№2 (335) февраль 2021 г.

Армения и Азербайджан возвращаются в 1988 год

Просмотров: 4104

11 января лидеры России, Армении и Азербайджана Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев по итогам четырехчасовых московских переговоров подписали совместное заявление с 4 пунктами, направленными на реализацию пункта 9 Заявления от 9 ноября 2020 года по части разблокировки всех экономических транспортных связей в регионе.

Тем самым Никол Пашинян и Ильхам Алиев поддержали предложение российского коллеги Владимира Путина о создании трехсторонней рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров Армении, России и Азербайджана. Последнему предстоит сформировать перечень основных направлений работы, вытекающей из реализации пункта 9 Заявления, установив в качестве приоритетов железнодорожное и автомобильное сообщение, а также определить иные направления по согласованию между Азербайджаном, Арменией и РФ.

Данный документ стал единственным видимым итогом встречи Путин – Пашинян – Алиев. На последующей пресс-конференции армянский премьер заявил, что 11 января не была достигнута договоренность об обсуждении вопроса статуса Арцаха. Более того, не удалось достигнуть взаимопонимания даже в вопросе возвращения на родину армянских военнопленных. Меж тем обмен военнопленными по принципу «всех на всех» предусматривается все тем же Заявлением от 9 ноября – Заявлением, все пункты которого безоговорочно выполняются Ереваном, но не выполняются Баку. Точное число удерживаемых Азербайджаном армянских военнопленных и гражданских лиц и находящихся в Армении азербайджанских военнопленных неизвестно. По некоторым данным, в плену в Баку все еще находятся более 60 армян.

Россия устами Владимира Путина предпочитает отложить вопрос определения статуса Арцаха в долгий ящик. Ильхам Алиев убежден, что вопрос Арцаха решен и обсуждать что-либо в этом направлении вообще не имеет смысла. Никол Пашинян требует возвращения военнопленных и выражает готовность продолжить обсуждение вопроса будущего статуса Арцаха в рамках Минской группы ОБСЕ. Таким образом, единственным вопросом, вокруг которого стороны имеют хоть какой-то консенсус, является перспектива разблокирования коммуникаций, что 11 января нашло свое отражение во все том же трехстороннем заявлении. Москва совершенно не скрывает, что и московская встреча 11 января, и подписанный на ней текст являются личной инициативой российского президента. Таким образом, совершенно очевидно, что именно Россия является основным бенефициарием разблокирования коммуникаций между Арменией и Азербайджаном. С выходом на Турцию.

Другой вопрос – успешность подобного зачинания в условиях, когда его стороны находятся в состоянии фактической войны, а азербайджанские военные буквально на следующий день после подписания заявления в Москве подвергают обстрелу армянские позиции и тяжело ранят армянского солдата-срочника. Еще одним фактом, подвергающим сомнению коммуникационные перспективы, является, собственно, риторика главы соседнего государства. Алиев не перестает грозить «железным кулаком» Армении по поводу и без повода, видимо, забывая, что срок выданного ему разрешения на применение «кулака» истек 9 ноября, с другой стороны, заявляя о готовности разблокировать коммуникации с видом самого что ни на есть азербайджанского великодушия.

При этом понятно, что Баку совершенно не прочь довести реализацию заявления от 11 января до победного конца. В этом случае Азербайджан наконец получит сухопутную связь с нахиджеванским эксклавом через армянский Мегри. Связь, которая, конечно, будет зависеть от настроения охраняющих коридор российских военнослужащих. Тем не менее, реализация данного проекта позволит Азербайджану избавиться от зависимости от перепадов настроения другого соседнего государства – Ирана. И конечно, снизить стоимость дорогостоящих авиаперелетов из Баку в Нахиджеван. Не секрет, что именно оторванность от материкового Азербайджана с годами превратила Нахиджеван в депрессивный регион с тающим населением. Дополнительную привлекательность московскому проекту в глазах Баку, конечно, придает и возможность прямой связи с братской Турцией. Анкара в свою очередь рассматривает «коммуникационное продолжение» 44-дневной войны в качестве одного из своих профитов за собственное участие в этой войне. Разумеется, с перспективой вовлечения «коридора» в свои застарелые неоосманские планы.

Но вернемся к России. Даже в публичных обсуждениях последних десятилетий, но говоря уже о приватных разговорах, целый ряд российских экспертов, включая околокремлевских, совершенно не скрывали, что основной целью Москвы является полное подчинение как Армении, так и Азербайджана. Российский президент Путин также говорит об этом совершенно открыто, утверждая, что России «одинаково дороги и Армения, и Азербайджан». И именно 44-дневная война как нельзя кстати поспособствовала реализации данных планов России. Российские военные появились в Арцахе – регионе, который и Армения и Азербайджан считают своим. Российские военные клином врезались в территорию Азербайджана, и от них сегодня по большому счету зависит жизнь арцахцев. Но для возвращения ситуации в 1988 год, а именно этого добивается Россия, ей необходимо еще более завязать на себе Ереван и Баку. И именно коммуникации представляются для этого наилучшим путем. Сжимающееся год от года постсоветское пространство продолжает оставаться для России зоной жизненно важных интересов. А смена лидеров в Молдове и Киргизии понуждает к более решительным действиям в остальных «колеблющихся» республиках бывшего СССР.

Немаловажно, что, «открыв» Армении Азербайджан, а Азербайджану Армению, Москва параллельно понизит зависимость обеих стран от грузинского транзита. Не секрет, что натовские и европейские перспективы Грузии после последней Арцахской войны лишь возросли. И сегодня Москва совершенно не прочь фактически блокировать Грузию с трех сторон странами, вовлеченными в собственные проекты. Конечно, если Грузия сама не выразит желания присоединиться к интеграционно-коммуникационным планам северного соседа. В ответ на натовские симпатии Тбилиси Москва уже предложила Грузии интеграцию в собственные проекты. И, между прочим, это также стало возможным по итогам 44-дневного кровопролития в Арцахе. Уже 27 ноября российский сенатор Григорий Карасин в ходе видеоконференции со спецпредставителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе охарактеризовал реализацию договоренностей от 9 ноября – разблокирование транспортных коммуникаций и экономических связей как «открывающее новые возможности для всех закавказских государств, включая Грузию». Ну и конечно, все это еще больше поставит на колени на Кавказе Иран.

Таким образом, заинтересованность России, Азербайджана и даже Турции в реализации заявления от 11 января вполне понятна и обоснованна. Непонятно, что все это даст собственно Армении. Заявления из Баку и Анкары «об открытых границах», конечно, звучат благозвучно. При этом мало кто на протяжении последних 30 лет задумывался, что в реальности, блокируя Армению, Азербайджан параллельно блокировал Нахиджеван, то есть самого себя. Таким образом, Баку явно не стоит преподносить собственную готовность к деблокаде как величайшую милость для Армении. Особенно с учетом достаточно высокой стоимости азербайджанского транзита для Армении с учетом его протяженности. Даже в случае восстановления Азербайджаном южного участка железной дороги в направлении Мегри – Нахиджеван, даже в случае, если армянские поезда не будут обстреливаться на территории Азербайджана, стоимость тонно-километра армянских грузов окажется достаточно высокой. По расчетам армянских экспертов и грузоперевозчиков, это негативно скажется на стоимости экспортируемых в ту же Россию армянских товаров, а значит, и на их конкурентоспособности. В этом свете, согласно все тем же расчетам, грузинский транзит для Армении выгоднее азербайджанского. Даже с учетом традиционной зыбкости работы КПП «Верхний Ларс».

С учетом всего перечисленного выше представляется возможность констатировать, что коммуникационно-экономическое продолжение положившего конец очередной Арцахской

войне Заявления о перемирии – это все-таки не что иное, как чистая геополитика. Договариваться в вопросе статуса Арцаха ни Москва, ни тем более Баку не желают. Но этого желают Армения и остальные страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ. И не только желают, но и озвучивают необходимость возвращения переговоров в минское русло. Именно поэтому Москва торопится, опутывая брыкающийся Азербайджан и все еще сопротивляющуюся Армению новыми коммуникационными путами. Если Россия не желает сегодня обсуждать вопрос статуса Арцаха с коллегами из США и Франции, то ей необходимо, по крайней мере, продемонстрировать, что процесс урегулирования все-таки продвигается. Если не через дверь, то хотя бы через окно. И продвигается в ее собственных интересах.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты