№5 (316) май 2019 г.

Народный музей открылся в Сочи

Просмотров: 518

Открытия этнографического музея истории армян в селе Нор-Луйс ожидали с нетерпением. Это совершенно понятно. Вряд ли найдется семья, которая не интересовалась бы собственным прошлым, не обращала бы свой внутренний взор к тому тернистому, полному испытаний пути, который пришлось пройти большой части великого народа, прежде чем обрести новую родину в России.

Амшенские армяне неустанно обращаются к истокам, пытаясь осознать: какими событиями был полон исторический процесс, обусловивший образование княжества Амшен на территории Западной Армении (нынешней Турции), как трагедия армянского народа – Геноцид конца 19-го – начала 20 века – повлияла на жизнь нынешнего поколения армян, живущих на Черноморском побережье Кавказа? Вопросов всегда было очень много. Особенно у жителей сочинских сел Лоо, Верхняя Беранда, Нор-Луйс (Альтмец), Хобза, Нижняя Шиловка, Ермоловка, Галицыно и других, куда «волной истории» выбросило армян, бежавших ради спасения жизни их семей из Турции и нашедших приют в России.

Жителям одного из первых «армянских сел» (это сведения из «Википедии») повезло. Их предки с особым отношением пытались не потерять, сохранить ту часть прошлого, которая полностью переменила их образ жизни, повлияла на характер, выявив особые черты – устойчивость, прочность, умение выживать в сложнейших условиях. В Нор-Луйсе армян, стремившихся оставить потомкам свои воспоминания о пережитом, о своих товарищах, семье, прежней жизни на родине амшенских армян и пути в Россию, оказалось несколько. Они записывали воспоминания, бережно хранили фотографии семьи и своих односельчан, собирали вырезки из газет, часто рассказывали детям, «как все было». Эти свидетельства живой истории так и просились быть собранными воедино и быть представленными всем, кто постоянно, с интересом относился к «родовому древу» амшенских армян, придавая значение каждой личной истории как важному фрагменту мозаики судеб, из которой складывалась большая картина, полная мрачных и торжественных красок, отливающая тонами общей человеческой истории и еще – богатая оттенками, тончайшими переливами, полутонами индивидуальных эпизодов жизни каждой конкретной семьи. Это очень хорошо чувствовал житель села Нор-Луйс, потомок переселенцев из Турции Артавазд Аршакович Авджян, которому принадлежит идея создания музея народной истории. Он еще более тридцати лет назад начал бережно собирать фотографии, предметы быта, книги, музыкальные инструменты, документы, принадлежащие армянам – первым жителям села. Это и стало основой нового этнографического музея, который открылся в здании, находящемся возле армянской апостольской церкви Сурб Нарек в селе Нор-Луйс. Открытие музея предварило благословение настоятеля сочинской церкви ААЦ Сурб Хач Тер Комитаса. Он провел службу, принятую при освящении добрых начинаний, благословении дел, связанных с открытием общественных мест. Все присутствующие в приподнятом настроении приняли участие в обряде освящения нового музея. Далее инициатор строительства нового музея Артавазд Аршакович Авджян сказал несколько слов об экспозиции, ее создании, задачах, перспективах и значении исторического музея села в жизни не только его жителей, но и всего многочисленного армянского населения Краснодарского края. Он выразил благодарность профессионалам, очень хорошо справившимся с задачей создания экспозиции этнографического музея: сотруднику Музея истории города-курорта Сочи Ларисе Князевой и дизайнеру Виктору Сорокину. Несомненно, витрины, стенды с фотографиями, книгами, «маленький уголок» амшенского дома с предметами старинной утвари смотрятся очень выразительно и вызывают желание сразу же ознакомиться со всеми представленными экспонатами. Подтверждением этого стали выступления односельчан, искренне благодаривших семью Авджянов за их энтузиазм, патриотизм, доброе и заинтересованное отношение не только к истории, но к будущему амшенских армян, живущих в России. Ценный подарок музею сделал заместитель председателя Союза армян России города Сочи по международным связям Маркос Кесян. Он подарил только что презентованную в Ереване большую, хорошо иллюстрированную книгу «Амшен в армянских рукописях».

Специалист по истории Амшена Артавазд Тулумджян, уже давно занимающийся исследованиями истории народа и его особого ареала амшенских армян Черноморского побережья, сказал в интервью на открытии музея: «Амшенские армяне составляют большинство армянского населения на побережье Краснодарского края и в ряде районов Кубани и Адыгеи. Они являются выходцами из района Амшен в Западной Армении (ныне на территории Турции), переселившимися на Кубань в середине XIX века и в начале XX века после Геноцида армян в Турции. На Кубани, в Адыгее и Абхазии компактно проживают, по данным экспертов, до 250 тысяч амшенских армян, а на территории Турции в пределах традиционного проживания, по данным различных источников, от 700 тысяч до полутора-двух миллионов исламизированных амшенских армян. Нужно ли подчеркивать, что у этого «малого народа» сложились свои обычаи, традиции, есть свой особенный фольклор и своя необычная летопись жизни уже после переселения в Россию? Очень важно, что все это стало поводом создавать музеи. Собраний экспонатов немало на территории Краснодарского края, в основном они являются частью экспозиций общих этнографических музеев или представляют собой «домашние музеи». Очень рад, что сейчас мы стали свидетелями появления самостоятельного, хорошо выстроенного, правильно сформированного в смысле подбора предметов хранения музея. С чем и поздравляем всех сочинцев!»

Лариса Завеновна Князева, заведующая научно-экспозиционным отделом Музея истории города-курорта, дополнила рассказ: «С середины 1860-х годов амшенские армяне по приглашению русского правительства переселились на Черноморское побережье. Потом их число увеличилось из-за тяжелого экономического положения, массовых погромов и истребления христианских народов в Турции (в конце XIX – начале XX веков). В первое время они осели на землях имений «Вардане» и соседнего «Уч-Дере», принадлежащих царской семье. С ними заключали арендный договор на 10 лет. Они вели общинный уклад жизни. Сельская община содержала церковь и школу. Амшенские армяне сеяли кукурузу, пшеницу, держали мелкий и крупный рогатый скот, буйволов, свиней, лошадей. Занимались садоводством, выращивали табак. Сохранение веры, культуры, традиций стало главным в жизни армян Большого Сочи. Вот это мы и постарались подчеркнуть в экспозиции. Мне кажется, что жители Сочи – амшенские армяне в большинстве своем очень трепетно стали относиться к своим корням, Это стремление и поможет сохранить и развить музей». Председатель местного отделения Союза армян России города Сочи Гамаяк Нерсесович Устьян с радостью поздравил всех пришедших на открытие музея жителей села Нор-Луйс и членов общины, собравшихся в селе по причине события. «История амшенских армян Сочи интересна и поучительна. Она говорит о многом, о том, как выживали, как учились языку, как приобретали «общественное начало», как адаптировались к сложнейшим «вихрям истории» новой родины. И все притом что верой и правдой сохраняли свои национальные ценности, свой народный фольклор, семейные традиции, обычаи. Все это прослеживается наглядно, представлено в различных экспонатах нового музея. Просто здорово и интересно. Нам, потомкам амшенских армян, первыми переехавших на Черноморское побережье России, особенно дорого все, что здесь расположено в достойном, хорошо оборудованном и притягательном хранилище истории. Мы всеми имеющимися у нас возможностями будем помогать тому, чтобы музей приобретал известность и посещался».

Надежда на то, что музей будут знать и любить, не случайна. Первый, кто приступил к подготовке собрания, – Артавазд Аршакович Авджян сказал, что уже давно, еще когда витрины музея, книги и альбомы находились в здании Дома культуры села Нор-Луйс, его часто посещали ученики школ из близлежащих сел. «У меня нет сомнений, что молодежь будет ходить в музей, что мы сможем упрочить и передать дальше – следующим поколениям – знание истории своего народа и понимание ее».

Музей открылся, произошло важное событие в истории армянской общины города Сочи. И для всех остальных, приверженных почитанию собственной истории людей он станет точкой притяжения. В этом сомнений нет.

Натэлла Саакова, Сочи

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля