№8 (319) август 2019 г.

Правительство Армении заинтересовано в создании национального авиаперевозчика

Просмотров: 7893

После известных антироссийских событий в Грузии в конце июня нынешнего года и последовавшего затем указа президента РФ Владимира Путина о временном прекращении с 8 июля воздушного сообщения между Грузией и Россией об армянской авиации вспомнили вновь, причем уже в трехстороннем формате. Как отметил заместитель гендиректора авиакомпании Armenia Геворк Хачатрян, они увеличили частоту рейсов Ереван – Москва – Ереван, а совместно с компанией Georgian Airways начали осуществлять полеты Батуми – Ереван – Батуми и Батуми – Ереван – Москва – Ереван – Батуми.

Столь сложная схема межгосударственных перелетов завуалировано примирила политику и туризм, когда формально грузинские и российские самолеты не летают в Грузию, но российские путешественники от этого особо не страдают и по-прежнему в летние отпуска осваивают Черноморское побережье. А так как третья индустрия уже многие годы объявлена приоритетом и в нашем отечестве, то вначале армянские туроператоры с надеждой говорили об увеличении российского потока отдыхающих. Но большого бума не случилось, поскольку те, кто планировал отдых на морском побережье, планам своим не изменили. Поэтому для них, кроме транзитных и стыковочных авиарейсов из Армении в Грузию, были предложены варианты наземного передвижения по железной дороге или автобусными шаттлами по горным серпантинам. Впрочем, туризм может стать темой совсем другого разговора, требующего более конкретного анализа проблем и перспектив развития этой отрасли в нашей стране.

Что касается авиации, то примерно в это же время в верхах (случайно или запланировано) снова заговорили о необходимости национального авиаперевозчика. Вероятней всего – не случайно. Ведь именно в эти дни появилась опасность, что КПП «Верхний Ларс», который находится на границе России и Грузии, может быть вновь закрыт в связи с взаимными санкциями. Проблемы на этом участке дороги возникали и раньше: то по причине природных форс-мажоров, то по политическим недоговоренностям. Но каждое новое закрытие КПП «Верхний Ларс» со всей очевидностью показывало не только уязвимость, но и зависимость нашей страны от единственного сухопутного пути, связывающего Армению с Россией и внешним миром.

Уже третьего июля премьер-министр РА Никол Пашинян на совещании правительства, посвященном вопросам развития гражданской авиации Армении, отметил, что стратегической задачей должно стать возрождение армянских авиакомпаний, которые будут конкурентоспособными на рынке. А это соответственно требует «обсуждения проекта концептуальной программы» развития гражданской авиации Армении. «Наличие в современном мире действенных национальных авиакомпаний является важным компонентом государственной атрибутики. И, конечно, наша цель заключается в желании иметь на авиационном рынке армянские компании. То, что из Армении и в Армению должны летать самолеты с флагом нашей страны, у меня не вызывает никаких сомнений. Важно определить, ресурсами какой стратегии, тактики или «дорожной карты» будет решена данная проблема. Мы должны быть уверенными в том, что в результате принятых решений и политики у нас не повторится ситуация с перевозчиками «Армянские авиалинии» или «Армавиа». Нам важно существование армянских авиакомпаний, которые будут конкурентоспособными на международном авиационном рынке», – отметил он.

Пожалуй, впервые за последние несколько лет о возрождении отечественной гражданской авиации на вершине политического олимпа заговорили столь громко и внятно. С тем, что в наших геополитических условиях остро необходима собственная авиация, вроде согласны все. Но как показывает практика, не найдя господдержки, у нас поочередно банкротились «Армянские авиалинии», «Армавиа», «Эйр Армения». А относительно недавний приход на армянский авиарынок компании «Армения» остался почти незамеченным. Ведь наиболее загруженное направление на Москву по-прежнему находится в поле доминирующего влияния нескольких российских авиакомпаний, что позволяет им в любой момент создавать искусственный дефицит за счет формирования цен по собственному усмотрению. Данный факт не раз подтверждался на практике. Кстати, в конце июня вновь было зафиксировано повышение цен на незаметные с первого взгляда пять долларов на билеты «Аэрофлота» в страны СНГ, что объяснялось его имиджевой составляющей. «Компания стоит особняком от других российских авиаперевозчиков и может предоставлять услуги, которые не по плечу конкурентам. Поэтому «Аэрофлот» называет цены несколько выше, чем их российские коллеги. Но это не критично», – считает председатель редакционного совета издания «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров. Действительно, цена вопроса в пять долларов, возможно, и не критична, но по совокупности с пресловутым «налогом на воздух» в аэропорту Звартноц опустошает карман пассажира на лишние 30 евро. Хотя стоит напомнить, что он должен был быть снят еще в 2011 году, сразу после ввода в эксплуатацию второго терминала. Сегодня, по словам председателя Комитета гражданской авиации Армении Татевик Ревазян, пока только ведутся переговоры по данному вопросу. Также не лишне заметить, что международная практика скидок базовым авиакомпаниям за предоставляемые услуги по-прежнему отсутствует, а стоимость аэропортовских слуг в Армении остается самой высокой в регионе. Все это соответственно влияет на ценообразование билета.

По мнению Дмитрия Атбашьяна, наличие базового авиаперевозчика позволит не допускать неоправданного завышения тарифов на билеты и одновременно оставлять в республике до половины всей выручки от всех продаж авиаперевозок. Сегодня они полностью уходят в доход иностранных авиакомпаний и государств. К тому же принятая в 2013 году политика «открытого неба» не оправдала себя в маленькой Армении, о чем изначально предупреждали эксперты. Однако пришедшая в прошлом году на пост главы Комитета гражданской авиации Татевик Ревазян решила продолжить формат open skies, вдобавок сделав упор на лоукостеры. «Армянский рынок интересен бюджетным компаниям. Уже в 2020 года два лоукостера готовы прийти в Армению», – отметила она на недавней пресс-конференции. Однако, по словам пассажиров, эти «дешевые» перелеты лишь на первый взгляд кажутся выгодными, а по сути к концу полета (особенно если он длительный) стоимость билета приближается к стоимости обычного рейса. Плюс дополнительные расходы и время на переезд из гюмрийского аэропорта Ширак в Ереван.

Впрочем, летнее заседание правительства наглядно изменило вектор решения авиационных проблем в сторону развития собственной авиации. Подчеркивался и тот факт, что из 190 государств, владеющих воздушным флотом, только девять не имеют национального перевозчика, в том числе Армения. По словам премьера, в современных реалиях вопрос создания собственного национального перевозчика сегодня архиважен и актуален. Кроме экономического эффекта, эксперты отмечают и стратегическую важность с точки зрения национальной безопасности. Ведь при любой угрозе военных действий иностранные компании, согласно международным требованиям и страховым полисам, прекращают полеты в «горячую точку». А наша гражданская авиация при любой угрозе военных действий в Армении, стихийных бедствиях или техногенных катастрофах переводится в мобилизационное положение и обеспечивает своими возможностями все необходимые транспортные и пассажирские авиаперевозки. Как это было во время Спитакского землетрясения, событий в Сумгаите, военных действий в Арцахе. Или недавний пример по Сирии, когда гражданские летчики «Армавиа» вывозили из воюющей страны наших соотечественников, в то время как все зарубежные авиакомпании категорически отказались летать туда.

Проект концепции развития гражданской авиации Армении пока находится на стадии разработки: уточняются функции и участие государственных органов, реформируется правовое поле, составляется план конкретных действий и многое другое. Между тем армянское небо хотя и скромно, но вновь стали осваивать армянские компании, занятые пассажироперевозками. Например, Armenia, а с недавнего времени – Armenia Airways, на балансе которой всего один лайнер и всего один рейс по маршруту Ереван – Тегеран – Ереван. Другие направления, по словам генерального директора Арлена Давудяна-Зарнаи, они пока не собираются осваивать, как, впрочем, и претендовать на звание национального перевозчика. Что касается реального состояния армянской авиации, то в целом три не очень новых самолета от двух армянских авиакомпаний – не слишком большой набор в пользу альтернативных решений.

Кстати, для сравнения: за неполные восемь лет авиапарк «Армавиа» пополнился девятью самолетами, в том числе совершенно новыми Bombardier CRJ-200LR (Канада) и Sukhoi Superjet 100 (Россия), что давало надежду на перспективное развитие отечественной авиации. Во всяком случае, неофициальный титул компании – «национальный перевозчик» – позволял нашим соотечественникам гордиться тем, что в международном небе летали борта с флагом Армении и именами великих армян. Очень хочется надеяться, что хотя бы в обозримом будущем наконец появится или появятся национальные компании, которые, с одной стороны, будут достойно представлять нашу страну в авиационном мире, а с другой – предоставлять удобный пакет услуг для армянских авиапассажиров.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Давно пора. Посмотрим, насколько слова и дела расходятся или выполняются премьером. Возобновление национального авиаперевозчика стратегически важно. Странно, что об этом не знала прежняя власть.
  2. Статья так себе, слабое и смешное!....Для того чтобы иметь гражданскую авиацию, нужные большие деньги. А денег у нищей Армении нет!......Можно написать кучу статьей и болтать годами,ни чего не измениться, воз и ныне там....Поэтому не надо летать в облаках и строить воздушные замки......Вообще с ума можно сойти, ребят о каких надеждах в авиации идет речь, когда "государство" Армения, клянчит денег у Великобритании на организацию парламентских выборов!!!!! У нищей Армении нет денег в бюджете. на организацию и проведению выборов в парламент, а вы тут с авиацией.....Хотя может быть, ЧМО николшка достанет наконец свою ржавую волшебную палочку и встрехнет разочек к годам 3050, и будет у Армении свой Аэрофлот....
  3. Опять этот всезнающий сергей вылез с его ненавистью ко всему армянскому. Да уберите этого азерского фейка с нашей территории
  4. Эдуард, предыдущие власти совершенно об этом не заботились. Авиацию развивали бизнесмены. Без поддержки государства. такого нет ни в одной стране. Государство должно присутствовать в данной сфере. А государство гнобило собственную авиацию, и давало "зеленый свет" эрнекяну. В итоге имеем то, что имеем. Возможно в этот раз государство станет гарантом. Может наконец получится возродить эту отрасль.
  5. Думаю, на сайт лезут два Сергея. Один антипашиняновский , другой азер— враг, который косит под антипашиняновского. , который пишетчто Армения нищая Так вот этот, который пишетчто Армения просит денег на выборы у Великобритании — азер. И его пора убрать. Можно подуматьчто Азербайджан не получает подачки от США и других стран, например для укрепления границ. Бедные, даже границу не могут содержать.
  6. Первый был через чур агрессивным. Но и этот не лучше
  7. Под никами -"карены, сашики,и всякие там следопыты и прочие", сразу видно скрываются всякие карманные депутатки и министры пашиняна..... Имея такую низкую, животную логику мышление как у вас, мы имеем премьер министра который не знает цвета флага Армении!!!!Таких тупых депутаток и министров пашиняна, я вижу впервые, что даже не знают, что у Азербайджана есть нефть и газ!Продолжайте и дальше радоваться, скоро не то что авиацию не будем иметь, а само эту полу-колониальную страну, под названием Армения.
  8. Давайдасвиданя! Как там у вас поется. Собрался и вышел с нашего сайта. И чтобы даже духа не было
  9. "карену" Давайдасвиданя! Как там у вас поется. Собрался и вышел с нашего сайта. И чтобы даже духа не было
  10. Сергей ты откровенный враг и не надо этот сайт называть своим.Редакция разберётся, посмотрим кого заблокируют.
  11. Следопыту или как тебя там карены и сашики.....Время идет, а вы все как были тупыми пашиняновскими адептами , таки им и остались....Строите из себя ура патриотов, духов рвете футболку на груди....а вот я говорю вам, ваш никол пашинян не знает цветов флага Армении....вместо того чтобы реагировать так, как подобает истинному патриоту, вы закрываете глаза на это преступление, и начинаете вешать ярлыки -враг, азер, и прочую ерунду.....говорят вам, Армения при николе -нищая страна, вы опять голову прячите в песок,это такая политика у вас, закрывать глаза и прятать голову в песок от правды.....я в отличие от вас, являюсь истинным патриотом, и когда николашка не знает какого цвета флаг Армении,и такие уроды как вы начинают защищать никола, то я называю вас дебилам, уродами, ублюдками и при встрече как тебе следопыт урод , так и этому ублюдку николу пашиняна, вмазал бы по роже как следует, чтобы следующий раз, как корчить из себя патриота знал бы наизусть цвета флага Армении.... Если по тему авиации не чего говорить, то вали отсюда следопыть, с такими дебилами мне общаться не хочется...
  12. По поводу уродства не сомневаюсь, душа твоя загнила, а внешность - посмотри на себя в зеркало и все поймёшь — уверен. Что касается Пашиняна, здесь ты дал маху , никакой я не николовец, скорее больше его критикую.Ты рядовой азер - враг, все форумчане это отметили. Хвали свой Азеристан на других сайтах. А вмазать кому - нибудь по роже у тебя духу не хватит, диванный ты герой.
  13. следопыту.....ай малолетка, тебе сколько лет ублюдок, что даже мозгов не хватило под ником человеческое имя написать?следопыту мозгов хватает, а понять что Армения нищая страна мозгов не хватает....ты уже достал мудило турецкая, как говорит николашка, сиди на месте и заткнись не вякай....молотком надо бы пробить в твоих мозгах дорогу, чтоб наконец до вонючей твоей башки ура патриота дошло, что тема обсуждении авиация, а не твоя турецкая задница...каждый раз как рот будешь открывать, я вмазу как следует по полной программе
  14. Слушай, ты подстилка апшеронская, тебя давно вычислили и твои данные отправлены не только в редакцию. Жди.
  15. "следопыту, карену, бадасу".....у вас там что ребят, целая групавуха собралось? один идиот уходит, другой дебил приходит....Точно, д вы все депутаты парламента Армении.Это же ваша работа, шастать по сайтом, и писать всякие комменты. Особенностью вашей политики, является лить потоки грязи, оскорбление, вешать ярлыки, лгать,угрожать.... вообщем весь арсенал николашки, чтобы нормальные люди, когда прочитают эти ваши грязные комменты, не захотели бы участвовать в обсуждении. Вот и все на что вы способны николовские фейки. Мозгов у вас не хватает тему обсуждать, всякий раз переводя тему на личность, будете получать достойный ответ.
  16. Не могу понять, неужели в психушке тоже есть интернет? Неужели этого психопата сергея медперсонал не может запеленать в смирительную рубашку? Своей агрессивностью и злобой он уже всех достал. Еще не видел ни одного человека, кто бы позитивно говорил о нем. Лечись, болезный. Нервишки приводи в порядок
  17. Так получилось что все ополчились против вас. Никакой группы нет. Я не знаю кто такой Карен или Саша но одно точно, никто к Николу не имеет особых симпатий. Разве Николовцы так хорошо владеют русским языком? Не думаю. Задумайтесь над своими комментами, может вас начнут понимать?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты