Против кого обернется американская военная помощь Азербайджану?
Главной мишенью Баку остаются Армения и Арцах
Недавние сообщения о том, что США продолжают наращивать военную помощь Азербайджану, которому на днях выделено более 10 млн долларов «на антитеррористическую борьбу и приобретение разведывательных систем», были достаточно болезненно восприняты как в Иране, так и в Армении.
Однако тут есть нюанс – отношения Тегерана с Вашингтоном иначе как отвратительными не назовешь, стороны уже достаточно долгое время балансируют на грани масштабного конфликта. Поэтому в ИРИ априори не ждут от американцев ничего хорошего и воспринимают такие шаги американской стороны как неизбежную данность. Не то в случае с Арменией. Вот уже многие годы Ереван, оставаясь ведущим военно-стратегическим и политическим союзником России, не устает утверждать, что даже в моменты резкого обострения российско-американских отношений стремится развивать и углублять связи с Западом. Поэтому любая информация о военной помощи Баку приобретает особый резонанс, заставляя многих наблюдателей предполагать, что Вашингтон попросту «наказывает» Ереван за тесный союз с Москвой в целом и за участие в российской миротворческой операции в Сирии в частности. При этом особенно неприятно выглядит тот факт, что американцы не только поставят на Апшерон разведывательную технику, но и займутся переподготовкой азербайджанских офицеров. И хотя утверждается, что речь в данном случае идет о программе обеспечения безопасности на Каспии (то есть направлено, по американской версии, против вероятных «поползновений» Ирана), однако уместно вспомнить, что в Баку на самых разных уровнях, включая официальный, «террористами» называют отнюдь не персов, а армян Карабаха. В этой связи автору вспоминается весьма многозначительный факт. Года два назад в ходе пресс-конференции главы российского МИД Сергея Лаврова один из азербайджанских журналистов спросил его: если бы Баку начал в Карабахе «антитеррористическую операцию», как бы к этому отнеслась Москва? Вопрос был абсолютно провокационный, и именно так и был воспринят главой российской дипломатии. И хотя, отвечая на него, Лавров оставался в границах приличий, было видно, что он разъярен. Поэтому журналистская братия без удивления восприняла сообщение, что незадачливый азербайджанский борзописец буквально через несколько дней был лишен аккредитации при российском дипведомстве…
В любом случае недовольство Еревана имеет под собой существенные основания. Так, политолог Сурен Саркисян привел о многом говорящий пример:
«С тем же успехом США оснащают курдов, говоря «только не применяйте против Турции». Спросите у турок». И, заметим, происходит все это на фоне слухов о возможном сокращении американского участия в программе разминирования арцахских территорий, в то время как в целом на «каспийскую безопасность» Вашингтон передаст Азербайджану, как утверждает американский политолог Джошуа Кучера, не менее 100 млн долларов. Как выяснил «Кавказский вестник», столь щедрое финансирование, намного превосходящее американскую поддержку прошлых лет, превышает даже помощь, оказываемую Грузии – «наиболее значительному и лояльному партнеру США в регионе».
Так что обеспокоенность армянской стороны вполне можно понять. И в Москве, заметим, ее вполне понимают. Так, отвечая на наш вопрос об отношении российской стороны ко всем этим фактам, пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова, в частности, сказала, что каждое суверенное государство имеет право вести взаимодействие и сотрудничество на различных направлениях. «Речь идет и о военном, и о военно-техническом сотрудничестве. Все государства мира озабочены проблематикой борьбы с международным терроризмом. Это дело суверенных государств – развивать такое взаимодействие и сотрудничество. При этом в контексте вашего вопроса в связи с многолетней, очень тяжелой и неразрешенной ситуацией между двумя странами – Азербайджаном и Арменией – мы исходим из того, что все должно вестись к тому, чтобы эта сложная и застарелая проблема была решена, чтобы ее не усугублять, а способствовать ее разрешению. Как вы знаете, Россия ответственно выполняет взятые на себя по этому вопросу обязательства в рамках соответствующей Минской группы ОБСЕ. Но все-таки я бы здесь разделила эти два момента». Очевидно, что ответ Захаровой вполне перекликается с реакцией Лаврова…
В свою очередь, известный военный эксперт Леонид Нерсесян убежден, что «любая военная помощь Азербайджану так или иначе противоречит армянским интересам». При этом, по его словам, «не столь важно, направлена ли она изначально против Ирана или кого бы то ни было еще». Говоря же о том, как все это соотносится с существованием известной 907-й поправки, которая номинально ограничивает военную помощь США Азербайджану, специалист указал, что «она действует лишь частично, так как есть возможность заморозки ее действия в случае необходимости, что уже неоднократно делалось и при предыдущих администрациях Белого дома». Добавим, что «необходимость» трактуется при этом в том свете, что подобная помощь, оказываемая в обход поправки, оправдана «борьбой с терроризмом и защитой границ Азербайджана», однако «не может быть использована против Армении». Но это слова. На деле же, как ранее указывал политолог Эмиль Санамян, имеются факты того, как обученные американцами азербайджанские пограничники принимали участие в ряде инцидентов на рубежах двух стран.
Интересно отметить, что поставляемое оборудование (катера, средства радиослежения, вездеходы и др.) будет эксплуатироваться американцами два года, «после чего Азербайджан берет на себя всю ответственность». То есть предположение относительно того, что любые вооружения, безраздельно перейдя в руки обученных азербайджанских военных, могут быть использованы против Армении там, где их возможно использовать, совершенно обосновано. Тем более что всерьез тягаться с Ираном Баку, конечно же, не в состоянии и совершенно к этому не стремится.
Весьма интересно выглядит при этом реакция азербайджанской стороны. Как заявил известный бакинский политолог, депутат милли меджлиса Расим Мусабеков, Вашингтон прямо заинтересован в том, чтобы Азербайджан укреплял свои рубежи, как морские и сухопутные, так и воздушные, поскольку именно американские компании «вложили много миллиардов долларов в нефтегазовые проекты на Каспии», а американские военные «осуществляют транзит в Афганистан через Азербайджан». То есть в данном раскладе речь идет не просто о помощи, каков бы ни был ее объем, а о возрастании стратегического интереса Америки к Азербайджану. С этим, кстати, в целом согласен и российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр, которого цитирует агентство «Москва-Баку». Он полагает, что из-за резкого обострения отношений с Ираном «Азербайджан находится в центре внимания Вашингтона, а Армения – нет. Армения, вероятно, рассматривается как союзник Ирана».
Но означает ли это, что Азербайджан, в свою очередь, может рассматриваться в качестве союзника США (а значит – и НАТО)? В беседе с агентством EADaily директор Кавказского центра политического анализа Ахмед Алили заявил, в частности, что, хотя интерес США к Азербайджану в последние два года растет, о полноценном союзничестве речь идти не может, поскольку этому препятствует существование 907-й поправки. «Это очень важный момент в двусторонних отношениях, который сильно мешает нашей стране называться военным союзником США», – говорит эксперт. В то же время он напомнил, что «Азербайджан принимает участие во многих программах НАТО и с каждым годом азербайджанских военнослужащих, принимающих участие в военных учениях НАТО, становится все больше. Азербайджан в начале 90-х строил свою армию по образцу турецкой армии, которая соответствует по всем своим параметрам НАТО. То есть тенденция взятого курса уже ясна. Мы движемся в сторону стандартов НАТО», и «куда важнее в этом вопросе политический контекст, который дает четко понять, что Азербайджан больше прозападная страна, чем пророссийская».
При этом в Баку убеждены, что Москва и Тегеран вряд ли «гневно отреагируют» на подобное положение вещей. Такая уверенность выглядит, мягко говоря, достаточно странно уже хотя бы потому, что в подобном контексте, невзирая ни на какие обтекаемо-дипломатичные заявления, ни о какой доверительности в отношениях речи быть не может.
Оптимизм азербайджанской стороны выглядит тем более неуместным, что после нашумевшей воздушной атаки на объекты нефтяной инфраструктуры Саудовской Аравии отношения между Вашингтоном и Тегераном еще более ухудшились, хотя, казалось бы, куда уж дальше! Конечно, маловероятно, что кризис выльется в полномасштабную региональную войну (опасность ее разрастания и перехода на «ядерный» уровень все отлично понимают), но США продолжают усиливать санкционное давление на Иран, нацелившись на сей раз на финансовую систему страны, и, безусловно, будут требовать соответствующих шагов от своих партнеров. Баку в результате окажется в весьма двусмысленной ситуации, и нет никаких оснований считать, что сможет противостоять в этом вопросе растущему американскому давлению. И уже одно это, по понятным причинам, способно еще более активизировать армяно-иранские торгово-экономические отношения, поскольку Ереван ни при какой погоде к антииранским санкциям не примкнет. Да, в Вашингтоне будут недовольны, но это никак не повлияет на ситуацию – армянская сторона неоднократно и очень предметно разъясняла, что ни под каким давлением не будет жертвовать отношениями со своим важнейшим южным соседом. И вот в свете этого (а также большого недовольства американцев расширяющимися и углубляющимися военно-стратегическими связями Еревана с Москвой) в Белом доме может возникнуть соблазн попытаться «наказать» армян руками азербайджанцев. А учитывая все вышесказанное относительно наращивания американской военной помощи Баку, нельзя исключить, что подобный соблазн там постоянно усиливается. Ведь вряд ли случайно на фоне готовящейся очередной встречи глав МИД Азербайджана и Армении азербайджанский министр обороны Закир Гасанов заявляет, что «мечтает» вернуть «оккупированные земли» военным путем, причем в самом скором времени…
Армен Ханбабян, специально для «НК»
Оставьте свои комментарии