Игорь Заргарян: Враг номер один в Армении – это разногласия внутри общества
2 ноября в Ереване состоялся учредительный съезд партии «Национальная повестка», где была утверждена программа действий, отвечающая национальным интересам. На съезде был избран совет в составе – Аветика Чалабяна, Ара Акопяна, Ара Гаспаряна, Вараздата Арутюняна, Ашота Казаряна, Нуне Амирян, Игоря Заргаряна, Норайра Агаяна. Председателем партии избрали Ара Акопяна. Уже на следующий день после съезда президент РА Армен Саркисян принял членов совета вновь созданной партии, представивших идеологию своей политической силы, которая основана на национальных подходах и профессионализме. Со своей стороны президент страны подчеркнул важность плюрализма мнений и культуры диалога. О целях и задачах вновь созданной партии рассказывает один из соучредителей партии и член совета партии «Национальная повестка» Игорь Заргарян (на фото).
– Господин Заргарян, какие вопросы в первую очередь затрагивает ваша программа?
– У нас тяжеловесная, в хорошем смысле этого слова, программа на восьмидесяти листах, включающая широкий круг вопросов. Это и экономика, и социальный аспект, и безопасность страны с учетом внутренних и внешних вызовов, и позиционирование Армении в современном мире… В ее разработке участвовали более двадцати наших специалистов из разных сфер. Одновременно привлекались сторонние эксперты, мнения которых учитывались в нашей дальнейшей работе. То есть на сегодняшний день это не набор фраз, а базисная программа к действию. Не случайно нашим девизом стал лозунг «Мы знаем как». На практике это означает, что мы определяем проблему, обсуждаем ее, исследуем, находим решение и предлагаем его к исполнению.
– Можно ли сказать, что ваша программа состоит из классических «программы-максимум» и «программы-минимум» на ближайшую перспективу?
– Нет. Основная программа детально конкретизирует то, что мы должны сделать в ближайшие 20 лет. А программа, представленная на съезде, больше тезисная, позволяющая представить весь спектр затрагиваемых проблем.
– Сегодня в нашей стране зарегистрировано множество партий, программы которых достаточно разнообразны по направлениям своей деятельности. Не станет ли на маленьком политическом поле Армении Ваша партия конкурентом для них?
– Если бы мы создавали партию ради партии, то тогда, вероятно, можно было бы говорить в подобном ракурсе. Но это далеко не так. Кстати, еще года полтора назад у нас и мысли не было о создании партии. Но с учетом новых реалий и для решения многих наболевших вопросов назрела необходимость в создании партии нового направления.
– Как позиционирует себя партия «Национальная повестка» на политическом поле Армении?
– В политике мы занимаем правоцентристские позиции, что позволяет нам совмещать умеренно правые политические взгляды и методы различных преобразований. В частности, хочу отметить, что у нашей партии нет желания критиковать по принципу «как все плохо в стране». В противовес могу отметить позитивные изменения. В частности, стал намного свободней дышать бизнес. Это выясняется в беседах с представителями делового мира, а также по итогам мониторинга местного предпринимательства. Но с другой стороны, «перегрета» тема борьбы с коррупцией, слишком много шума. Однако есть и позитив. Например, на той же таможне в вопросе контроля на уровне среднего звена. То есть у предпринимателей появилась возможность работать более спокойно.
К сожалению, пока нет конкретного вектора развития на государственном уровне. Есть отрывочные декларативные документы, несмотря на то, что сегодня на всех уровнях, как мантра, повторяется лозунг о том, что надо развивать отрасль высоких технологий. Это правильное направление, поскольку Армения обладает таким потенциалом. Однако для меня на прошедшем недавно в Ереване XXIII Всемирном конгрессе информационных технологий (WCIT) странным было то, что премьер-министр принимающей страны большую часть своего выступления посвятил достижениям армянской инженерной мысли прошлых лет. Например, созданию бетономешалок или фена. А ведь в принципе должен был быть совершенно другой посыл. Это была прекрасная возможность сплотить вокруг нас мощное ядро, что позволило бы говорить о месте Армении в мировой Четвертой промышленной революции (Industrie 4.0).
Вместо этого речь шла о произошедшей у нас революции и начавшейся экономической революции. Но ее нет и не ожидается. А вот шанс совершить технологический прорыв у Армении есть, и наше государство уже сегодня может оказаться в двадцатке ведущих стран мира по развитию отрасли современных технологий. Это современная «нефть»! Актуальность данного вопроса начал понимать наш противник, имеющий нефтяные запасы. Проиграет тот, кто будет медлить! Кстати, многие проекты возможно и нужно реализовать в оборонной промышленности, что в современных условиях немаловажно.
– Стоит ли в повестке Вашей партии вопрос военного бюджета Армении?
– Сегодня уже известно, что оборонные расходы на 2020 год вырастут чуть больше чем на 0,2 процента и составят около 301 миллиарда драмов. В то время как наши географические соседи увеличили свой военный бюджет на 20 процентов. В этой связи комментарии моих коллег по партии абсолютно четкие. Бюджет 20-го года не может быть таким же, как бюджет 19-го года. Во-первых, надо учитывать эскалацию напряженности со стороны Азербайджана, которая в последнее время особенно очевидна. Кроме того, странным выглядит и тот факт, что при нынешнем наполнении госбюджета рост расходов на оборону минимален. Это очень рискованно в нынешних условиях. Разрыв между затратами бюджета Армении и Азербайджана сократился в девятнадцатом году, но, к сожалению, снова увеличится в двадцатом.
– В начале ноября в Ереване прошло выездное XII пленарное заседание Парламентской Ассамблеи ОДКБ, где рассматривался ряд стратегически важных вопросов, которые затем были облечены в выверенные дипломатические фразы…
– Безусловно, Россия для Армении является важным стратегическим партнером. Могу добавить, что надо очень сильно постараться, чтобы испортить эти отношения. Кстати, по итогам Валдайского форума Алиев публично заявил, что будет закупать вооружение на приличную сумму. Если это произойдет, то данный факт можно считать еще одним месседжем армянской стороне, так как совсем недавно были определенные ограничения для Азербайджана.
– А как Вы оцениваете сегодняшний уровень российско-армянских отношений?
– Они непонятно как сегодня строятся. Те дивиденды, которые были во внешней политике, в лучшем случае сохранены, а в большинстве своем находятся под угрозой потерь. И хотя появились новые декорации, тем не менее появились и очевидные сигналы. Например, комментарии главы МИД РФ Лаврова на выступление армянского премьера в Арцахе или отсутствие армянского руководства на Валдайском форуме, где игра пошла в одни ворота и вел ее только Ильхам Алиев. Можно привести еще ряд примеров, где видно, как меняется градус отношений между нашими странами. Перефразируя известную цитату о халве, можно констатировать, что сколько ни говори сладких речей о дружбе и сотрудничестве, лучше они не становятся. Вместе с тем, по итогам ноябрьского визита главы российского внешнеполитического ведомства в Ереван можно отметить, что он прошел успешно. Думаю, это хорошая возможность компенсировать прежние недочеты во взаимопонимании.
– На Ваш взгляд, в нынешней постреволюционной ситуации какие сферы требуют реформ?
– Во-первых, замечу, что мы против любого вида революции, но приветствуем эволюционный путь развития страны. Нынешним властям много чего надо сделать, например, в экономическом блоке, который в настоящее время довольно слабый. Достаточно уязвима и внешняя политика, в том числе связанная с Арцахом. А для нашей партии вопрос Арцаха со всеми аспектами является принципиально важным. Именно по этой причине мы выстроили полноценные отношения как с властями Арцаха, так и с политическими силами этой республики. Ориентир нашей партийной повестки видим в сотрудничестве с различными полюсами, а также в консолидации внутренних сил, ориентированных на армяноцентризм. У нас нет волшебной палочки для быстрого решения всех вопросов, но есть видение, как это сделать более эффективно и быстро. В частности, положения нашей программы нацелены на обеспечение экономического роста ВВП не менее чем в 7 процентов на протяжении нескольких лет, что по совокупности представляется достаточным для устойчивого развития Армении и подготовки основы для эскалации экономического роста в различных отраслях.
– Сегодня в нашем государстве, имеющем древнюю историю и культуру, фактически нет ведомства, отвечающего за эту сферу. Создано некое суперминистерство по принципу all inclusive…
– …что достаточно странно. Конечно, можно оптимизировать те или иные процессы, структуры, и это будет нормально. Если будет обосновано. Но на мой взгляд, ключевые блоки (экономические, культурные, силовые и т.д.) нужно оставить. Причем они должны быть вертикально и горизонтально работающими структурами. И если диаспоральные вопросы еще могут решаться на уровне комитета, то с культурой дела обстоят сложнее. Кстати, замечу, что такая же ситуация и с сельским хозяйством. Сегодня его активно нужно развивать для внутреннего и внешнего рынка. Причем уже на основе новейших технологий. Армения – агропромышленная страна с прекрасными перспективами и возможностями разработок и внедрения наиболее современных мировых технологий.
– Уже год в нашем обществе идет очень сильное расслоение на «белых» и «черных», что чревато не просто расколом общества, но и несет в себе потенциальную угрозу гражданской войны. Этот вопрос рассматривается в вашей повестке?
– Наверное, при опросе нашего населения об угрозах на первое место выйдет вероятность войны с нашим противником – Азербайджаном. А с моей точки зрения, враг номер один зарождается в нашем обществе! К сожалению, на сегодняшний день оно действительно очень сильно расколото. И естественно, разрешение этой проблемы также является одним из наших главных приоритетов. Возможно, я выскажу сейчас резкую мысль, но это мое личное убеждение разделяют мои друзья и коллеги по партии: те люди, которые вольно или невольно развивают сегодня в нашем обществе тему «черных» и «белых», «прежних» и «нынешних», для меня являются врагом номер один. Эта категория даже б?льшие враги, чем наши соседи. Поскольку там все понятно. Это война через границу, это гибридная война, это идеологическая война, это информационная война. А у нас процесс саморазрушения идет внутри, в том числе за счет фейков и фейковых новостей. Кстати, в выступлении на WCIT-2019 этот аспект очень точно отметил эксперт по национальной безопасности США Ричард Кларк: «Эти технологии используют везде – в Америке, Китае, Европе. Каждый программист, который занимается разработками в области искусственного интеллекта, может создать качественный фейк». Для Армении заказчиком таких фальшивок может являться тот же Азербайджан или Турция, когда через фейки разделяется, разрушается наше общество. Причем упор делается на наиболее болевые точки, такие как, например, Армения – Арцах. Сейчас время гибридных войн, и надо понимать, что танки или противник с автоматом Калашникова наперевес может победить только в том случае, если почувствует нашу слабину внутри страны и всего армянства!
– Игорь Олегович, что бы Вы пожелали нашим соотечественникам в Армении и за ее пределами в это непростое для нашей страны время?
– В одном из интервью Вашей газете я уже говорил и снова повторю мое пожелание: главное – не быть безразличным к судьбе своей Родины – Армении. Каждый из нас может внести свой вклад в построение сильного государства, самодостаточного и находящегося в авангарде мировой истории. Когда мы добьемся этого успеха или уверенно
выйдем на правильный путь развития, тогда можно со спокойной душой поднимать тост за Армению, находясь в любой точке планеты!
Беседу вела Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии