№1 (334) январь 2021 г.

Топор Сафарова разрубил армяно-мадьярские отношения

Просмотров: 10103

Несмотря на то, что армяно-венгерские связи прослеживаются еще с X-ХI веков, тем не менее уже в нашей новейшей истории 31 августа 2012 года решением Совета национальной безопасности РА дипломатические отношения между двумя странами были разорваны по причине безнравственной «сафаровской сделки», в результате которой убийца армянского военнослужащего Гургена Маргаряна был экстрадирован в Азербайджан. Как сообщали СМИ, под предлогом приобретения венгерских гособлигаций на сумму в 3 млрд евро Баку вернул на родину преступника Рамиля Сафарова, сразу же возведенного там в ранг национального героя.

Вскоре дотошная венгерская пресса сообщила и более пикантные подробности политического гешефта, «раскопав» факт перечисления в 2012 году соответствующего вознаграждения в размере 7 млн долларов на счета лиц, приближенных к действующему премьеру Виктору Орбану. «Вероятность подобного развития событий нельзя было исключать, – заявила после резонансного освобождения Сафарова на пресс-конференции первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян. – Некоторое время назад в Венгрии начались негативные процессы, связанные с бедственным экономическим положением страны и переходом ее руководства к авторитарному правлению. В подобных условиях государства обычно прибегают к разным моделям донорской помощи». К сожалению, иногда эти модели приобретают довольно уродливые формы, граничащие в буквальном смысле слова с продажной непристойностью. Несимпатичные, мягко говоря, действия венгерских и азербайджанских властей были встречены шквалом критики со стороны международных общественных организаций, правозащитных институтов, официальных лиц, религиозных конфессий и мировой прессы. «Эта история могла бы оказаться менее циничной, если бы по возвращении домой Сафарова не помиловали и не затеяли процесс героизации вероломного убийцы. А ему было присвоено звание майора, подарена квартира и выплачено жалование за те восемь лет, которые он якобы «незаконно» отсидел в тюрьме», – отреагировал румынский новостной портал hotnews.ro, одновременно представив хронологию преступления «азербайджанского душегуба».

Рамиль Сахиб оглы Сафаров получил известность в связи с совершенным им 19 февраля 2004 года жестоким убийством спящего армянского офицера Гургена Маргаряна, вместе с которым в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» проходил в Будапеште обучение на курсах английского языка. Как следует из материалов дела, накануне убийства он приобрел в магазине топор и около пяти часов утра проник в комнату к Маргаряну, нанеся ему 16 ударов топором по голове и шее. Проснувшийся от шума сокурсник Балаж Кути был шокирован увиденным и успел выбежать из комнаты за полицией. Впрочем, Кути не интересовал Сафарова. Он направился в комнату другого армянского офицера, Айка Макучяна и, выкрикивая на ходу угрозы, стал ломиться в закрытую дверь. Проснувшиеся курсанты пытались остановить убийцу, однако арестовать его смогли только прибывшие по вызову стражи правопорядка. Согласно «слитому» в венгерские СМИ протоколу первого допроса, гражданин Азербайджана без раскаяния объяснил мотивы своего преступления: «Армяне оккупировали в августе 1993 года мою малую родину Джабраил. Я не знаю, сколько наших погибло в то время, но думаю, много. Жалею, что до сих пор не сумел отомстить. На курсах узнал, что с нами проходят обучение двое армян. Во мне сразу зародилась ненависть. Я решил их убить, отрубив головы топором, поскольку именно таким способом армяне всегда убивали азербайджанцев». Столь циничный ответ поразил даже видавших виды следователей, отмечавших, что насаждаемая Азербайджаном на государственном уровне политика армянофобии как раз и привела к «эффекту Зазеркалья», где все воспринимается с точностью до наоборот. Ведь к тому времени мир уже знал о чудовищной резне по религиозно-этническим мотивам в Сумгаите и Баку, где армян жгли живьем, насиловали, выкалывали глаза, вырывали ноздри, отрезали уши, отрубали руки, ноги, головы такими же топорами… И хотя на суде Сафаров попытался отказаться от части своих первоначальных показаний и даже, вопреки заключениям экспертиз, симулировал невменяемость, тем не менее в апреле 2006 года суд первой инстанции Будапешта приговорил Сафарова к пожизненному заключению без права подачи прошения о помиловании в течение первых 30 лет. Естественно, в азербайджанской прессе поднялся шум о несправедливом вынесении приговора, по которому «доблестный азербайджанский офицер» стал «жертвой армянского терроризма и провокаций».

Когда несколько лет спустя в Ереване состоялось открытие памятника Гургену Маргаряну, то присутствовавшая при этом член палаты лордов Великобритании баронесса Керолайн Кокс подчеркнула: «Кому, как не мне, хорошо известно, кто такой армянский воин. В дни тяжелой борьбы в Арцахе я имела честь стоять на передовой линии рядом с храбрыми армянскими бойцами, защищавшими свою родину. Я пришла сюда после посещения Пантеона воинской славы «Ераблур», где захоронен армянский офицер. Я глубоко шокирована тем, что в Азербайджане пытаются возвеличить убийцу. Меня очень беспокоит будущее этой страны в плане воспитания их детей. Мне непонятна героизация того, кто поднял топор на спящего человека, как непонятны мотивы, которыми руководствуются Венгрия и Азербайджан, освобождая от заслуженного наказания преступника». Но генерируемая азербайджанскими властями политика этнической ненависти продолжала сеять ложь о том, что Рамиль и Карабах стали жертвами диверсантов: первый много лет был лишен свободы, а второй оккупирован врагами. И если первый уже вышел на свободу, то во втором случае надо брать пример с «героя» Сафарова.

Этот призыв стал особенно очевидным во время развязанной Азербайджаном в сентябре нынешнего года второй арцахской войны. Копившаяся многие годы ненависть была не только спроецирована на сегодняшние реалии, но и вновь проявилась у азербайджанцев инстинктами первобытной жестокости. В социальных сетях можно увидеть видеоролики, где современные сафаровы радостно позируют перед камерами с отрезанной головой или рядом с расчлененными телами армян. В частности, душевнобольному парню из села Карабулах Аскеранского района, который так и не понял, что происходит вокруг, «миролюбивые» азербайджанские «герои» отрубили топором голову. А затем с дикими воплями приложили голову свиньи к его туловищу и сняли на видео. Почерк остался прежним. Но в отличие от «плюшек» небожителей, простолюдинам пообещали за подобное варварство всего лишь по 100 долларов. Омбудсмены Армении и Арцаха Армен Татоян и Артак Бегларян уже отправили в ЕСПЧ и другие международные структуры доклады о злодеяниях ВС Азербайджана в отношении армянских военнопленных, а также о глумлении над телами погибших. Как написал на своей странице в ФБ Армен Татоян, подобное стало возможным в результате проводимой в Азербайджане политики армянофобии. Зверства азербайджанских военнослужащих в представленных видео лишь подтверждают, что они утоляют свою жажду крови и явно знают, что не только останутся безнаказанными, но и удостоятся большой похвалы у себя на родине. По мнению медиаэксперта из Вашингтона Кэти Прис, Азербайджан умело использует гибридные схемы воздействия на мнение населения своей страны через СМИ и соцсети, что затем дублируется культурными или другими общественными деятелями. «Самые невероятные фальсификации находят восторженный отклик у оболваненных пропагандой людей, особенно в среде средней и низшей социальной прослойки. В частности, это хорошо видно на примере освобождения и героизации убийцы Сафарова, что само по себе уже вызывает много вопросов, но которые, к сожалению, остаются без ответов», – считает она.

Кстати, в 2012 году ряд международных организаций выразил озабоченность в связи с нарушением всех юридических и моральных норм незаконной экстрадицией преступника, а перед зданием министерства юстиции состоялся многотысячный митинг венгров под лозунгом «Мы просим прощения у армянского народа и всего мира». Однако, как отметил венгерский арменовед Бенедек Жигмонд, на решение руководства страны эти акции не повлияли. «Возможности азербайджанских нефтедолларов, видимо, столь беспредельны, что перед их обаянием венгерская Фемида не смогла устоять. Говорю об этом с сожалением, поскольку армянская община на протяжении многих веков считалась одной из самых значимых в стране. В XVII веке армяне занимали третье место среди этнических меньшинств, уступая лишь немцам и славянским группам. Более того, в основанных ими городах – Арменополисе и Елизаветполисе – численность переселенцев из Киликийского царства была настолько значительной, что власти административного округа решили содействовать армянской общине в построении церквей и образовательных учреждений. Им была предоставлена внутренняя автономия со своими судами и городскими управами», – рассказывает собеседник. Примечательно, что Арменополис впервые упоминается в источниках 1291 года как деревня Герлахида. Позже, получив статус города, он стал называться по-армянски Hayaqaghak, что в переводе означает Армянский город. Но к 1918 году в силу политических потрясений Арменополис перешел под юрисдикцию Румынии и теперь больше известен как город Герла.

Венгры издавна считали армян потенциальными мадьярами. Возможно, сказывалась интенсивность интеграционных процессов в армянской среде. Уже в XVII веке появились смешанные браки, что давало возможность нашим соотечественникам официально менять фамилии на венгерские, а следовательно, пользоваться значительно большими привилегиями. Сегодня мало кто догадывается, что одним из соавторов Декларации о независимости Венгрии является армянин Иштван Горове (Горовян), так же, как и прославленные военачальники-генералы Вилмош Лазар (Лазарян), Эрне Киш (Кишян), Янош Цец (Цецян), историк и политический деятель Антон Молнара (Молнарян), юрист Ласло Гопча (Гопчанян), писатель Ласло Горове (Горовян), певица Корнелия Холоши (Агравян). Впрочем, не менее известны и те, кто остался аутентичен своим корням. Например, церковный деятель Нерсес Ереванци, который в 1686 году при освобождении города Буда от турок расшифровывал и переводил с армянского языка секретные сведения о дислокации врага, посылаемые голубиной почтой из осажденного города армянским купцом Габриелом Тохатеци. Свою лепту в избавление Венгрии от турецкого господства внес и дипломат Петрос Апетик-Карагезян, за что первым среди армян получил титул графа с правом на собственный герб.

По разным данным, сегодня в Венгрии проживают до 35 тысяч этнических армян, однако многие из них уже давно ассимилировались. В реальности можно говорить лишь о шести тысячах человек, большая часть которых являются потомками беженцев из Османской Турции. У многих смешанные семьи, поскольку подобные браки здесь приветствуются. «Вы удивитесь, но такие свадьбы у нас очень популярны, поскольку проходят с этническими элементами армянских традиций и венгерских обычаев. Своеобразная самобытность делает торжество особенно запоминающимся», – рассказывает армянин в пятом поколении Питер Надь, одновременно отметивший, что эта мода пришла с появлением новых армян. По мнению активиста, именно последняя волна переселенцев, хлынувшая сюда после распада СССР, вдохнула свежую струю в устоявшийся быт местной общины. Здесь снова заговорили об открытии воскресных школ и издании газет на родном языке. Хотя сегодня им владеет не более двух тысяч армян, проживающих в основном в столице. Когда в 2001 году в Венгрии был издан «Атлас народов страны», то почти вся восточная часть округа Пешт венгерской столицы была отмечена как зона проживания этнических армян. Правда, она давно считается мадьярской, так как «местные» армяне уже ассимилировались, а «понаехавшие» пока еще не успели полностью интегрироваться в здешний социум. «За все время проживания в Будапеште я хорошо запомнила только то, что венгерский язык принадлежит к финно-угорской семье уральских языков, внутри которой он вместе с мансийским и хантыйским языками составляет угорскую группу. Представляете, какой микс? На большее меня не хватило, разве что на разговорный шопинг, – с юмором говорит об особенностях тамошней лингвистики Агавни Петросян, переехавшая на ПМЖ в начале нулевых годов. – Дети владеют языком свободно, что вполне логично. Они родились здесь, да и связывают свое будущее с этой страной. Но одновременно прекрасно знают армянский, русский, английский. Дома мы больше говорим, как и в Ереване, на армянском и русском. Считаю, что отрываться от своей истории и религии не стоит. К сожалению, тут нет Армянской Апостольской церкви, а лишь традиционная для венгерских армян – католическая. Говорят, что до середины прошлого века, пока не появилась своя церковь, армяне служили литургию в главном храме Будапешта – Базилике Святого Иштвана».

В истории армянской католической церкви есть и положительная сторона. В храм часто приходят армяне-католики, среди которых известные юристы, актеры, художники, бизнесмены. И хотя их имена и фамилии звучат по-венгерски, тем не менее они не забыли о своих истоках и вере. Как гласит предание, в середине прошлого века католическим настоятелем общины стал священник Антон Даниэль Кадар, который обратился к Фонду Галуста Гюлбенкяна и состоятельным армянам диаспоры с просьбой об открытии в Венгрии армянской церкви. Вскоре в центре Будапешта был приобретен старинный особняк, считающийся одним из лучших архитектурных сооружений венгерской столицы. Со временем Даниэль Кадар обустроил на первом этаже церковь, где исправно нес службу вплоть до своей кончины в 1988 году. На втором этаже расположился музей, в котором представлены интересные экспонаты, раскрывающие быт местных армян. Старожилы вспоминают о священнике как об образованном и интересном собеседнике, путешественнике, страстном коллекционере таразов, ковров, картин, книг об истории венгерских армян и армянского духовенства. «Вот только осталось тайной, кем же на самом деле был Кадар по национальности: венгром, влюбленным в армян, или армянином, влюбленным в Венгрию, – говорит Питер Надь. – В исторических летописях все настолько переплелось, что сегодня трудно разделить нас по национальному признаку».

Но после экстрадиции азербайджанского преступника Рамиля Сафарова двусторонние связи на официальном уровне охладели. При этом, по словам главы армянской национальной автономии Венгрии Томаша Турдяна, симпатии и дружелюбие рядовых венгров к армянам не изменились, поскольку они понимают всю сложность ситуации. «Со своей стороны мы приложим все усилия для улучшения отношений между двумя родными для нас странами», – отмечает он. В принципе об этом говорят и в верхних эшелонах венгерской власти. Когда в 2013 году в парке Христианской солидарности города Сегед открыли хачкар в память о жертвах геноцида армян в Османской Турции, то присутствовали не только члены местной общины, но и представители венгерской власти, поскольку им не чужда эта тема. Ведь в XVI веке Венгрия не раз страдала от жестоких набегов правителя Османской империи Сулеймана?I. Да-да, того самого турецкого султана, о котором в наше время снят романтический сериал «Великолепный век». К сожалению, тема турецкой экспансии Европы осталась за рамками фильма. Хотя можно было много чего рассказать и о вассальной присяге турецкому султану, и об Османской Венгрии, и о ежегодной дани в турецкую казну, и конечно, о сопротивлении турецкому владычеству со стороны населения и партизан-гайдуков.

«Оба народа связывает вековая дружба, которая основана на общей христианской вере и сходной судьбе, а также значительных достижениях ваших соотечественников, проживающих в нашей стране. Венгры знают о героической обороне армян из книги австрийского писателя Франца Верфеля «Сорок дней Муса-Дага», – отметил для венгерской газеты Politics присутствующий на этом мероприятии глава МИД Янош Мартоньи. – Несмотря на то, что армяно-венгерское сотрудничество дало трещину, мы попытаемся восстановить доверие и углубить нашу дружбу, а также работать над расширением взаимодействия во всех сферах, в том числе в дипломатии. Церемония освящения армянской святыни в память о загубленных жизнях является наглядной иллюстрацией нашего раскаяния». Возможно, это были всего лишь протокольные речи, поскольку с тех пор прошло семь лет, а в официальных отношениях между нашими странами по-прежнему ничего не изменилось…

P.S.

В середине октября нынешнего года Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял окончательное решение по делу об убийстве армянского офицера Гургена Маргаряна азербайджанцем Рамилем Сафаровым, предъявив требование Баку. «Решение суда обязывает Азербайджан наказать убийцу и прекратить расистскую политику в отношении армян. Это решение обязательно для всех, в том числе для ответственных лиц во внешней политике этой страны. Это серьезная правовая гарантия, которая, по сути, исключает любое решение, ставящее под сомнение безопасность населения Арцаха», – написала на своей странице в Facebook представитель интересов армянской стороны по этому делу в ЕСПЧ Сирануш Саакян. Но точка на этом, как показывает история, пока не поставлена.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Буквально на днях возбуждено дело против итальянского предствителя ОБСЕ, который получил взятку от азербайджанцев. Очередь за венгерскими коллегами, которые продали Сафарова и освободили от наказания.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты