№2 (335) февраль 2021 г.

Театр Станиславского.Одиннадцать историй о смысле жизни

Просмотров: 4435

О том, что в Ереванском русском драматическом театре им. К.С.?Станиславского готовится новый спектакль «Люди. Звери. Обстоятельства» по пьесе известного американского драматурга Дона Нигро в постановке художественного руководителя Карена Нерсисяна, было известно еще летом прошлого года. «В процессе работы мы просто влюбились в этот материал», – отметил Карен Нерсисян, одновременно подчеркнув, что вместе с художником Артуром Арутюняном, автором костюмов Гаяне Чолакян, хореографом Ариком Асатуряном были найдены интересные сценические решения, которые лишь добавляли интриги в игру актеров.

Как говорят артисты, репетировали с большим энтузиазмом и каждый раз с нетерпением ждали, когда же наконец их детище увидит зритель. Премьера состоялась в конце декабря, когда Армения еще не отошла от шока войны. Но худрук театра считает, что после столь тяжелой психологической травмы, на фоне которой потерялся даже коронавирус, людям просто необходимо найти в себе силы, чтобы выйти из этого состояния. Новый спектакль станиславовцев очень точно отразил современные реалии. По мнению режиссера Карена Нерсисяна, это трогательная, умилительная, а местами страшная пьеса в наши дни обрела особо актуальное звучание. Действительно, уже само название спектакля «Люди. Звери. Обстоятельства» сегодня звучит не только интригующе, но и очень своевременно. «Несмотря на то, что Дон Нигро – известный американский драматург, тем не менее его работы в Ереване пока не ставились. Кстати, в русском переводе пьеса больше известна под названием «Звериные истории». Примечательно, что Дон Нигро, узнав о репетициях в Ереване, в одном из интервью заметил: «Мою пьесу о «зверятах» ставят в далекой Армении, что очень приятно. К сожалению, я не смогу присутствовать на премьере, но все же очень надеюсь, что спектакль понравится армянскому зрителю».

Новая постановка – это одиннадцать коротких историй, каждая из которых повествует и о смысле жизни, и о дне сегодняшнем. Возможно, иносказательно, но очень правдиво. Да и сам автор говорил о своем творении довольно интересно: «Стадо диких индюшек каждый день спускалось с холма к соседям, которые кормили их. Я наблюдал за ними, и поначалу они казались мне очень глупыми созданиями. Но это была лишь моя ограниченность. Я знаю по опыту, что люди, которые глупее тебя, иногда думают, что они умнее. На самом деле умные люди часто думают о тех вещах, которые глупым даже в голову не приходят. Вот и в пьесе про индюшек я представил: о чем же они думают? Я попытался проникнуть в их сознание – и как только услышал голоса животных, стал их записывать. В этой же пьесе я даю животным голос». Конечно, действия героев пьесы каждый может интерпретировать по-своему. Но в целом пьеса повествует о человеческих отношениях, о любви, о том, что движет нами в жизни, что доминирует – инстинкты, сознание или природа. Пьеса о хороших людях, которые иногда оказываются в глупой ситуации и пытаются найти выход из нее.

И хотя в спектакле зрители уловили тонкий юмор, тем не менее он неожиданно зацепил именно тогда, когда это больше всего нужно изболевшейся душе. В размышлениях о существовании Бога главный герой решает закрыть для себя этот вопрос, а дальше – работать, работать, работать, в одиночку, в темноте… Но, по мнению зрителей, это не означает отчаяние. Ведь обычно психотерапевты убеждают, что нужно принять сложившуюся ситуацию, осознать и жить с этим дальше. А значит, любить, рожать и воспитывать детей. Потому что мы – люди, которые попали в определенные обстоятельства. Так и спектакль стал тем самым доктором, который лечит душевные раны. Конечно, они еще долго не пройдут и останутся шрамом. У кого-то на теле, у кого-то на сердце, у кого-то в душе. Но главное, нам самим нельзя превратиться в зверей, потому что вокруг нас звери…

Сергей Тигранян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты