№7 (330) сентябрь 2020 г.

Арцах и Армения: заговор, которого нет

Просмотров: 4429

Тема взаимоотношений властей Армении и Арцаха то и дело оказывается в центре общественного дискурса. И повышенное внимание к данному вопросу понятно и естественно, так как два армянских государства просто обречены иметь братские и деловые отношения, тем более с учетом того, в каком географическом и геополитическом окружении они находятся. Однако наряду со здоровым интересом то и дело, часто на пустом месте, делаются спекуляции, которые явно не на пользу общеармянским интересам.

В последнее время, преимущественно в социальных сетях, вновь стали муссироваться обвинения в адрес властей двух республик в некоем заговоре против народа и судьбы Арцаха. Дело дошло до того, что ситуацию пришлось прокомментировать лично президенту Республики Арцах Араику Арутюняну. Отметив, что в позициях властей Арцаха и Армении никогда раньше не было такой сплоченности, как сегодня, глава Арцахского государства обратился к инициаторам панических атак: «Темные силы, не ищите предательства. Почему говорю «темные силы»? Потому что неясно, в чем цель ставить под сомнение деятельность властей в области внешней политики. Никогда раньше в позициях властей Арцаха и Армении не было столько сплоченности, и если будут сомневающиеся, в дальнейшем раскрою скобки. Однако необходимости в этом нет. Никогда интересы и Арцаха, и арцахцев не были защищенными так строго».

Попытаемся разобраться в ситуации на фактах. О том, что сотрудничество властей армянских республик находится на должном уровне, можно судить по частым визитам в Арцах представителей руководства Армении и регулярному участию представителей руководства Арцаха в официальных мероприятиях в Армении. И это с учетом существенных ограничений в связи с пандемией коронавируса нового типа.

В частности, периодически посещает Арцах секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, который в ходе встреч с руководством Арцахского государства обсуждает актуальные вопросы общей внешнеполитической повестки двух армянских государств, ситуацию на линии соприкосновения Арцаха и Азербайджана, проблемы обеспечения безопасности и др.

Наивысшей ценностью назвал суверенитет Армении, Арцаха и армянского народа премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян, представляя на заседании Совета безопасности Армении новую редакцию Стратегии национальной безопасности страны. При этом он отметил, что целью переговорного процесса по урегулированию карабахского конфликта должна стать защита результатов Арцахской освободительной войны (1991–1994 гг.) во имя самоопределения и безопасности народа Арцаха.

«Любое решение в результате переговоров может быть приемлемым только в случае всеобщего одобрения в Армении и Арцахе», – подчеркнул он.

Вовсе не случайно, что ряд положений новой Стратегии национальной безопасности Армении вызвал нервный тик у представителей бакинского режима, по-своему трактующего международное право и упрямо придерживающегося формулы: либо мир на условиях Азербайджана, либо война. Так, помощник президента Азербайджана, заведующий отделом внешней политики администрации президента Хикмет Гаджиев обвинил власти Армении в намерении «продолжить оккупацию» и незаинтересованности в мирных переговорах.

«Армения не намерена освободить оккупированные земли», – плачет крокодильими слезами бакинский чиновник (и это, пожалуй, можно расценить как ответ на безответственные утверждения о готовящейся «сдаче земель» со стороны властей Армении и Арцаха).

В контексте раскрываемой темы необходимо отметить июльскую встречу в Степанакерте президента Араика Арутюняна с президентом Армении Арменом Саркисяном, на которой были обсуждены текущие и перспективные программы по укреплению и развитию Республики Арцах. Выразив благодарность властям Армении за содействие в реализации программ, Араик Арутюнян сказал: «Хочу отметить, что вместе нам удастся обеспечить прогресс в направлении развития нашей родины».

Вопросы углубления взаимодействия парламентов двух армянских республик были обсуждены спикером парламента Армении Араратом Мирзояном и находившимся в конце июля с визитом в Ереване председателем Национального Собрания Арцаха Артуром Товмасяном. По итогам встречи глава арцахского законодательного органа, в частности, отметил на своей странице в Facebook: «Уверен, что после преодоления пандемии этим работам будет дан новый импульс».

Последовательный характер носят также встречи глав внешнеполитических ведомств армянских республик, в ходе которых Зограб Мнацаканян и Масис Маилян обсуждают разные актуальные вопросы, уточняют позиции по ним и согласовывают совместные действия по противостоянию разноплановым вызовам.

Говоря в интервью Общественному телевидению Арцаха о процессе карабахского урегулирования, министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян, в частности, отметил: «Армянские стороны более чем полны решимости защищать свою безопасность, свое право на жизнь, свою свободу. Армения была и остается единственным гарантом безопасности и свободы Арцаха. И Армения, и Арцах обладают достаточным потенциалом для того, чтобы оборонять, обороняться, и язык угроз решительно отвергнут армянскими сторонами».

В начале июля в Национальном Собрании Арцаха состоялась сначала отдельная встреча спикера Артура Товмасяна с Зограбом Мнацаканяном, которая затем продолжилась в расширенном формате с участием заместителя председателя НС Гагика Багунца, председателя постоянной комиссии НС по внешним сношениям Ваграма Балаяна, главы МИД Арцаха Масиса Маиляна и советника министра иностранных дел Армении Ваге Геворкяна.

Глава МИД Армении приветствовал решимость народа Арцаха строить свое будущее на основе основополагающих принципов свободы человека и демократической системы.

«Народ Арцаха заслужил право на свободную жизнь и со всей ответственностью строит свое будущее и реализует свое право на свободную жизнь», – подчеркнул он.

Как видим из риторики политического руководства двух армянских республик, намерения в плане сотрудничества и взаимодействия самые серьезные и перспективные. Однако, безусловно, наиболее активным и действенным фронтом взаимосотрудничества Арцаха и Армении на сегодня является армейское строительство и обеспечение безопасности рубежей родины.

Визиты представителей Минобороны Армении в Арцах в рамках программы военного сотрудничества и взаимодействия двух армянских государств, в том числе на уровне главы оборонного ведомства, носят регулярный характер.

Проводятся различные мероприятия, направленные на повышение боеготовности вооруженных сил и обороноспособности двух армянских государств, обсуждаются разные темы повестки военного сотрудничества, уточняется круг взаимодействия в тактической сфере и сфере обеспечения. Иными словами, делается все для расширения общего военно-оборонительного потенциала.

В ходе различных учений, проводимых под руководством министра обороны, командующего Армией обороны Арцаха генерал-майора Джалала Арутюняна, апробируются новшества, внедренные в военно-оборонную систему республики в контексте комплексных процессов повышения боеспособности войск, совершенствования механизмов противодействия противнику. За учениями следят начальник Генштаба Вооруженных сил Республики Армения  генерал-лейтенант Оник Гаспарян, начальник службы военного контроля Минобороны РА генерал-полковник Мовсес Акопян и  другие высокопоставленные военные. Особое внимание уделяется укрепительным работам, применению новых типов фортификационных сооружений, а также улучшению условий службы и быта личного состава, несущего боевое дежурство.

Существует общее понимание того, что в условиях практического отсутствия международных гарантий безопасности сильная армия продолжает оставаться ключевым фактором обеспечения региональной безопасности.

«Армия обороны, обладая безоговорочной поддержкой народа, готова не только защищать территориальную целостность нашей страны, безопасность народа, но и при необходимости нанести достойный контрудар противнику. Более того, мы готовы вернуть оккупированные Азербайджаном территории Республики Арцах», – заявил президент Арцаха Араик Арутюнян в ходе недавней встречи с руководителями общин Мартунинского района.

При этом глава государства отметил, что «незыблемое право нашего народа жить и творить на своей исторической земле не подлежит торгу».

Данное заявление практически стало ответом на угрозы президента Азербайджана и спекуляции на тему безопасности Арцаха во внутреннем медиаполе.

В свете всего вышеизложенного необходимо отметить, что один из пунктов программы деятельности президента Республики Арцах на 2020–2025 годы предполагает повышение степени интеграции с матерью Арменией, углубление и расширение взаимного сотрудничества.

Приоритетными направлениями в сфере внешней политики, наряду с международным признанием Республики Арцах, мирным урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, интеграцией республики в международные процессы, является укрепление триединства Армения – Арцах – диаспора и углубление степени интеграции с матерью Арменией.

В президентской программе также отмечается, что будут продолжены усилия по совершенствованию договорно-юридической базы двусторонних отношений между Арцахом и Арменией с целью углубления интеграционных связей двух армянских государств.

На основе наблюдений и анализа можно констатировать, что представления властей Армении и Арцаха относительно урегулирования карабахского конфликта практически идентичны. При этом в рабочих, локальных вопросах, конечно же, бывают разные подходы. Но это естественно, ибо в результате обсуждений приходит наиболее верное понимание того, как достичь качественного решения того или иного вопроса.

Попробуем подытожить все вышеизложенное. Однозначно, современное арцахское общество ждет новых положительных перемен и сдвигов во всех сферах, четких ответов на актуальные вопросы общенациональной повестки. Вместе с тем очевидно, что вольная, вернее тенденциозная интерпретация политических и общественных реалий и событий в республике грозит расколом общества на разные лагеря, ибо конечный успех справедливой борьбы арцахской ветви армянского народа зависит от единства и консолидации усилий всей нации.

Арцах и Армения похожи на сообщающиеся сосуды, тесно интегрированы во всех сферах, и в отдельности они не могут полноценно и гармонично развиваться. Следовательно, беспочвенная критика, а тем более огульные обвинения и спекуляции на чувствительных темах недопустимы. Будущее Арцаха, без преувеличения, это и вопрос достойного будущего всей армянской нации. И именно в эффективном взаимодействии двух армянских государств и триединстве Арцах – Армения – диаспора кроется залог существования и благополучия возродившейся армянской государственности… А тем, кто ищет некий заговор, следует успокоиться, ибо, как видим, его вовсе не существует…

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты