Тигран Саркисян: Вступление Армении в ЕАЭС дало положительный импульс ее экономическому росту
О деятельности Евразийского экономического союза, преимуществах участия в евразийской интеграции, перспективах ее расширения, информационной составляющей, скептиках и критиках газете «Ноев Ковчег» рассказал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян.
– Тигран Суренович, недавно прошел юбилейный саммит глав государств ЕАЭС, приуроченный к 5-летию подписания союзного Договора. Как вы оцениваете результаты деятельности евразийского объединения?
– В мае этого года исполнилось пять лет со дня подписания Договора о ЕАЭС. В глобальном аспекте главным результатом пятилетней деятельности Союза является то, что интеграция состоялась. Союз работает. Успешно функционирует общий рынок труда, обеспечена свобода передвижения рабочей силы. Граждане государств-членов имеют возможность беспрепятственно трудиться в любой стране ЕАЭС без дополнительных разрешений. Их дипломы взаимно признаются в большинстве сфер, за исключением некоторых специальностей – «фармацевтика», «медицина», «юриспруденция», «педагогика».
В рамках Союза достигнут необходимый уровень сотрудничества в области медицинского и социального обеспечения. Функционирует общий рынок товаров, как и рынок услуг для 49 секторов экономики. Обеспечена свобода передвижения инвестиций, практически не ограниченная по охвату. Рынок капитала находится на этапе формирования. Он включает не только сферу банковского взаимодействия, но и страховой рынок, брокерские услуги, то есть весь спектр финансовых услуг. Созданы общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий, принято 47 технических регламентов Союза, которые обеспечивают безопасность товаров на едином союзном рынке.
В последние годы Союз демонстрирует устойчивый рост экономических показателей. Товарооборот между нашими странами растет. В 2017 году взаимная торговля увеличилась на 27,4%, в 2018 году – еще на 9,2%.
Мы значительно продвинулись в разработке и реализации ключевых проектов Союза. 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Это упростило процедуру перемещения товаров через таможенную границу Союза, сделало ее транспарентной, в том числе благодаря внедрению системы электронного декларирования. Унифицированы все процедуры, связанные с попаданием товаров на общий рынок ЕАЭС. Благодаря кодексу время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в шесть раз, а регистрации таможенной декларации – в два раза.
Важный этап становления ЕАЭС – цифровизация экономик. В 2017 году президенты евразийской «пятерки» утвердили Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года. Страны договорились о совместной работе по этому вопросу. Сегодня мы уже перевели нашу работу в сферу проектной деятельности.
Для обсуждения цифровых инициатив в 2018 году был создан офис управления, в который от предпринимателей и государственных органов поступили десятки предложений по цифровым преобразованиям. Часть из них уже реализуется. По сравнению с США, Китаем и ЕС у нас принципиально новая конструкция подключения стран к единой цифровой экосистеме. Она основана на равноправном и взаимовыгодном участии всех стран. Фактически формируется цифровое пространство на пять стран с возможностью присоединения новых участников и партнеров. В условиях глобальной цифровой конкуренции, где важен масштаб, страны ЕАЭС имеют уникальную возможность реализовать свою субъектность, то есть сохранить цифровую суверенность и самостоятельность и не быть только потребителями чужих технологических и технических продуктов.
– Как развивается взаимодействие ЕАЭС с третьими странами?
– Сотрудничество Евразийского союза с третьими странами и региональными интеграционными объединениями развивается успешно. С 2016 года эффективно функционирует в полноформатном режиме зона свободной торговли с Вьетнамом: в 2017 году товарооборот между странами увеличился на 36,7%, в 2018 году – еще на 12,8%.
В мае 2018 года ЕАЭС заключил два торговых соглашения – Временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ с Ираном, и Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем. Соглашение с Китаем будет способствовать формированию широкого интеграционного контура – сопряжению ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь», созданию Большого Евразийского партнерства. Объем товарооборота стран ЕАЭС с Китаем по итогам 2018 года увеличился на 22,9%, объем экспорта в Китай из ЕАЭС – на 39%.
Завершаются переговоры о формировании ЗСТ с Сербией. Ведем интенсивные переговоры с Сингапуром и надеемся в этом году также их завершить. Кроме того, проходят переговоры с Израилем, Индией и Египтом. Это приоритетные страны, которые определены президентами стран – участниц ЕАЭС.
При этом одним из основных торговых партнеров нашего Союза остается Европейский союз. В 2018 году товарооборот с ЕС вырос на 20,1%, а экспорт в ЕС – на 28,5%. Для наращивания сотрудничества имеется большой потенциал.
– ЕАЭС активно расширяет свою международную повестку. Как Вы оцениваете перспективы появления новых членов Евразийской интеграции?
– На данный момент задача расширения ЕАЭС за счет привлечения новых членов не стоит. Евразийский союз – достаточно молодая организация и намерен прежде всего сосредоточиться на углублении внутренних интеграционных процессов, устранении всякого рода препятствий на пути строительства эффективно функционирующего экономического объединения. Именно такую задачу поставили перед нами главы государств ЕАЭС.
В то же время мы открыты для обсуждения различных форматов сотрудничества. У Союза обширная международная повестка, в рамках которой мы можем в том числе предложить партнерам более углубленную форму сотрудничества – статус страны-наблюдателя. Интерес к более интенсивным отношениям с Союзом проявила Молдова, она первой получила статус наблюдателя в ЕАЭС.
Безусловно, мы заинтересованы в развитии взаимовыгодных торгово-экономических отношений с нашими традиционными партнерами. При этом надо иметь в виду, что Союз – экономическое объединение, где каждая страна, вне зависимости от масштабов экономики, имеет равный (решающий) голос. Решения о сотрудничестве с третьими странами и другими экономическими объединениями принимаются на Совете глав государств ЕАЭС – Высшем Евразийском экономическом совете – консенсусом. При этом лидеры стран руководствуются прежде всего экономическими интересами, перспективами взаимовыгодного экономического сотрудничества, традиционными экономическими связями, наличием коммуникаций.
– Насколько реально участие в ЕАЭС Ирана?
– Что касается Ирана, как известно, в прошлом году мы подписали Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли. Документ ратифицирован всеми парламентами стран Евразийского экономического союза и парламентом Ирана. Таким образом, первый шаг в экономической кооперации, интеграции и сотрудничестве с Ираном сделан. Убежден, что это соглашение даст определенный импульс для наращивания бизнеса. В этом заинтересована в том числе и Армения, потому что из всех стран – участниц Евразийского экономического союза только она имеет общую границу с Исламской Республикой Иран. Непосредственная близость Армении к Ирану создает для страны дополнительные возможности, республика может стать мостом между Евразийским экономическим союзом и Ираном.
Следует отметить, что формы международной экономической интеграции разнообразны. Это не только членство в Евразийском экономическом союзе, но и заключение различного рода экономических соглашений. Основной инструмент – формирование зон свободной торговли со странами, которые проявляют к Союзу интерес.
– Турция может присоединиться к Евразийскому экономическому союзу?
– Турция входит в Европейский таможенный союз, и ей самой прежде всего надо определиться, в каких формах развивать торговые отношения с ЕАЭС. На сегодняшний день заявки от Турции, в отличие от Ирана, у нас нет.
– В наше время неотъемлемой частью любой международной, интеграционной повестки является информационная составляющая. Нужно ли создание в рамках Союза общего информационного пространства? Недавно в интервью ТК «МИР» о перспективах развития общего информационного пространства говорил президент РФ Владимир Путин.
– Информационная составляющая очень важна. Можно с уверенностью сказать, что наряду с регуляторными и экономическими вопросами вопросы информационного характера выходят на первый план. С точки зрения взаимодействия с обществом идея создания общего информационного пространства весьма перспективная.
Мы достигли значительных успехов в разных сферах интеграции и имеем колоссальный интеграционный потенциал. Однако эти результаты в глазах широкой общественности могут нивелироваться, если мы не сможем последовательно и целенаправленно информировать граждан наших стран об основных принципах, целях, результатах и преимуществах Союза. Да, темы евразийской экономической интеграции не всегда находятся в поле зрения СМИ. О евразийской интеграции пишут преимущественно тогда, когда возникают какие-либо острые проблемы. Нам бы хотелось, чтобы тема евразийской экономической интеграции постоянно присутствовала в СМИ, чтобы они освещали и позитивные моменты, и проблемные вопросы. Необходимо укреплять взаимодействие в информационной сфере, активнее включать повестку ЕАЭС в качестве приоритетной темы в повестку национальных СМИ, ярко и интересно подавать материалы.
Мы стремимся активно взаимодействовать со средствами массовой информации для информационного продвижения ЕАЭС в рамках существующих у комиссии возможностей, оперативно предоставлять содержательную информацию, присутствовать в социальных сетях, проводить регулярные встречи с журналистами. Главное, чтобы эта работа помогала нам в ЕЭК и всем странам ЕАЭС развивать интеграцию дальше. Без общественной поддержки, конечно, проект евразийской интеграции успешно развиваться не может.
Создание общего информационного поля в рамках Союза непосредственно связано с цифровизацией экономик стран-участниц, вопросами которой ЕЭК активно занимается последние годы. Речь идет о создании единой информационной системы, которая позволит обмениваться информацией между пятью странами, в первую очередь между государственными структурами. Что же касается взаимодействия между нашими государственными органами и бизнесом, отмечу, что такая информационная составляющая предусмотрена повесткой и уже реализуется.
– Сегодня в СМИ по-разному оценивается эффективность деятельности ЕАЭС, высказываются в том числе и негативные мнения. Как Вы оцениваете эффективность Союза?
– Я бы связал этот вопрос с вопросом важности создания общего информационного пространства.
Надо спокойно относиться к критике. Объективная критика должна быть, она на пользу делу. Но если речь идет о передергивании фактов, использовании суждений, которые ничем не подкреплены, мы обязаны адекватно реагировать на информационные вызовы и риски. Сегодня осведомленность населения стран Союза о его деятельности, надо признать, невысокая. Поэтому наше интеграционное объединение оказывается подчас уязвимым в отношении информационных провокаций со стороны скептиков. Несмотря на все наши успехи, даже может сформироваться негативный образ ЕАЭС.
Главное, что необходимо донести до широкой общественности, это те новые возможности, которые ЕАЭС открывает для сотрудничества наших стран – большая практическая польза участия в Союзе для каждого входящего в него государства. В ЕАЭС в целом и каждом из государств-членов в отдельности наблюдается увеличение объемов ВВП. В 2017 году прирост ВВП ЕАЭС составил 1,8%, а в 2018 году – еще 2,5%. При этом в 2018 году динамика ВВП во всех странах была положительной. Кроме того, по экспертным оценкам, совокупный положительный эффект от устранения препятствий, которые включены в союзную «дорожную карту», варьируется от 1,5 до 2% объема взаимной торговли.
Каждая страна получает свои дивиденды. Это достижения во взаимной торговле, в сфере трудовой миграции, международном сотрудничестве, техническом регулировании, цифровой трансформации и многих других.
– Как Вы оцениваете экономическую ситуацию в Армении? По одним данным, внешние инвестиции в экономику страны сократились, по другим оценкам, перспективы их наращивания хорошие.
– Евразийская экономическая комиссия выпустила достаточно подробный отчет о практических итогах присоединения Армении к ЕАЭС по всем сферам взаимодействия. В нем, в частности, отмечено, что экономические отношения Армении с другими участниками Союза за последние годы расширились. Благодаря наращиванию объемов экспорта продукции на территории Евразийского экономического союза республика реализовала серьезный потенциал экономического роста. Статьи экспорта охватывают прежде всего сельскохозяйственную продукцию, продукцию перерабатывающей промышленности. Это те предприятия, которые обеспечивают сегодня экономический рост Армении и ориентированы в основном на евразийский рынок.
В ЕАЭС созданы благоприятные условия для трудовых мигрантов, в том числе признаются национальные дипломы, действуют равные права при устройстве на работу. Благодаря этому из Евразийского союза в Армению идут серьезные финансовые поступления в виде трансферов, что также способствует экономическому развитию страны.
В последнее время мобильные трудящиеся более эффективно обеспечиваются рабочими местами. Издержки, связанные с переездом, приемом на работу, устройством семей, сведены к минимуму. Кстати, беспрепятственное перемещение трудовых мигрантов не увеличивает миграцию, а сокращает, потому что граждане знают, что в любой момент могут вернуться и найти работу. Это в большей степени привязывает их к родине, а не отдаляет от нее. Когда для мобильных мигрантов создаются препятствия, они вынуждены покидать свою страну и уезжать на постоянное место жительство. Таким образом, Евразийский союз создает благоприятные возможности для трудовых миграционных потоков. Мобильные мигранты могут более эффективно реализовывать свои профессиональные навыки.
Кроме того, достигнута договоренность о согласованной пенсионной политике в рамках ЕАЭС. Значение соглашения в том, что мигрантам, работающим на территории РФ, Казахстана, Беларуси, Киргизии, при начислении пенсии предоставляется возможность не «терять» эти годы трудового стажа, независимо от того, где они станут ее получать. Таким образом, трудящиеся при возвращении на родину будут получать пенсию от той страны ЕАЭС, в которой они работали. Каждое государство будет осуществлять перевод (экспорт) части пенсии за периоды работы на своей территории в рамках взаимодействия государственных органов сторон после вступления соглашения в силу.
В целом вступление Армении в ЕАЭС дало положительный импульс ее экономическому росту, способствовало его стабильности.
– Вместе с тем некоторые политики в Армении достаточно скептически относятся к членству страны в ЕАЭС, не замечают очевидных успехов и выступают за более активное развитие отношений с западными партнерами, с ЕС. Может ли членство Армении в ЕАЭС «тормозить» экономическое сближение с Западом, по Вашему мнению?
– Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие процессы. Хорошие отношения с ЕС налаживает не только Армения. Казахстан, Киргизия, Беларусь также активно взаимодействуют с западными партнерами.
Что касается скептического отношения к проекту евразийской экономической интеграции, к этому надо относиться спокойно. И в Европейском экономическом союзе немало скептиков. Дело в том, что евразийские скептики не видят многих внутренних проблем, которые имеются в европейской интеграции.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии