№12 (323) декабрь 2019 г.

Армянские периодические издания по «Кавказскому календарю» на 1851 – 1917 гг.

Просмотров: 1524

К 225-летию армянской периодики (1794 – 2019)

Окончание (начало в №№ 10 и 11 2019 г.)

16 октября 1794 года в индийском городе Мадрас иереем Арутюном Шмавоняном был основан первый армянский журнал «Аздарар» («Вестник»). В 1816 году в Астрахани выходила двуязычная (на русском и армянском языках) газета «Аревелян Цануцмунк» («Восточные Известия»). Вслед за двуязычной (русско-армянской) газетой «Кавказ» (1846 – 1847) и армянской газетой «Арарат» (1850 – 1851), издаваемых в Тифлисе (ныне Тбилиси), с 1872 года стала выходить газета «Мшак» («Труженик») под редакцией известного публициста Григора Арцруни.

«Кавказский календарь» (издается с 1845 по 1917 г. в Тифлисе от Канцелярии Кавказского наместника) регулярно публикует информацию о «Периодических изданиях в Тифлисе».

1883 г. «АХПЮР» («Родник»), «ТАРАЗ» («Мода»)

В 1883 г. возник ежемесячный журнал «Ахпюр» («Родник»), выходивший под редакцией Тиграна Назарьянца в Тифлисе, причем число печатающихся экземпляров в последующие годы значительно увеличилось: в 1889 г. это число равнялось 2.400. С 1889?г. при «Ахпюре» издается еженедельное приложение «Тараз» («Мода», «Одежда»).

Выпущено №№/экземпляров «Ахпюра»: 1883 г. (12/720), 1884?г. (12/1.000), 1885 г. (12/1.000), 1886?г. (10/1.000), 1887?г. (10/1.000), 1888 г. (10/1.700), 1889 г. (10/2.400), 1891 г. (12/?), 1892 г. (12/1.200) («КК на 1891 – 1894?гг.»).

«Тараз»: 1891 г. (51/?), 1892?г. (50/1.200), 1893 г. (?/1.000), 1894?– 1898 гг. (?/422), 1899 г. (?/1.000), 1900 г. (?/900), 1901 – 1902 гг. (?/600), 1903 – 1904 гг. (?/500) («КК на 1893 – 1905 гг.»).

Хроника

Журнал «Ахпюр» («Родник»), раз в месяц; редактор Назарьянц, Тифлис. Вышло в 1884 г.: число №№ – 12, число страниц – 980, число экземпляров – 1.000. Подписная цена в 1886 г.: без пересылки – на год 3 руб., на 1/2 года 2 руб.; с пересылкой – на год 3 руб. на 1/2 года 2 руб. («КК на 1886?г.»).

«Ахпюр», ежемесячно. Годовая плата 3 руб. Приложение «Тараз», 6 руб. («КК на 1892 – 1905 гг.»).

* * *

Писатель Газарос Агаян активно участвовал в редактировании журнала «Ахпюр» («Ахбюр», «Агбюр»), который он основал в 1883?г. и которым до 1891 г. совместно с Назаряном (Назарьянцем) руководил.

Уроженец города Шуши Тигран Акопджанович Назарян (1858 – 1926) в 1881 г. переехал в Тифлис. В 1907 г. участвовал в выставке в Лиссабоне, организованной Обществом по установлению мира, на которой представил труды армянских историков V века. Был избран почетным членом этого общества.

Этнограф, историк, филолог Степан Данилович Лисициан (1865 – 1947) в 1892 – 1893 гг. являлся издателем и редактором иллюстрированного ежемесячного журнала «Ахпюр» и приложения «Тараз».

Среди авторов «Ахпюра» – М. Мандинян, Газарос Агаян, Т. Рашмачян, Раффи, Перч Прошян, Ованес Туманян, Александр Цатурян, Аветик Исаакян.

1884 г. «ЭРИВАНИ АЙТАРАРУТЮННЕР» («Эриванские Объявления»)

Газета «Эривани Айтарарутюннер» («Эриванские Объявления»), выходившая в Эривани 3 раза в неделю под редакцией Тер-Григорянца, не просуществовала и года. Вышло в 1884 г.: число №№ – 70, число страниц – 141, число экземпляров – 350.

1883 г.«НОР-ДАР» («Новый Век»)

Ежедневная газета «Нор-Дар» («Новый Век»), выходит в Тифлисе и печатается в довольно значительном количестве экземпляров (от 1.430 до 1.500). Первый номер своей газеты «Нор-Дар» редактор-издатель Спандар Спандарянц (Спандарян) выпускает в свет 20 декабря 1883 г.

Выпущено №№/экземпляров: 1884 г. (205/1.200), 1885 г. (222/1.050), 1886 г. (223/900), 1887 г. (226/1.200), 1888 г. (221/1.340), 1889?г. (217/1.465), 1891 г. (183/?), 1892 г. (211/1.300), 1893 г. (?/1.200), 1894 – 1898 г. (?/1.500), 1899 г. (?/1.800), 1899 – 1902 гг. (?/1.100), 1903 г. (?/1.000)

(«КК на 1891 – 1904 гг.»).

Хроника

Газета «Нор-Дар» («Новый Век»), ежедневно; редактор Спандар Спандарянц, в Тифлисе. Вышло в 1884 г.: число №№ – 205, число страниц – 820. Подписная цена в 1886 г.: без пересылки – на год 10 руб., на 1/2 года 5 руб.; с пересылкой – на год 10 руб., на 1/2 года 5 руб. («КК на 1886 г.»).

«Нор-Дар», ежедневная газета; подписная цена с пересылкой и доставкой на год 10 руб. («КК на 1886 – 1903 г.»). «Нор-Дар» («Новый Век»), выходит 5 раз в неделю («КК на 1904 г.»).

* * *

Публицист Спандар Спандарян (1849 – 1922), отец российского революционера Сурена Спандаряна, высшее образование получил в Лейпцигском университете (Германия). Один из лучших театральных рецензентов 1880-х?гг.

Писатель Нар-Дос (настоящее имя Ованисян Микаэл Захарьевич) (1867 – 1933) с начала издания газеты «Нор-Дар» был секретарем редакции и одним из ее активных сотрудников.

1889 г. «МУРЧ» («Молот»)

В 1889 г. Аветик Арасханьянц начал издавать в Тифлисе ежемесячный политически-общественный и литературный журнал «Мурч» («Молот»). А. Арасханьянца на посту редактора в 1890 г. сменил Л. Саркисян.

Выпущено №№/экземпляров: 1889 г. (12/800), 1891 г. (12/?), 1892?г. (12/550), 1893 г. (?/480), 1894 – 1898 гг. (?/520), 1899 – 1900?гг. (?/600), 1901 – 1904 гг. (?/900) («КК на 1891 – 1905 гг.»).

Хроника

«Мурч» («Молот»), подписная цена с пересылкой на год 10 руб. («КК на 1905 г.»).

* * *

Из сборника «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам»:

«Журнал «Мурч» («Молот») издается в Тифлисе с 1889 г. до сих пор. Это единственный политический общественный литературный журнал русских и всех армян. «Мурч» оказался долговечнее других журналов. Редактор-издатель его Арасханьянц, несмотря на материальное затруднение, девятый год ведет журнал. В «Мурче» на первых порах участвовали люди уже известные в местной литературе, как: Прошьянц, Агаянц, Ширванзадэ и др., a в настоящее время сгруппировались вокруг него более молодые силы, как Цатурьян, Мануэльян, Демирчьянц, Агбальян, Адальян и др.».

Аветик (Аветис) Мкртумович Арисханян (1857 – 1912), армянский экономист, публицист, литературовед. Учился в Лейпциге, Париже, Страсбурге. Преподавал в семинарии Нерсисян и в школе Гаянян в Тифлисе. Автор учебника «Древняя история восточных народов» (1891).

Журнал «Мурч» под редакцией Арисханяна одним из первых познакомил армянских читателей с трудом «Капитал» немецкого философа и экономиста Карла Маркса.

1901 г. «ЛУМА» («Лепта»)

Журнал «Лума» («Лепта») выходит 6 раз в год в Тифлисе.

Выпущено в 1903 – 1904 гг.

700 экземпляров («КК на 1904 – 1905 гг.»).

1904 г. «АРОГДЖАПААКАН-ТЕРТ» («Гигиенический листок»)

Газета «Арогджапаакан-терт» («Гигиенический листок») выходит два раза в месяц в Тифлисе.

Хроника

Подписная цена газеты «Арогджапаакан-терт» с пересылкой на год 2 руб., выпущено в 1904 г. 3.000 экземпляров («КК на 1905 г.»).

СВЕДЕНИЯ О ПЕЧАТИ НА КАВКАЗЕ

«Сведения о печати на Кавказе с 1-го сентября 1908 г. по 1-е сентября 1909 г.» («КК на 1910 г.»):

«Разновременно выходили следующие периодические издания на армянском языке:

в г. Тифлисе: ежедневно – «Мшак» («Рабочий»), «Зангак» («Колокол»), «Горц» («Дело»), «Нор-Дар» («Новый Век»); еженедельно – «Овив» («Пастырь»), «Айреник» («Отечество»), «Харазан» («Бич»), «Хатабала», «Зурна»; два раза в неделю – «Гехарвест» («Искусство»), «Ушарар» («Суфлер»), «Граканутюн ев Кянк» («Литература и Жизнь»); ежемесячно: «Ахбюр» («Родник»), «Тараз» («Мода»), «Аскер» («Колосья»), «Нор Дпроц» («Новая Школа»), «Лума» («Лепта»), «Сурандак» («Курьер»); в г. Баку: «Щепор» («Заря»), «Занг» («Колокол»), «Аравот» («Утро»), «Бари-Лур» («Благовест»), «Уги» («Путь»), «Нор Орер» («Новые Дни»); в Эчмиадзине: «Арарат» (ежемесячный духовный журнал); в г. Александрополе: «Жайр» («Скала»), «Ахурян»; в г. Эривани: «Раздан».

«Сведения о печати на Кавказе с 1-го сентября 1910?г. по 1-е сентября 1916?г.» («КК на 1912 – 1917 гг.»):

«Разновременно выходили следующие периодические издания на армянском языке:

в г. Тифлисе. В 1910 – 1911?г.: газеты «Дарбин», «Кайцер», журнал «Граканутюн ев Кянк»; в 1910 – 1912 гг.: газета «Сурандак»; в 1910 – 1913 гг.: журналы «Азгагракан-Андес» «Гехарвест»; в 1910 – 1914 гг.: журнал «Инкер»; в 1910 – 1915?гг.: газета «Арор», журнал «Нор-Дпроц»; в 1910 – 1916 гг.: газеты «Мшак», «Оризон», «Нор-Дар», журналы «Хатабала», «Овит», «Ахбюр», «Тараз», «Гюхантнтес», «Лума», «Аскер»; в 1911 – 1912?гг.: «Мамул», «Интаник»; в 1911 – 1916?гг.: «Нор Арогчапаик»; в 1912 – 1914?гг.: «Кавкаси-Лрабер», «Арпи», «Нор-Осанк»; в 1912 – 1916 гг.: «Патани»; «Нор-Уйж», «Махлас»; в 1915 – 1916?гг.: «Пайкар», «Амбавапер», «Ван Тосп», «Гахапар», «Айреник», «Ван»; в г. Баку: журналы «Коч» (1910 – 1911), «Бари-Лур» (1910 – 1916), «Нор Хоск» (1911 – 1912), «Кираки» (1911 – 1913); «Бакун-Дзайн» (1912 – 1914); «Арев» (1913 – 1916); в г. Эривани: в 1911 – 1913?гг.: «Нор-Дзайе», «Кран»; в 1913 – 1914?гг.: «Нор Мамул», «Хоск», «Лек-Лек» («Аист»); «Ашхатанк» (1915 – 1916); в г. Александрополе: газеты «Жайр» (1910 – 1913), «Ахурян» (1910 – 1915); «Арагац» (1911 – 1912), «Мерк-Кянк» («Наши Дни» (1911 – 1916), «Новая жизнь» (1912 – 1913), «Арев» (1913 – 1914), «Гавари Дзайн» (1913 – 1916); в г. Шуше: «Карабах» (1911 – 1914); «Пайлак» (1915 – 1916); в Эчмиадзине: журнал «Арарат» (1910 – 1916); в г. Герюсы: газета «Гавар» (1909 – 1910)».

«Тираж вышедших в Тифлисе периодических изданий на армянском языке в 1911 г.: «Мшак» (от 2.600 до 2.800 экз.), «Мамул» (850), «Сурандак» (от 1.700

до 2.000), «Хатабала» (от 2.400 до 2.800), «Оризонт» (3.000)» («КК на 1913 г.»); в 1914 г.: «Мшак» – 3.000, «Оризон» – 4.400, «Овит» – 700, «Гюхатнтес» – 1.000, «Нор-Арохчапанк» – 1.000, «Кавкаси Лрабер» – 1.200, «Арпи» – 400, «Нор-Дпроц» – 600, «Патани» – 700, «Нор Осанк» – 1.000, «Аскер» – 1.200, «Тараз» – 900, «Ахбюр» – 1,200, «Нор-Дар» – 20, «Махлас» – 1.000, «Лума» – 16»

(«КК на 1915 г»); в 1915 г.: «Мшак» (6.000 экз.), «Оризон» (от 2.000 до 10.000), «Хатабала» (от 450 до 800), «Овит» (700), «Нор-Дар» (100), «Айреник» (1.500), «Пайкар» (2.000), «Аскер» (от 800 до 1.000), «Тараз» (от 400 до 600), «Ахбюр» (от 450 до 800), «Лума» (вышел 1 номер 22.000 экз.), «Патани» (500)» («КК на 1917 г.»).

* * *

Степан Лисициан издавал в 1905 – 1917 гг. на собственные средства детский журнал «Аскер» («Колосья») и был его составителем (совместно с Ованесом Туманяном и Левоном Шантом). В журнале печатались его собственные произведения, а также Ованеса Туманяна, Газароса Агаяна, Вртанеса Ахикяна, Геворга Башинджагяна, Аветика Исаакяна, Вртанеса Папазяна, Вардгеса Суренянца, Егише Татевосяна, Фаноса Терлемезяна, Агабека Хнкояна (Хнко-Апера), Александра Ширванзаде.

Автор журнала Вртанес Галустович Ахикян (1872 – 1936), уроженец Вана, долгие годы был оформителем иллюстраций «Аскера» и других тифлисских журналов, а также многих учебников. Он получил художественное образование в Константинопольском училище искусств, в Петербургской художественной школе Общества поощрения искусств и в Высшем художественном училище при Петербургской академии художеств у художников-баталистов Франца Рубо и Павла Ковалевского. Лишенный материальной возможности заниматься живописью, Ахикян выступал главным образом как график-иллюстратор.

Ерванд Александрович Лалаян (1864 – 1931) – этнограф, фольклорист, археолог, осуществил издание первого армянского этнографического журнала «Азгагракан Андес» («Этнографический Журнал»), первый выпуск которого вышел в 1896 г. в Шуше, а все последующие – в Тифлисе (всего было издано 26 книг). Ерванд Лалаян родился в Александрополе (ныне Гюмри), в семье рабочего. Окончив в 1894 г. общественный факультет Женевского университета, он учительствовал в Шуше, а затем в Тифлисе, в Нерсисяновской семинарии.

Видный армянский этнограф, историк, правовед, филолог и педагог Хачик Степанович Самуэлян (1873 – 1940) с 1903 г. принял деятельное участие в издании журнала «Азгагракан Андес», с которым сотрудничал до прекращения его выпуска в 1916 г. В 10-й книге журнала была опубликована большая статья Самуэляна «Кровная месть и выкуп», где на богатом фактическом материале автор первым в армянской этнографии рассмотрел вопрос о кровной мести и выкупе у армян, определил их социально-экономическое значение. Он отмечает, что брак похищением уже исчезает, а выкуп уступает свое место приданому. Хачик Самуэлян родился в г. Керчь в семье священника. В 1900 г. окончил юридический факультет Петербургского университета, затем уехал в Германию, где в 1901 – 1903 гг. учился на факультете права Йенского университета.

Еженедельная газета «Гюхантнтес» («Агроном») выходила в 1905 – 1917 гг. под редакцией А. Атанасяна и А. Саакяна. В 1912?г. раз в две недели выходило приложение «Гюхантнтеса» – газета «Нор Арогчапаик».

Кроме журнала «Хатабала» («Переполох») (1906 – 1916), в Тифлисе увидели свет такие сатирико-юмористические издания, как «Аели» (1906 – 1907), «Гоп-Гоп» (1906), «Зурна» (1906 – 1909), «Моцак» (1906 – 1907), «Ан-намус» (1907).

Журнал «Хатабала» пользовался невероятной популярностью у читателей, славился смешными карикатурами Оскара Ивановича Шмерлинга (1863 – 1938), грузинского живописца и графика немецкого происхождения, а также массой рекламной информации. Журнал высмеивал частных предпринимателей и спекулянтов, разоблачал жульнические махинации хозяйственников и т. п. Предметом для постоянных насмешек издания являлись суеверия и предрассудки.

Приводим несколько афоризмов, опубликованных в сатирическом журнале «Хатабала» издателя и редактора А. Ериняна (1911 г., № 48, Тифлис):

«Судьба богов и сверхлюдей – гениев – быть одинокими».

«Похороните музыку и поэзию, и наш мир превратится в хлев».

«Что есть жизнь, если не бессмысленная и безжалостная игра двух сил. Сил, одна из которых производит и строит, а другая – разрушает и уничтожает».

«Да, жизнь – это борьба. Борьба требует оружия. Но бесчеловечен тот, кто достает оружие из ада».

Редактировал богато иллюстрированный ежемесячный журнал «Гехарвест» («Искусство») известный армянский искусствовед и литературовед Гарегин Дживанович Левонян (1872 – 1947), сын ашуга-песнопевца Дживани.

В № 3 за 1909 г. в «Гехарвесте» были опубликованы 1, 2 и 4 главы (суры) «Лирического цикла» Аветика Исаакяна (1875 – 1957), названного автором «поэмой». В том же номера журнала была напечатана поэма «Новое утро» Акопа Акопяна (1966 – 1937), основоположника армянской пролетарской поэзии.

* * *

Кратко о бакинских газетах, включенных в перечень «Кавказского календаря»:

«Бари Лур» («Добрая Весть»), христианская газета, официальный орган армянской евангелической общины (редактор и издатель Г.Ж. Тараянц), типография А.Н. Тараевой и Л.Д. Мирзоянца, 1906 – 1917 гг.

«Коч» («Призыв»), литературная, общественно-экономическая газета (редактор и издатель И.Б. Микаэлян), типография Ереванцяна, 1911 г.

«Нор Хоск» («Новое Слово»), литературная, общественно-политическая газета (редактор С. Шаумян), типография Ереванцяна, 1911 – 1912 гг.

«Нор Кянк» («Новая Жизнь»), литературная, общественно-экономическая газета (редактор и издатель Д. Тер-Даниэлян), типография Ереванцяна, 1911 – 1912 гг.

«Кираки» («Воскресенье»), христианская еженедельная газета, типография А.Н. Тараевой и Л.Д. Мирзоянца, 1912 г.

«Бакуни Дзайн», или «Багви Дзайн» («Голос Баку»), ежедневная газета (редакторы – М. Мандинян и Г. Варшамян, издатель К. Хатисян), типография «Баку», 1913 – 1914 гг.

«Арев» («Солнце»), литературная, общественно-политическая ежедневная газета (редактор Тагианосян), издательство Шахбазяна, 1914 – 1919 гг.

С 1877 по 1917 г. в Баку издавалось около 60 армянских газет и журналов. Первым армяноязычным изданием в Баку (1877 – 1879?гг.) был литературно-педагогический журнал «Айкакан Ашхар» («Армянский Мир»), основанный в Шуше в 1874 г.

Приводим перечень изданных в Баку армянских периодических изданий, первые номера которых вышли в свет: в 1904 г. – «Аршалуйс» («Заря»); в 1905 г. – «Социал-Демократ»; в 1906 г. – «Банвори Дзайн» («Голос Рабочего»), «Грох» («Атака»), «Труцик» («Листовка»), «Киракноря Терт» («Воскресная Газета»); в 1907 г. – «Орер» («Дни»), «Банвор» («Рабочий»), «Моцак» («Комар»), сатирический журнал; в 1908?г. – «Анив» («Колесо»), «Шепор» («Труба»), «Нор Орер» («Новые Дни»); в 1909?г. – «Аравот» («Утро»), «Зндан» («Темница»), «Уги» («Путь»); в 1910?г. – «Парос» («Маяк»), «Татрон у Еражштутюн» («Театр и музыка»); в 1912?г. – «Еранд» («Пыл») «Мер Угин» («Наш Путь»); в 1913?г. – «Лусадемин» («На Рассвете»); в 1914?г. – «Цил» («Росток»), «Мер Кянк» («Наша Жизнь»), «Навак» («Кораблик»), «Шавиг» («Тропинка»); в 1915 г. – «Арег» («Светило»), «Нвер Ворберин» («Дар Сиротам»); в 1917?г. – «Горц» («Дело»). С 1906?г. в Баку выходила газета «Коч Девет» («Призыв») – на армянском и татарском языках.

Материал подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Только факты

Приводим для любознательных

«Заграничные периодические издания, поступившие в 1892?г. для присмотра в Кавказский цензурный комитет, на армянском языке. Газеты – издающиеся в Константинополе: «Айреник»(«Отечество»), «Аветабер», «Цагик» («Цветок»), «Паткер» («Картина»), «Масис» («Арарат»), «Бюракн» («Перл», «Жемчужина»); журнал – изд. в Смирне: «Аравелиан мамул» («Восточная пресса»); газета – изд. в Рущуке: «Дануб» («Дунай»); газета – изд. в Марселе: «Армения»; журналы – изд. в Венеции: «Базмавеп» («Сборник известий»), «Андес амсория»; газеты – изд. в Нью-Йорке: «Айк» («Армянин»), «Азатуцюн» («Свобода»), «Арарат» (политическая ежедневная); газета – изд. в Лондоне: «Хнчак» («Колокол»); а также газеты «Аравелк» («Восток») и «Пундж» («Букет»)» («КК на 1894 г.»).

«В Тифлисе в 1911 – 1912 гг. выходило периодическое издание «Кавказский Эсперантист» на эсперантском, русском, армянском и грузинском языках» («КК на 1912 г.»).

«В 1913 г. на рассмотрение Тифлисского Комитета по делам печати поступило изданий на армянском языке: популярно-политического характера – 7 (число сочинений), 17.480 (количество экземпляров); книги для народного чтения – 14/22.300; религиозно-нравственного характера – 1/1.200; книги для детского чтения – 8/13.920; календари, уставы, отчеты, проекты и пр. – 30/60.955; беллетристика – 105/119.040; учебники и учебные руководства – 44/124.300; научные сочинения по разным отраслям знаний – 32/28.520» («КК на 1915 г.»).

«В 1914 г. в Тифлисе выходило изданий: на русском языке – 23, на армянском – 16, на грузинском – 9, на языке кавказских татар (современных азербайджанцев) – 1 (еженедельник «Молла Насреддин» («КК на 1915 г.»).

«Количество разрешенных Наместником Его Императорского Величества на Кавказе к постановке на сценах Кавказского края пьес за 1911 г.: на армянском – 53, на грузинском – 46, на русском языке – 13, на татарском – 6, на осетинском – 3, на ассирийском – 2, на греческом – 3. Итого – 126 пьес («КК на 1913 г.»); за 1915 г.: на армянском – 47, на грузинском – 13, на русском – 11, на татарском – 8, на ассирийском – 5, на греческом языке – 3. Итого – 87 пьес» («КК на 1917 г.»).

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты