№1 (334) январь 2021 г.

Рождество и Крещение Иисуса Христа и Богоявление

Просмотров: 9597

Праздники Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) предшествуют Пасхе и следуют после нее. По «Кавказскому календарю» важнейшие «Подвижные и неподвижные праздники и посты армян-григориан» в январе 1871 года, полтора столетия тому назад, выпадали на дни: Новый год, 1 января; Рождественско-Крещенский пост, с 30 декабря до вечера 5 января; Рождество и Крещение Иисуса Христа и Богоявление, 6 января (всегда); Мясоястие без перерыва (анмичец-утик) 8 дней, с 6 января по 14-е);

Заговенье на пятидневный пост Арачаворац (предварительный), 17 января, в воскресенье; Сурб Саргиса (Святого Сергия), воеводы, сына его Мартироса и 14 воинов, 23 января, в субботу.

НОВЫЙ ГОД

В Ахалцихском уезде Тифлисской губернии на Новый год рано утром молодые люди и девушки армяно-григорианского исповедания клали на дворе на видном месте шарики из хлеба, специально для этого заготовленные, и сами наблюдали, куда ворона унесет этот хлеб. Если ворона унесет этот шарик в сад или на крышу, то это значит, что избранник или избранница живет или в том доме, на крышу которого села ворона, или в доме собственника сада.

РОЖДЕСТВЕНСКО-КРЕЩЕНСКИЙ ПОСТ

Предшествующая Рождеству неделя считается постной и называется Рождественским и Крещенским постом. Рождественский пост длится с 30 декабря по 5 января по новому стилю (переход на новый стиль был осуществлен повелением Католикоса всех армян Геворка V в энциклике № 349 от 6 ноября 1923 г.) или с 12 по 18 января по старому стилю. В эти дни не поминают святых. Заговенье на этот пост выпадает на 29 декабря.

Армянская Апостольская Церковь – единственная из христианских Церквей, которая сохранила древний обычай празднования Рождества Иисуса Христа и Крещения в один день под общим названием Богоявление. Празднуется он в ночь с 5 на 6 января по новому стилю или с 18 на 19 января по старому стилю. Армянская Апостольская Церковь в целом живет по григорианскому календарю, т. е. по новому стилю, однако епархии Грузии, юга России, Греции, а также Патриархия Иерусалима и некоторые другие руководствуются юлианским календарем, т.е. старым стилем.

Установление Рождественского поста относится к древним временам. Верующие к Рождеству должны очистить себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем встретить явившегося в мир Христа. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, но на Соборе 1166 года всем христианам было положено поститься перед великим праздником 40 дней.

В Армянской Апостольской Церкви Рождественский пост сокращен до одной недели. Чтобы не было тягостно народу, святые отцы Армянской Церкви разделили 40-дневный пост на недельные посты и распределили их на весь год.

В период поста в пищу употребляются продукты исключительно растительного происхождения. В течение поста отказываются не только от определенных видов еды, но и от страстных увлечений, многословия, лжи, ругательств и прочих грехов.

В «Нагорной проповеди» Христос так говорит о посте: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6:16-18).

В связи с тем, что празднование Нового года падает на Рождественский пост, еще с давних времен на праздничный стол подавали постные лепешки, салаты из «авелука» (трава, по вкусу похожая на грибы) и лобио (салат из фасоли), капустный салат с орехом, цукаты, варенья, халву, мед с орехами, «пасуц-долму» (постные голубцы).

Постящиеся завершают пост вечером 5 января (т. к. церковный день сменяется в 5 часов вечера), после того как в церквях отслужат Рождественскую Святую Литургию и пойдут разносить и передавать благую весть Святого Рождества. Люди приветствуют друг друга словами «Христос родился и явился! Благословенно явление Христово!»

Из «Армянской книги канонов» Иоанна Имастасера Одзнеци (глава XXVI. О водоосвящении в день Богоявления):

«Следует в день Богоявления (Крещения Господня) совершать водоосвящение в удобном месте, поливая масло на воду и читая молитвы. Совершая обряд сей, надобно вспомнить Крещение Спасителя в Иордане во имя нас. И, как в день Пришествия, следует размахивать зелеными ветвями, походя на еврейских детей, которые хлопали в ладоши и подносили молодые ветки, поскольку и мы, и все христиане традиционно совершаем это».

* * *

В карабахском селе Гадрут с 1-го дня поста до Крещения в селах бродили группы вооруженных палками крестьянских мальчишек лет 10-12, в каждой из которых по 8-10 человек. Один нес сумку или мешок, другой – колокольчик, при этом мальчики хором пели церковную песню о Рождестве Спасителя. По окончании песни благодарные слушатели вознаграждали их мукой, крупой, яйцами, маслом, солью, хлебом и дровами. Обойдя несколько ближайших деревень, через 6-7 дней мальчики возвращались домой, продавали часть собранного, а на вырученные деньги покупали необходимую провизию, и каждая группа кутила в течение нескольких дней. Остальная часть добычи обычно делилась поровну, правда, иногда, если старшие обижали тех, кто помладше, отбирая львиную долю, не обходилось без драк и ссор.

ДЕНЬ «ДОВЛАТА»

4 января армяне Зангезурского уезда отмечали как день «довлата» (жребий, счастье дома).

Этнограф Степан Лисициан в своем труде «Армяне Зангезура» пишет:

«День «довлата» отмечался 4-го января. После захода солнца начинали готовить еду – «довлат кркэни». Заправляли тесто постным маслом или легкой ореховой начинкой, клали внутрь кизиловую косточку, реже – мелкую монету. Тесту придавали округлую форму, вновь раскатывали и в виде толстого пресного хлеба запекали в домашнем очаге, обычно – в золе, которую затем смахивали тряпкой. По случаю праздника забивали корову или лошадь, делили мясо на куски по числу членов семьи. «Довлат» этого года выпадал тому, кто находил в своем куске выпечки косточку или монету. Это означало, что любое событие, счастливое или не очень, которое суждено этой семье – в первую очередь должно произойти именно с ним. Считалось дурным предзнаменованием, если при разрезании выпечки под нож попадала помещенная в нее косточка или монетка. Это означало, что дни одного из стариков в семье сочтены».

А вот сельчане Татева (Зангезурский уезд) в лепешку клали одно зерно лобио (фасоли) или одну бусину из четок. Во время ужина лепешку разрезали на части по числу душ в семействе, не забывая о прислуге, домашней скотине, собаке и т. д. Тот, кому достался «довлат», тот был признан первым счастливцем семейства, от которого зависело благосостояние всей семьи.

В селе Даш-Алты (Шушинский уезд) «кркэни» пекли из чистой муки, закладывая внутрь теста «хас», приготовленный из муки и постного масла. Бедняки вместо постного масла клали толченый орех без муки с косточкой какого-нибудь плода или серебряной монетой. Затем «кркэни» пекли на дне камина.

ЧРАГАЛУЙЦ. НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ

Накануне Рождества Христова, именуемого у армян «Чрагалуйц» (в России этот день называют Сочельником от обычая употреблять в пищу сочиво – замоченные в воде зерна злаков), во всех церквах зажигают лучины. Издревле в этот вечер в храмах светились лампады и свечи. Церковный хор исполняет гимн-шаракан «Великое дивное таинство», созданный в V веке епископом Мовсесом Хоренаци. После начинают чтения по библейской Книге Бытия, повествующей о сотворении мира и человека, о его грехопадении, искупленном кровью Сына Божия. В домах готовится рождественский обед: постный плов с изюмом, курагой, рыба и шпинат.

В последний вечер пред Крещением в том же Гадруте священники, по сложившемуся у армян обычаю, ходили освящать дома. За ними увязывались целые толпы деревенских мальчишек, которые ради нескольких копеек, проникая в дома, всю ночь не давали покоя жителям, в особенности – чиновничьему классу. Во время этих вторжений можно было наблюдать следующую картину: один из мальчиков играет на дудуке, другой – на барабане, третий через дымоотводное отверстие спускает в жилище привязанную к веревке корзину с зажженной свечой, наполненную яблоками или другими фруктами. Другой конец веревки он продолжает держать в руках. Обитатели дома берут что-нибудь из корзины, а взамен кладут в нее несколько копеек. Четвертый с сумкой заходит в дом, чтобы получить муку или какую-нибудь другую подачку. Пятый берет масло и соль, шестой – яйца и хлеб, седьмой тащит дрова, восьмой, надев маску, веселит и танцует.

То же самое происходит в первый день Нового года и на Масленицу.

* * *

Вечер накануне Рождества, то есть Рождественское Навечерие, зовется у русского народа – Святвечером. Христиане в этот день держат строгий пост до вечерней звезды.

Обычаю не вкушать пищи до первой звезды подчинялись на Руси все православные. Широко известен случай, произошедший с фельдмаршалом Суворовым (бытует версия, что мать Суворова – Авдотья-Евдокия Федосеевна, в девичестве Манукова – принадлежала к обрусевшему армянскому карабахскому роду Мануковых) на ужине с императрицей Екатериной II как раз во время Рождественского Сочельника. Почти у каждого великого человека есть завистники и недоброжелатели. Были они и у Александра Васильевича Суворова. Недоброжелатели эти были весьма высокопоставленными особами, приближенными к императрице. Поэтому нет ничего удивительного, что, несмотря на все заслуги Суворова перед

отечеством, императрица медлила с пожалованием ему звезды – ордена Андрея Первозванного. Когда в тот рождественский вечер все сели за стол и радостно принялись за еду, один Суворов ничего не ел. Разумеется, такое странное поведение не могло не насторожить императрицу, и естественно, она поинтересовалась причиной. На что великий полководец ей ответил просто и со смыслом:

– Звезды не вижу, ваше величество.

Императрица усмехнулась, сняла свою Андреевскую звезду и положила Суворову на тарелку, сказав: «Ваша звезда взошла, фельдмаршал!»

РОЖДЕСТВО И КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА И БОГОЯВЛЕНИЕ

Согласно традиции, заложенной «апостолами и блаженными отцами», Армянская Церковь изначально отмечала и отмечает Рождество и Крещение одно за другим, с вечера 5 января (после заката солнца) до вечера 6 января.

К древности восходит и другое название праздника Крещения Господня – Богоявление, связанное с сошествием Духа Святого на Иисуса при Его крещении. Крестивший Иисуса в Иордане пророк Иоанн Предтеча указал на Него: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира… Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и прибывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым». И разверзлись небеса, и Дух Святой в виде белого голубя сошел на Иисуса, а с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Праздник начинается с рождественской литургии и евхаристии, а завершается обрядом водосвятия. Освященная миром вода, символизирующая крещение Иисуса в Иордане, раздается прихожанам как целебная.

Из труда «Армяне Зангезура» Степана Лисициана:

«Во время праздника водосвятия («чрохнэк»), отмечаемого в Зангезуре и других населенных армянами местах, крест окунали в водоем, что напоминало о крещении Христа. Кроме того, в этом обряде нашли отражение древние магические действия, призванные пробудить живительную силу воды. Юные и взрослые, одни – раздетые и дрожащие от холода, другие – в теплых одеждах и даже шубах, дождавшись момента погружения креста в воду, тут же кидались за ним с непоколебимой верой, что чудотворная сила освященной воды передастся и им. При совершении обряда в небо выпускали голубей, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения Христа Святой Дух явился к нему в образе голубки.

Известно, что в Междуречье (древняя страна в долине рек Тигр и Евфрат. – М. и Г.М.) поклонение воде связывалось с культом Астарте-Шамирам. Этой же богине посвящены обряды с голубями. Обряд в память крещения Христа перекликается с этим древним обычаем, цель которого – высвобождение живительной энергии воды. По преданию, именно крещение сообщило Христу сверхъестественную силу, позволившую ему позднее свершать свои чудесные дела».

* * *

Учитель села Арцваник Ефим Мелик-Шахназаров в своем труде «Из поверий, предрассудков и народных примет армян Зангезурского уезда» (Тифлис, 1904 г.) отмечает: «В последнюю предрождественскую неделю не работают по ночам, чтобы не гневить Христа».

МЯСОЯСТИЕ (МЯСОЕД)

Мясоястие (Мясоед) – период, когда по церковному уставу разрешена мясная пища. Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний Мясоед.

ПОСТ «АРАЧАВОРАЦ»

Накануне переходящего праздника Сурб Саргиса (Св. Сергия), что приходится в различные дни – с 18 января по 23 февраля – в конце пятидневного поста «Арачаворац», установленного крестителем Армении Григорием Просветителем, армянские девушки гадают о том, выйдут ли они замуж в этом году и кто их суженый. Но для того, чтобы иметь право на гадание, нужно строго пропостить всю неделю поста «Арачаворац». Нужно в этот пост днем ничего не есть и не пить, а вечером ограничиваться куском хлеба и небольшим количеством воды.

ДЕНЬ СУРБ САРГИСА И СЫНА ЕГО МАРТИРОСА И 14 ВОИНОВ

Выдержав так строго пост «Арачаворац», можно накануне праздника Сурб Саргиса, в ночь с пятницы на субботу приступить к гаданию. Для сего пред сном нужно съесть очень соленую лепешку («агибагач»), но не пить воды. Натурально, после подобной подготовки сон будет полон видений об утолении жажды. Приснившийся в эту ночь мужчина, подающий воду, и будет мужем. Если вода покажется приятною и унимающею жажду, то это обещает счастливую супружескую жизнь; если сосуд с водою был золотой, то это знак богатства в брачной жизни; если медный, то средний достаток, а деревянный – бедность. В подспорье этому гаданию в эту ночь делают еще и следующее: старшая в семье женщина приготовляет «похиндз». Это есть смесь из слегка поджаренной и затем крупно смолотой пшеницы, шербета из меда, изюма и миндаля. «Похиндз» укладывается на большое блюдо и ставится в комнате гадающего. На другое утро можно видеть по содержимому этого блюда – был в доме разъезжавший в эту ночь на белом коне Сурб Саргис. Если на «похиндз» остался след копыта, то ясно, что святой был и тем удостоверил, что свадьба будет в этом же году. Тут же «похиндз» частью съедается дома, частью несется в церковь и там отдается бедным и священнику.

* * *

И снова обратимся к Лисициану («Армяне Зангезура»):

«Наличие следов становилось поводом для всеобщего веселья, ибо это означало, что Сурб Саргис убедился в уважительном к себе отношении в этом доме и стал его защитником от жизненных бурь. Это свидетельство благосклонности более всего радовало тех, кто собирался в дорогу. На следующий день из заготовленной мучной массы варили кашу «хашил», в чашах раздавали домочадцам. И было это своеобразным жертвоприношением святому. Угощаясь, люди верили, что вместе с ними вкушает кашу и сам святой. В Зангезуре, как и в Арцахе-Карабахе, хашил клали на блюдо в форме солнечного диска с выемкой посередине для сливочного масла, но прежде в чашу сыпали натертый «чортан». В соседнюю тарелку наливали «тан». Считалось, что, вкушая тан, каждый из домочадцев продлевает дни своей жизни по своему усмотрению. В другие дни этому напитку – тану – не приписывали магическую силу».

* * *

Иван Дадаев-Магарский в своей публикации «Кумели, папа, квери и табухис-тави» («Кавказ», 1851. № 23) описывает, как отмечали грузинские армяне этот праздник:

«В пятницу, под вечер, хозяйка дома хлопочет над приготовлением кумели – блюда, состоящего из пшена, меда и воды. В большой миске кушанье это ставится на полку. Армяне верят, что Сурб Саргис, разъезжающий в это время на белом коне, явится ночью и оставит в кумели след копыта своего коня. Это служит знаком, что молитва семейства достигла святого, им услышана и все надежды сбудутся – а главное, в доме будет скоро праздноваться свадьба. На другой день кумели делится поровну между домочадцами и съедается ими с особым чувством благоговения».

* * *

В сонме популярных христианских святых Саргису Стратилату в Армении посвящено много церквей. Мужественный, благородный грек Саргис, уроженец Кесарии Каппадокийской (IV в.), стал на военную стезю и в годы правления византийского императора Константина I дослужился до почетного титула стратилата – святого военачальника. Как христианин он посвятил себя проповедничеству и открывал людям познания божественной истины.

При императоре Юлиане, когда началась реставрация языческого культа, Саргис и его сын Мартирос, тоже христианин, укрылись в Армении, затем перебрались в Персию. Огнепоклонник шах Шапух II, исповедавший зороастризм, призвал отца и сына отречься от пагубной веры. Те отказались, сказав, что жертвуют себя единственному истинному Богу, и были казнены. Верные стратилату 14 воинов погребли их в городе Мазандаране, за что и сами были обезглавлены.

В день Сурб Саргиса, который в 2021 году Армянская Апостольская Церковь празднует в субботу, 30 января, в зангезурском селе Арцваник верующие отправлялись в ближайшее село Ширвенанц – поминать святого и чествовать мощи храброго воеводы.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Уважаемые главный редактор господин Анисонян, авторы и сотрудники газеты "Ноев Ковчег", сердечно поздравляю вас с Рождеством и Крещением Христовым! Пусть Господь благословит ваш дом, избавит от несчастья, наполнит душу радостью и благодарностью за каждый прожитый день!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты