№2 (335) февраль 2021 г.

«Музыка для меня – это жизнь»

Просмотров: 6362

В Большом зале Московской консерватории прошел юбилейный концерт памяти композитора Арно Бабаджаняна

В 2021 году международная музыкальная общественность, любители классической и легкой музыки отмечают 100-летие со дня рождения Арно Бабаджаняна, одного из ярчайших композиторов ХХ века, пианиста, педагога, народного артиста СССР, лауреата Сталинской и Государственных премий СССР.

Своим творческим наследием Арно Бабаджанян внес огромный вклад в развитие армянской и мировой музыкальной культуры. «Музыка для меня – это жизнь», говорил Арно Бабаджанян. Бабаджанян – единственный советский композитор, удостоенный в 1974 году на III Международном музыкальном фестивале в Токио звания «Лучший композитор мира».

100-летию со дня рождения композитора был посвящен юбилейный концерт, который состоялся 21 января 2021 года в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В концерте приняли участие симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации под управлением заслуженного артиста Российской Федерации Сергея Дурыгина, лауреат республиканских, всероссийских и международных конкурсов, в том числе XII и XV Международных конкурсов имени П.И. Чайковского известный скрипач Гайк Казазян, пианист Никита Галактионов, саксофонист Святослав Текучев и трубач Андрей Ершов. Исполнялись произведения Арно Бабаджаняна.

«Концерт в Большом зале Московской консерватории, инициатором и организатором которого выступил Фонд памяти Арно Бабаджаняна, открывает юбилейный год Маэстро, – рассказал генеральный продюсер Фонда памяти Арно Бабаджаняна Армен Саркисянц. – Символично, что юбилейный концерт прошел на сцене Большого зала Московской консерватории, на которой выступал сам Маэстро. Организовать такое масштабное мероприятие в это трудное время без помощи друзей фонда было бы крайне сложно. И я хочу поблагодарить симфонический оркестр Министерства обороны под управлением заслуженного артиста России полковника Сергея Дурыгина, который взял на себя подготовку программы, всей художественной части вечера. Огромную помощь нам оказал Фонд развития и поддержки русско-армянских гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс», лично его председатель академик РАН Армаис Альбертович Камалов, сопредседатель попечительского совета нашего фонда. Нас поддержал Артур Аршамович Согомонян, соучредитель Фонда «Наследие и прогресс».

Юбилейные мероприятия в рамках празднования 100-летия со дня рождения Арно Бабаджаняна пройдут в 35 регионах России, а также в Киргизии, Белоруссии и, конечно, Армении. В мае этого года запланированы концерты в Германии, обсуждается возможность их проведения в Бельгии, Франции, США».

Цель Фонда памяти Арно Бабаджаняна – сохранение богатого творческого наследия и популяризация музыки композитора. Фонд поддерживает молодые таланты, организует музыкальные вечера, проводит фестивали, записывает и издает произведения композитора.

«Для нас, как и для всех армян и россиян, 100-летие со дня рождения Арно Бабаджаняна – великий праздник, – поделился своими впечатлениями от концерта Армаис Камалов. – Арно Бабаджанян – великий интернационалист. Он писал как русскую, так и армянскую, а также европейскую музыку. Не случайно Бабаджанян был удостоен звания «Лучший композитор мира», награды, которую ему вручил Фрэнк Синатра. Сегодняшний концерт продемонстрировал широчайший диапазон таланта композитора – от классической, симфонической музыки до песенного жанра. Музыка Бабаджаняна позволяет нам ощутить счастье любви, дружбы, добра. Как врач могу отметить, что музыка Бабаджаняна сегодня очень важна, потому что дает возможность хоть немного залечить наши раны, заглушить горечь поражения, скорбь по тем ребятам, которые погибли, защищая свою Родину. Вместе с тем музыка Бабаджаняна дает нам надежду на будущее, на возрождение духа нации, которую представляют такие великие люди, как он. Деятельность общественной организации «Наследие и прогресс» направлена на то, чтобы не забывать имена таких выдающихся людей. Прогресс зависит от нас, а также от наших детей и внуков, и очень важно, как мы их воспитаем. Только мир, доброта, любовь, дружба могут дать счастье. Сегодняшний вечер собрал тех, кто в это верит».

«Я счастлив, что смог принять участие в процессе подготовки концерта памяти Арно Бабаджаняна, насладиться его музыкой, – отметил Артур Согомонян. – Арно Бабаджанян – уникальный человек, гениальный композитор. Его имя занесено в золотой фонд армянской и российской культуры. Он один их тех, кто олицетворяет неразрывную связь между культурами наших народов. Только Москве Арно Бабаджанян посвятил 7 песен, и каждая отмечена армянским колоритом. Музыка композитора актуальна, современна, богата эмоциями. В Арно Бабаджаняне жила большая любовь, и он смог передать ее в музыке».

В России и в Армении чтут память об Арно Бабаджаняне. В 2001 году в Москве на Аллее звезд у центрального входа в концертный зал «Россия» в знак признания заслуг композитора состоялась церемония открытия Звезды Арно Бабаджаняна. Изображение композитора отпечатано на почтовой марке Армении. На доме, в котором он жил в Москве, открыта мемориальная доска. В центре Еревана в 2002 году был установлен памятник Арно Бабаджаняну. В столице Армении имя композитора носят Малый концертный зал Армянской филармонии, музыкальная школа и улица города. В честь Арно Бабаджаняна проводится Международный конкурс-фестиваль юных пианистов. В 2013 году на Аллее славы армянского джаза в Ереване в честь прославленного композитора и пианиста была открыта Звезда.

Именем Арно Бабаджаняна назван самолет «Аэрофлота» Boeing-777-300ER (бортовой номер VP-BPG). С 2017 года лайнер с надписью «A. BABAJANYAN» выполняет межконтинентальные рейсы. Имя композитора присвоено трансокеанскому танкеру водоизмещением 14,5 тысяч тонн. В честь композитора назван астероид 9017 Бабаджанян.

К 100-летию Арно Бабаджаняна Центральный банк Армении выпустил памятную монету. При поддержке фонда «Наследие и прогресс» подготовлен документальный фильм о жизни и творчестве композитора «И неба было мало, и земли...». 23 января 2021 года фильм был показан на «Первом канале» российского телевидения.

Арно Бабаджанян родился в Ереване в семье преподавателей. Его отец играл на многих армянских народных инструментах. Музыкальные способности будущего композитора проявились рано. В 3 года он начал играть на старой домашней фисгармонии. В 1926 году талант Арно Бабаджаняна был замечен Арамом Хачатуряном. А через 12 лет, после прослушивания произведений начинающего композитора и его друга Александра Арутюняна, Арам Хачатурян написал: «Конечно же, первые попытки как Бабаджаняна, так и Арутюняна имеют ученические свойства, но они вселяют надежду, что в случае настойчивой регулярной работы под соответствующим руководством преподавателя оба юных композитора завоюют высоты настоящего композиторского мастерства».

Арно Бабаджанян был принят в группу одаренных детей при Ереванской консерватории. В девять лет написал «Пионерский марш», в двенадцать получил свой первый приз на конкурсе молодых музыкантов. После окончания музыкальной школы при Ереванской консерватории поступил в консерваторию сразу на два факультета – фортепиано и композиции.

В 1938 году переехал в Москву и был принят на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных. После его окончания поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. В 1943 году стал членом Союза композиторов СССР.

В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, в 1948 году – Московскую консерваторию. С 1956 года жил и работал в Москве.

Огромную популярность Арно Бабаджанян обрел как композитор-песенник. Обратиться к песенному жанру композитора побудила неизлечимая болезнь, которой он страдал с тридцатидвухлетнего возраста. С этого времени он все реже стал обращаться к крупным музыкальным формам, считая, что может не успеть дописать…

Обратившись к песенному жанру, Арно Бабаджанян сотрудничал с поэтами Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским, Леонидом Дербеневым. Поэт Андрей Дементьев говорил о композиторе: «Я много работал с Бабаджаняном, это был настолько влюбленный в жизнь человек, в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».

Произведения Бабаджаняна исполняли советские и зарубежные певцы – Мирей Матье, Карел Готт, Анна Герман, Лили Иванова, Иосиф Кобзон, Ренат Ибрагимов, София Ротару. Но главным исполнителем его песен стал Муслим Магомаев. Благодаря творческому содружеству Бабаджаняна, Рождественского и Магомаева были созданы такие эстрадные хиты, как «Благодарю тебя», «Встреча», «Загадай желание», «Зимняя любовь», «Позови меня», «Пока я помню, я живу», «Свадьба», «Озарение» и другие.

Арно Бабаджанян много работал и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Сочинял мюзиклы – «Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах мое сердце» и другие.

Всемирную популярность приобрели сочинения композитора для двух роялей – «Армянская рапсодия», «Праздничная», созданные в соавторстве с Александром Арутюняном, «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром, Соната для скрипки и фортепиано, фортепианная сюита «Шесть картин», другие пьесы для рояля. Произведение «Поэма» было включено в 1966 году в программу III Международного конкурса им. П.И. Чайковского в качестве обязательного произведения во втором туре. Арно Бабаджанян писал музыку для кинофильмов, выступал с концертами как пианист.

Арам Хачатурян считал Арно Бабаджаняна «выдающимся симфонистом». Более полувека его классические симфонии, концерты для скрипки, для фортепиано и виолончели, струнные квартеты и трио, балетные произведения исполняются на прославленных музыкальных площадках мира.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Для меня Арно Бабаджанян самый любимый композитор. Его классика великолепна. Многие его знают как композитора песенника и здесь он неподражаем. Концерт в Большом зале Московской консерватории получился как большой праздник. Многие спрашивали лишний билетик, ведь зал был заполнен только на 30 процентов из-за пандемии. все присутствующие получили огромное удовольствие.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты