«Золотой абрикос-2020»: в военное время
Несмотря на то, что по традиции к международному кинофестивалю «Золотой абрикос» в Ереване начали готовиться еще ранней весной, тем не менее впервые за 16 лет его проведение оказалось под вопросом. Сначала из-за охватившей весь мир пандемии коронавируса было принято решение перенести его с июля на осень. А осенью была война…
И все же вопреки обстоятельствам XVII международный кинофестиваль «Золотой абрикос» при поддержке департамента культуры МОНКС РА открылся 1 ноября 2020 года. «Все инициативы подстраиваются под стоящие перед нами задачи. Из-за военных действий в зоне карабахского конфликта организаторы сомневались в этичности проведения такого мероприятия, но в итоге пришли к выводу в его необходимости. При этом было решено, что тематика фестиваля должна соответствовать духу военного времени, а фильмы – иметь непосредственное отношение к Арцаху. Эти творения можно назвать боевым оружием армянских деятелей на культурном фронте», – отметил на открытии фестиваля заместитель министра по культуре Араик Хзмалян. Тогда никто из присутствующих даже представить не мог, что до подписания пораженческого трехстороннего заявления оставалось всего 9 дней. Ведь все это время официальные сводки с фронта носили хоть и обтекаемый, но вполне оптимистичный характер
В этот раз не было торжественной церемонии открытия фестиваля. Как не было и традиционной красной дорожки, по которой не раз проходили местные знаменитости и мировые звезды, среди которых писатель и сценарист Тонино Гуэрра, режиссер Даррен Аронофски, актрисы Клаудия Кардинале, Фанни Ардан, Настасья Кински, Орнелла Мути, Жаклин Биссет. А еще впервые за всю фестивальную историю «Золотого абрикоса» не было пригласительных билетов и контрамарок. Все средства, собранные от платных показов, изначально было решено направить в благотворительный Всеармянский фонд «Айастан» с пометкой «Для Арцаха». Так же как и выручку от выставки-продажи «Мы», в которой приняли участие более двадцати художников и дизайнеров из Армении, Арцаха, Спюрка. Зрителям были представлены эксклюзивные графические работы, рассказывающие о реалиях военного времени. По словам устроителей, все постеры и плакаты были раскуплены практически мгновенно, поскольку каждый из присутствующих понимал значимость данной акции и постарался внести свою лепту в благотворительную акцию.
Кстати, в этом году старт был дан не в пафосном кинотеатре «Москва», где всегда проходили фестивальные кинопоказы, а в более скромном Доме кино. «Мы скорректировали формат нынешнего мероприятия с учетом сложного военного времени, – отметил художественный руководитель фестиваля Карен Аветисян. – На первый план вышел проект «Посвящение Арцаху», где представлены киноленты, посвященные самому райскому уголку планеты». Это фильмы Норы Мартиросян «Если подует ветер», Гарегина Папояна «Приятного полета», Сильвы Хнканосян «Нечего бояться», Марата Саргсяна «Потопа не будет», Акопа Мелконяна «Блокада», Дживана Аветисяна «Врата в рай». Показ последнего зрители ожидали с особым нетерпением, поскольку ровно месяц назад оргкомитет 42-го Московского международного кинофестиваля решил вывести этот фильм за рамки программы с формулировкой: «Отложить его участие в связи с напряженной ситуацией в Нагорном Карабахе, но с возможностью показа в случае, если конфликт утихнет хотя бы до уровня перемирия». Как стало известно из интервью программного директора ММКФ Кирилла Разлогова «Интерфаксу», довольно жесткий прессинг был организован Азербайджаном, в том числе послом этой республики в России Поладом Бюльбюль оглы. «А ведь наш фильм скорее мелодрама. Он о любви, в которую неожиданно вплетаются отзвуки прошедшей карабахской войны. Причем подобная сюжетная коллизия может случиться в жизни каждого человека независимо от национальности. Поэтому считаю, что культура не должна прогибаться под политическую конъюнктуру, – говорит известный немецкий актер, сыгравший в фильме главную роль, Рихард Заммель. – Думаю, «токсичный» эпизод с отказом еще больше заинтриговал многочисленных зрителей. И в целом стал для широкой публики прекрасной рекламой нашей картины, в которой армянский кинорежиссер задействовал артистов из многих стран мира».
Не менее интересна и судьба ленты «Если подует ветер», становление которой шло около десяти лет. Именно с ее премьеры в этом году был дан старт фестивалю «Золотой абрикос», хотя, по словам директора-координатора Араика Манукяна, предполагалось, что фильм сначала покажут в Арцахе. Однако из-за военного положения планы пришлось срочно менять. К сожалению, не смогла приехать в Ереван режиссер Нора Мартиросян. В своем видеообращении она поблагодарила коллег за совместную работу, одновременно отметив: «Несмотря на сегодняшнюю боль, я уверена, что Арцах еще станет свидетелем мирных страниц своей истории». Не присутствовал на показе своего фильма «Потопа не будет» и литовский режиссер армянского происхождения Марат Саргсян. На передовой с оружием в руках он защищал родину. «Можно долго и подробно рассказывать о каждом фильме, потому что за каждым из них стоит своя трогательная или трагическая история о простых людях из мирной или военной жизни, – отмечает искусствовед Карине Симонян. – Хочу отметить примечательный факт: за плечами любого из режиссеров, участвующего в нашем фестивале, уже имеется солидная фильмография, а представленные ими кинокартины не ограничиваются наградами только «Золотого абрикоса». Многие отмечены призами престижных Венецианского, Берлинского, Каннского и других кинофестивалей». Например, документальная лента «Деревня женщин» режиссера Тамары Степанян получила на итальянском международном фестивале Della lessinia признание в номинации «Лучший фильм». А вот на фестивале в Каннах наши географические соседи вновь остались верны себе и выразили протест в связи с демонстрацией фильма Норы Мартиросян «Если подует ветер». Хотя он повествует о мечте, небе, самолетах и степанакертском аэропорте.
Однако, азербайджанский киновед Ульви Мехти усмотрел в нем идеологическую компоненту и намек на «оккупированные земли». А затем довольно эмоционально отреагировал в одном из своих интервью: «Включение этого пропагандистского фильма в программу 73-го Каннского кинофестиваля считаю прямым ударом по нашим позициям, мало чем отличающимся от военных. О соприкосновениях на линии фронта нашей и армянской армий деятели минкульта периодически узнают из сообщений министерства обороны Азербайджана. Но в отличие от силового ведомства, наше министерство культуры пока не может резюмировать свои сообщения лаконичной фразой военных: «Огневые точки противника подавлены». Именно поэтому даже на культурном фронте мы должны быть бдительными, чтобы уметь вовремя дать отпор врагу». Думается, что комментарии тут излишни, особенно в контексте «культурной автономии», которую президент Азербайджана Ильхам Алиев недавно пообещал жителям Арцаха…
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии