№1 (334) январь 2021 г.

Сетевой университет Армения – диаспора – необходимость времени

Просмотров: 4415

Сегодняшний уровень виртуально-информационного воздействия на общества стал инструментом глобального переустройства мира. Он максимально обострил конфронтации, придав им гибридный характер, и проник практически во все сферы общественной и государственной жизни. Противостоять этому можно только накопив в обществе интеллектуальные ресурсы, которые позволят адекватно оценить угрозы и найти ответы на деструктивные вызовы.

Сегодня виртуально-информационное воздействие плюс иностранная агентура, как в виде агентов влияния, так и классических шпионов, позволяет создавать общества определенного типа и направленности. Используются и тревожные воздействия на области здравоохранения, экологии, образования, которые сегодня призваны воспитывать не гражданина, а потребителя. Все это свидетельства того, что человечество переживает качественно новый этап своего развития или же, по мнению некоторых аналитиков – деградации. В этой ситуации резко возрастает вероятность геополитических изменений, когда страны, ослабленные изнутри, легко переходят под внешнее враждебное управление.

Эти деструктивные вызовы направлены как против Армении, так и против диаспоры, т.е. всего армянства, и в случае полной реализации негативных сценариев под вопросом может оказаться само существование армянской государственности. Ясно, что пришедшие к власти в результате «цветного переворота» силы, находясь под управлением внешних сил, нацелены не на развитие государства, а на всяческое его ослабление. Трагический исход войны, заложенный в программе революции и не распознанный обществом, лишь подтверждает неадекватность восприятия им современных опасностей. Но что хуже всего – дальнейшая массовая неадекватность может привести к еще более трагическим последствиям. Противостоять этому можно только созданием конструктивных сил, имеющих адекватное восприятие реалий современного мира. Мысль эта, конечно же, не нова. Согласно разработанным в передовых странах концепциям «национальной безопасности» эффективно противостоять современным вызовам можно только при наличии в обществе «критической массы» носителей интеллектуальных и духовных ресурсов, имеющих необходимую организованность, идеологию и направленность

И только эта «критическая масса» в состоянии сформировать национальную элиту, способную эффективно развивать страну и общество как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях

К сожалению, сегодня в нашем обществе не сформирована эта «критическая масса» и, соответственно, национальная элита, несмотря на то, что такой опыт у страны был. В частности, научно-технологичная сфера Второй Республики во многом соответствовала требованиям, предъявляемым к развитым, так называемым «постиндустриальным» или «информационным» обществам. Иными словами, это было общество, основным продуктом которого было знание. Характерно, что, согласно оценкам британских спецслужб и аналитических центров, победа в первой карабахской войне была обусловлена интеллектуально-технологическим превосходством армянской стороны. В последней же войне нам пришлось испытать технологическое превосходство противника.

Сегодня Третья Республика представляет собой «деиндустриализованную» страну, снизившую в десять раз по сравнению со Второй Республикой свой научно-технологический потенциал и, как следствие, попавшую, согласно данным МВФ, на 108-ю строку по ВВП на душу населения. Эти прискорбные реалии отразились и на уровне образования в стране. Согласно рейтинговому списку Webometrics Ranking of World Universities, Ереванский госуниверситет занимает 2299-е место, сильно отставая от вузов Турции, 10 университетов которой занимают места от 491-го до 841-го. Тбилисский госуниверситет отмечен здесь 1135-м местом. В более локальном рейтинговом списке QS EECA Uniwersity Rannkings Бакинский госунт занимает 95-е, Ереванский госунт делит 181–190-е место. По рейтингу научно-исследовательской активности Национального фонда науки США Турция занимает 19-е место. Более того, турки стали читающей нацией, заняв шестое место в мире по публикациям новых книг.

Дела обстоят не лучшим образом также и в диаспоре. После закрытия на Кипре «Мелконян Варжаран» остался только один вуз – бейрутский «Айказян», который ныне находится далеко не в лучшем состоянии из-за негативных развитий в Ливане. Из 90 арменологических центров за рубежом только десятая часть в той или иной степени, в основном – на неудовлетворительном уровне, занимаются современными проблемами. В результате в диаспоральных СМИ и общинах превалируют упрощенные, неадекватные представления об Армении и армянском обществе, национальных интересах и проблемах. В то время как минимум 90% израильских диаспоральных центров занимаются современными проблемами, а в сфере образования, например в США, у них есть не только принадлежащие им университеты, но и сотни других вузов, находящихся от них как минимум в финансовой зависимости.

Сложившаяся ситуация обусловлена, ко всему прочему, еще и тем, что представители так называемого «армянского капитала» как на родине, так и в диаспоре не очень хорошо представляют себе современную ситуацию и координаты Армении и диаспоры в глобальном пространстве. Естественно, что и не осознают важность развития интеллектуального потенциала нации, и поэтому чаще всего выражают свой патриотизм установкой очередного «хачкара».

Отметим также, что в условиях современной военно-политической «турбулизации» происходит стремительная девальвация норм международного права. Т.е. надежды, питаемые частью армянского общества, что доброжелательное отношение мировой общественности к проблеме геноцида и потери большей части исторической родины приведут, например, к реализации Севрского договора, более чем иллюзорны и потому весьма опасны, что наглядно и показали последние развития в Арцахе. Запад нам, как показывают недавние события, не поможет, но может крупно навредить.

В этой ситуации развитие интеллектуальных ресурсов армянства и их сплочение становится неотложной задачей. И даже если оппозиции удастся сместить нынешнее правительство, все равно низкий усредненный интеллектуальный уровень общества будет тормозить развитие страны. К сожалению, умение адекватно оценивать ситуацию обществом не стало стратегической программой на всем пути существования Третьей Республики, приведя к ужасным последствиям. Хрупкие островки знания были сметены «цветной революцией», приведя к необоснованной эйфории вначале и растерянности потом. Именно так реагирует на ситуацию человек без адекватного восприятия действительности и, не защищенный знаниями, легко подвергается манипуляциям. И проблема адекватного реагирования на вызовы, как внутренние, так и внешние, стала программой выживания. Очевидно, что ее составление и реализация предполагают привлечение интеллектуального потенциала всего армянства. Легче всего на первом этапе создать сетевой университет Армения – диаспора, с функцией как площадки для дискуссий и принятия решений, так и образовательной. Заметим, что Академия наук Армянской ССР была создана в 1943 году, когда шли бои на Курской дуге и победа СССР в войне была тогда не столь очевидна.

Сетевой университет Армения – диаспора (АДУ, Armenia – Diaspora on-line University – ADU). Эта идея не нова, еще в фонде «Нораванк», имевшем репутацию мозгового центра как в Армении, так и за рубежом, выполнялись исследования по национальной безопасности, в том числе и в области противодействия «цветным революциям», но переход на формат университета не успел состояться. И этот фонд, естественно, пал одним из первых под ударами «цветной революции». Однако работы в этом направлении сегодня на общественных началах продолжаются в Институте сетевых исследований. Актуальность проблем национальной безопасности растет и будет расти, если мы хотим сохранить нашу государственность

Особо отметим, что создание сетевых университетов в передовых странах набирает ход, что началось еще задолго до пандемии, хотя она сегодня дополнительно стимулирует этот процесс. Согласно экспертным прогнозам, доля сетевых университетов через 15 лет достигнет 80% всего вузовского обучения. Кроме того, создание и функционирование онлайн-университетов требует в несколько десятков раз меньше расходов, чем традиционных, что привлекает внимание инвесторов. А учитывая высокую рентабельность научно-образовательной сферы, превосходящую 30% в состоявшихся онлайн-вузах, сегодня она привлекает очень крупные инвестиции. Так, миллиардер Джон Фолсон инвестировал в эту сферу $400 млн, а Джордж Сорос совсем недавно вложил более полумиллиарда. Значительная часть вложений представлена еврейским капиталом, что должно послужить и предметом анализа, и примером для армянского капитала.

АДУ призван стать не только обучающим заведением, но и площадкой для обсуждения актуальных проблем армянского сообщества и выработки алгоритмов, вплоть до создания мемов, для противостояния угрозам во всех сферах национальной безопасности. При обеспечении успешно прошедших курс выпускников ADU государственными дипломами (что абсолютно реально) после 2 лет подготовительных работ и рекламы возможно обеспечить поступление в ADU как минимум 1000 студентов из разных стран на условиях платного обучения. Не будем забывать, что диаспора насчитывает около 10 млн человек, и если престижность диплома АДУ не может соперничать с дипломами известных университетов, то качество знаний не должно вызывать сомнений.

Вовлечению диаспоры в работу будет способствовать и база данных на примерно 700 ученых диаспоры, составленная нами еще во времена функционирования «Нораванка». Исследованы также целевые аудитории в более чем 1000 разнообразных структурах диаспоры для выбора кандидатов как на обучение, так и на преподавание в университете. Исследования показывают, что наиболее востребованы курсы по экономике, менеджменту, юриспруденции и пр. Однако при составлении учебных курсов в первую очередь должны быть учтены проблемы армянства. И потому в учебные программы будут включены особые курсы, такие как, например, «Безопасность армянского сообщества», «Информационная безопасность армянства», «Противодействие революциям» и др.

АДУ как образовательное заведение и «интеллектуальный клуб» по обсуждению и выработке программ развития значительно улучшит имидж Армении и будет способствовать консолидации и инвестициям армянского капитала в наукоемкие проекты в Армении.

Этой идее уже много лет, но она не воспринималась как нетерпящая отлагательств. Сегодняшняя ситуация обидно указывает на наше отставание в интеллектуальной области, которой мы всегда гордились и практически ничего не делали для ее развития. Наш Институт сетевых исследований, наследник «Нораванка», не будем скрывать, влачащий свое существование за счет отдельных энтузиастов, ждет позитивной реакции тех, кому дороги судьбы Армении и армянства. Вместе мы можем создать интеллектуальный центр, с которым Армению не так легко будет победить. Кстати, эти же проблемы существуют и для гораздо более защищенной России, которая подвергается интенсивному виртуально-информационному воздействию с той же целью, что и Армения – подорвать страну изнутри и разрушить ее. Так что в этом смысле мы в одной лодке.

Арен Вардапетян, заместитель директора Института сетевых исследований, rni.am

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты