№12 (323) декабрь 2019 г.

Чувство гордости рождают дела, а не слова

Просмотров: 2900

«СИМВОЛИКА» АРМЯНСКИХ ПЕРЕМЕН ЯВСТВЕННО ОТСТАЕТ ОТ СТОЯЩИХ ПЕРЕД СТРАНОЙ ВЫЗОВОВ

За многие годы автору этих строк (как, разумеется, и многим нашим читателям) по различным поводам не раз приходилось бывать в посольстве Армении в Москве и первым делом представляться солдатам, несущим охрану диппредставительства. Вежливые, четко выполняющие свою работу парни. А когда по праздничным дням они в парадном обмундировании стояли в почетном карауле у государственного флага, возникало естественное чувство гордости за родную страну. Ведь в такие дни посольство посещают многие важные гости: представители политического истеблишмента России, высокопоставленные дипломаты других стран. И почетный караул был своего рода визитной карточкой Армянского государства.

Кто осуществляет охрану армянского посольства в Москве?

Недавно, однако, чувство гордости сменилось недоумением. Заглянув в очередной раз в посольство, автор обнаружил, что никаких солдат нет, в проходной дежурят какие-то незнакомые люди в цивильной одежде. «Добрый день, мне надо пройти к господину такому-то», – привычно сказал я по-армянски. Они не поняли, попросили повторить. Стало ясно, что к Армении эти люди не имеют никакого отношения. Вскоре удалось выяснить, в чем тут дело.

Согласно национальному законодательству, каждый случай выезда армянских военных для несения службы за пределами страны должен утверждаться парламентом. По существу, это правильно: верховный главнокомандующий лишен возможности по собственному капризу направлять военнослужащих куда бы то ни было. Но раньше этим правилом пренебрегали. И когда у бойцов, несущих службу в охране посольства РА в РФ, заканчивался срок службы, им на смену как бы автоматически присылался новый контингент. Насколько можно понять, происходило это по т.н. «устному согласованию», а то и просто «по умолчанию». На сей раз случилось по-иному.

Демобилизованные бойцы отправились на родину, а на смену им… никто не явился. Посольство, конечно, сразу забило тревогу, обратилось в МИД. Там подняли вопрос перед Министерством обороны, которое и должно решать эту проблему. Министр спросил премьера, как поступить. Возможно, он ожидал, что ему ответят: «Действуй, как всегда». Но ответ был другим: «Действуйте по закону». Но что значит – по закону? Надо войти в правительство с проектом соответствующего постановления. Кабинет его рассмотрит и, предположим, утвердит (а может, вернет на доработку, наверняка не скажешь). Документ поступит на рассмотрение в парламент, там его тоже явно не один день будут обсуждать, тем более что заседание должно проходить, скорее всего, в закрытом режиме… Словом, морока, да и руки у армейского начальства до всего не доходят, ежедневно надо решать куда более важные, актуальные вопросы укрепления обороноспособности.

Не будем никого обвинять и клеймить. Однако очевидно, что данный случай является во многом показательным и требует незамедлительного решения. Совершенно ненормально и даже в какой-то степени унизительно, что в охране посольства стоят не наши люди. Кто они – сотрудники российских спецслужб или, может, частных охранных структур? Неизвестно. Думается, следует незамедлительно внести в законодательство изменения, позволяющие решать вопрос оперативно. С имиджем страны за рубежом шутки плохи.

Думается, приведенный конкретный факт является ярким показателем состояния дел в области государственной идеологии. Вернее – ее практически полного отсутствия.

Понятно, что у каждого времени – своя идеология, но у нас ничего подобного не просматривается уже четверть века. Живем в эпоху безвременья?

Гордиться б рад, да знать бы только, чем…

Премьер-министр Никол Пашинян любит называть наших людей «гордыми гражданами Армении». Это, конечно, хорошо, да только одними словами гордость за свое государство в людях не воспитаешь и не утвердишь. Нужны дела. А дела эти в ряде случаев должны иметь не только конкретное наполнение, но и символическое обрамление.

Примеров достаточно. Но, к сожалению, чужих примеров. Мы вот нередко по разным причинам подтруниваем над азербайджанцами, над тем, что они подняли над Баку огромный национальный флаг, который постоянно рвут в клочья сильные каспийские ветры, а они его упорно восстанавливают. Но в этом нет ничего смешного, это – совершенно правильно. Или вот еще. У берегов залива Акаба, что в Красном море, сходятся границы четырех стран – Египта, Израиля, Иордании и Саудовской Аравии. Довелось там увидеть огромный израильский флаг, поднятый у самой иорданской границы. А метрах в трехстах – уже такой же громадный флаг Иордании… Да что говорить, даже турок такие вещи понимает. По свидетельству одного из очевидцев, в 1921 году, когда торжествующие полчища Ататюрка вошли в Смирну (ныне – Измир) и там шла ужасающая резня, один из турецких офицеров приволок откуда-то греческий флаг и бросил его под ноги своему вождю. «Поднимите и поставьте на место! – приказал Мустафа Кемаль. – Флаг – это символ чести нации, честь народа попирать нельзя, с такими вещами не шутят»… Турок понимает магическое значение национальной символики, а мы – игнорируем?

Или, например, почему наша рота почетного караула обмундирована в форму, которая практически ничем не отличается от парадной военной формы советских лет? Нет, конечно же, в нынешние времена все армии мира одеты в камуфляж и этим ничем друг от друга не отличаются. За исключением подразделений почетного караула. Их форма, как правило, имеет, если можно так выразиться, «историческую составляющую» и символизирует связь времен. Не говорим о Франции, Греции, европейских монархиях (одни британские гвардейцы в высоких медвежьих шапках и красных мундирах чего стоят!), но ведь и в России, где долгие годы Президентский полк был обмундирован в форму советского образца, недавно ввели элементы (кивера, аксельбанты, цвет мундиров), долженствующие напомнить об имперском величии державы.

Хотим быть правильно поняты. Конечно же, мы вовсе не призываем облачить наших солдат в доспехи славных времен Тиграна Великого или Вардана Мамиконяна. Но почему бы не вспомнить о героях национально-освободительной борьбы и на основе их тогдашних одеяний разработать новую, «национально-ориентированную» униформу? Люди во власти должны понимать, что такие вещи имеют важное значение, о чем и свидетельствуют многочисленные зарубежные примеры.

Надежда в тумане

Очень мы любим (впрочем, как и всякая немногочисленная нация) гордиться успехами наших людей. Что ни день, то новое сообщение – такой-то армянин стал чемпионом там-то, другой – попал в Книгу Гиннесса, третий – изобрел нечто удивительное (вплоть до атомной бомбы и межгалактической ракеты), четвертый – стал создателем удивительной научной теории, пятый – книгу замечательную написал… Этот список очень легко продолжать до бесконечности. Наверное, ничего плохого в этом нет, приятно, когда соплеменник достигает больших успехов. Но одно дело – гордость за отдельную выдающуюся личность, и совсем другое – за родную страну. И вот этого-то как-то не просматривается. Да, сегодня республика не может похвастаться всемирно известными творцами, учеными, спортсменами. Но ведь есть же люди, которые многое делают для страны. А знаем ли мы их? Средства массовой информации пестрят «сенсациями» самого низкого пошиба, фейками, безграмотными и беспомощными информациями, которые забываются даже раньше, чем их до конца дочитаешь. Тут уж точно гордиться нечем. И, конечно же, пусть даже относительно содержательные, но сухие сообщения официоза и различных ведомственных пресс-служб мало влияют на общую картину. Кто их читать станет, официальные сообщения! Парадокс: выходишь на улицу – вроде не так уж все вокруг и плохо. Вот с мусором большая была проблема, крик до неба стоял (и правильно!), но вроде решили ее – и полное по этому поводу молчание. Возвращаешься домой, включаешь компьютер, телевизор, открываешь газету – ужас! Такое впечатление, словно в другой мир попал, не имеющий никакого отношения к миру за окном. Хорошая новость попадается, как у нас старики говаривали, реже черной лисицы… И какая тут может быть гордость? Чем гордиться-то прикажете?

Все это куда хуже и опаснее, чем может показаться. Потому что никакие перемены, никакие благие намерения невозможно полноценно реализовать без того, чтобы люди верили в планы переустройства страны и в лучшую перспективу. А по указанным причинам эта лучшая перспектива остается для большинства весьма туманной. Большинству хочется верить, что все будет хорошо, но… Где он, маяк такой веры? Очень печально, что молодая власть не отдает, насколько можно судить, себе отчета в том, что «символика» (в широком смысле слова) нынешних перемен явственно отстает от стоящих перед страной серьезных задач и вызовов. И это при том, что изменить такое положение вещей совсем не сложно и отнюдь не слишком затратно… Главное – понимать важное значение и необходимость соответствующих действий. Пока же такого понимания, к большому сожалению, не просматривается.

Армен Ханбабян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты