№12 (323) декабрь 2019 г.

От праздников урожая до научных дебатов

Просмотров: 2911

В Ростове прошла научная конференция, посвященная 240-летию переселения армян на Дон. Организовали ее общественная организация «Нахичеванская-на-Дону армянская община» совместно с Южным научным центром РАН, Южным федеральным университетом и Донским техническим университетом. В работе конференции участвовали ученые из разных регионов России, а также делегация парламента Армении и Министерства диаспоры.

Не новый приют, а новая Родина

Старшее поколение еще помнит анекдоты советской эпохи: однажды армянскому радио задали вопрос, где находится Ростов-на-Дону. Армянское радио подумало и отвечает: «Это городок под Чалтырем!»

В каждой шутке есть доля правды: донские казаки, украинские крестьяне и армяне-переселенцы из Крыма начали осваивать донские степи почти одновременно. По официальной генеалогии Ростов-на-Дону был основан на 10 лет раньше Нахичевани-на-Дону. Вот только два с половиной века назад в крепости святого Димитрия Ростовского стоял гарнизон, охранявший южные рубежи России, собственно город с гражданским населением появился уже потом. А Нахичевань-на-Дону сразу была основана как город, его построили для себя бывшие городские жители Крыма – купцы, ремесленники, прочий мастеровой и торговый люд, церковные служители, учителя, художники, врачи. А крымские земледельцы основали поблизости пять сел.

Ученые, приехавшие на конференцию, досконально изучили всю эту историю в два с половиной века. Так что книга с их докладами, которую вручили участникам научного форума и его гостям, без сомнения, скоро станет библиографической редкостью. Как уже стал ею презентованный на конференции толковый словарь новонахичеванского диалекта армянского языка под редакцией К.С. Джалашьяна. Первый тираж книги из 500 экземпляров был раскуплен так стремительно, что желающим получить словарь надо уже записываться на второй выпуск, дополненный и расширенный. Участвовавшие в конференции лингвисты давно изучают различие двух говоров западноармянской диалектной группы. На одном разговаривают жители Нахичевани, сел Большие Салы, Султан Салы и Несветай. На другом – жители райцентра Чалтырь и села Крым.

Потомки анийских армян столетиями шли по свету разными путями, спасаясь от преследований за христианскую веру (языковые контакты с другими народами всегда оставляют след в речи любой национальной группы). Пока, наконец, не обрели в донских и кубанских степях – нет, не новый приют, а новую родину. Очень интересные доклады были посвящены истории Армавира, Армянского аула, основанного черкесо-гаями, черкесскими армянами, переселившимися из горных районов на равнину Кубани во многом благодаря деятельной натуре и хорошим организаторским способностям их духовного пастыря священника Карапета Арцивяна.

Армавирские купцы и промышленники имели тесные деловые и личные связи с новонахичеванской деловой элитой. Больше ста лет Ростов и Нахичевань, два уездных города Екатеринославской губернии, соперничали друг с другом: кто главнее? Из 24 тыс. десятин земли, отведенных некогда для крепости Дмитрия Ростовского, Нахичевани согласно привилегиям, полученным при ее основании по велению Екатерины Второй, досталось 20 тыс. десятин, Ростову же – только 4 тыс. Каждый жил по своему уставу: нахичеванский магистрат в повседневных делах руководствовался не российским законодательством, а Армянским судебником 1765 года. Однако и в Нахичевани, и в Ростове главной местной властью была городская дума. Сначала в думах заседали преимущественно богатые купцы, потом – богатые промышленники, но это всегда были люди, заботившиеся об общем благе. Статус обязывал!

До седьмого колена…

По-восточному богатая Нахичевань стала проигрывать соседу, когда в Ростове был создан крупнейший на юге империи железнодорожный узел. Темпы промышленного и экономического развития Ростова, рост его населения на ранней стадии российского капитализма оказались выше, чем в более приверженной старым традициям Нахичевани.

Национальный состав Новой Нахичевани стал изменяться с начала 20 века. В 1904 году армянское население города составляло около 64%. Накануне Первой мировой войны среди населения Нахичевани русские составляли 54,6% населения, армяне – 40%, другие национальности – 5%.

Впрочем, всех рассудила сама история: в этом споре не могло быть победителей, объединение двух городов было неизбежно. Сегодня армяне составляют 20% исторического района Нахичевань.

Сразу несколько докладчиков отметили главную особенность исторического и этнического феномена, каковым, безусловно, являются донские армяне – сохранение национальной идентичности. Обычно мигранты теряют свою идентичность через два-три поколения, проживших за пределами родины. Донские армяне – исключение из этого правила. Свою национальную идентичность уже в седьмом поколении сохранили жители Чалтыря и других сел Мясниковского района. На конференции можно было услышать научное объяснение этому явлению. Историки и этнографы считают, что главную роль сыграло компактное проживание переселенцев с общими традициями и национальным самосознанием, общая религия – Армянская Апостольская Церковь, моноэтнические браки. Этнографы установили, что и сейчас, после всех перипетий – индустриализации пригородных к Ростову районов, массовой миграции селян в большие города, – половина жителей Мясниковского района по-прежнему донские армяне.

По последним переписям, как отметил один из докладчиков, армяне по численности занимают второе место в составе населения Ростовской области, уступая только русским. Возможно, это связано с тем, что в донском регионе давно идут процессы слияния двух крупнейших южнороссийских этносов – русского и украинского – в единый народ.

Армянская же община сохранила свою национальную идентичность и по численности вышла на второе место. Причем даже несмотря на значительный приток новых мигрантов из Закавказья, больше 52% современных донских армян считают себя потомками крымских переселенцев.

Вот так и воспитывается толерантность!

Родной язык и вера – вот что объединяло переселенцев два века назад и до сих пор объединяет их потомков. В одном из докладов конференции анализируется Указ императора Николая от 23 апреля 1830 года о создании Бессарабской и Нахичеванской епархии Армянской Церкви. Из другого научного труда можно узнать, что отступление от христианства всегда считалось у армян, где бы они ни жили, очень серьезным проступком – за него родители даже имели право лишить свое чадо наследства.

На новую родину переселенцы привезли главное богатство своего народа – трудолюбие. Ну а поскольку самодержцы российские, как было сказано в одном из докладов, повелели выделить своим благоприобретенным подданным по 30 десятин земли на душу (женщинам полагалась половина пая), армянские села и хутора быстро «забогатели» и до сих пор живут зажиточно все тем же нелегким крестьянским трудом.

Ну а ученые заняты своим делом. Серьезные исследования о жизни анийских армян до их переселения на Дон проводят научные сотрудники этнографического музея Республики Крым в Симферополе. Его сотрудники показали на конференции слайды о своих изысканиях и рассказали о новой музейной экспозиции, посвященной этой теме.

Арменоведческий центр Южного научного цента Российской академии наук совместно с Ереванским госуниверситетом и ростовской общиной «Нор-Нахичеван» провели соцопрос 550 армян Ростова и области. Тема исследования: сохранение армянской этнокультурной идентичности в рамках единого российского народа. Результаты публикуются в научных журналах и становятся… темой для новых исследований, о которых, возможно, мы услышим на конференции, посвященной 250-летию переселения армян на Дон.

…Как-то один из журналистов, немало поездивший по России, сказал в кругу коллег, что такого, как в Ростове, отношения славянского населения к людям других национальностей – не просто толерантного, а дружеского – он нигде не встречал. Многовековое соседство разных культур и, казалось бы, непохожих менталитетов сказалось самым благоприятным образом. За два с половиной века на Дону между русскими и армянами не было ни одного конфликта на национальной почве. Неудивительно, что на конференцию в качестве почетных гостей прибыла и делегация атаманов Войска Донского: без них в Нахичевани и селах Мясниковского района не проходит ни одно значимое мероприятие – от праздников урожая до научных дебатов.

Анна Лебедева, Ростов-на-Дону

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты