№2 (335) февраль 2021 г.

Диаспора – это я

Просмотров: 4048

Наш соотечественник из Канады Майкл Аветикян не новичок в Армении, поскольку и ранее бывал здесь туристом. В Ереване живет семья его супруги, а потому он не понаслышке знает о жизни в нашей стране, где значительная часть населения находится за чертой бедности и социальной неустроенности. Но так случилось, что в этот раз недельная поездка затянулась почти на год. Сначала из-за пандемии, когда закрылись все наземные и воздушные сообщения, а потом пришла война.

Имея за спиной 17-летний опыт организации благотворительных марафонов, в том числе международных, а также наработки по сотрудничеству с волонтерами и спонсорами, Майкл и в этот раз не остался равнодушным. Еще до войны проанализировав ситуацию в Армении, решил реализовать на своей исторической родине благотворительный проект, аналоги которого с 60-х годов прошлого века пользуются большой популярностью в европейских странах.

«Я не представлял, что все может так затянуться. Думал, приедем на неделю, решим наши вопросы, наладим работу и успеем уехать. Но буквально на следующий день после прилета в Ереван ворота «обратно» из-за коронавируса захлопнулись, – рассказывает собеседник. – Не буду лицемерить, что я патриот. Я не вникаю в политические процессы. Я просто армянин, который хочет быть полезным государству и своему народу. В этот раз, столкнувшись с местными проблемами, понял, что социальный фон в Армении, к сожалению, просто зашкаливает, а людей, нуждающихся в поддержке, гораздо больше, чем я учитывал в первоначальных расчетах во время своих предыдущих краткосрочных поездок. Еще до войны, понимая, что мы «застряли» надолго, решил предложить армянскому правительству адресную программу помощи «Армянский банк еды» для малоимущих слоев населения. Его создание позволит обеспечивать необходимым продовольствием определенное количество людей каждый месяц. Очень важно, чтобы проект эффективно и прозрачно работал под армянским флагом, когда каждый армянин из диаспоры или Армении будет знать, куда и на что ушли его деньги».

Тут никто не изобретает велосипед. Фонд, созданный при поддержке государства, будет обладать определенными полномочиями и правами, что позволит ему более эффективно налаживать связи с различными заинтересованными структурами и лицами. На начальном этапе проект осуществляется на средства правительства при помощи Всемирной продовольственной программы ООН (WFP), которая раздает тонны продовольствия на подобные проекты по всему миру. Но потом нагрузка на бюджет уменьшится за счет спонсоров и финансирования из-за границы, а через 6–8 месяцев фонд полностью сможет перейти самообеспечение. Спонсоры и простые армяне за рубежом уже сегодня готовы вкладывать деньги в подобный проект, поскольку для жителей западных стран это вполне нормальная практика. Обоснования к бизнес-плану Аветикян представил в Министерство труда и социального обеспечения РА в надежде, что его начинания найдут понимание. Однако там его завтраки откровенно кормили «завтраками», при этом ссылаясь на то, что просто не могут связаться с ним. Естественно, при постоянных кадровых перетрясках в верхних эшелонах власти найти ответственного за окончательный вердикт уже не представляется возможным, тем более бывший министр госпожа Ботоян с ноября прошлого года сменила место своей работы.

Во всей этой истории довольно интересным остается еще один факт. В указанном ведомстве уже имелся аналогичный проект, которому премьер-министр давно дал добро и который должен был стартовать в июне 2019 года. Но даже по истечении года он не заработал. «С Заруи Ботоян мне так и не довелось поговорить. Но с чиновником, ответственным за его запуск, мы обсудили подробности моего бизнес-плана по финансированию, логистике, охвату населения и так далее. Я даже интегрировал свой проект в проект, разработанный во властных структурах. Практически сделал все, что они не сделали за год, включая даже лого. Но все мои идеи и предложения потерялись где-то в кабинетах Минсоцтруда, несмотря на то, что было обещание начать сотрудничество «через день-два». С тех пор прошел почти год, за который можно было бы открыть пять отделений в нескольких городах республики», – говорит собеседник и добавляет, что в свое время обращался в Министерство диаспоры, администрацию президента Армении, написал письмо премьер-министру Николу Пашиняну, которое в июле 2020 года было размещено на интернет-сайтах. В нем, в частности, говорилось: «Создание такого некоммерческого фонда поможет многим в нашей стране. В первую очередь семьям, потерявшим кормильца, матерям-одиночкам, многодетным семьям, одиноким пожилым людям, ветеранам и людям, которые уже проживают на улице. Все, что сейчас для этого нужно – это помощь местных муниципалитетов в предоставлении свободных мест для склада продуктов, где будет происходить организация раздачи еды нуждающимся. Также необходимо разрешение расставить картонные ящики с маркировкой «Армянский Банк Еды/Armenian Food Bank, куда граждане Армении, смогут положить продукты. Те, кто делает покупки в магазине, могут потратить еще 100–200 драмов, чтоб купить обычные консервы, крупу, каши, воду, сыр, макароны для нуждающихся и тем самым не только помочь проекту, но и самим поучаствовать в нем».

О причинах нежелания со стороны властей реализовать проект продовольственной помощи населению можно только догадываться. Но в любом случае каждая из причин не выдерживает никакой критики, будь то коррупционные схемы, конкурент из диаспоры или банальное бюрократическое равнодушие. А тем временем, возможно, именно поэтому мы часто слышим взаимное недовольство диаспоры и Армении, когда представители первой попрекают своей финансовой поддержкой. «Не думаю, что это правильная постановка вопроса. Армянская диаспора состоит не только из людей, которые приезжают, демонстративно дают деньги под красивые фотографии, а потом спокойно уезжают. Я хочу показать, что есть люди, которые, имея за плечами определенный опыт, могут изменить страну к лучшему. Ведь делать добро надо от души, с открытым сердцем, не ожидая благодарности за это. Многие мои друзья и соратники поступают именно так: приезжают сюда, чтобы быть полезными конкретными делами своей исторической родине. Диаспора – это я. Я один из тех, кто приехал сюда, чтобы реально, без пафоса, помочь своему народу. Не всегда и не у всех это получается. Но меня препятствия в чиновничьих кабинетах только закалили», – говорит активист. Сегодня он и сам затрудняется обозначить свой статус, поскольку еще год назад, в его прошлой жизни в Канаде, у него были немного другие планы на будущее. Кроме благотворительных проектов, есть работа, хобби, спорт. Кстати, Майкл Аветикян пока первый и единственный армянин, ставший чемпионом мира среди ковбоев Дикого Запада по скоростной стрельбе. А еще мало кто знает, что, выступая под флагом Канады, он всегда берет с собой армянский триколор.

Так как срок карантина продлили еще на полгода, то Майкл с супругой Еленой пока вынужденно остаются в Армении и продолжают свое дело. Конечно, им нужны и статус, и полномочия, делегированные со стороны государства, что значительно облегчило бы сотрудничество с предприятиями пищевой промышленности. «Мы сможем обратиться в пекарни, где, я думаю, смогут испечь лишних два-три хлеба, чтобы передать на склады банка. Имея официальную поддержку от правительства, можно будет обратиться за помощью к заводам, попросить их передать продукцию, которую не успели отправить в продажу и которой грозит утилизация. До истечения ее срока годности они помогут нуждающимся», – считает Майкл Аветикян. Но это надежды на перспективу. А в действительности чета канадских армян в течение года поэтапно реализовывала то, что планировалось сделать еще в 2019 году силами оптимизированных министерств. Но несмотря ни на что, супруги и сегодня продолжают свое благородное дело. Через какие трудности им пришлось пройти, знают только они, да еще волонтеры, с которыми уже налажены деловые контакты. При постоянном сотрудничестве они обновляют данные в уже имеющихся списках. Кто-то звонит или пишет сам, кого-то находят через знакомых. На сегодняшний день списки людей значительно увеличились, так как внесены еще и семьи погибших воинов, раненые защитники Отечества, многие из которых проходят лечение в госпиталях. Им сейчас очень нужны поддержка и внимание. В первую очередь важно отвлечь от грустных мыслей, нельзя позволить им замкнуться в себе, нельзя, чтобы они потеряли надежду на лучшее, веру в завтрашний день. Ведь впереди у ребят еще целая жизнь. Майкл тоже служил в армии и поэтому говорит, что прекрасно все понимает. Не случайно потом многие матери признавались, что с приходом этих солнечных людей их сыновья впервые стали улыбаться.

Иногда помощь приходит неожиданно от совершенно посторонних людей. «Так, на днях позвонили из мастерской известного художника Гарика Арутюняна. Я рассказал ему, что есть частично парализованный раненый солдат. У него была мечта стать художником. И вот мы решили ее осуществить. Маэстро даже предложил провести несколько уроков. Мы накупили в специализированном магазине разных красок, карандашей, альбомов и поехали к герою домой. Но, как оказалось, его снова увезли в госпиталь. И все же я верю, что с нашим солдатом все будет хорошо, потому что шефство над ним взял хороший человек и большой мастер. Возможно, они подружатся и наш подопечный когда-нибудь станет известным художником», – говорит Аветикян. Не остаются без внимания и дети, к просьбам которых он относится с особыми чувствами. По словам нашего соотечественника, новогоднюю сказку для 63 маленьких воспитанников Артикского детского дома помог организовать в том числе и корреспондент газеты «Ноев Ковчег» Давид Степанян. При этом наш коллега считает, что ничего особенного не сделал: «Просто детские открытки, которые показал Майкл, сразу же вызвали желание подарить детям хоть немного радости. Девочки просили говорящих кукол, мальчики – электромобили на аккумуляторах. Поговорив с друзьями, мы решили исполнить их желания и передали для детишек желанные игрушки прямо из магазина». Очень хочется верить, что мечта каждого из них найти свой уютный дом осуществится, возможно даже в этом году. Тогда у них появятся не только куклы и автомобили, но и любящие родители. Ведь дети верят в чудеса, а значит, все может случиться, если добрым Дедом Морозом работает Майкл Аветисян.

Чтобы принести веру и надежду в израненные войной дома, Майкл и Елена ежедневно почти на голом энтузиазме колесят по всей Армении. В Арцах с канадскими паспортами они, конечно, не могут поехать, но глава семьи говорит, что в Армении работы тоже хватает. И если бы проект заработал еще год назад, то его КПД был бы значительно выше. «В Канаде есть большая армянская община, там тоже разрабатываются различные проекты. Мы с ними постоянно на связи. Но данная программа предполагает не только помощь социально ослабленным слоям общества, но и создание продовольственных запасов, в том числе на случай природных катаклизмов или войны. Это стратегический аспект нашего проекта. К сожалению, война уже постучала в двери Армении. Поэтому наша помощь в гораздо больших масштабах была бы очень к месту, если бы программа заработала летом прошлого года. Но для того, чтобы проект функционировал на полную мощность, нужны официальные полномочия, которых у нас до сих пор нет, – говорит собеседник и на вопрос о том, что бы он сделал в первую очередь, если бы стал министром по социальным вопросам, твердо отвечает, что сначала уволил бы невежественных работников и случайных временщиков среднего звена, занимающих кресла в том или ином кабинете. А на их место принял бы грамотную команду профессиональных специалистов, с опытом работы и умением общаться с простыми людьми. – Когда я осознал, что в высоких кабинетах сидят совершенно некомпетентные люди, которые, наверное, никогда в жизни не сталкивались с такими проблемами, то понял, что не случайно задержался здесь. Теперь я просто обязан остаться в Армении и помогать своему народу».

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты