№2 (335) февраль 2021 г.

Культурное мародерство: Баку приступил к «албанизации» христианских памятников Арцаха

Просмотров: 6995

Еще с советских времен бакинская пропаганда пытается внедрить в массовое сознание фальшивую идею о том, что карабахцы (арцахцы) не имеют ничего общего с армянами, а являются армянизированными албанцами и соответственно их культурное и духовное наследие – албанское. И хотя данная концепция давно опровергнута армянскими и иностранными учеными, тем не менее она по сей день продолжает оставаться одним из основных орудий в информационно-пропагандистском арсенале официального Баку.

Сейчас, когда после 44-дневной войны под контроль Азербайджана перешел ряд исконно арцахских территорий, бакинский режим уже активно пытается перевести свои пропагандистские уловки в практическую плоскость, в частности, используя удинов – небольшой древний народ исторической Кавказской Албании, вопрос об истории, этноконфессиональном составе, границах и языке которой по сей день остается предметом научных дискуссий. В частности, Баку назначил проповедником старинного армянского монастыря Дадиванк (IV–XIII вв.) в Кельбаджарском (Карвачарском) районе удина по национальности Рафика Данакари. Тот в свою очередь не преминул заявить, что на территории Карабаха находится более 300 «албанских» церквей, которые он собирается посетить. Верующие удины уже провели (в присутствии армянских священников) в охраняемом российскими миротворцами Дадиванке богослужение.

В Степанакерте считают, что объявление армян Арцаха албанцами является грубой попыткой фальсифицирования истории этого древнего армянского края, отмечая при этом, что об автохтонности и самоидентичности арцахских армян свидетельствуют не только тысячи исторических памятников – церквей, монастырей, хачкаров (камней-крестов), – но и вековой хозяйственный уклад армянского населения. Карабахские ученые также отмечают, что с первых лет советской власти в Азербайджане, в состав которого Нагорный Карабах был практически насильно включен большевиками, принялись за планомерное уничтожение армянских памятников храмовой и светской архитектуры, а с пятидесятых годов началась кампания по присвоению армянских памятников архитектуры и религиозных объектов.

Один за другим объявлялись азербайджанскими монастыри Дадиванк (IV в.), Гандзасар (XIII в.) и другие. При этом бакинских фальсификаторов не смущали ни христианская символика, ни надписи на армянском языке, ни собственно армяно-христианское направление в зодчестве.

И это притом что тюркские племена, к которым восходит современный азербайджанский этнос, появились в Нагорном Карабахе лишь в последней трети XVIII века и вплоть до включения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана в 1921 году никогда не превышали 3–4% населения.

Нынешний президент Азербайджана расширил масштабы деятельности своего отца и его предшественников в этом направлении. Известно, что еще 14 декабря 2005 года в своей речи по случаю 60-летия Академии наук Азербайджана Ильхам Алиев призвал азербайджанских ученых вовлечься в программу «обоснования» перед мировым сообществом отсутствия исторических прав армянства на Нагорный Карабах. Он обещал субсидирование программы объединения усилий азербайджанских специалистов в разработке и пропаганде его тезиса о том, что «армяне пришли в Нагорный Карабах – неотъемлемую часть Азербайджана – как гости» и что «...нынешняя Армения, территория, именуемая на карте Республикой Армения, – это исконно азербайджанская земля»...

На днях весьма примечательное в данном контексте заявление сделал председатель Союза архитекторов Азербайджана Касимзаде, который призвал уничтожить все армянские храмы на территории Арцаха. В свете такого призыва становится понятен отказ бакинского режима допустить в находящиеся под азербайджанской оккупацией районы Арцаха миссию ЮНЕСКО, желающего осуществить мониторинг послевоенного состояния армянского культурного наследия. Естественно, Баку не хочет продемонстрировать международным экспертам целенаправленно разбомбленный шушинский храм Всеспасителя Казанчецоц, на стенах которого уже после заключения перемирия появились оскорбительные надписи краской на азербайджанском языке, часовню Канач жам (Зеленая церковь) в том же Шуши с разрушенными вандалами куполами, а также поверженные в карабахских селах хачкары, разрушенные армянские кладбища и т.д. Наблюдатели отмечают, что отказ пропустить на оккупированную территорию Арцаха экспертов самой авторитетной в данной сфере международной организации является доказательством того, что Алиев намерен уничтожить армянские памятники Арцаха по примеру некогда армянского Нахиджевана. Примечательно, что после полного уничтожения уникальных армянских хачкаров на кладбище Старой Джуги ни одна международная экспертная миссия так и не была туда допущена – в том числе от ЮНЕСКО. Наблюдатели задаются вопросом: если это преступление сошло Алиеву с рук, почему бы ему не начать разрушение не менее уникальных армянских храмов Арцаха или же, к примеру, античного городища Тигранакерт (на территории нынешнего Агдамского района), многочисленных старинных сельских базилик, хачкаров...

Историки констатируют, что, стремясь внести раскол в единство армянского народа, посеять рознь в его рядах и обосновать свои претензии на территории Утика, Арцаха и Сюника, памятники их богатой материальной и духовной культуры, в Азербайджане активно муссируют тему восстановления под эгидой азербайджанских властей Албанского католикосата и церкви в Азербайджане. На данную тему в последние годы большими тиражами издается многочисленная псевдонаучная литература, призванная обосновать «албано-удинскую» гипотезу этнического происхождения карабахских армян, в этом направлении ведутся активные пропагандистские работы во всех видах СМИ, периодически организовываются различные круглые столы, «научные» конференции и симпозиумы, щедро вознаграждаются ученые, последовательно отстаивающие выгодные Азербайджану позиции.

«...Еще одним способом ведения исторических войн является «приватизация» историко-культурного наследия Кавказской Албании, что, очевидно, получит новый импульс сейчас, после перехода под контроль Азербайджана ряда раннесредневековых христианских памятников на территории Кельбаджарского, Лачинского и некоторых других районов, – считает российский политолог Андрей Арешев. – Разумеется, власти Азербайджана будут предпринимать все возможное для «албанизации» армянского наследия на Южном Кавказе. Кстати говоря, несколько месяцев назад «удинскую» службу уже пытались провести в армянском монастыре на острове Ахтамар на озере Ван в Турции. Турецкие лидеры, активно поддерживающие Баку все эти годы, вполне откровенно заявляют о «новой эре в истории Кавказа», которую пишут победители. Присвоение историко-культурного наследия покоренных народов – хорошо известный почерк, глубоко чуждый российской политической, культурной и академической традиции...»

В определенном смысле сложившаяся ситуация напоминает процесс создания единой автокефальной поместной церкви на Украине, который практически подорвал единство тысячелетнего мирового православия и, следовательно, ослабил в целом мировое христианство. Церковь на Украине, как и церкви Арцахской епархии ААЦ, стала заложницей политического конфликта. Раскол был организован и подготовлен Константинопольским патриархатом. С сожалением приходится констатировать, что патриархат и сегодня вносит свой деструктивный вклад, поддерживая политические интриги официального Баку в вопросе «албанизации» армянского духовного наследия Арцаха.

Разделение церкви и народов по политическим мотивам особенно опасно на фоне нынешней активности международных террористических организаций. Беспрецедентная агрессия турецко-азербайджанского тандема при поддержке тысяч наемников – радикальных исламистов против маленького христианского Арцаха подтвердила, что использование бакинским режимом и Анкарой религиозного фактора не просто аморально, но чревато большими катастрофами. В частности, следствием такой политики стало распространение волны нестабильности и терроризма в сторону Южного Кавказа и дальше.

Между тем, отмечают специалисты, удины, как истинные потомки Кавказской Албании, были и остаются паствой Армянской Апостольской Церкви, что, разу-

меется, невозможно на территории Азербайджана. Председатель общественной организации «Возрождение народа исторической Албании» Сусанна Абрамян считает недопустимым «назначение» властями Азербайджана удина в качестве проповедника в монастыре Дадиванк и осуждает попытки искажения принадлежности армянских церквей и монастырей в Нагорном Карабахе, «албанизации» армянского религиозного наследия.

«Удины, являясь во все века последователями ААЦ, живя на своей исторической родине, будучи сейчас гражданами Азербайджана, не могут признать себя последователями ААЦ, так как на сегодняшний день они считаются последователями Албанской церкви Азербайджана. В итоге ААЦ имеет юридическое право на запрещение проведения религиозных обрядов в монастыре Дади со стороны албанских священников», – утверждает она, добавляя, что «испокон веков удины жили бок о бок с армянским народом, складывались очень тесные культурные и духовные отношения между ними...»

В целях защиты религиозных и культурных памятников, оказавшихся в результате войны под контролем Азербайджана, Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении сотрудничает как с местными, так и с международными организациями, но пока не достигло ощутимых результатов. По словам заместителя министра Нарине Хачатурян, в сотрудничестве с МИД РА создана группа из армянских специалистов, проживающих за рубежом и в Армении.

«Армяне участвуют в лоббировании на международных площадках, но основная структура, к которой мы обращаемся, – это ЮНЕСКО. В декабре планировалось, что ЮНЕСКО направит комиссию международных наблюдателей в районы, которые больше не находятся под контролем Арцаха. Комиссия должна была следить за несколькими армянскими памятниками. Делегаты были из России, США, Франции и Италии, но Азербайджан запретил им въезд на подконтрольные ему территории», – подчеркнула Хачатурян.

В Министерстве иностранных дел Армении расценивают «искажение идентичности армянского наследия как попытку «культурного мародерства». В распространенном 15 января комментарии пресс-службы внешнеполитического ведомства отмечается, что «тысячи армянских религиозных и светских памятников были созданы за сотни лет до появления Азербайджана и не имеют ничего общего с азербайджанской идентичностью».

«Попытки отчуждения этих памятников от армянского народа не имеют ни исторического, ни теологического, ни морального обоснования», – подчеркивают в армянском внешнеполитическом ведомстве.

Отметив, что церкви и исторические памятники на перешедших под контроль Азербайджана территориях находятся под угрозой, Католикос всех армян Гарегин II сообщил в интервью изданию «Известия», что в ААЦ создан специальный отдел, который должен контролировать сохранность памятников международного значения. Именно с этой целью священнослужители обратились к религиозным лидерам, международным культурным организациям и структурам, в том числе и ЮНЕСКО. Гарегин II выразил надежду на то, что усилиями сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в число которых входит и Россия, станут возможны незамедлительные действия по сохранению памятников.

В свете всего вышеизложенного можно констатировать, что, противопоставляя удинов армянам, официальный Баку рассматривает проект «Удинской церкви» в качестве начального этапа «восстановления» «Албанской церкви Азербайджана», дабы затем активно использовать это искусственное образование как инструмент антиармянской пропаганды и фальсификации истории региона в целом. При этом, разумеется, азербайджанское руководство не заинтересовано в реальном укреплении позиций христианской, в том числе и удинской, общины. Бакинскому политическому режиму выгодно держать этот вопрос в подвешенном состоянии, чтобы как можно дольше применять его в качестве рычага в развязанной им информационно-пропагандистской войне против Армении и Арцаха.

Ашот Бегларян, заслуженный журналист НКР, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 29 человек