Армянский Георгиевск в «Кавказском календаре» (1845 – 1860 гг.)
«Кавказский календарь на 1849 год», изданный от Канцелярии Кавказского наместника (Тифлис, 1848), сообщает: «При учреждении в 1785 году Кавказского Наместничества в Екатеринограде, Георгиевск имел значение уездного города. В 1802 году он был переименован в губернский город, и, на основании Высочайшего повеления, последовавшего в 1790 году, в нем сосредоточено было Главное начальство Кавказского края, как военное, так и гражданское».
Георгиевск, получивший Высочайшим повелением императора Александра I в 1802 году статус губернского города Кавказской губернии (состояла из 5 уездов: Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский), получил также юридическое обоснование и практическое воплощение: «Вследствие такой Высочайшей воли», князь Павел Дмитриевич Цицианов, генерал-лейтенант, главнокомандующий в Грузии, «предписал гражданскому губернатору, тайному советнику Каспарову открыть губернию. По выполнению поручения губернатор донес, что Кавказское губернское правление, казенные и общие уголовного и гражданского Суда палаты, Приказ общественного призрения, совместный Суд и врачебная Управа открыты 12 марта 1804 года».
Губернатор Кавказской губернии в 1802 – 1805 гг. дворянин Каспаров Иван Петрович (Ованес Петросович; 1740 – 1814) родился в Астрахани в семье полковника, уроженца крымского города Кафы Петроса Каспарова, армяно-апостольского вероисповедания. Участвовал в войнах: с Францией (1805 – 1807), Русско-турецкой (1806 – 1812), Отечественной 1812 года; достиг чина генерал-лейтенанта.
«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):
«Центр города Георгиевска заключается в крепости, обнесенной земляным валом с бастионами и, со стороны Подкумка, защищенной крутым берегом этой реки. Среди крепостной площади собор во имя Св. Николая, окруженный казенными строениями, служащими для помещения квартирующих здесь генералов, штаб и обер-офицеров, равно воинских команд и заведений. Затем большая часть обывательских строений расположены в прямых улицах, к северу от крепости; с западной стороны которой лежит Тифлисская слободка, а с восточной, под горою, слободка артиллерийская, хутора и заводы. Далее, под самым Подкумком, военный госпиталь. По правой стороне реки зеленеет густой дровяной лес».
23 июля 1809 года в 2 часа пополудни в артиллерийских казармах Георгиевска внезапно возник пожар и при сильном ветре в короткое время разнесся по городу: сгорело 123 дома и 45 лавок.
Вот что говорит об этом страшном возгорании русский историк генерал Василий Потто в своем труде «Кавказская война. От древнейших времен до Ермолова»: «А к довершению бедствий губернский город Георгиевск, наполовину опустевший уже от чумы, сгорел дотла летом 1809 года. Впрочем, надо заметить, что Георгиевск и до пожара был одним из самых беднейших городов России… В нем находилась всего одна ветхая деревянная церковь и не было десяти домов, крытых тесом; даже губернаторский дом, представлявший собою плетеную мазанку, был крыт камышом и состоял всего из четырех маленьких комнат. При таких условиях пожар в два-три часа покончил свое разрушительное дело – и жители остались без пристанища…»
Череда бедствий привела к преобразованию «Георгиевской (Кавказской. – М. и Г.М.) губернии в область (10.VIII.1822)», а «Присутственные места переведены в город Ставрополь» («КК на 1849 г.»). 2 октября 1824 года «совершено окончательное переселение областного города из Георгиевска в Ставрополь» («КК на 1855 г.»).
Генерал-майор князь Петр Дмитриевич Горчаков, первый начальник Кавказской области, «увидев, что армяне, прибывшие в 1808 и 1810 годах, развили первоначально торговую деятельность в Ставрополе, предложил еще нескольким семействам этого промышленного народа переселиться из Георгиевска в областной город. Армяне, из любви к генералу, беспрекословно исполнили его желание, и в начале 1826 года в Ставрополь явилось их еще около 30 семейств» («КК на 1855 г.»).
Описание деятельности поселившихся ранее в Ставрополе армян мы находим в том же выпуске «КК на 1855 г.»:
«В 1808 и 1810 годах в Ставрополь прибыло около 50 армянских семейств. Поселение в городе этого промышленного народа усилило торговлю между жителями и тем открыло им главный источник богатства. Прежняя меновая торговля стала заменяться торговлею правильною и принимать более обширные размеры. Армяне, имея у себя комиссионеров в Нахичевани (ныне в пределах Ростова-на-Дону. – М. и Г.М.), Таганроге и других местах, успели в короткое время сблизить ставропольских граждан со своими товарищами и распространить между ними деятельность, которая состояла первоначально в разъездах по станицам и мирным аулам, для закупки пшеницы и рогатого скота. Пшеница, через посредство армян, отправлялась в Ростов и Таганрог для внутренних губерний. Эта отрасль промышленности особенно способствовала к обогащению ставропольских жителей и дала некоторым из них возможность приобрести в короткое время значительные капиталы…
Армяне, поселившиеся в Ставрополь, составили из своих жилищ почти отдельный квартал, который долгое время известен был под именем Армянской улицы, расположившейся по горе к югу от старого базара… С 1810 года в течение 25 лет, квартал этот был главным торговым пунктом Ставрополя, потому что каждый армянин имел при своем доме лавку. Из Армянской улицы образовался гостиный ряд».
«Кавказский календарь на 1849 год» (Тифлис, 1848):
«Георгиевск снова переименован в уездный город, и носил это название до 1830 года; когда же, в этом году, ближайший к нему город Пятигорск возведен на степень уездного или окружного, и Присутственные места из него переведены в этот вновь образовавшийся город, Георгиевск перешел на степень заштатного города, с городскою Думою – для внутреннего управления, и воинским начальником и городничим – для полицейского надзора».
2 мая 1847 года указом императора Николая I Кавказская область переименована в Ставропольскую губернию. В 1868 году от Ставропольской губернии к Терской области «отчислен заштатный город Георгиевск».
«Георгиевск, заштатный город Кавказской области. Расстояние от С.-Петербурга – 2.223 версты (верста = 1066,8 м. – М. и Г.М.), от Москвы – 1.545, от Одессы – 1.280, от областного города Ставрополя – 166 верст» («КК на 1847 г.»).
«Кавказский календарь на 1849 год» (Тифлис, 1848):
«Теперь Георгиевск имеет вид большого села, в котором, за исключением нескольких лавок, казарм и военного госпиталя, все почти дома деревянные, крытые соломою. Число домов простирается до 400, из них замечательнейшие: 3 церкви, все деревянные, из них 2 православного вероисповедания и одна армяно-григорианского, уездное училище, Ботанический сад (основан в 1805 г. – М. и Г.М.), живописно раскинутый по крутым и обрывистым берегам реки Подкумка, и кирпичная колонна, воздвигнутая на крепостном плаце, при генерале Дель-Поццо, в память Отечественной войны 1812 года.
Число жителей простирается до 3.000 душ, из них русских, обоего пола и всех сословий, кроме воинских команд, до 1.500. Все они занимаются мелочною торговлею, скотоводством, хлебопашеством и преимущественно пчеловодством».
«КК на 1850 г.» отмечает, что «число жителей города Георгиевска простирается до 2.000 душ, из них мужского пола – 1.005, женского – 979».
«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):
«Заштатный город Георгиевск, расположенный на левой стороне высокого берега реки Подкумка, имеет местность, удобную для значительного городского населения, но зато крайне нездоровый климат, о причине которого существуют различные мнения. Одни полагают, что стекающие с ближайших возвышенностей воды, задерживаясь на плоскости, в окрестностях города образуют болота, в жаркое летнее время распространяющие в воздухе вредные испарения; другие, что употребляемая жителями вода из реки Подкумка, принимающей в верховьях минеральные источники различного свойства, действует вредным образом на желудок. Но точная, неоспоримая причина не исследована. Некоторые, однако, утверждают, что климат Георгиевска, со времени перевода оттуда в Ставрополь губернского управления, видимо улучшился. Но это может казаться потому, что в настоящее время в помещениях нет прежней тесноты и что в числе городского населения мало приезжих, делавшихся преимущественно жертвою климата, влияние которого, на вызванных на службу чиновников, было до того гибельно, что в Георгиевске в короткое время образовалось особое кладбище, известное в народе под названием: «кладбище коллежских асессоров».
И впрямь, чиновники, приезжая на службу из центральных губерний России и попадая в новые климатические условия, подвергались различного рода заболеваниям. Большинство из них, не получив должной медицинской помощи, умирали.
«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):
«Городу Георгиевску принадлежит один общественный сад (называемый Аптекарским), садов частных 8, огородов 11, улиц и переулков 10 и две площади, все не мощенные; церквей: соборная православная на кладбище и армянская деревянная; домов каменных 24, из коих 21 принадлежит правительству и 3 купеческих, а всего домов 458, лавок 68. В городе существует 1 трактир, погребов с виноградными винами 2 и питейных домов 3.
Общее число постоянных жителей: мужского пола – 1.059, женского – 767, всего – 1.826. Число родивших в 1849 году – 158, умерших – 130; родивших в 1850 году – 172, умерших – 155. В 1850 году браком сочеталось 50 пар.
Жителей по званиям: духовенства православного белого – мужского пола 3, женского 2; церковнослужителей 4 муж., 2 жен.; священно и церковнослужителей армяно-григорианских 32 муж., 37 жен.; мещан 250 муж., 287 жен.; крестьян: казенных 42 муж., 20 жен., помещичьих 6 муж., 2 жен. С военными командами население города заключает до 3.696 душ обоего пола.
Находящиеся в городе воинские команды имеют у себя необходимых ремесленников, а потому в городском цехе считается их весьма немного, а именно: портных 3, сапожников 2, кузнецов 6. Заводов: 3 кожевенных и 1 кирпичный, удовлетворяющие потребности города и окрестных сел».
В 1783 году в Георгиевске уже существовал армянский «торговый ряд». При выходе из Александровских (северных) ворот направо располагался базар, за ним – Мещанская слободка, рядом с ней – армянские поселения с церковью и лавками. Армянская община была образована в основном выходцами из Закавказья, а также купцами из других армянских общин России. Наместник на Кавказе граф Павел Сергеевич Потемкин пригласил из Новой Нахичевани многих армянских купцов, которые наладили торговлю и связь с купцами-армянами по всей империи.
В 1848 году в Георгиевске значилось: «Купцов 2-й гильдии – муж. 3 и жен. 6, 3-й гильдии – муж. 365 и жен. 287» («КК на 1849 г.»).
«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):
«Постоянный предмет занятий георгиевского купечества – закупка рогатого скота, для отгона во внутренность России. Скот обыкновенно скупается в мае и октябре на ярмарках у окрестных жителей и мирных горцев. В последние два года (1848 и 1849) закуплено и отогнано было до 5.000 штук быков и коров. Торговая деятельность сосредоточивается на ярмарках: весною – Николаевская, осенью – Покровская.
Весь оборот этой торговли очень значителен, но здесь надобно заметить, что товары эти только частью сбываются в самом городе, имея покупателей из всех ближайших городов, укреплений и станиц казачьих; большая же часть отвозится на ярмарки ставропольские».
Ярмарки в Георгиевске были учреждены 4 апреля 1801 года: Николаевская на 9 мая, Покровская на 1 октября («КК на 1855 г.»). «Приблизительная сумма продажи на ярмарках: Николаевская – 154.441 руб., Покровская – 256.343 руб.» («КК на 1849 и 1850 гг.»).
«Гайканское племя или армянское население составляет сплошную массу в Южном Закавказье и там только занимается земледелием, для собственной надобности; по большей же части оно составляет население городов и местечек Закавказья, деятельно следуя своим торговым оборотам и промышленному производству. В нем Кавказ имеет стихию, которая в Европе развилась с успехом и для общей пользы после переворота, совершившегося в понятиях от реформации с ее последствиями» («КК на 1860 г.»).
«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):
«Для полицейского заведывания существует в Георгиевске Градская Полиция, но по причине малолюдства город не разделен на части. Кроме Полиции существуют: градские Дума и Ратуша, сиротский и словесный Суды, Почтовая контора. По военной части находятся: штаб-квартира Кавказского артиллерийского гарнизонного округа; арсенал и комендантское управление.
Главные статьи городского дохода: с общественных весов и мер, прочие от разных других предметов. Главные статьи расхода: на содержание Полиции, Ратуши, словесного и сиротского Судов, уездного училища и пожарной команды».
«Заштатный город Георгиевск. Городничий – поручик Александр Викентьевич Нейман; соляный пристав – 8-го класса Евграф Александрович Фрязановский; винный пристав – коллежский секретарь Платон Павлович Михайловский; градский глава: купец 1-й гильдии Филипп Антонович Дураков» («КК на 1846 г.»).
«Георгиевская Почтовая контора. Почтмейстер: коллежский секретарь Лев Николаевич Черепанов; помощник его: губернский секретарь Тимофей Степанович Поляхов» («КК на 1849 г.»).
«Армяне Ставропольской губернии с причисленными к ней Екатеринодаром и Владикавказом входят в состав Астраханской Армяно-григорианской епархии» («КК на 1860 г.»). «Астраханская епархия. Епархиальный начальник и председатель консистории: архиепископ Матеос» («КК на 1860 г.»).
Имеются сведения о существовании в 1817 году в Георгиевске армянской деревянной церкви. В статических ведомостях за 1834 год, ежегодно представляемых в Синод Святого Эчмиадзина, в городе значится церковь Сурб Геворг Зоравар (во имя Св. Георгия Победоносца).
В 1848 году сын купца 1-й гильдии Александр Хачересович Аладжалянц стал инициатором постройки новой церкви на месте старой. В 1860-м прокурор Эчмиадзинского Синода Фома Корганов, посетив церковь, отзывался о ней как о «небольшой, деревянной, но очень уютной и чистой».
В 1861 году прихожане обратились к высшему духовенству с просьбой о постройке каменной церкви вместо деревянной. Описывая состояние церкви, прихожане характеризуют ее как помещение без арок, с плоским и настолько низким потолком, что в церкви, опасаясь пожара, не зажигались большие свечи. Поэтому до постройки новой церкви прихожане просили использовать 1.000 рублей из церковных доходов для поднятия потолка и ремонта ограды. Разрешение было получено лишь в 1863 году и на ремонтные работы было израсходовано 1.622 рубля.
В 1868 году прихожане вновь обратились в Астраханскую консисторию с просьбой разрешить постройку каменной церкви. В 1869-м было выбрано попечительство для возведения храма, в состав которого вошли: купец 1-й гильдии Мартирос Бабасанян, купец 2-й гильдии Мартирос Костанян, Севробе Аджемянц, Степанос Мурадчаянц, Исаак Хлджянц, Арутюн Аджемянц. В 1879 году Астраханский епархиальный начальник архиепископ Геворк Вегапетьянц в ответ на обращение прихожан объявил, что необходимости в постройке новой церкви нет, поскольку число прихожан в городе невелико, а церковь Сурб Геворг Зоравар не в столь плохом состоянии.
Кстати, в 1839 году число прихожан в городе составляло 193 человека, в 1853-м – 412, в 1863-м – 445.
Время сохранило имена ктиторов, священников и попечителей церкви Сурб Геворг: ктиторы – Александр Хачересович Аладжалянц (был награжден серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте), Мкртич Галустович Лодочникян, Карапет Тер-Александрович Серебряков; священники – Абраам Бежанян, Нерсес Вартанян, Арутюн Аракелович Какаев, Филипп (Полипос) Мовсесович Мовсесян, Александр Акопович Маркарян; попечители – Алексан Багдасарянц, Абгар Гарибянц.
В 1868 году в Георгиевске была основана церковно-приходская школа для мальчиков. В том же году число учеников составляло 25 детей, им преподавал Амбарцум Серебряков. В 1876-м число учеников снизилось до семи, затем в течение нескольких лет школа была закрыта. Попечителями школы значились – Саркис Тер-Погосян, Аствацатур Черкезов (Черкезян), Абгар Гарибянц.
«Православные Ставропольской губернии и Земли Черноморского Казачьего Войска составляют Кавказскую епархию» («КК на 1860 г.»).
Кавказская епархия в Георгиевске была представлена благочинным города – священником Василием Васильевичем Поповым, настоятелем Николаевской церкви («КК на 1850 г.»).
«Георгиевское уездное училище открыто 21 августа 1821 года; содержится на счет сумм, отпускаемых из Государственного казначейства по 1.790 руб. 89 коп. серебром в год. Сверх того, в пользу сего училища поступают: а) жертвуемые почетным смотрителем училища 85 руб. 71 коп. серебром, и б) отпускаемые Георгиевской Городской Ратушей 233 руб. 14 коп. серебром в год. При училище находится библиотека, в которой – 536 названий, в 1.430 томах; географических карт, исторических таблиц и других учебных пособий – 29; физических и математических инструментов – 2. Число учащих – 6, учащихся – 55» («КК на 1848 г.»).«В Георгиевске одно народное училище, в котором учителей и чиновников 6, учащихся 49 мужского пола» («КК на 1852 г.»).
С 1869 года при училище действует ремесленное отделение, созданное на базе мастерской Георгиевского артиллерийского арсенала, для обучения учеников кузнечному, слесарному и столярному ремеслам.
«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):
«Георгиевское уездное училище. Почетный смотритель: коллежский регистратор Иван Исаевич Мишвелов, штатный смотритель: коллежский асессор Никанор Иванович Романов, законоучитель: священник Виктор Иванович Романовский. Учителя: коллежский секретарь Андрей Васильевич Буйнов, губернский секретарь Лев Иванович Давыдовский, состоящий в 12-м классе Иван Трифонович Хламов, состоящий в 14-м классе Олимпий Семенович Форостьянов, Петр Алексеевич Волошин».
Иван Исаевич Мишвелов упоминается в должности почетного смотрителя в 1845 – 1850 гг. («КК на 1845 – 1850 гг.»). В 1856 – 1859 гг. почетным смотрителем училища значится коллежский регистратор Григорий Гаврилович Серебряков («КК на 1857 – 1859 гг.»). Григорий Серебряков, как и Иван Мишвелов, исповедовал армяно-григорианскую веру.
Сын Ивана Исаевича – Роман Иванович Мишвелов (Романос Ованесович Мишвелян; 1845 – 1923), уроженец Кизляра, дворянин, закончил Петербургскую военную академию, участвовал в нескольких военных кампаниях. Упоминается в хрониках 1879 – 1880 гг. в чине надворного советника в должности старшего врача лазарета Красноводской воинской команды Дагестанской области. В 1884 – 1894 гг. коллежский советник (соответствовало полковнику медицинской службы) Роман Мишвелов – старший врач Кизлярского воинского лазарета. Выходя в отставку в 1898 году в чине генерала, знаменитый врач посвящает себя общественной жизни. Ему удается открыть в родном Кизляре больницу, где он работает бесплатно.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в городе Георгиевске проживают представители 74 национальностей: русских 58.613 чел. (81,3 %), армян – 8.312 (11,5 %), украинцев – 748 (1,0%), азербайджанцев – 744 (1,0 %), других – 3.736 (5,2 %).
Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян
Оставьте свои комментарии