№8 (319) август 2019 г.

Людмила Норсоян: Сегодня в фокусе индустрии моды – его величество покупатель

Просмотров: 5137

О современных трендах в индустрии моды, новом поколении дизайнеров, образовательных и творческих проектах газете «Ноев Ковчег» рассказала всемирно известный дизайнер и модельер Людмила Норсоян.

– Людмила, как Вы оцениваете современную индустрию моды? Каковы мировые тренды?

– Сегодня в моде не вещи. Сегодня в моде люди и идеи, которые за ними стоят. А люди и идеи – это мы с вами, это окружающий мир.

Когда 30 лет тому назад я вступила на тропинку индустрии моды, даже не подозревая, куда она меня заведет, творчество было моим хобби, которое приносило и некоторый заработок. В условиях, когда рушились страна, привычный уклад жизни, а образование становилось невостребованным, рукоделие стало моим средством заработка. Так началась профессиональная карьера модельера и дизайнера. Вслед за вязанием «за деньги» стала разрабатывать идеи и создавать коллекции из трикотажа как для собственного бренда, так и для индустрии моды.

За прошедшие десятилетия наша жизнь не стояла на месте. Не только я сама развивалась, двигалась вперед цивилизация. Мы вступили в мир без географических границ в физическом мире и без видимых границ в мире виртуальном. На мировой рынок вышло новое поколение – digital nomads, поколение цифровых кочевников, поколение наших детей и внуков, которые родились уже в гибридном офлайн- и онлайн-мире. Они предъявили к одежде совершенно новые требования.

Формируется новое общество, новое поколение задает тон в появлении новой морали, новой ответственности, что находит свое отражение и в индустрии моды.

– Кто сегодня диктует тренд

– Сегодня на первом плане не коллекции, не дизайнеры, не производители и продавцы. Сегодня в фокусе индустрии моды – его величество покупатель. Именно он диктует тренд.

– Что это за тренд?

– А тренд такой: в мире материального изобилия важна не вещь, а то, что автор хотел этой вещью сказать.

Ежегодно индустрия моды производит несколько миллиардов единиц одежды, обуви и аксессуаров. Это более чем достаточно. Мы наблюдаем переизбыток производства и переизбыток потребления. И новое поколение требует, чтобы модельеры, дизайнеры – их ровесники производили новый функционал, одежду, соответствующую высокотехнологичным условиям среды обитания. Появился новый манифест, одежда несет в себе конкретный посыл и рынку, и покупателю. В индустрии моды появляется ответственное отношение к экологической безопасности, спасению уже не возобновляемых природных ресурсов.

Требуется, например, не просто модная коллекция кроссовок, а коллекция спортивной обуви нового поколения, произведенная из переработанных пластиковых отходов, которые энтузиасты и профессионалы собрали в океане.

Востребована одежда, которая отражает определенную социальную позицию. Несколько лет тому назад, когда поднялась волна феминистического движения нового поколения, коллекции всех актуальных дизайнеров вышли в свет с прописанными в стилистике дацзыбао высказываниями на тему феминизма.

В обществе не раз возникала ситуация, когда покупатель узнавал из сети интернет о неподобающих условиях выращивания овец или кроликов и использовании их меха и шкурок в угоду моде и накладывал свое вето на использование дизайнерами этих материалов, добытых неэтичным способом.

Сегодня речь идет не столько о длине и ширине брюк и юбок, сколько о том, что хочет сказать дизайнер, который создал их, и покупатель, который эти брюки и юбки приобрел или не приобрел, потому что они оскорбляют его этические, эстетические предпочтения и моральные убеждения.

– Существует мнение, что стильному человеку следует на полшага «отставать» от моды. Вы согласны с этим?

– Да. «Острие» моды – для «жертв моды». Человек стилистически уравновешенный, знающий себе цену, имеет, скорее, отстраненный взгляд на модные тенденции. Приобретая товары, которые были на пике моды вчера, он демонстрируют свое уверенное положение в обществе.

Мы живем в эпоху такого разнообразия форм существования, мнений и взглядов, что и наш стиль одежды стал разнообразным и разноплановым, так называемый стиль диверсити. Я могу быть стильно одета для представителей дизайнерской среды, Вы – для представителей журналистской, наш коллега – бизнеса и т.д. Сегодня важно не то, как ты одет – модно или не модно, стильно или не стильно, а то, соответствует ли одежда внутреннему цельному «я», мировоззрению и статусу в обществе.

Сегодня мы делегируем моде абсолютно все – претензии к новым технологиям, претензии к природе и устройству вещей. Более того, именно моде мы делегируем создание новых правил понятий этики и морали. И не случайно индустрия моды находится под прицелом ваших уважаемых коллег-журналистов и интернет-сообщества. Громкие скандалы, острые вопросы решаются именно во взаимодействии индустрии моды и общества.

– Почему из широчайшего спектра тканей Вы остановили свой выбор на трикотаже? Чем вызвана преданность трикотажу? Он не устарел?

– Трикотаж – любовь всей моей жизни. С детства я умела прясть и вязать. Именно вязание из хобби стало моей профессией. Именно в этой сфере я старалась совершенствоваться, ездила по миру, набиралась передового опыта и внедряла его в свою любимую работу.

Не существует ничего более архаичного и в то же время суперсовременного, чем трикотаж. Именно трикотаж стал материалом XXI века, потому что его пластика, свобода, адаптация к человеческому телу как нельзя лучше соответствуют массовому запросу к одежде. В порой недружелюбном технологическом пространстве нужна «ласковая» для человеческого тела одежда. Индустрия моды трикотажа соединила в себе все достижения технологий, интеллекта, искусственного разума, все самые космические возможности производства с теплом и архаикой любви человеческих рук. Поэтому мне, к счастью, не пришлось выбирать что-либо другое.

– Расскажите о Вашей школе Fashion Factory. Как родилась идея ее создания?

– Я счастливый человек. Исполняются все мои детские мечты. Мечтала летать в космос, мечтала учить людей, мечтала писать книги… Сегодня я занимаюсь космическими технологиями в индустрии моды, веду проект Fashion Factory School, образовательную программу для камерного модного предпринимательства в России и за рубежом, пишу книги.

Мне нравилось и нравится производить вещи. Но на определенном этапе жизни, когда я много работала, вдохновлялась и внедряла в российскую индустрию моды знания, полученные со всего мира – от Японии до США, стало интересно производить знания. И вместе с друзьями и соратниками мы организовали Fashion Factory School, образовательную платформу для индустрии моды нового поколения. У нас юная команда, с которой интересно идти в будущее.

Мы наблюдаем в мире индустрии моды, особенно в нашей стране, любопытный феномен – в нее приходят молодые мужчины и женщины, представляющие новый виток развития человечества. Это мальчики и девочки, которые выросли в традиционной цивилизации, получили высшее образование по разумному совету семьи, отработали по специальности в экономике, бизнесе, сырьевых индустриях, банковском деле и в возрасте 30 лет обратили внимание на то, что мир изменился, что цивилизация предлагает все возможности для творческой самореализации.

В индустрию моды, которая является ключевым направлением в творчестве, пришло поколение молодых экономистов, юристов, программистов, маркетологов, Они хотят воплотить свою творческую мечту, выстроить бизнес, который создаст им материальные возможности зарабатывать на своей мечте и одновременно приносить несомненную пользу обществу. Они, ровесники нового мирового рынка, хорошо понимают, какой продукт может быть востребован и почему его будут покупать.

Это активные, открытые люди, которые не признают слово «нет», для которых нет никаких географических, физических и виртуальных границ. Именно они составят славу отечественной, а также мировой индустрии моды. Именно для них мы придумали и выстроили систему образования, которая охватывает индустрию моды и как единую экосистему в ее идеологии, экономике, бизнес-целесообразности, производственных процессах, процессах продажи и т.д., и как систему точечных курсов, позволяющих глубоко овладеть специализациями, в том числе и креативными.

– Что такое современный дизайн?

– Это созидание, творчество. И поэтому я смело утверждаю, что каждый молодой человек, каждая молодая девушка с творческим воображением, с потенциалом создателя, член открытого общества от Ямайки до Ямала способны создавать коллекции.

– В России сегодня немало производителей одежды, которая конкурентоспособна и нравится потребителю. Насколько известна и как широко представлена российская продукция моды на крупных мировых выставках дизайнеров и модельеров? Что мы можем предложить западному потребителю?

– Я как раз закончила главу о российских производствах для своей новой книги… Уровень и качество ткацкого, швейного и вязального производства в России растет. Да, возможно, мы отстаем в создании компьютеров как железа, но в разработке программного обеспечения, в том числе и для индустрии моды, мы находимся на мировом уровне. На основе современнейших технологий и оборудования открываются камерные и массовые производства, которые обеспечивают запросы по созданию и разработке коллекций индустрии моды от малых до гигантских серий на высочайшем уровне.

Отечественные бренды достойно представлены на крупных международных выставках моды. Недавно прошла «Питти Yомен» во Флоренции, ключевая выставка индустрии моды, которая демонстрирует не только движение мужской моды, но и тренды идей, дизайна, идеологии, технологий и материалов, потому что все самое захватывающее и интересное происходит сегодня в моде мужской. На этой выставке триумфальным стал наш бренд «Шью». Ранее триумфально был представлен бренд «Гоша Рубчинский». Отечественных дизайнеров с их глубокой базовой культурой, начитанностью, «насмотренностью» отличает еще открытость души, воображения. Они создают дизайн, который становится глобальным трендом в индустрии моды планеты.

Участие в международных выставках помогает двигаться вперед, развиваться и погружаться в информационную среду индустрии.

– Вы родились в Грузии, у Вас грузинские и армянские корни, выросли на Южном Урале, с 18 лет живете в Москве, знакомы с традициями разных народов, культурой различных национальностей. Это помогает Вам в творчестве? Как часто Вы бываете на Кавказе?

– На эти вопросы можно ответить только любовью. Мне очень повезло, я дитя мультинациональной культуры, наследия советской эпохи. Мой отец – армянин, мать – грузинка. Выросла я на Южном Урале среди православных и староверов, башкир, татар, мордвы, казахов, киргизов. В своей работе я вращалась среди японцев, немцев, итальянцев, американцев. Это восхитительная многокультурная история, основа которой – Армения, Грузия, Южный Урал.

Мы все черпаем силы в семье, в происхождении, нашей родине, большой или малой. Причастность к великим культурам, великим мифологиям, великим конфессиям – неотъемлемая составляющая любого отечественного креатора. Это дает силы, богатое воображение и составляет платформу для создания интересных идей, проектов и коллекций. Я бываю и в Грузии, и в Армении, правда, не так часто, как хотелось бы, и намерена бывать чаще. Я счастлива, когда прилетаю на свои исторические родины, стараюсь проводить время с пользой, читаю лекции, выступаю. Там я набираюсь сил, вдохновения и возвращаюсь для того, чтобы в Москве, моем доме, сконцентрироваться и «взорваться» интересными идеями.

– Вы сотрудничаете с коллегами из Армении?

– В индустрии моды работают много прекрасных армянских дизайнеров, предпринимателей. В нашей школе обучается столько замечательных юношей и девушек из Армении, что вопрос сотрудничества не встает. Мы «варимся» в интернациональном котле «детей мира». Армянская или грузинская фамилия коллеги, скорее, повод для «нащупывания» общих корней, выявления общих интересов, обсуждения общего исторического наследия. Отсюда и произрастает сотрудничество.

– Какой совет Вы дали бы начинающему дизайнеру?

– Мечтать, дерзать, набирать компетенции, в которых творчество является только одной из составляющих, потому что менеджмент, бизнес-процессы, процессы производственные – это вселенная, позволяющая творить и разрабатывать дизайн как увлекательнейшее приключение. Мир общества, космоса, технологий, творческого наследия цивилизаций – универсум. От дизайнера, который говорит «Я дизайнер», требуется только одно: уверенность в том, что он дизайнер, способность сказать нечто важное себе и миру.

– Но, как и во всех других сферах, необходимо иметь еще и талант…

– Мы вырастили поколение талантливой молодежи, и это объективная реальность. Поколение 25-30-летних – суперталантливое. Ребята выросли в цивилизации, которая раскрыла их творческие способности, которая уже несколько десятилетий живет без глобальных драматических катаклизмов. Эта цивилизация взрастила их в мире материального изобилия, высвободила их время и ресурсы на то, чтобы раскрыть творческий потенциал. Объективно цивилизация делает каждого из нас способным к творчеству.

– Расскажите о проекте «Ангелы Жизни».

– Мне очень нравилось производить вещи, затем знания, как уже говорилось. Но на определенном этапе жизни, когда мне пришлось вступить в борьбу с онкологией, стало интересно производить смыслы.

Когда выяснилось, что надо бороться с онкологией, на помощь мне поднялась вся индустрия моды, моя семья, команда Fashion Factory, коллеги, партнеры, те, кого я знаю лично, и те, которых я лично не знаю. Все они объединились в социальных сетях, чтобы помочь мне морально и материально. С того момента я стала считать себя обязанной вернуть индустрии моды долг сторицей – произвести знания и смыслы, сделать то, что я могу лучше всего.

Я веду борьбу с болезнью публично уже третий год. И обнаружила драматическую ситуацию и в нашей стране, и за рубежом: тысячи женщин, которые тоже борются с раком, не хотят говорить об этом публично, не решаются признаваться в своей драме собственным семьям, коллегам и друзьям, потому что боятся десоциализации, быть исторгнутыми из общества. Эти женщины пишут мне, обращаются ко мне со словами моральной поддержки: «Ты не одна, ты сильная». И какой бы драматический финал ни наступил, болезнь – не повод не жить счастливой. Потому что даже при этом заболевании можно жить, можно бороться, можно транслировать счастье и приносить пользу обществу, родине.

Я долго искала средство выражения этой ключевой идеи и придумала проект «Ангелы Жизни». Каждый месяц я создаю на основе высоких технологий, доступных мне по всему миру, Ангела – платье, – который рассказывает об определенном этапе борьбы с болезнью и несет надежду. Временной отрезок проекта – от Рождества-2019 до Рождества-2020. Каждое из двенадцати платьев изготавливается в одном экземпляре. Раз в месяц проходит презентация модели, нового Ангела, сопровождающаяся рассказом и фотографиями.

Моя мечта – отправить все 12 платьев в виртуальном изображении в космос. Я хочу донести до женщин, до общества, что онкология – не приговор, это та ступень жизни, тот кризис жизни, который дает шанс двинуться дальше в своем человеческом и профессиональном развитии, сохранить энергию, сохранить достоинство.

Ко мне обращаются и больные, и сами врачи с просьбой продолжить проект. В его рамках я мечтаю побывать в Армении – в Бюракане, посмотреть в телескоп на звезду имени Норсоян в созвездии Овна, которую мне подарила команда Fashion Factory, изыскать возможность отобразить моих высокотехнологичных Ангелов в виртуальном разрешении и отправить на орбиту к звездам. Иметь звезду, которая носит твое имя, – привилегия, честь и обязательство. Если на небе есть звезда, которая носит твое имя, надо соответствовать этой высоте. Я стараюсь…

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты