Трагедия Бейрута – общая боль
Несмотря на то, что история армянской общины Ливана насчитывает чуть более ста лет, тем не менее она входит в семерку крупных диаспоральных организаций этой страны и считается одной из самых активных в армянском мире. По разным оценкам, сегодня там проживает от 110 до 200 тысяч наших соотечественников. Подобный разброс в цифрах неудивителен, если учесть, что последняя перепись населения в стране проводилась в 1932 году.
Первые армянские беженцы появились в ливанской столице в начале ХХ века после известных кровавых событий в Османской империи. Сначала это были компактные поселения из нескольких семей, которые отстраивали для себя небольшие бараки на заболоченных землях бейрутских окраин. Чуть позже указом местной администрации вынужденным переселенцам было разрешено строить собственные добротные дома, которые, к слову сказать, стоят до сих пор. Но теперь это уже не спальный район Бейрута, а густонаселенный город-спутник Бурдж Хаммуд, который в народе называют «армянским кварталом» или «ливанской Арменией». Почти на каждом балконе или перед дверями офиса здесь одновременно развеваются ливанский флаг и армянский триколор. Отсюда родом музыканты всемирно известной группы System of A Down Серж Танкян и Джон Долмаян. А еще, городской фольклор сохранил память о двадцатилетнем командире Монте Мелконяне, который 40 лет назад воевал в армянском ополчении именно на этих улицах.
Как и в прежние времена, узкие восточные переулки пестрят маленькими студиями, ателье, барбершопами для брутальных мужчин, уютными ресторанчиками, в одном из которых работает местная знаменитость Арам Гегами. Свой титул «лучший в мире музыкант, играющий на египетском барабане» он получил после поездки в Москву. «Видимо, это был кто-то из моих поклонников, потому что прислали частный самолет. Я должен был сыграть там на закрытой вечеринке для бомонда. К сожалению, после выступления меня тем же маршрутом быстро отправили обратно, поэтому Москву я смог увидеть только из окна лимузина, – рассказывает собеседник и добавляет, что был бы совершенно не против такой поездки в Ереван, ведь ему еще никогда не приходилось покидать пределы своей страны. – Я бы сыграл не только на закрытой вечеринке-party, но и в каждом армянском дворе на открытой сцене».
Впрочем, здесь каждый владелец бизнеса может рассказать не менее интересную историю из собственной жизни. Например, хозяин мастерской по изготовлению «антиквариата» парон Саркис делает знаменитые «яйца Фаберже» для богатых ливанцев, которые любят хранить свои драгоценности в подобных «раритетах». При этом, как уверяют соседи, он еще скромничает, поскольку получил недавно заказ на изготовление крупной партии ценной продукции для короля Омана. Конечно, Восток – дело тонкое, а потому разобраться во всех переплетениях домыслов и предположений очень сложно. Однако непреложным остается тот факт, что бизнес Саркиса процветает не одно десятилетие, несмотря на различные экономические, политические и военные потрясения. Впрочем, у его соседей, таких же, как и он, обычных работяг, дела обстоят не хуже. В многочисленных мастерских с утра до вечера кипит работа по созданию предметов первой необходимости для обустройства домашнего быта и эксклюзивных сувениров для заезжих туристов. По данным американской глобальной консалтинговой фирмы Mercer, Ливан по доступности высококачественных товаров для среднего класса занимает десятую позицию в азиатском регионе. В эту категорию вошли изделия армянских производителей в нише малого и среднего бизнеса. Хотя среди тамошних армян есть немало деловых людей с довольно приличным состоянием, позволяющих себе осуществлять различные меценатские проекты как для своей общины, так и для страны в целом.
До недавнего времени 74 иностранных банка обеспечивали высокий уровень жизни местного населения. Не случайно Бейрут называют «ближневосточным Парижем» или «жемчужиной арабского мира». Район Хамра, рядом с которым расположен Армянский квартал, известен сетью кафе, баров, ресторанов и дорогих магазинов, где местные модницы приобретают последний писк парижской моды.
Конец 60-х и начало 70-х годов стали для ливанских армян «золотым веком». Именно к этому периоду относится социально-культурный расцвет армянской общины: открылись новые школы, консерватории, строились концертные и театральные залы, появился знаменитый спортивный комплекс для любимой команды. Особое место в ряду диаспоральных образовательных структур занимает бейрутский университет «Айказян», который является единственным высшим учебным заведением армянской диаспоры. За все годы своего существования здесь получили образование более тысячи студентов из разных стран. Университет имеет собственную библиотеку, которая постоянно пополняется приобретенными в Армении и других странах изданиями. С 1970 года здесь выходят в свет студенческая газета «Геральдика Айказян», ежегодник «Фокус», «Арменоведческий журнал Айказян». Причем последний считается довольно значимым изданием, поскольку «оно стало местом встречи интеллигенции, интересующейся разными сферами арменоведения». В целом же по стране выходило 37 армянских журналов и газет, которые распространялись не только в Ливане, но и в армянском спюрке.
А вот второй расцвет общины пришелся на конец 90-х, когда президентом страны стал Эмиль Джамиль Лахуд, родившийся в армяно-маронитской семье. В его личностном и мировоззренческом формировании значительную роль сыграла не столько мать Адрине Баджакян, сколько дедушка Минас. Именно он воспитывал Эмиля и братьев по армянским обычаям. Будучи на посту главы государства, Эмиль Джамиль Лахуд добился того, что в 1997 году Национальное собрание Ливана приняло резолюцию о признании 24 апреля Днем памяти трагической резни армянского народа, а еще через три года парламент Ливана большинством голосов признал и осудил геноцид армян, осуществленный Османской Турцией в 1915 году. При этом памятники невинным жертвам появились в стране значительно раньше. Сначала в 1960 году во дворе монастыря Бзоммар был установлен резной хачкар, а затем в 1965 году благодаря усилиям жителей города Бикфае был открыт монумент. О тех трагических событиях напоминает еще и детский дом «Трчноц буйн», что в переводе означает «Птичье гнездо». Созданный в древнем городе Библос баронессой Марией Якобсон приют долгие годы оставался единственным пристанищем для сирот из Турции. Как вспоминали современники, главной целью своей жизни Мария считала помощь детям, лишившимся родительской заботы. Впрочем, она и сама об этом писала в своих дневниках: «Я забочусь о бедных сиротах не ради наград или похвалы. Я просто ощущаю себя птицей, которая из клюва кормит своих птенчиков, осиротевших после турецкой резни. Троих из них я усыновила». Воспитанники называли датчанку своей мамой, а она за годы общения с ними прекрасно овладела армянским языком и даже обучала девочек грамоте по учебнику «Букварь Ошакан». После смерти мессионерки в 1960 году это детское заведение взял под свое покровительство Великий Дом Киликийский. И хотя «Гнездо» планируют сделать мемориальным центром, где будут храниться собранные со всего мира письма, документы, фотографии о пережитой армянским народом трагедии, тем не менее в старинном особняке на улице Армения до сих пор живут армянские дети со сложной судьбой. Здесь они получают образование, причем обязательным условием для них является изучение армянского языка. Название «Птичье гнездо» настолько органично вплелось в их судьбу, что для многих стало пророческим в прямом и переносном смысле этого слова. «Очень часто выпускники, вылетев из нашего «Гнезда», создают свое собственное гнездо, свою семью. А мы стараемся им помочь. Хотя бы на первых порах, пока не оперятся. Ведь мы в ответе за них, – говорят в администрации приюта. – Мы гордимся, что они твердо стоят на ногах во взрослой жизни. В этом им помогают язык и вера. Католикос Арам Первый очень часто заезжает к нам на Рождество, Пасху и другие религиозные праздники, что очень важно для ребятишек».
Учитывая, что Бейрут является одним из самых космополитичных и религиозно толерантных городов Ливана, этнические армяне чувствуют себя довольно спокойно. «Мы являемся равноправными гражданами этой страны. Я не помню косого взгляда от арабов или конфликта на межнациональной почве», – говорит ливанский армянин Саргис Бедросян. В этом плане интересно наблюдение туристов. Их здесь понимают на любом языке: арабском, английском, французском, испанском, русском, армянском. При этом ощущение экзотики усиливает бытовой билингвизм местных жителей. С родного армянского они легко переходят на не менее родной арабский, а дальше – почти на любой европейский в масштабах бытовой лексики. При этом вековая адаптация к новым условиям жизни не стала для них болезненным процессом ассимиляции, через который проходят в основном маленькие или молодые общины. Ливанская диаспора не потеряла своей аутентичности благодаря языку и церкви. Тамошние армяне являются приверженцами трех основных христианских направлений. Это последователи армяно-григорианской веры, католики и протестанты. Так, в городе Антилиасе находится престол Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви, а собор Святых Илии и Григория Просветителя Армянской католической церкви был переведен в Бейрут из Киликии в 1930 году. В целом же в Ливане действуют два десятка армянских церквей и духовная семинария «Дпреванк» в районе летней резиденции Арама I. При этом разделение по религиозному принципу не мешает нашим соотечественникам оставаться верными своим этническим корням и национальным традициям.
Хотя в последнее время среди молодых армян наметилась явная тенденция к миграции за океан или на Запад. Но здесь все же надеются, что это временное явление и молодежь передумает уезжать с насиженных земель. Возможно, именно поэтому в городах Медаваре, Хаджене, Халил-Бадави, Карм-эль-Зейтуне, Хандак-Гамике, Санае, Хамре, Джунии, Джбейле, Джаль-эль-Дибе, Антелиасе, Триполи жизнь армянских общин продолжает течь по заведенному порядку. Сегодня на территории Ливана открыто 26 армянских учебных заведений, работает спортивный комплекс, издается пресса. Газеты «Аздак», «Зартонк», «Арарат» имеют достаточно большую аудиторию, так же как и армянское радио. «Только называется оно не «Армянское радио», а «Вана дзайн», то есть «Голос Вана», – со смехом рассказывает сотрудник радиостанции парон Петросян и уже серьезно добавляет: – Его можно услышать по всему миру, если набрать в интернете всего два слова: Voice of Van. Уверяю, получите огромное удовольствие. Например, многие не знали, что из 18 общин нацменьшинств Ливана наиболее крупной является армянская. В парламент нашей страны обязательно избираются шесть депутатов армянского происхождения, которые представляют три традиционные армянские партии: «Дашнакцутюн», «Гнчакян» и «Рамкавар Азатакан». У нас было два президента с армянскими корнями – Эмиль Лахуд и Ильяс Саркис, фамилия которого говорит сама за себя. Ливан является парламентской республикой, а существующая уже более полувека «ливанская модель» государственного устройства была создана в 1943 году в процессе обретения Ливаном независимости от Франции. И главное – установленные в 1992 году дипломатические отношения между Арменией и Ливаном укрепили наши двусторонние связи в области торгово-экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества». Всю эту информацию наш собеседник постоянно транслирует в эфир, так что каждый радиослушатель имеет возможность узнать много интересного об Армении, Ливане и об армянской общине в этой ближневосточной стране.
В Ливане проживает уже третье и даже четвертое поколение тех, кто когда-то избежал острия турецкого ятагана. Потомки не теряют связи с исторической родиной и следят за всеми событиями, которые происходят в Армении и Нагорном Карабахе. Примечательно, что в походах по магазинам Армянского квартала любители шопинга не раз отмечали, что здесь редко увидишь брелок с надписью I love Lebanon, но зато очень часто можно встретить магнитики с главным арцахским символом «Татик-Папик». В течение последних лет многие из ливийских армян приезжали в Армению, чему в немалой степени поспособствовал запуск новых регулярных рейсов Ереван – Бейрут – Ереван. Признавались, что едут пока лишь на экскурсию, поскольку рубить с ходу налаженный уклад жизни вроде и не с руки, тем более после гражданской войны 1975–1990 годов вновь начался подъем экономики. Но недолгий период относительного спокойствия был прерван правительственным кризисом, военными конфликтами, стихийными протестами против налоговой политики и дефолтом 9 марта 2020 года. А еще через пять месяцев страну ожидала техногенная катастрофа, которая выглядела особенно страшно на фоне разразившегося в Ливане политического кризиса и экономического обнищания.
4 августа в морском порту Бейрута, поблизости от базы BMC Ливана прогремело два мощных взрыва. По предварительным данным, причиной стала детонация хранившихся на складе 2750 тонн аммиачной селитры, которая была конфискована в 2014 году с сухогруза Rhosus и которая в течение шести лет хранилась на складе без соблюдения мер предосторожности. Как рассказывали очевидцы, при первом взрыве появилось облако дыма над пламенем и мерцающими огоньками, похожими на фейерверк. Второй взрыв поднял грибовидное оранжевое облако пыли в воздух и породил сейсмическую волну магнитудой 3,3. По другим данным, сила взрыва составила около десятой части мощности взрыва атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. На месте хранилища мгновенно образовался заполненный водой кратер диаметром в 70 метров, который отчетливо виден даже на спутниковых снимках. Ударной волной на расстоянии 10 км были уничтожены и повреждены дома, автомобили, коммуникации. По некоторым данным, она ощущалась даже на восточном побережье Кипра, примерно в 200 км от берегов Ливана. «В результате взрыва погибли более 200 человек, около 6 тысяч получили ранения, примерно 300 тысяч человек остались без жилья. На первом этапе общий ущерб от взрыва оценивается в 10–15 млрд долларов. Бейрут получил статус зоны бедствия, где на две недели вводится режим чрезвычайного положения», – сообщил по местному телевидению губернатор Бейрута Марван Аббуд. И хотя точные причины случившейся трагедии пока неизвестны, тем не менее сразу появились десятки конспирологических версий – от банального разгильдяйства до хорошо просчитанного теракта. Конечно, время все расставит по своим местам, найдет виновных. Только погибших уже не вернуть. Среди них 13 армян, которые на свою беду оказались в тот теплый вечер поблизости от морского причала. Еще около четырехсот армян получили ранения. По мнению экспертов, общине нанесен ущерб в миллионы долларов. «Практически все разрушено. Для восстановления армянских домов понадобятся месяцы, не говоря уже о наших храмах, – считают тамошние армяне. – К тому же с недавним уходом правительства в отставку о стабильности в стране говорить не приходится. Нас ждут очень сложные времена. Но в общине стараются не поддаваться унынию и не опускают руки».
Мир откликнулся на эту беду. Практически с первых часов трагедии в бейрутском международном аэропорту имени Рафика Харири стали приземляться спецрейсы из Италии, Дубая, Ирана, России. Три самолета с гуманитарной помощью отправила и Армения, на борту которых были 36 тонн медикаментов и перевязочных материалов, продуктов питания и товаров первой необходимости. «Это именно то, что сейчас нужно там в первую очередь. Этим шагом мы хотим поддержать Ливан в столь непростой период, а также выразить благодарность за помощь, которую оказал ливанский народ армянам после геноцида 1915 года, – подчеркнул по возвращении из Бейрута главный уполномоченный по делам диаспоры Армении Заре Синанян, одновременно отметив, что появилась проблема с репатриацией. – Несколько сот человек хотят вернуться в Армению в ближайшее время, а также в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Исходя из сложившейся ситуации, планируется провести ряд встреч, в частности, с отдельными представителями армянской общины, чтобы понять, насколько сильно укоренились у них идеи о репатриации на историческую родину». И это несмотря на то, что в родном отечестве уже года два одним из важнейших приоритетов считается возвращение армян в родные пенаты.
К счастью, в этот раз бюрократическую волынку тянуть не стали. Уже 12 августа премьер-министр РА Никол Пашинян на своей официальной странице в Facebook напишет, что из Ливана армянскими бортами прибыли чуть более ста наших соотечественников: «Компетентные структуры РА собирают данные о гражданах Республики Армения, оставшихся без крова и желающих вернуться на родину. В одном из своих выступлений я отмечал, что мы должны суметь оперативно оценить потребности наших граждан, возвращающихся в Армению, чтобы они смогли без особого труда обосноваться на родине. Добро пожаловать в Армению, дорогие соотечественники! Мы делаем все возможное, чтобы организовать возвращение всех граждан, желающих обосноваться на родине». И хотя первая волна ливанских армян смогла обустроиться на родной земле за счет того, что они имели здесь недвижимость, тем не менее на будущее Армении следует серьезно подготовиться к этой проблеме. Судя по опыту прежних лет, многие проблемы с беженцами из Азербайджана и Сирии не решены до сих пор. По-прежнему остается актуальной ситуация с жильем, языковым барьером, работой, социальной адаптацией. Пока каждый вынужденный переселенец – это сломанная в прошлом судьба на чужбине и неизвестность в будущем на исторической родине...
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии