Армянские периодические издания по «Кавказскому календарю» на 1851 – 1917 гг.
К 225-летию армянской периодики (1794 – 2019)
16 октября 1794 года в индийском городе Мадрас иереем Арутюном Шмавоняном был основан первый армянский журнал «Аздарар» («Вестник»). В этот же период (конец XVIII – начало XIX в.) задача создания своей газеты встала и перед армянами Астрахани (город в Российской империи), пользовавшимися внутренним самоуправлением, имевшими свою школу и игравшими ведущую роль в хозяйственной жизни города и региона. В 1816 году там выходила двуязычная (на русском и армянском языках) газета «Аревелян Цануцмунк» («Восточные Известия»). Вслед за двуязычной (русско-армянской) газетой «Кавказ» (1846 – 1847) и армянской газетой «Арарат» (1850 – 1851), издаваемыми в Тифлисе (ныне Тбилиси), с 1872 года стала выходить газета «Мшак» («Труженик») под редакцией известного публициста Григора Арцруни.
Газета «Мшак» выходила на протяжении полувека и была одним из прогрессивных изданий своего времени: она приветствовала все передовые явления российской и кавказской действительности. Большое место газета уделяла армянскому вопросу и положению западных армян, призывала к борьбе против турецкого ига.
Центром общественной и культурной жизни западных армян был в XIX веке Константинополь – столица Османской империи, где в 1832 –1850 гг. выходила газета «Лpo гир» («Вестник») – первоначально как армянский вариант официальной газеты турецкого правительства, а затем как самостоятельная общественная газета.
С 1843 года армянская католическая конгрегация мхитаристов издает в Венеции арменоведческий журнал «Базмавеп» («Многокнижие»), помещающий сведения по истории, филологии, арменоведению и многим другим наукам, а также художественные произведения. С 1887 года в Вене выходит другое научное издание мхитаристов – «Андес амсорья» («Ежемесячное обозрение»).
Известным передовым изданием середины XIX века был выходивший в 1858 –1864 гг. в Москве журнал «Юсисапайл» («Северное сияние») под редакцией видного прогрессивного публициста, педагога и ученого Степаноса Назарянца.
Первым периодическим изданием на территории самой Армении был выходивший с 1868 года в Эчмиадзине ежемесячный журнал «Арарат».
«Кавказский календарь на 1851 год» (издается с 1845 по 1917 г. в Тифлисе от Канцелярии Кавказского наместника) впервые публикует информацию о «Периодических изданиях в Тифлисе»:
«1. «Закавказский Вестник», издаваемый от правительства, выходит еженедельно по четвергам; цена за годовое издание 5 руб. серебром; за пересылку частные подписчики прилагают 50 коп. серебром. Подписка принимается в редакции «Вестника».
2. «Кавказ», газета политическая и литературная, выходит два раза в неделю: по средам и субботам; цена за годовое издание с пересылкой 8 руб. серебром, полугодовое – 5 руб. серебром, для тифлисских жителей на 3 месяца 3 руб. серебром. Подписка принимается в Тифлисе в редакции газеты и в губернской почтовой конторе, в С.-Петербурге в газетной экспедиции почтамта и у книгопродавцов Крашенинникова и Юнгнмейстера, в Москве в газетной экспедиции почтамта и у книгопродавца Готье.
3. «Арарат», на армянском языке, газета коммерческая, политическая и литературная; выходит еженедельно по субботам; цена годовому изданию в Тифлисе 5 руб. серебром, для иногородних 7 руб. серебром. Подписка принимается в редакции газеты.
Последние две газеты издаются частными лицами. Каждая из сих газет печатает частные объявления с платою по 1/4 коп. серебром от буквы».
Газета «Кавказ» регулярно публиковала статьи об Армении и армянах, в частности: Броссе. «Армянская литература (Общество мхитаристов в Венеции и изданные им сочинения)». № 48, 1846 г.; «О решении Александропольского общества – заменить визиты на Рождество и Новый год денежными пожертвованиями в пользу Женского благотворительного общества Св. Нины». № 6, 1847 г.; «О трюфелях Шушинского уезда». № 20, 1847 г.; Абовян Х.А. «Новое похождение на Арарат. Извлечение из письма». № 20, 1847?г.; Энфиаджянц А. «Три удара по наковальне. Вековой обычай у армян накануне Нового года».
№ 1, 1850?г.; Абих. «О соде, добываемой в долине Аракса, в Армении». № 61, 1850?г.; Иванов И. «Ани и нечто о религии огня». №№ 7 и 9, 1851 г.; Иванов И. «О древней истории Армении». №№ 35, 37 и 38, 1851 г. («КК на 1893 г.»).
Политическая и литературная газета «Кавказ», первая русская газета на Кавказе, была образована в 1846?г. по инициативе Кавказского наместника князя М.С. Воронцова и поддерживалась правительственной субсидией. С 1846 по 1849 г. газета выходила еженедельно, с 1850 по 1876?г. – два раза в неделю, с 1877 г. – ежедневно.
В 1856 г. произошло слияние с газетой «Закавказский Вестник», которая стала выходить в виде официального приложения при газете «Кавказ». С 1864 по 1899?г. газета сдавалась в аренду частным лицам с выдачей им субсидий. В 1918 г. газета прекратила существование.
Сборник «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам» – литературно-научный сборник с оригинальными рисунками Ивана Константиновича Айвазовского, заставками Вардгеса Акоповича Суренянца, под редакцией Григория Аветовича Джаншиева (Москва, Типо-литогр. Т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1898 г.), пишет:
«Главноначальствующий гражданскою частью на Кавказе, кн. Воронцов, в 1846 году основал в Тифлисе существующую до наших дней русскую официальную газету «Кавказ». Ему хотелось издавать эту же газету еще на местных языках, под ответственною редакцией Константинова; на армянском языке «Ковкас» издавался два года, a на грузинском и на татарском языках вовсе не издавался, потому что не нашлось подходящих редакторов».
«Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона» утверждает, что «с 1846 по 1847?гг. газета «Кавказ» издавалась на двух языках – русском и армянском», ставшая первым периодическим изданием кавказских армян.
Газета «Ковкас» (редакторы Арзанян и Каринян) печаталась в первой армянской типографии Тифлиса при Нерсисяновской семинарии (открыта в 1823 г.). Кстати, в 1820-х гг. в Тифлисе работала еще одна армянская типография – Араратова. Позже открывались типографии: братьев Д. и Я. Арзановых (с 1838 г.), А.А. Энфиаджянца (с 1860 г.), М.И. Мартиросянца (с 1875 г.), М. Вартанянца (с 1881 г.).
Типографии появляются и в других местах: в Шуше (ныне Шуши) (1827), в Ване (1858), в Муше (1863), в Александрополе (ныне Гюмри) (1876), в Новом Баязете (1890), в Герюсах (ныне Горис) (1908), а также в Карине, Харберде, Шатахе, Ерзнка, Карсе, Ахалкалаке, Аштараке.
Еженедельная газета «Арарат» выпускалась в Тифлисе в 1850 – 1851?гг. на ашхарабаре (новоармянском литературном языке). Редактор Габриэл Патканян.
В Российском государственном историческом архиве (РГИА. Фонд 1268. Опись 3. Дело 266) в Санкт-Петербурге хранится Дело на 10 листах, которое содержит документы, связанные с разрешением священнику Патканову (Габриэлу Сероповичу Патканяну; 1802 – 1889) издавать в Тифлисе литературную газету на армянском языке «Арарат»: 14.07.1849 – 4.12.1850 гг. Это стало возможным благодаря учреждению Кавказского учебного округа и открытию Цензурного комитета.
В газете сотрудничали Микаэл Налбандян, Рафаел Патканян, М. Мсерян.
Газета «Мегу Айастани» («Пчела Армении»), основанная в 1858?г. в Тифлисе священником Степаном (Степаносом) Мандиньянцем, издавалась Амбарцумом Энфиаджянцем, под редакцией Петра Симоньянца, еженедельно, а в 1878 и 1879 гг. – два раза в неделю. В 1879 г. издатель получил разрешение выпускать газету с 1880 г. ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, однако, газета выходила ежедневно только в 1885 г., со следующего же года число номеров постепенно падало и в 1886 г. вышло 63 номера, после выпуска которых газета прекратила свое существование. Число печатаемых номеров в 1880?г. довольно быстро возвышалось: в 1871 г. печаталось 360 экземпляров, в 1879 г. уже 600, а в 1880 г. это число сразу удвоилось; в 1881 г. оно оставалось тем же, но с 1882 г. начинается такое же быстрое падение, дошедшее до 480 экземпляров в 1886 г.
Выпущено №/экземпляров: 1870 г. (42/?), 1871 г. (47/360), 1872 г. (44/?), 1873?г. (50/?), 1874 г. (52/?), 1875 г. (50/480), 1876 г. (50/?), 1877?г. (50/500), 1878 г. (90/?), 1879 г. (101/600), 1880 г. (100/1.200), 1881 г. (275/1.200), 1882 г. (144/900), 1883 г. (121/900), 1884 г. (102/720), 1885 г. (102/600), 1886 г. (63/480)
(«КК на 1891 г.»).
«Мегу Айастани» («Мегу Гайастани») выходит один раз в неделю, в объеме от 1-го до 1,5 печатного листа. Программа этой газеты состоит из трех отделов: политического, литературного и торгового. Подписка принимается в Тифлисе у священника Степана Мандиньянца, а в других городах у гг. комиссионеров газеты. Цена годового издания 6 руб. серебром и с пересылкой («КК на 1860 г.»).
Газета печаталась в экземплярах: в 1864 г. – 480, в 1865 г. – 450, в 1866?г. – 450, в 1867 г. – 360. Издатель А. Энфиаджянц, редактор Симоньянц («КК на 1868?г.»). Выпущено в 1869?г. 360 экземпляров («КК на 1870?г.»), в 1870?г. – 360 («КК на 1871?г.»), в 1874?г. – 360 («КК на 1875?г.»).
Цена газеты в год 10 руб. Редакция помещается рядом с телеграфной станцией («КК на 1883?г.»). Газета выходит 3 раза в неделю; редактор Симоньянц, в Тифлисе. Вышло в 1884?г.: число №№ – 102, число страниц – 408, число экземпляров – 720. Подписная цена в 1886 г.: без пересылки – на год 8 руб., с пересылкой – на год 8 руб. («КК на 1886 г.»).
Из сборника «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам»:
«Мегу Гайастани» («Пчела Армении») издается в Тифлисе, с 1858 г. При основании священником Мандиньянцом эта газета на первых порах почти ничем не отличалась от своих предшественников, выходя один раз в неделю маленькими листами. Но в 1863 г., когда редакцию взял в свои руки публицист Симоньянц, в «Мегу» обозначилось свое направление. С этого времени составились y русских армян два противоположных направления, антагонизм между которыми продолжает существовать и в настоящее время. Направление «Мегу» было консервативное, и редактор постоянно боролся против либерального направления».
Здесь необходимо отметить, что газета развернула ожесточенную борьбу с «Юсисапайлом» и его издателем.
«Записка о побудительных причинах посольства в Россию Карабахских владетельных армянских князей, именуемых меликами, с описанием просьб их к Его Императорскому величеству Петру Великому»: эта интересная историческая справка написана главой армянской церкви в России Овсепом Аргутяном-Долгоруким и через генерал-фельдмаршала князя Потемкина представлена в 1790 г. императрице Екатерине II. Армянский перевод записки вместе с грамотами, пожалованными Петром Великим, Екатериной II и Павлом I меликам Карабаха, опубликован в 4-м и 5-м номерах «Мегу Айастани» Мандиньянца за 1858 г.
В 1859 г. в Тифлисе на страницах газеты «Мегу Айастани» Тер-Арутюняном впервые были опубликованы армянские пословицы и поговорки. Это был один из первых серьезных опытов представления широкому кругу читателей важного пласта армянского фольклора. В 2016 г. в издательстве Сплите, втором по величине городе Хорватии, вышла в свет книга «Армянские пословицы», куда вошли и миниатюры из «Мегу Айастани».
Газета официально называла себя «политической и торговой газетой». По своему идейному направлению она была консервативно-буржуазной газетой (по определению литературоведа Гарегина Левоняна, «архиконсервативной» газетой), защищавшей интересы национальной армянской буржуазии. Газета помещала официальные распоряжения, статьи на злобу дня, внутренние обзоры, политические фельетоны, рассказы, библиографии, статьи по искусству и науке. Она выходила с 1865 по 1869 г. тиражом в количестве 1.980 экземпляров. В газете сотрудничали педагог Мандинян С.А., писатель Папазян З.М. и др.
С 1881 г. живописец, художник, график Вардгес Суренянц (1860 – 1921), путешествуя по Италии, в Венеции посещает армянский монашеский орден мхитаристов на острове Св. Лазаря; изучает искусство армянской средневековой книжной живописи. В результате путешествия рождается его первая теоретическая статья об армянской архитектуре, опубликованная в газете «Мегу Айастани» в 1883 г.
Несколько строчек об издателе газеты «Мегу Айастани».
Еще в 1855 г. Амбарцум Николаевич Энфиаджянц держал в Тифлисе две папиросные лавки: одну на Эриванской площади, на первом этаже дома Тамамшяна, а вторую – на улице Вельяминовская, в доме Ходжамиряна. Это были первые цивильные табачные магазины в городе.
А. Энфиаджянц был первым, кто занялся промышленным табачным производством: его фабрика открылась в 1852 г. (300 рабочих). Продукция фабрики А. Энфиаджянца в 1893 г. получила высшую награду на Всемирной выставке в Чикаго и более 10 больших золотых и других медалей на всемирных и российских выставках.
А. Энфиаджянц пользовался большим авторитетом и уважением в Тифлисе: купец II гильдии был членом Общественного управления и гласным думы (1864 г.).
«Крунк Айоц Ашхари» («Журавль Армении», «Журавль Страны Армян»), учебно-литературный журнал, издаваемый с 1860 г. Амбарцумом Энфиаджянцем в Тифлисе. Он выходит ежемесячно брошюрою до 5 печатных листов. Годовая цена 8 руб., с пересылкой 8 руб. 50 коп. («КК на 1864 г.»).
В 1859 г. Амбарцум Энфиаджянц обратился в Кавказский цензурный комитет с просьбой разрешить ему издавать журнал «Крунк Айоц Ашхари» («Крунк Хаец Ашхари»). В приложенной к прошению программе он разделил свой журнал на два отдела: Восточный и Европейский. Вот как характеризовал издатель содержание Восточного отдела: «1. В Восточном отделе будет помещаться:
а) стихотворения и прозаические сочинения, преимущественно характеризующие жизнь армян и других племен восточных, б) исторические еще никем не изданные документы последних веков, относящиеся до тех же народов, в) описания сельских, торговых и промышленных занятий армян и прочих соседних племен» (ЦГИАЛ, ф. 772, оп. 7, д. 152472, лл. 2-3).
Газета «Торговый Листок» на армянском языке, издаваемая Тер-Александровым в Тифлисе, выходит с марта месяца, 1 раз в неделю, по 1/2 листа в каждом номере («КК на 1868 г.»).
Педагогический журнал «Гарун» («Весна»), издаваемый протоиереем Степаном Мандиньянцем в Тифлисе, прекратился в 1866 г. на № 8 («КК на 1868 г.»).
Ежемесячный педагогический журнал «Айкакан Ашхар» («Армянский Мир») под редакцией архимандрита Хорена Степанэ, до 1879?г. выходил в числе 12 книжек в год, но с 1883 г., после переименования издания в «Манкаваржаноц» («Учительская Школа») начал выходить нерегулярно и в 1886 г. прекратился.
Выпущено №/экземпляров: 1870 г. (12/?), 1871 г. (5/?), 1872 – 1874 гг. (?/?), 1875 г. (12/300), 1876?г. (?/?), 1877 г. (12/300), 1878?г. (12/200), 1879 г. (12/300), 1884 г. (10/480), 1885 г. (5/200), 1886 г. (1/200) («КК на 1891 г.»).
Сборник «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам» сообщает:
«С 1864 г. кандидат Московского университета Степанэ (теперь епископ) начал издавать в Тифлисе журнал «Айкакан Ашхар» («Армянская Страна»). Издание Степанэ было собственно журналом педагогическим. Направление его было противоположно газеты «Пчела Армении». Журнал знакомил армянских читателей с творениями европейских классиков – как Шекспир, Гете, Гюго, Шиллер, Мольер и др. Будучи страстным любителем всего нового, редактор «Армянской Страны» ввел в своем журнале новую орфографию, но это нововведение было принято настолько не дружелюбно, что редактор скоро от него отказался. Этот журнал издавался сперва в Тифлисе, впоследствии в Елисаветополе, в Шуше, опять в Тифлисе и, наконец, в Баку».
Литературно-педагогический журнал «Айкакан Ашхар» стал первым армяноязычным изданием в Баку (1877 – 1879 гг.).
Журнал «Айкакан Ашхар» («Армянский Мир») издается священником Степанэ брошюрами, в месяц раз, от 2 до 2,5 листа. В 1869?г. выпущено 200 экземпляров («КК на 1868 – 1870 гг.»), а в 1870-м 250 экземпляров («КК на 1871 г.»).
«Айкакан Ашхар» ежемесячный духовно-педагогический журнал, издается в Шуше архимандритом Хореном Степанэ номерами до 5 печатных листов («КК на 1875 г.»). В 1876 г. выпущено 500 экземпляров («КК на 1877?г.»). Издается под редакцией архимандрита Хорена Степанэ в Баку номерами до 5 печатных листов («КК на 1878 г.»).
Журнал «Манкаваржаноц» («Учительская Школа», «Педагогическая Школа»), раз в месяц; редактор Хорен Степанэ. Вышло в 1884 г.: число №№ – 10, число страниц – 561, число экземпляров – 480. Подписная цена в 1886 г.: без пересылки – на год 5 руб.; с пересылкой – на год 5 руб. («КК на 1886 г.»).
«Айкакан Ашхар», на страницах которого печатались статьи В.Г. Белинского, стихотворения Н.А. Некрасова, Н.П. Огарева, а также известная статья Н.А. Добролюбова «Отец Александр Гавацци и его проповеди», в 1868 – 1869 гг. напечатал вторую работу Добролюбова – «О значении авторитета и воспитании».
Основатель журнала «Айкакан Ашхар» Хорен Арутюнович Степанэ (Степанян; 1840 –1900), армянский епископ, известный востоковед, выдающийся проповедник, переводчик с древнеармянского языка, являлся реформатором армянских школ, автором многих литературных и ученых трудов.
Хорен Степанэ (псевдоним – Ишхан Багратуни) впервые перевел на новоармянский (ашхарабар) «Историю Армении Мовсеса Хоренаци с подробными комментариями» (1889). В 1878 г. получил чин архимандрита в духовной семинарии Геворгян Св. Эчмиадзина и одновременно редактировал журнал «Арарат».
Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян
(Продолжение следует)
Оставьте свои комментарии