№5 (316) май 2019 г.

Грузия и Азербайджан делят монастырь Давида Гареджи

Просмотров: 4365

В чью пользу решится его судьба?

МИД Грузии сообщил, что начался процесс обновления состава комиссии, которая должна завершить делимитацию/демаркацию границы между Грузией и Азербайджаном. Это следствие недавнего визита в Баку грузинского президента Саломе Зурабишвили, которая на переговорах со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым подняла пограничный вопрос.

Работы между двумя соседними республиками ведутся с 1995 года. Согласовано только 66%, что касается остальных сегментов, считающихся спорными, то их судьба пока не прояснена. Неудивительно, что в этой ситуации стали вылезать «исторические болячки». Так, в конце 2011 года руководитель Госкомитета по земле и картографии Азербайджана Гариб Мамедов характеризовал ситуацию следующим образом: «Когда Грузии представляют документ, противоположная сторона представляет другой документ.

Разумеется, для анализа этого требуется время». При этом на свет божий вылезает как древняя закавказская историческая память, так и события относительно недавнего прошлого. Речь о территориальных претензиях, которые выдвигали друг другу в 1918–1920-х годах «новорожденные» независимые Грузия и Азербайджан.

Тогда между Баку и Тифлисом возникли споры по поводу принадлежности территорий, населенных мусульманами, в частности – из-за Закатальского округа, Сигнахского уезда, Караязской степи, Борчало, Ахалцихского уезда. Есть и неоднозначные решения Закавказского бюро ЦК ВКП (б) по пограничному переделу территорий, ставших тогда уже советскими, между Баку и Тбилиси. Долгое время считалось, впрочем, что территориальные споры урегулированы. Но после развала СССР все стало вновь вылезать наружу. Причем очень своеобразно. В ход пошли аргументы, наработанные национальной историографией. Здесь присутствуют свои, не совпадающие друг с другом представления об «исторической справедливости». Мы же не намерены дискутировать и выяснять, кто больше прав, а кто меньше. Зафиксируем только факты. Прежде всего, относительно вопроса о принадлежности храмового комплекса Давид Гареджи («Кешикчи» по-азербайджански).

Он расположен в 80 километрах от Тбилиси на границе Грузии и Азербайджана. Часть комплекса находится на территории Азербайджана. Грузинские историки считают, что монастырь был основан в VI веке святым Давидом Гареджи. Называют его грузинской национальной святыней. В действующих молельнях тут сохранились уникальные фрески VIII–XIV веков. Среди них – единственное изображение грузинской царицы Тамары и царя Давида Строителя. Более того, монастырский комплекс является действующей лаврой Грузинской православной церкви. Однако, по версии азербайджанской стороны, монастырский комплекс – албанского происхождения (Кавказская Албания была древним государством, возникшим в конце II – середине I века до н. э. в восточном Закавказье, занимало часть территории современного Азербайджана, Грузии и Дагестана.) Баку, заявляющий себя историческим наследником христианской Кавказской Албании, считает монастырь своим.

Правда, учитывая сложившееся стратегическое партнерство между Баку и Тбилиси, дискуссии по этому поводу не приобретают острого характера. Хотя проблема комплекса Давида Гареджи до сих пор не решена. Одно время президент Грузии Михаил Саакашвили заявлял, что он якобы достиг договоренности с Алиевым-младшим о передаче территории монастыря Грузии. Потом шли разговоры об обмене территориями. Но азербайджанская сторона блокировала все. Причина в том, что для Баку все древнейшие христианские храмы и монастыри, которые находятся на территории Азербайджана, как мы выше говорили, албанского происхождения, и в том числе это касается Нагорного Карабаха. Пойти на уступку Тбилиси – это значит перечеркнуть плоды многолетней работы азербайджанских ученых, сделать серьезную уступку Степанакерту. Как считают в Баку, компромисс с грузинами даст армянам аргумент говорить, что Гареджи не относится к албанской культуре, тогда и расположенные на территории Карабаха памятники тоже не албанские.

Гареджи – грузинский, Карабах – армянский, Азербайджан – не преемник христианской культуры Кавказской Албании… Тут далеко можно зайти. Поэтому в этом вопросе азербайджанцы вряд ли пойдут на уступки грузинам. Вот почему пограничные споры между Баку и Тбилиси находятся в тупике, из которого вряд ли удастся выбраться в обозримом будущем. Как пишет один грузинский эксперт, «то, что является духовным и историческим прошлым грузинского народа, сегодня стало предлогом для сплочения азербайджанцев, объясняющим им «историческое право» на земли, на которых они проживают». Тут действительно заложена «историческая мина», которая при определенных условиях и обстоятельствах может взорваться. А тогда из закавказских шкафов посыпятся скелеты, которых в регионе более чем достаточно.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Автор прав, если азера признают Гареджи грузинским, то им придется многое пересмотреть в своей выдуманной истории. А это, ох как не хочется делать. Такова политика властей этой мазутной лужи, которая поддерживается на самом верху. Подмена и подтасовка исторических фактов – конек бакинского режима, его фирменная фишка, так сказать. А местная чернь, других так к сожалению нет, с удовольствием поглощает подобное «варево». И невдомек им, что луноносый и его свита потешаются над своими безмозглыми подданными. Надо сказать, что правильно делают. Ведь азерам так хочется быть сильными и смелыми потомками лемурийцев и атлантов, первооткрывателями Америки ( кто сказал, что только украм можно вырыть Черное море ), первыми астронавтами и вообще самыми первыми людьми в нашей вселенной, это до Адама и Евы, соответственно. Объявляя армян пришлыми, а себя любимых автохтонами они повышают свою «значимость» в своих же глазах, тешат свое и без того больное самолюбие. А за неимением прошлого, которым можно гордиться занимаются кражами интеллектуального и культурного наследия народов региона. А что еще им остается делать ? Комплекс неполноценности и ущербности, который на генном уровне чувствуют потомки кочевых скотоводов, припершихся в наш регион на хвосте сельджукских, а потом монгольских и тамерлановских орд заставляет их до сих пор в глубине души ненавидеть все те оседлые народы в нашем регионе, кто был и есть выше них по всем параметрам, будь то грузины, дагестанцы, персы, талыши, армяне. Как адский огонь этот комплекс сжигает их изнутри, не дает покоя, заставляя лихорадочно выдумывать и на ходу писать, а потом и переписывать себе историю в « свете периодически возникающих новых сенсационных открытий азербайджанских ученых в недрах НАНА ». В соответствии с написанным они и присваивают все то, что когда-то принадлежало вышеназванным народам. Делая себя посмешищем для всех тех, кто более-менее в курсе истории нашего края. Ведь получается, все врут про "бедных азеров и пытаются очернить самый благородный народ в нашей галактике" : армяне, грузины, дагестанцы, талыши, персы. Все брешут, ну кроме азеров, конечно-же. А вообще, с ворами такого масштаба надо поступать очень просто. Если нет мозгов, то и голова не нужна. Топор и плаха самое лучшее лекарство для потомков этого кочевого сброда, так и не ставшего народом !
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты