Нетрадиционный «Золотой абрикос»
В начале июля в ереванском Спортивно-концертном комплексе им. Карена Демирчяна состоялось открытие XVI международного фестиваля «Золотой абрикос», на который съехались гости и участники из разных стран мира.
«За 15 лет своего существования наш кинофорум, пройдя долгий, сложный, но плодотворный путь, занял достойное место среди международных фестивалей, – отметил на брифинге зам. министра образования, науки, культуры и спорта РА Ара Хзмалян, одновременно подчеркнув, что это хорошая площадка для того, чтобы представить миру армянское кино. – А у армянского зрителя теперь есть дополнительная возможность познакомиться с новинками мирового кинематографа».
По словам организаторов, в этом году фестиваль претерпел значительные изменения. «Сменилось руководство, преобразованы дизайн и логотип, пересмотрены многие подходы. При этом мы надеемся, что все трансформации пойдут только на пользу», – отметил основатель кинофорума Арутюн Хачатрян. То, что традиционный фестиваль стал нетрадиционным, заметили даже не киноманы почти с первых часов этого действа. Во-первых, из программы исключили стартовую и довольно значимую (в плане национальной идеи) часть мероприятия – освящение абрикоса как символа фестиваля и самой Армении. Во-вторых, практически отсутствовали фильмы отечественного производства, но зато зрителям были представлены три ленты турецкого кинематографа и одна азербайджанского режиссера. И еще. На абрикосовом небосклоне в этом году не сверкали звезды мировой величины, такие как известный писатель и сценарист Тонино Гуэрра, знаменитые актрисы Клаудия Кардинале, Фанни Ардан, Настасья Кински, Орнелла Мути. Поговаривают, что подобные изменения связаны с урезанием финансирования фестиваля, тем более в одном из интервью Арутюн Хачатрян заметил: «Несмотря на признание и имидж «Золотого абрикоса», Армения сегодня не в состоянии полностью обеспечивать его проведение. До сих пор отсутствовала государственная стратегия культурного развития, а теперь еще и Министерства культуры. Вместо предусмотренных по бюджету 55–57 миллионов драмов нам выделили всего 30 млн, что вызвало ряд проблем. К тому же появилась неопределенность: а так ли сильно нужны стране этот или подобные кинофестивали, да и деятели культуры тоже?».
Тем не менее, несмотря на трудности, фестиваль состоялся, за что председатель жюри, российский сценарист и режиссер Александр Миндадзе поблагодарил организаторов кинофорума, не преминув вскользь отметить ряд сопутствующих проблем. «Работа конкурсной комиссии действительно проходила непросто, поскольку в выборе лучших картин были разногласия. Это вполне естественно, если учитывать разные вкусы членов жюри и их диалектику. Но в итоге общие решения, разумеется, были приняты», – отметил он, не раскрывая полностью секретов внутренней «кухни». Вполне возможно, что в данном случае речь шла как раз о тех фильмах, которые не укладываются в диалектику армянского менталитета и которые вызвали потом неоднозначную реакцию зрителя. Несмотря на то, что запланированные мероприятия прошли ожидаемо спокойно, скандал все же случился. Под занавес, когда в последний день была показана лента о трансгендере грузинского режиссера Рати Цителадзе «Пленник общественности». Но если пресса, не вдаваясь в подробности, скороговоркой сообщила о награде «Серебряный абрикос» в номинации «Короткометражный фильм», то общественность разнесла его, что называется, в пух и прах. Как обычно, обсуждения вылились в социальные сети, где киноляп саркастично назвали «неприятным сюрпризом +18». Справедливости ради стоит отметить, что немногочисленные поборники то ли свободы вообще, то ли неосвободных отношений придерживались иной точки зрения. Некоторых взволновало возможное введение цензуры на отбор фильмов, другие, вспомнив о толерантности, переживали за права сексуальных меньшинств, третьи пытались понять разницу между эротикой и «порнухой», четвертые издевались над юродством национальных ценностей, которым якобы страдают ура-патриоты. Между тем, в сети быстро распространился призыв к кинодеятелям придерживаться морально-этических норм, а не вываливать свои больные фантазии на экран, выдавая их за высокохудожественное произведение. Оставшись на позициях немодных нынче принципов аутентичности, многие из наших соотечественников (без реверансов в сторону толерантности) откровенно назвали радужно-розово-голубое мировоззрение цивилизационной угрозой человечеству.
Не менее категоричен был и политолог Грант Мелик-Шахназарян, отметивший, что планировал в этот день посмотреть ленту «Мой новый год» армянского режиссера Арусяк Симонян про город Спитак. Но вместо обещанного сначала показали турецкий фильм о турецких моряках, служивших на подводных лодках. А еще через сорок минут его сменила лента «про это». Впрочем, дело не в ханжестве или укоренившейся идеологии «Совка».
Парадоксально, но стране, первой в мире принявшей христианство на уровне государства, сегодня навязывают чуждые ценности европейского образца, которые никак не соотносятся с христианскими канонами. Позже политолог напишет: «Начался показ гадости, снятого грузинами фильма про женщину-трансгендера. Это было самое натуральное непотребство, и мы с женой вышли после первых кадров. Потом на сайте фестиваля «Золотой абрикос» я прочитал, что этот фильм – «интимное путешествие, которое раскрывает мир и мысли молодой женщины-трансгендера, попавшей в ловушку своего стремления к свободе». Считаю, что «Золотой абрикос» – это обман, настоящая пропаганда насилия и извращений. Людей обманом заманивают в зал и навязывают свою отвратительную пропаганду».
Непонятный продукт (фильмом его назвать трудно) действительно оставил после себя большой осадок брезгливости не только к авторской группе, но и к тем, кто срежиссировал этот эпизод в программе форума. Помнится, что в прошлом году организаторы уже пытались показать на XV фестивале аналогичный фильм из жизни представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Но благодаря поднятому в прессе и социальных сетях шуму «протолкнуть содомию» ни организаторам, ни спонсорам тогда не удалось. В этом году сменившееся руководство фестиваля все-таки организовало показ. А потому вопрос «Кому это было надо?» постоянно висел в воздухе. Кстати, не только шепотом и не только в кулуарах. Завершающим и довольно громким аккордом всей этой истории стало заявление о выходе из Союза кинематографистов известного армянского мультипликатора и режиссера Давида Саакянца и его матери, о чем он написал на своей странице в соцсетях: «Считаю невозможным и оскорбительным пребывание в СК РА под председательством А. Хачатряна». Фейсбучной общественностью (а это довольно ощутимый сегмент электората страны) такой поступок бурно приветствовался: «У Армении всегда были люди, которые ее просто любят, искренне борются и бескорыстно созидают для нее. Давид Саакянц не пошел на компромисс, когда возникла угроза ценностям армянского народа: семье, церкви, традициям, истории, а еще культуре, в которой он живет и творит. Приятно еще раз убедиться в том, что вопреки мнению скептиков для армянина понятия «национальная идентичность» и «национальные традиции» никогда не были и не будут пустым звуком».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии