии к владельцу которого связаны с историческими корнями предков.

Сегодня Александр Григорян завершает свою вторую книгу об армянском Баку, предварительное ее название – «Арушановка и не только».

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 176 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Ни грамма ностальгии не испытываю по этому городу . Я помню, как с приходом Г.Алиева в Баку начли стекаться реки азербайджанцев из деревень. Они "поступали" в институты, ходили в костюмах, при галстуках, с портфелями. Как разряженные ослики. Было смешно. Да, и случалось, что девочкам от этих ослов не было спокойного прохода.Вот это я запомнила. И ещё зависть в глазах горожан,азерб-цев, к представителям других национальностей. Прекращайте пиарить этот город-зверинец. Написали книгу, -это здорово. Это исторический факт, документ. И всё, достаточно слюни распускать. Армяне должны были уйти оттуда ещё в 60-е годы. Не было бы таких потерь. Евреи молодцы. Ещё в 80-е смотались из этой гр........нной деревни; в Израиль, в Штаты. Довольны жизнью. Мой преподаватель, профессор консерватории, Аншелевич,уезжал-убегал из города в тот период. Так у него в аэропорту отняли виолончель, с которой он никогда не расставался, разве что отходя по сну. Он этого не пережил, вскоре скончался. А у вас НОСТАЛЬГИЯ! Нужно требовать компенсации; моральных, материальных. Приобщайте к решению этих вопросов армян, организовывайте их. Займитесь этим, пожалуйста. Поможете этим в решении Карабахских вопросов. За книгу ОГРОМНОЕ СПАСИБО...
  2. Книга "Армянский Баку" продается в Ереване в книжных магазинах "Ноян Топан" по адресу улица Абовяна,8 и "Букинист" - проспект Маштоца,20.
  3. Кто-то из армян испытывает ностальгию по Баку советских времен, а кто-то и нет. Одно можно сказать точно, армяне там все время жили, как на пороховой бочке, если даже и не подозревали об этом !
  4. Мне непонятна ностальгия по городу. в котором убивали представителей твоей национальности, издевались,насиловали,жгли и так далее. Другое дело ностальгия по молодым годам, по времени,которое не возвратишь.правильно пишет Белла. армянам нужно требовать компенсации за всё,что отняли и за моральный ущерб, в европейских,мировых правовых центрах.
  5. Чтобы не было кривотолков, сразу скажу - я не бакинец, мои родители из Ленинакана, а родился я в Эчмиадзине. Всем, кто книгу не читал посоветую - прочтите, и только потом можно о ней судить. Белла, Паргев!! Как же не может быть ностальгии о городе, в котором ты прожил столько лет. А армян резали турки и в исторической Армении, в том числе и в Александрополе - Ленинакане - Гюмри. И что же мне прикажете - не любить Родину своих родителей. Книга же уникальна. В ней по крупицам собрано, практически, все об армянах Баку и их вкладе в развитии этого неазербайджанского города. Что же касается требования компенсации - то поражаешься наивности некоторых наших соплеменников. Неужели вы думаете, что в этой "правовой" гр...ной Европе кто-то будет заниматься этим. Им только права однополых и двуполых защищать и азиатам и африканцам пособия выплачивать. Забыли, как убийцу топором Сафарова венгры освободили. Кстати, Венгрия в Европе, и никто из этих правозащитников ни пикнул. Так что, критиков "ностальгии" призываю к спокойствию. Кстати, и у меня ностальгия - по Советскому Союзу и социализму. А в вашу Европу и американские штаты ни за какие блага не поеду. Ругайте и меня - я люблю свою Родину и очень плохо отношусь к Западу.
  6. Вспоминая историю невольно приходиться констатировать следующее: чтобы окончательно решить вопрос азеровского трепа и махания немытым пальчиком, следует повторить историю второй мировой. Задушить бродягу в его же логове и вернуть городу его настоящее многонациональное прошлое, в котором, кроме загрязненного воздуха и окружающей среды, нынешним болтунам места нет вообще! Ибо воспитать уже несколько поколений в ненависти не только античеловечно, но равно пассивному фашизму. Ни духовно, ни образовательно кавказские татары не тянут на роль неоарийцев, а гонор и дурное воспитание - не аргумент!
  7. Вы правы, только кто повторит историю второй мировой в отношении немытых и человеконенавистных?
  8. Бакинские армяне пострадали,они оставили свои дома и добро,нажитое десятилетиями. Они были вынуждены это сделать ради того, чтобы остаться в живых и спасти свои семьи. Часто, общаясь с бакинскими армянами удивляюсь их толерантности в отношении к азербайджанцам, которые Убивали и грабили. Да, может быть были единицы,которые помогли армянам скрыться и убежать. Но основная чернь как можно по ним ностальгировать?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты