«Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!»
Осень в Армении традиционно считается богатой на события в культурной жизни нашей страны. Вот и в этом году не было исключений, потому что в ноябре Мельпомена, Талия и Терпсихора стали главными музами Третьего театрального фестиваля «Арммоно плюс».
Как говорят театралы, «плюс» в заглавии означает то, что фестиваль является приложением к старшему брату – «Арммоно», который на пути к совершеннолетию продолжает демонстрировать одновременно и юношеский максимализм, и зрелость своих родителей. Ведь впервые фестиваль «Арммоно», основателями которого были председатель Союза театральных деятелей Армении Акоп Казарян и известная актриса Марианна Мхитарян, был проведен ровно семнадцать лет назад.
В этом году «Арммоно плюс» прошел под эгидой Министерства образования, науки, культуры и спорта РА. В течение трех недель было показано пять моноспектаклей, которые заставили заядлых театралов позабыть на пять вечеров все свои дела только для того, чтобы посмотреть очередной шедевр. А стартовал фестиваль с моноспектакля «Дама с камелиями», в основу которого легли произведения Александра Дюма. Впрочем, как отмечает постановщик Галуст Нерсисян, они с актрисой Ани Геворкян привнесли свое видение в развитие театральной постановки. «Например, главная героиня у нас балерина, а это изначально не соответствует сюжетной линии романа, – говорит собеседник. – В течение года Ани Геворкян пришлось проделать достаточно большую работу, чтобы поставить свою героиню на пуанты. Это можно назвать рискованной авантюрой, но она справилась со столь сложной задачей благодаря своему трудолюбию». Результат не заставил себя ждать: это был успех и благодарность зрителей, возраст которых, как шутят устроители, колеблется от двенадцати лет до бесконечности. Впрочем, это был не единственный успех, поскольку работы молодых режиссеров, сценаристов и актеров блистали новыми идеями, находками, замыслами, задумками.
«В этом году мы несколько изменили формат нашего фестиваля, расширив географию зрительских интересов и театральных возможностей. Теперь он может считаться региональным, поскольку в этом году мы впервые отправились в армянскую глубинку. Так, в Тавушском марзе показали спектакль Абовянского драматического театра «МЧС, 911, слушаю вас» в постановке Армена Саргсяна и в исполнении Лианы Аветисян. Побывали в Дилижане, Иджеване, Ноемберяне, Берде, – рассказывает директор фестиваля «Арммоно плюс» Марианна Мхитарян. – Когда видишь, когда чувствуешь рядом границу, то меняется мироощущение, в том числе в тебе самой. Понимаешь, насколько важно привозить сюда спектакли, чтобы духовно поддержать живущих здесь людей. Это очень нужно и для них, и для нас». Затасканный некогда штамп «искусство в массы» в приграничье теряет свою затертость, потому что массы – это тот самый народ, который неприхотливо живет у кромки полупритухшей войны и которому, кроме хлеба, необходимы еще и зрелища. Поэтому каждый такой приезд артистов считается здесь большим событием.
Наиболее характерной чертой нынешнего фестиваля можно назвать стремление найти что-то новое. Поэтому, кроме спектаклей, были проведены мастер-классы, состоялась образовательная программа «Арммоно-встреча» на актуальные для артистического мира темы: «Голос – рабочий инструмент», «Движение на сцене», «Современная драматургия и театры, действующие в Армении», «Техники создания документальной пьесы», а также «Роль сексуальных комплексов в театральном мире» с сексопатологом Врежем Шахраманяном. Кроме того, появилась новая для фестиваля форма общения со зрителем, получившая название «читка пьесы». Совместно с Ереванским государственным институтом театра и кино были проведены театральные чтения четырех пьес: «Высокий человек» М. Макдонаха, «Отпечатки пальцев» О. Текгезяна, «Эшафот» Чингиза Айтматова и «Бедные люди» Ф. Достоевского. Последнее действо прошло в центре армянской столицы в старинном особняке, где долгие годы располагалось самое первое фотоателье города.
Как говорит Марианна Артемовна, выбор был неслучайным. Нужен был антураж ХIХ века. И старинный дом, который в современной городской топонимике получил название «Далан», как нельзя лучше подходил для этих целей. Здесь даже сохранилась старая изразцовая печь. Правда, неработающая, а потому осенний холод нетопленой комнаты создавал реалистичную картину условий жизни того времени, сближая зрителей с «бедными людьми», которых озвучивали актеры Лилия Мукучян и Манвел Хачатрян. Приглушенный свет, керосиновая лампа, холод нетопленой печи завершали печальную картину.
«Для меня важно, чтобы мысль как вербальная часть пьесы и которая подчас скрыта за мизансценами была донесена до зрителя», – говорит директор фестиваля, не раз предлагавшая креатив на различных не театральных площадках. Ереванцы прекрасно помнят ее необычную вечернюю постановку в тоннеле, ведущем к детской железной дороге. В арсенале у Марианны Мхитарян еще много идей. В ее планах – покорить высоту, устроив зрительный зал на борту самолета. Как известно, классика бессмертна, а потому вполне возможно, что цитата «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!» из известного стихотворения в следующем году может стать девизом Четвертого фестиваля «Арммоно плюс».
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии