№10 (321) октябрь 2019 г.

Аварии на дорогах Армении принесли больше жертв, чем карабахская война

Просмотров: 2253

Против кого обернется американская военная помощь Азербайджану?

Соль национальной безопасности. Пора кричать: SOS

Владимир и Василий Немировичи-Данченко – сыновья Александры Каспаровны Ягубян

Арутюн Сурмалян: Россия и Армения – два равноправных надежных партнера, которых связывает многовековая дружба

Путилковская трагедия, или Будет ли обеспечена объективность в отношении девяти граждан армянской национальности в ходе уголовного дела об убийстве бывшего спецназовца?

Грачья Погосян награжден знаком отличия «За благодеяние»

Удины в информационной войне Азербайджана против Армении и Арцаха

Азербайджан с Арменией не только враги-противники, но и соратники по нынешнему и грядущему несчастью

Встречаем День города. Еревану – 2801

О физике песен и музыке звезд: Беседа с корифеем астрофизики, профессором Гариком Исраеляном

11 сентября Национальное собрание Армении единогласно приняло в первом чтении изменения и дополнения в законы «О безопасности дорожного движения», «О госпошлинах», «Об обязательном страховании ответственности за эксплуатацию автотранспорта», а также в Кодекс об административных правонарушениях. Как заявил представлявший проекты поправок заместитель начальника полиции Армении Ованнес Кочарян, изменения, в частности, предусматривают внедрение балльной системы для водителей. Речь идет об отказе от системы «правонарушение – штраф» в пользу системы «правонарушение – штраф + штрафной балл».

В полиции предполагают, что подобные нововведения повысят эффективность предотвращения административных правонарушений на дорогах страны. По словам Кочаряна, с момента получения прав водителям будет выделяться ежегодно по 9 баллов, из которых в случае правонарушений будут вычитаться штрафные баллы. В случае, если баллы будут исчерпаны, гражданин будет лишен права вождения в течение полугода, после чего вновь получит 9 баллов. Повторное исчерпание всех баллов будет наказано лишением прав на вождение сроком уже на один год. Причем, восстановить права можно будет лишь после сдачи теоретического и практического экзаменов.

Данное решение исполнительной и законодательной власти в целом представляется верным, возможно, даже несколько запоздалым. Во всяком случае, непрекращающийся тревожный рост дорожно-транспортных происшествий как минимум предполагает именно ужесточение системы наказаний в отношении нарушителей ПДД. Так, согласно данным Национальной статистической службы РА, в первом полугодии 2019 года в Армении было зарегистрировано 2086 случаев ДТП. Таким образом, по сравнению с аналогичным периодом 2018-го рост составил 21.9%. В первом полугодии 2019-го на армянских дорогах погибли 158 и получили телесные повреждения 3016 человек. Меж тем как в первом полугодии 2018-го в результате 1711 ДТП погибли 139 и получили повреждения различной степени сложности 2516 человек. Всего в 2018 году в результате почти 6000 ДТП погибли 343 и получили увечья 4111 человек.

Начальник полиции Армении Валерий Осипян обуславливает подобное положение дел рядом причин. В частности, плохим освещением дорог, состоянием самих дорог, отсутствием соответствующих указателей и дорожных знаков, несоблюдением в ряде случаев технических стандартов транспортных средств. Еще одной причиной увеличения аварий на дорогах главный полицейский считает постоянное увеличение в стране количества автомобилей. По его словам, ежедневно в Армению ввозится около 300 автомобилей, в то время как дороги страны для подобного количества транспортных средств просто не предусмотрены. Осипян также выразил уверенность в том, что внедрение балльной системы существенно понизит активность лихих армянских водителей, что положительно отразится и на числе ДТП.

Представляется, что все вышеперечисленные причины увеличения числа ДТП действительно имеют право на жизнь. Однако в силу занимаемой должности главный полицейский страны умолчал о главной причине. Как минимум последние 30 лет водительские права в Армении граждане получают, не сдав соответствующие теоретические и практические экзамены, а заплатив взятку. Мзда за права в последние годы колебалась в пределах 130-150 тысяч драмов, то есть сумму, в принципе, достаточно скромную, особенно по европейским и американским меркам. Любой, даже ни разу не сидевший за баранкой гражданин Армении мог получить право сесть за нее за эту сумму. Разумеется, при наличии соответствующего «знакомого» в дорожной полиции, через которого деньги по цепочке доходили до соответствующих карманов. Таким образом, люди, не способные отличить главную дорогу от второстепенной, образно говоря, получали право на убийство, нанесение тяжелых увечий, имущественного ущерба, право на что угодно, но только не на вождение согласно правилам дорожного движения.

Большинству граждан, которые обзавелись водительскими правами за мзду, ПДД просто неизвестны. Был случай, который мог бы показаться анекдотичным, если бы не обстоятельства, в которых знакомым пришлось с ним столкнуться. Девушка за рулем, судя по всему, никогда не слышавшая о таком понятии, как дистанция между двумя автомобилями, не успев затормозить, столкнулась с едущим впереди автомобилем перед светофором. На предложение сдать немного назад с целью оценить ущерб на месте виновница ДТП, причем беременная, призналась, что не знает, как это делается! При этом у нее были и водительские права, и полис ОСАГО, и документы на машину. К счастью, в этот раз обошлось без жертв и увечий. Впрочем, мздоимцы в погонах и без погон наживались на чужом горе лишь до смены власти в стране. Во всяком случае, начиная с весны 2018-го о случаях получения водительских прав «за магарыч» мне лично слышать не приходилось. Однако сотни тысяч водителей, скажем так, знакомых с ПДД не очень хорошо, по-прежнему колесят на наших дорогах. Это наглядно видно из неутешительной статистики аварий на дорогах.

Еще одна объективная причина аварий – техническое состояние автомобилей. Здесь следует отметить, что автомобильный парк страны в целом довольно изношен. На дорогах до сих пор колесят тысячи автомобилей советского производства 70-80-х годов. Некоторые даже осуществляют пассажироперевозки. Понятно, что подобные авто периодически ломаются, зачастую прямо на дороге, и представляют опасность не только для собственных владельцев, но и для других участников дорожного движения. При этом технический осмотр транспортных средств осуществляется довольно оригинальным способом – в банках. Владелец автомобиля оплачивает процедуру техосмотра и все сопутствующие выплаты – всего около 11 тысяч драмов – в банке, получает талон техосмотра, после чего преспокойно идет восвояси. Теоретически он может обратиться в одну из многочисленных специализированных станций технического осмотра, однако в этом случае осмотра автомобиля все равно не будет – на талон просто поставят печать о прохождении техосмотра. Разница в данном действе одна – сумма за техосмотр пойдет не в госбюджет, а в оплату номинальных услуг станции техосмотра. При этом за техническое состояние автомобиля отвечает владелец, осуществляющая техосмотр СТОА никакой ответственности не несет.

Подобное положение дел на армянских дорогах тянется десятилетиями. Тревогу забили после очередного страшного ДТП в Араратской области, жертвами которого стали 7 человек, еще 12 были госпитализированы. 6 июля на мосту недалеко от города Зод столкнулись два легковых автомобиля и маршрутная «Газель». Причиной ДТП стало нарушение правил ПДД, водитель пикапа пошел на обгон «Жигулей», выехав на встречную полосу, находясь на мосту, и спровоцировал лобовое столкновение. Следствием нарушения ПДД стала загоревшаяся от столкновения «Газель», оборудованная газобаллонной топливной системой. Корреспондент «НК» обратился к специалистам специализированного ереванского техцентра по установке газобаллонного оборудования с просьбой представить собственную версию причин пожара. По словам специалистов, маршрутные «Газели» уже давно технически и морально устарели и в принципе даже не имеют права заниматься пассажироперевозками. Плюс к этому «Газели» работают на природном газе и на них кустарным способом установлено самое дешевое из возможных оборудование. Соответственно, если бы на мосту в Араратской области лихач на пикапе столкнулся не с допотопной «Газелью» на газе, а с нормальным, современным автобусом, жертв было бы намного меньше или их не было бы вообще.

И наконец, последнее по очередности, но отнюдь не по важности. В Армении так и не появилась культура вождения, у подавляющего большинства участников дорожного движения, включая пешеходов, ее просто нет. Водители нарушают правила дорожного движения как в силу их элементарного незнания, так и умышленно по идиотскому принципу «мне все можно». Выезды на встречную полосу, «подрезания» других автомобилей, парковка в непредусмотренных и запрещенных местах, окурки и другой мусор из окон автомобилей и многое другое – закономерный результат отсутствия культуры вождения. Пешеходы в свою очередь переходят улицу в непредусмотренных для этого местах, даже на дорогах с движением на четыре полосы. Переходят ночью, с маленькими детьми на руках, зачастую даже не оглядываясь по сторонам. К сожалению, с правилами дорожного движения в силу вышеуказанного многолетнего мздоимства власти знакомы лишь немногие водители. К сожалению, многие, даже кому они знакомы, предпочитают ездить по-армянски, наплевав на остальных участников дорожного движения. Как результат на дорогах Армении идет настоящая необъявленная война армян с армянами, война, принесшая за последние десятилетия больше жертв, чем их принесла карабахская война.

Армянский народ, общество на протяжении своей тысячелетней истории неоднократно демонстрировали способность к самоорганизации перед лицом экзистенциальных угроз. Сегодня вновь пришло время подобной самоорганизации, поскольку количество жертв аварий на дорогах для нашей небольшой нации придает данной проблеме именно экзистенциальный характер. Изменения и дополнения в закон «О безопасности дорожного движения» должны стать лишь началом борьбы с произволом на дорогах. Власть должна последовательно ужесточать законодательство по борьбе с нарушителями ПДД, урегулировать, наконец, вопрос технического осмотра транспортных средств. Вопрос с качеством автомобильных дорог уже решается, лишь в этом году будет отремонтировано, размечено и оснащено дорожными знаками 330 км дорожного полотна. Количество автомобилей имеет в лучшем случае второстепенную связь с качеством вождения. Любой водитель, ставящий собственную вседозволенность превыше закона и сограждан, должен лишаться прав на вождение. Нарушители должны знать, что одними штрафами и взятками им уже не отделаться. Необъявленной войне на дорогах следует положить конец раз и навсегда, если мы заботимся хотя бы о собственной безопасности и безопасности наших детей, не говоря уже о безопасности наших сограждан.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 17 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля