Артур Согомонян: Во время кризиса самое главное – не терять лицо!
Интервью с бизнес-послом «Деловой России» в Республике Армения, предпринимателем и владельцем футбольного клуба «Пюник» (Ереван)
– Жесткие меры, связанные с распространением коронавируса, постепенно снимают. Как Вы считаете, насколько они были эффективными в Армении и России?
– Эффективность мер нужно оценивать по трем показателям: снижению роста заражений, проценту смертельных случаев и последствиям для страны как в экономической, так и в социальной сферах.
Что касается смертности, задача властей заключается в том, чтобы подготовить больницы и обеспечить своевременную квалифицированную медицинскую помощь всем, кто серьезно в ней нуждается. Благодаря тому, что было время, пока вирус докатился до Армении и России, на мой взгляд, эта задача была решена достаточно эффективно, об этом говорят низкие цифры по процентам летальных случаев – в 5–6 раз ниже, чем в Европе и США. Что касается снижения темпов распространения вируса и последствий, в частности, для экономики, я считаю, что эффективность очень низкая. Для решения таких задач нужны сильные кризис-менеджеры, которые умеют принимать быстрые, жесткие, но очень точные решения, так как цена времени и ошибки очень высока! Нужна полная сосредоточенность на решении главной задачи, без пустых деклараций и популизма. К сожалению, власти в Армении и России не обладают такими компетенциями, многие меры носят декларативный и часто неоправданно разрушительный характер.
Есть страны, которым удалось принять эффективные меры. Яркими примерами являются Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур, а также Израиль, Грузия, Узбекистан и другие страны, где удалось быстро остановить распространение вируса. А в тех странах, где власти больше озабочены политическими интригами, эффективность оказалась очень низкой. К сожалению, это касается и России, и особенно Армении, где, если верить статистике, процент заражения населения выше, чем в Италии, Испании и всех странах СНГ. Меня это очень расстраивает, но я, конечно, как и все, надеюсь, что власти смогут исправить ситуацию.
– Какие последствия ждут Армению и Россию после выхода из карантина и какова, на Ваш взгляд, вероятность второй волны пандемии?
– Выход из карантина – это формальный рубеж, на мой взгляд, говорить о серьезных успехах можно будет только тогда, когда число выздоравливающих будет существенно превышать число заражений на протяжении длительного времени, а все сложные случаи будут находиться под бдительным медицинским контролем.
Что касается второй волны, прогнозы звучат разные, я надеюсь, что разработка новых лекарств и вакцин позволит ее избежать, хотя расслабляться точно не стоит!
– Пандемия уже серьезно отразилась на жизни граждан, как Вы думаете, перерастет ли эта ситуация в экономический кризис и насколько он может быть глубоким?
– Безусловно, экономический кризис уже наступил. Два месяца самоизоляции серьезно снизили потребление, соответственно лишили бизнесы доходов и увеличили число безработных. Если не удастся остановить этот маховик, последствия будут очень тяжелыми.
Я внимательно слежу за мерами поддержки в Армении, России, а также в странах Европы, Азии и Америки.
В России помощь оказывается малым и средним предприятиям из особо пострадавших отраслей, системообразующим предприятиям и семьям с детьми. Список пострадавших отраслей вызывает много вопросов и скорее всего формируется лоббистами и людьми, приближенными к власти. К примеру, к пострадавшим отраслям отнесли сети аптек, которые не останавливали работу ни на один день, а торговым и офисным центрам, не работавшим на протяжении более двух месяцев, не предоставляют даже отсрочки по налогам.
В Армении была оказана одноразовая поддержка сельхозпроизводителям, семьям с детьми, потерявшим работу и некоторым предприятиям, в частности ресторанам, кафе, гостиницам, туристическим компаниям, непродовольственным магазинам и парикмахерским. Эти выборочные меры поддержки временно снимают напряжение, но не обеспечивают системной поддержки экономики.
На мой взгляд, намного эффективнее действуют власти в странах Европы и Северной Америки, где компенсируют всем работникам потерянные доходы, тем самым сохраняя уровень потребления. Государство не берется решать, кто заслуживает поддержки, а кто нет, бизнес сам перестраивается под новые реалии, ищет востребованные товары и услуги. Центральные банки, со своей стороны, максимально опустили ставки кредитов, чтобы помочь выстоять бизнесу. На мой взгляд, в экономике, как и во многих других областях, нужна в первую очередь объективность, а не выборочные меры, которые могут нанести больше вреда, чем пользы, особенно в кризис.
– Как Вы считаете, сколько потребуется времени, чтобы экономика в Армении и в России вернулась к докризисным показателям, и что должны делать власти, чтобы ускорить возвращение к росту?
– Чтобы экономика развивалась, необходимо повышать уровень потребления и реальных доходов населения – как в истории с яйцом и курицей, эти показатели следуют один за другим. А также стимулировать инвестиции в развитие производства товаров и услуг.
В России для этого есть все предпосылки: наличие накопленных фондов и резервов, низкий уровень внешнего и внутреннего долга, большие запасы газа, нефти и других природных ресурсов. Экономика находится в стадии развития. Если власти будут вести более сбалансированную политику, не станут серьезно вмешиваться в бизнес, стимулируют инвестиции низкими ставками и адресными программами, на мой взгляд, есть шансы, что уже во второй половине следующего года экономика вернется к росту.
В Армении другая ситуация, показатели экономики активно росли последние два года, но, на мой взгляд, в основном за счет вывода доходов из тени. Политические процессы еще не завершены, что создает дополнительные риски для инвесторов – не случайно на протяжении последних полутора лет инвестиции снижаются, хотя и незначительно. Являясь бизнес-послом «Деловой России» в Армении, я работаю над привлечением инвестиций в Армению и вижу, что интерес есть, но нет необходимой законодательной базы и гарантий для снижения рисков.
В Армении также есть большие запасы полезных ископаемых, нереализованный потенциал во многих отраслях, в том числе в информационных технологиях, ювелирной и перерабатывающей промышленности, сельском хозяйстве и легкой промышленности, туризме и медицине. Кроме того, Армения очень тесно связана с Россией, в случае позитивных изменений в экономике России они непременно скажутся и на восстановлении ситуации в Армении.
– Артур Аршамович, насколько я знаю, Вы уже давно в большом бизнесе и это не первый кризис, который переживают Ваши компании. Что должен делать владелец бизнеса в кризис?
– Во время кризиса главное – не терять лицо и самообладание! Все кризисы носят временный характер, не стоит забывать об этом.
В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, означающих опасность и возможности. Для хорошего предпринимателя кризис – это новый вызов, который должен его мобилизовать и заставить работать быстрее и энергичнее. Появляются серьезные поводы переосмыслить многие процессы, провести жесткую работу с потерями, сократить издержки, не бояться экспериментировать и быстро отказываться от неэффективных идей и проектов.
Мои предприятия действительно переживают не первый кризис, и, хотя они все абсолютно не похожи друг на друга, я всегда ставлю одну задачу: мы должны выйти из этого кризиса более сильными и эффективными! Пока нам это удавалось, надеюсь, так произойдет и в этот раз!
Уже сейчас понятно, что многие изменения, произошедшие за последние два месяца, подтолкнут устойчивые предприятия к активным действиям в области оптимизации и цифровизации процессов, заставят задуматься о быстрых и эффективных коммуникациях как внутри компании, так и с внешними клиентами.
Сегодняшняя ситуация с пандемией несет в себе много трагедий, но, как и все предыдущие глобальные кризисы или мировые войны, толкает человечество к прогрессу. Выиграют те, кто первым сможет перестроиться под меняющиеся реалии, использовать новые технологии и достижения, причем не только в бизнесе, но в других областях нашей жизни.
– Вы являетесь владельцем футбольного клуба «Пюник», не могу не спросить, что сейчас происходит в армянском футболе в целом, планируете ли Вы продолжать инвестиции в это сложное время?
– Футбол в Армении – это не просто популярная игра, это часть нашей культуры, истории и гордость за успехи. Футбол – это надежда и возможность для огромного количества мальчишек стать профессиональными спорт-
сменами и добиться успехов в Армении и на международной арене. Безусловно, кризис негативно отразится на инвестициях в армянский футбол, тем более что все клубы в Армении частные. Но важны не только объемы, но в первую очередь и качество инвестиций. К примеру, недавно в высшей лиге чемпионата Армении состоялся матч, который меня поразил: в стартовых составах на поле вышли 22 легионера, ни одного армянского футболиста! Это наглядно показывает, что большие инвестиции могут не только не принести никакой пользы, но и скорее навредить развитию футбола в Армении. Ситуация действительно запущена, и, чтобы ее исправить, нужна долгая и кропотливая работа по развитию детско-юношеского футбола, на которой я планирую сосредоточить основные усилия в ближайшие несколько лет. Что касается профессиональной команды, ситуация заставляет нас делать упор на работе со своими воспитанниками. Понимаем, что будет непросто, но тем ценнее будут победы, на которые я и наши болельщики очень рассчитываем в новом сезоне!
Оставьте свои комментарии