№10 (321) октябрь 2019 г.

Патовая ситуация порождает панику…

Просмотров: 5126

Нравится кому-то или нет, но в Арцахе наблюдается активизация внутриполитической жизни, что, естественно, объясняется очередными выборами, с которыми общество связывает свои новые надежды на улучшение благосостояния, восстановление норм справедливости, укрепление мира и безопасности.

Неудивительно, что в этом процессе происходит столкновение интересов, активизация дискуссий, обсуждение в печати нового выбора – кому избиратель может доверить свою судьбу, с кем и с какой силой следует связывать свои надежды на ближайшие 5 лет, наконец, а нужны ли перемены (ведь кого-то, может, устраивает и сложившееся положение).

В условиях постсоветского времени, увы, рядовой избиратель и экспертное сообщество привыкают и к так называемым «грязным политическим технологиям», когда в борьбе за власть соперничающие политические силы используют откровенную дезинформацию, пытаются выдать желаемое за действительное, подвергают безосновательной критике оппонентов, а также используют иные незаконные и недостойные методы борьбы за сохранение, удержание либо захват власти. И в этом потоке СМИ становятся той площадкой, где отчасти проявляются подобные процессы.

В 2014 г. в одной из своих статей я отмечал, что Армения нуждается в переменах и правящей партии вместе с ее лидером Сержем Саргсяном следует уступить власть новым политическим силам. При этом, естественно, автор вовсе не имел в виду депутата Никола Пашиняна и его команду молодых соратников, которых и не знал, но считал важным донести до общества свою позицию о необходимости прихода нового поколения политиков (новое не означает обязательно молодых по возрасту). Что получилось в итоге – все мы свидетели.

В своей статье «Карабах на пороге перемен…» мне вновь пришлось высказать свою точку зрения по внутриполитической ситуации на исторической родине и выступить с определенной позицией. Автор вовсе не выдвигал первого командующего Армией обороны НКР, героя Арцаха генерала Самвела Бабаяна кандидатом в президенты Арцаха, но при этом отмечал сложившиеся проблемы и выступил с критикой по факту искусственного ограничения прав того же С. Бабаяна на выдвижение своей кандидатуры. Понимаю, что статья А. Сваранца была принята неоднозначно в медиапространстве и обществе, включая и ныне сохраняющими власть в Карабахе. И это вполне предсказуемо. Однако подобная перспектива реакции никогда не определяла моей гражданской и профессиональной позиции, ибо старался всегда говорить объективно и с аргументацией своего подхода (во всяком случае, настолько, насколько может себе позволить каждый индивид с учетом опыта жизни, образования, мировоззрения и квалификации). Никогда в своих публичных выступлениях Сваранц не позволял себе личные оскорбления и унижения оппонентов (включая и азербайджанцев).

События, связанные с предвыборной борьбой в Арцахе – предстоящими президентскими и парламентскими выборами, – потребуют еще немало различных публикаций, обсуждений программ и кандидатов. Тем не менее, статья корреспондента газеты «Ноев Ковчег» Ашота Бегларяна под названием «Арцах. Избирательный забег – не спринт», в которой автор позволяет себе безосновательную критику, вынуждают меня высказать свою точку зрения.

Сразу отмечу, что лично я не знаком с А. Бегларяном и, согласно биографической информации в его публикации, могу высказать автору лишь благодарность за участие в карабахской войне. Во всем остальном статья оппонента раскрывает его профессиональную и политическую несостоятельность по заявленной теме.

Прежде всего, «аналитики, эксперты, журналисты и блогеры» (тем более из диаспоры) не выдвигают кандидатов на выборные должности, а всего лишь могут обсуждать их компетентность, программы и позиции. Сваранц не делит «шкуру неубитого медведя» (в смысле пока еще действующей власти НКР), ибо не планирует занимать их места или же решать их судьбу. В то же время экспертное сообщество в соответствии со своей квалификацией и позицией вправе выражать свое мнение и давать оценки по сложившейся ситуации в Карабахе. И не Сваранц предусматривал нормы в Конституции Арцаха по процедуре внесения изменений, не он лишал гражданства НКР одного из ее основателей.

В то же время Бегларяну и его сторонникам, живущим в век информационного общества, следует задуматься: отчего же в медиапространстве разных стран активизировалась дискуссия по выборам в Карабахе?

«Абсурдными, высосанными из пальца и крайне утрированными фактами» апеллирует не Сваранц, а скорее уважаемый визави, относительно сокращения населения Карабаха на 40 тыс. чел. Откуда берутся эти цифры? В выборах в Карабахе максимально участвуют 63–65 тыс. человек, а статистика говорит о 103.600. Возникает вопрос: куда исчезли порядка 40 тыс. избирателей? Гражданство иностранного государства принимается не в скрытом режиме, и подобная статистика формируется в этих странах. При этом отмечу, что Сваранц не из Африки приехал и знает Карабах не по публикациям в прессе, а имеет своих и знакомых, и информацию разного характера из первоисточника.

Конкретная дата предстоящих президентских и парламентских выборов в Арцахе пока что не названа, но согласно ст. 89 и 109 Конституции НКР очередные выборы должны состояться весной 2020 г. Не Сваранц заявлял о намерении того же Араика Арутюняна, Виталика Баласаняна, Масиса Маиляна и Самвела Бабаяна принять участие в президентских выборах. Это их право, и оно требует как минимум внимания и уважения. И если Бегларян способен анализировать статус названных кандидатов, то к каким выводам с позиции их отношения к нынешней власти и оппозиции можно прийти?

Кого-то не устраивает, что профессор связал схему формирования правящих сил в Карабахе как производное бывшей правящей команды в Армении, а точнее, с Сержем Саргсяном? Так это их проблемы, а в обществе давно известно, кто за кем стоял в 1999 и последующих годах. В то же время Сваранц отмечал и выдвижение Аркадия Гукасяна в 1997 г. наперекор кандидату Леонарду Петросяну от Баграмяна-26, и что за этим стоял Самвел Бабаян.

В своей статье Сваранц никого из числа соперников Самвела Бабаяна не принижал, о чем безответственно отмечает Бегларян. К тому же никого из них «противниками» не называет (противник в Карабахе на поле брани по ту сторону линии соприкосновения сил, на выборах же присутствуют соперники и оппоненты). Тот факт, что лидер партии «Свободная Родина» Араик Арутюнян порядка 10 лет возглавлял правительство НКР и несет ответственность за издержки и упущения в социально-экономической сфере республики, не есть принижение, оскорбление и «игра на национальных чувствах», а всего лишь констатация факта. Если же в Карабахе экономическая и социальная идиллия и небывалый рост ВВП, то слава ему и честь за это, пусть избиратель оценит А. Арутюняна по достоинству. Правда, отчего-то карабахцы недовольны своим социально-экономическим положением.

Никто не собирается гиперболизировать образы, создавать былинных героев и мессию из числа реальных и потенциальных кандидатов в президентской гонке, но не замечать очевидного тоже ненормально. Естественно, война и победа являются коллективным достижением народа. Вместе с тем, народ сам по себе, как совокупность массы, неспособен принимать радикальные и ключевые решения в условиях войны, не разрабатывает наступательных и оборонительных операций, не отдает коллективных приказов, не расставляет силы и средства. Для этого создается армия и назначается командир, для этого в армии имеется устав и сохраняется единоначалие, для этого никто не отменяет воинскую дисциплину. Война порождает полководцев и героев, кто в самый критический момент не пасует перед силой противника, а берет на себя ответственность и смелость командовать, защищать, наступать и побеждать.

Не случайно в народе говорят, что «у победы много отцов, поражение всегда сирота». Никто не умаляет коллективных заслуг арцахских армян и всего армянского народа в карабахской войне 1991–1994 гг. Никто не отрицает, что в этой войне были свои герои из числа генералов и рядовых. Но никто не вправе отрицать и предавать забвению исторические заслуги истинных героев, к которым относится основатель и первый командующий Армией обороны НКР Самвел Бабаян. Не Сваранц, а сама история подтверждает, что за множество столетий после потери армянской государственности у армянского народа не было таких полководцев, как Самвел Бабаян, кто, несмотря на свою молодость, достиг весомых побед по освобождению значительной площади родной земли – исторической Армении.

Если Бегларян и ему подобные считают уважение героя аморальным, то пусть ответят: почему же именно Бабаян, а не кто-то другой, остановил разваливающийся фронт летом 1992г. в Члдране; почему же его назначили первым командующим Армией обороны НКР; почему же он взял на себя ответственность в победах от Омара до Аракса; почему же ему в числе первых присвоили звание Героя Арцаха; почему же советский генерал Иванян уважал командирские способности командарма? Может, Бегларян со своими одноклассниками и однокурсниками планировал военные операции и отдавал приказы на их исполнение? Может, Бако Саакян вместе с Сержем Саргсяном разрабатывали кельбаджарскую операцию?

Никто не приписывает победу в карабахской войне одному Бабаяну, но и выводить его из списков героев, учебников и реальной политики никто не вправе – независимо от предвыборных баталий и их окончания. Была апрельская война 2016 г., была та же доблестная Армия обороны НКР, которая ценою жизни сотни бойцов остановила очередную агрессию противника и попытку кардинально изменить диспозицию на фронте. Но та же апрельская война (очевидно, кроме умелых действий генерала Виталия Баласаняна) не выявила одаренных полководцев, кто смог бы, вопреки позиции Еревана и внешнего воздействия, дать команду и повести армию в контрнаступление для возвращения всех потерянных высоток, освобождения новых территорий и лишения противника всяких бравад и надежд на военный успех. Видимо, поэтому и не было новых героев среди высших офицеров, а командующего армией генерала Левона Мнацаканяна решили сделать главным полицейским Арцаха (большего унижения боевому генералу трудно придумать).

Исходя из сказанного, могу лишь отметить, что циником является не профессор Сваранц, а тот, кто не уважает заслуги своих героев (включая живых), на примерах которых будут воспитываться новые поколения офицеров и солдат.

Формально президентские выборы в НКР еще не стартовали, но фактически они уже обозначались. Как поступить кандидату, если без ведома гражданина его лишили гражданства? Причем страны, в создании которой у него есть не меньший (чем у того же Бегларяна и всех остальных) вклад. Если Конституция допускает изменение, то, будучи законопослушным гражданином, тот же Самвел Бабаян обратился к своему народу, провел необходимые встречи и обсуждения с обществом, выслушал их проблемы, выразил свои мысли. Но кто такой Бегларян и стоящие за ним лица, чтобы решать, приветствовать или нет встречи того же командарма Бабаяна со своим народом? Если он желает проанализировать предвыборные обещания генерала Бабаяна и последующую его деятельность в случае прихода во власть, то это вполне нормально и время покажет в соответствующем случае правильность выбора. До сего дня обещания генерала не расходились с делами.

Однако называть того же Самвела Бабаяна «бегуном», стартовавшим «раньше свистка судьи» (интересно, а судьи-то кто, если не народ?), полагаю не только неуместным, но и оскорбительным и глупым. Биография этого человека показывает, что он не бегун фальстарта, а победитель гонки (включая марафон). Выборы – всего лишь этап в жизни народа и государства, а образование государства в условиях войны – это и есть марафон, в котором тот же Бабаян со своим народом выдержал экзамен, не сгибался ни в тюрьмах, ни на поле боя.

Предвыборная гонка стартовала раньше свистка, поскольку подобную ситуацию создали сами власти НКР. Иначе как поступить потенциальному кандидату, если ему отказывают в праве на регистрацию и он законными методами старается исправить ситуацию для участия в названных выборах? Этот путь – обращение к его величеству народу, получение доверия от него и сбор подписей в пользу референдума. И народ ему в этом не отказал, несмотря на попытки тех же административных ресурсов чинить препятствия.

К тому же не один С. Бабаян заявил о своем намерении участвовать в президентских выборах «раньше свистка судьи». Отчего же столь объективный аналитик и корреспондент «НК» ничего не говорит о других официально объявивших о своих планах кандидатах (том же Арутюняне, Баласаняне, Маиляне)? Но если Самвел Бабаян об этом официально заявил лишь после многочисленных встреч с народом (собрав более 20 тыс. подписей в поддержку изменений Конституции и регистрации его кандидатуры), то ни один из его оппонентов не может на сегодня сказать о его реальной поддержке подобного же числа граждан НКР. Пусть идут в народ, слушают их проблемы, предлагают свои программы и получают поддержку.

Крики, свисты и лозунги, к сожалению, имели место на известном митинге 5 августа 2019г. на площади Возрождения в Степанакерте, когда в присутствии премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента НКР Бако Саакяна часть сторонников того же С. Бабаяна скандировала известные лозунги с требованиями легитимизировать право 20 тыс. граждан НКР. Но благодаря ответственной позиции того же Бабаяна общенародный митинг в Арцахе в честь открытия VII Панармянских игр не превратился в массовые призывы и беспорядки.

Оппонентам того же Самвела Бабаяна не следует беспокоиться о его расчетах, пусть лучше оценят силу народной воли и свои возможности. Например, в состоявшихся 8 сентября с.г. муниципальных выборах в том же Степанакерте из 228 общин в 110 победили сторонники того же Бабаяна. Это о чем-то, наверное, говорит? Считать же Бабаяна незаконопослушным кандидатом нет оснований, ибо, следуя нормам права, он обратился к своему народу и конституционным органам (ЦИК, суд, парламент). Теперь слово за теми, кто по статусу должен следовать букве закона. Если у кого-то сложилось мнение не допускать того же Бабаяна к власти, то каким образом подобное возможно в случае парламентских выборов и участия в них его сторонников и партии?

Причислять Сваранца к идеологам и стратегам революций не следует, хотя свои соображения по общеармянской идеологии, в отличие от других, у него имеются и окажутся доступными для армянства. Мы вовсе не выступаем за революцию в Карабахе или в той же Армении в смысле массовых манифестаций и беспорядков с учетом не только наличия продолжающегося конфликта с Азербайджаном, а также потому, что социальная революция порождает раскол в обществе, приводит к катаклизмам и внутреннему конфликту. Что выиграла Армения от искусственно созданной критической ситуации в отношении экс-президента Роберта Кочаряна или экс-руководителя ОДКБ Юрия Хачатурова?

Для меня и Бако Саакян, и Самвел Бабаян, и Виталик Баласанян, и Араик Арутюнян – прежде всего армяне, желать столкновений и крови между армянами могут только изменники и болваны либо заинтересованные внешние силы. Сваранц же выступает за революцию идей, социально-экономические и политические трансформации в сторону прогресса, роста, укрепления обороны и безопасности Арцаха. Если кто-то недостаточно владеет русским языком публикаций и выступлений Сваранца, то это их проблемы и пробелы в образовании.

За каждыми выборами будут новые выборы, новая смена лидеров и элит, новые программы и идеи, новые дела и результаты, новые надежды и, увы, упущения. В данной ситуации глупо надеяться, что король, попавший в патовую ситуацию, способен сохраниться у власти. В жизни нет безвыходных ситуаций, главное – не отчаиваться. Карабахцы, то есть народ, сами решат, кто из кандидатов и какие политические силы (партии и блоки) должны быть у власти и определять будущее. «Королю» же в шахматах можно лишь пожелать своевременно контролировать игру и ходы своих фигур, иначе сохранится угроза и пата, и шаха, и мата.

Мы желаем не на словах, а реальных честных, открытых, свободных и конкурентных президентских и парламентских выборов в Арцахе, которому нужен прогрессивный, проверенный временем и харизматичный лидер. Сколько лет будет править новый президент в Карабахе – это вопрос его порядочности и результатов. Не следует сегодня заниматься предсказаниями о двух и более сроках. Если народ признает заслуги своего лидера, то и доверит ему новый срок.

Бегларян завершает свою статью призывом к корпусу СМИ о недопустимости необоснованного и незаслуженного поддержания либо подавления кого-либо из кандидатов, к объединению, а не расколу карабахского общества. С этим мнением коллеги нельзя не согласиться. Однако данный призыв должен относиться не только к журналистам и экспертам, но и к уходящим властям НКР, кто, согласно той же Конституции, является гарантом прав своих граждан и законности. Мы же пожелаем всем кандидатам успешной борьбы не за власть (для меня не имеет особого значения фамилия очередного президента Арцаха, ибо она при всех раскладах будет армянской), а на благо Карабаха, его независимости и свободы, развития и прогресса. Пусть победит достойный. Я желаю, чтобы после очередных выборов из Карабаха не уезжали люди ни по экономическим, ни по политическим причинам.

Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук, профессор

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. А что сказать, профессор все сказал и дал исчерпывающий ответ прислужникам режима.
  2. В ряде сайтов в начале октября с.г. появилась статья некого Александра Андреасяна "Сваранц в поход собрался", как ответ данной статье профессора. Кто знаком с публикациями профессора, тот не станет писать такую ересь и говорить о его некомпетентности. Сваранц никого не оскорбляет, а его пытаются этим ударить. Стыдно должно быть подобным авторам "андреаясянам и бегларянам", кто готовит столь лживые и оскорбительные пасквили и кто стоит вокруг подобных демаршей. Прежде чем полемизировать с тем же Сваранцем - следует вдумчиво познакомиться с его публикациями. Автор весьма метко назвал данную статью "Патовая ситуация порождает панику". Именно паника охватила в связи с меткими публикациями профессора. Тема личности того же Самвела Бабаяна стала для определенных обанкротившихся групп в том же Карабахе настолько раздражительной, что в ход пускаются подобные технологии. Если оппоненты могут возразить по содержанию и адресу тому же генералу Бабаяну, его вкладу в арцахскую победу, то чего же скрываете свои мысли? Говорите по существу и адресно с указанием его имени, включая и по теме кто был разработчиком кельбаджарской и прочих военных операций. Так издание, его руководители и авторы теряют уважение, а время их запомнит. В какой запас и каким профессиональным опытом обладает тот же Сваранц - не тема и предмет дискуссий. Вы, прежде чем пишете, изучите вопрос. А с КГБ и его наследниками не следует в пренебрежительных тонах глаголить.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты