Кто потворствует и направляет экспансию Азербайджана?
Фактическое начало досрочной кампании по выборам в Национальное собрание Армении оказалось отмеченным очередным обострением ситуации на вновь обретенной границе с Азербайджаном в Сюникском марзе. Согласно разноречивой информации, начиная с 12 мая азербайджанские формирования со стороны занятого в конце 2020 года Лачинского района попытались окружить несколько армянских постов, взяли под контроль Черное озеро, лишь северная часть которого, согласно советским административным картам, принадлежала Азербайджанской ССР. В последующие дни азербайджанские военнослужащие якобы продвинулись по направлению к Горису, в то время как переговоры об урегулировании инцидента с участием командующего российскими миротворцами в Нагорном Карабахе Рустама Мурадова на момент подготовки данного материала к конкретным результатам не привели.
Симптоматично, что, как и прежде, действия соседей объективно играли на руку как режиму Пашиняна, получающему возможность манипулирования предстоящими парламентскими выборами, так и прозападным радикалам, настаивающим на дезинтеграции системы совместной российско-армянской безопасности. Для альтернативно одаренных персонажей, клянущихся в верности «великой Америке» и зазывающих в Сюник французских миротворцев, похоже, годится любой информационный повод, который, пусть криво и косо, можно обернуть против «русских оккупантов», нимало не заботясь притом о судьбе собственной страны. Тем более в условиях, когда российские военнослужащие, с недавних пор находящиеся в районе аэропорта Сисиана, являются едва ли не ключевым фактором безопасности в приграничных районах Армении и гарантами спокойного передвижения по дорогам Сюника.
Как пишут в одной из своих книг Лейла и Ариф Юнус, «семья Алиевых были выходцами из Армении – из азербайджанского села Джомартли Зангезурского уезда, ныне это село Танаат Сюникской области Армении», хотя к моменту рождения Гейдара – отца нынешнего азербайджанского лидера – они уже перебрались в Нахичеван. В этой связи неоднократные высказывания Ильхама Алиева на тему того, что «азербайджанский народ вернется в захваченный Зангезур спустя 101 год», возможно, несут и некую символическую смысловую нагрузку. Впрочем, основной их подтекст – экономический, но прежде всего – геополитический, включая стремление обрести на нагорьях Сюника максимально выгодные позиции до тех пор, пока Армения не оправится от морально-психологического шока, управленческого хаоса и турбулентности, которая, вполне вероятно, продолжится и после 20 июня. В частности, не исключена попытка взять под оперативно-огневой контроль единственную дорогу, связывающую Ереван с Горисом и далее, через контролируемый российскими миротворцами участок – с оставшейся «армянской» частью Арцаха. Просматривается и возможность торга за селение Кярки (Тигранашен) – бывший анклав еще Нахичеванской АССР в Армении на той же дороге, имеющий стратегическое значение.
Все это закономерные следствия обрушения системы безопасности по итогам трех лет правления «бархатных революционеров», поддержанных определенной частью общества и ведомых внешними силами. Вероятность развития событий по негативному сценарию увеличится, если Пашинян, мобилизовав лояльные силовые структуры, административный ресурс и преданный ему сектантский электорат, объявит 20 июня о своей «победе», которую едва ли признают его оппоненты, и прежде всего ведомый Робертом Кочаряном блок «Армения».
Затягивание политического кризиса грозит Армении, и особенно ее уязвимым приграничным территориям, новыми потрясениями. Неудовлетворительные результаты на избирательных участках, помноженные на неуемное желание «рулить» и далее, объективно будут толкать так называемые «власти» на сомнительные договоренности, в полной мере отвечающие устремлениям Баку и Анкары. «Если Армения не согласится на создание Зангезурского коридора, то Азербайджан сделает это силой», – пригрозил в одном из своих недавних интервью Ильхам Алиев, для которого данный вопрос, похоже, стал своеобразной идеей-фикс.
10 мая азербайджанский лидер наведался с рабочим визитом в Нахичеванскую Автономную Республику, приняв участие в открытии железнодорожной станции в примыкающем с запада к армянскому Сюнику Ордубаде. Построен и участок автомобильной дороги Джульфа – Ордубад, которая, как не перестает уверять Алиев, будучи продолженной далее, в конечном итоге свяжет эксклав с «материковой» частью Азербайджана: «Зангилан от Нахичевани отделяет 40-километровый Зангезурский коридор, который должен быть и будет открыт». Помимо строительства участка Горадиз – Агбенд, в Зангелане и Физули строятся два аэропорта. Увеличивается военный бюджет, усиливается Государственная пограничная служба, проводятся масштабные военные учения – все это свидетельствует об усиленной милитаризации Азербайджана, перебрасывающего войска к «воротам» Сюника.
В бакинской прессе заметно возросло количество посвященных Зангезурскому коридору публикаций, включая экскурсы в советские времена, когда «коварные армяне» якобы не давали строить эту «Тюркскую автодорогу». Создается впечатление, что в Баку присматриваются и к Каджаранскому промышленному району, включающему предприятия цветной металлургии и каскад гидроэлектростанций на реке Воротан. Согласно подсчетам бакинского Центра анализа экономических реформ и коммуникаций, разблокирование региональных транспортных связей позволит увеличить экспорт прикаспийской страны на сотни миллионов долларов. Продвигаемый Анкарой «Срединный коридор» между Европой и Азией получит дополнительный стимул к развитию, в том числе через реализацию азербайджано-турецкого соглашения о преференциальной торговле. Открытие железной дороги оживит экономику эксклава и приграничных восточных провинций Турции, предоставит Азербайджану прямой маршрут для поставок туда природного газа, позволяя уйти от иранского транзита. Кроме того, можно сэкономить 10 миллионов долларов, ежегодно выплачиваемых из бюджета авиакомпании Azal Airlines на субсидирование рейсов Баку – Нахичеван.
Напомним, 20 лет назад вопрос об открытии экстерриториального транспортного коридора через Сюникскую область обсуждался в тесной увязке с вопросами нагорно-карабахского урегулирования на условиях, более выгодных армянской стороне, однако после окончания в ноябре 2020 года военных действий и перехода «пояса безопасности» под контроль Баку ситуация кардинально изменилась. Время от времени в Ереване заявляют о том, что предпримут все необходимые меры для защиты суверенитета и территориальной целостности, и.о. вице-премьера Тигран Авинян проводит фотосессии на фоне Черного озера, уверяя, что его окрестности контролируются армянской армией. Однако эти и другие пиар-акции, к сожалению, не отменяют процессов дезорганизации систем и механизмов государственного управления, в случае сохранения действующей «власти» обещающих безрадостную перспективу. «Сегодня ничего не делается в плане безопасности. Да, у нас есть Россия, у которой есть обязательства по договору, но если мы не выполняем свои обязательства или не в состоянии их выполнить, то большой вопрос заключается в том, действительно ли наша безопасность гарантирована или нет, поэтому президент Азербайджана делает такие заявления. Он делает это, потому что он видит, что происходит в нашей стране, он видит нашу ситуацию, видит все это, он говорит то, что хочет, он унижает наше достоинство», – полагает второй президент Армении, в бытность которого армяно-иранские торгово-экономические связи активно развивались и имели взаимовыгодный характер. Сегодня же, претендуя на Зангезурский коридор, соседи стремятся географически отделить Армению от Ирана, по факту претендуя на контроль над всей бывшей советско-иранской границей в Закавказье…
Находясь в начале мая в Ереване и комментируя вышеупомянутые эскапады Алиева о возможном силовом прорубании Зангезурского коридора, министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что любые решения о разблокировании транспортных коммуникаций могут быть исключительно добровольными, основанными на дипломатическом согласии. Соответственно, «любые заявления, которые могут ставиться вразрез этому, не следует воспринимать как альтернативу тому, о чем было условлено». Через несколько дней глава российской дипломатии побывал в Баку, а менее чем через день после его отъезда азербайджанские военнослужащие, собственно, и начали движение в районе Черного озера и горы Мец Ишханасар. Собравшиеся на немногочисленный митинг адепты «секты свидетелей святого Запада» не замедлили обвинить Москву в потворстве агрессии Баку и в прочих прегрешениях. Разумеется, в их параллельной реальности едва ли рассматривается прямо противоположная версия – о том, что «боевая тревога» на границах Сюника является следствием растущих разногласий между Москвой и Баку, где крепнет недовольство присутствием «российских оккупантов» на «международно признанной территории Азербайджана». Выдворение российского миротворческого контингента позволит бакинской власти окончательно закрыть «арцахский вопрос», что не удалось сделать осенью прошлого года благодаря вмешательству Кремля.
По оценке некоторых армянских экспертов, действия Азербайджана инспирируются не только Анкарой, но и Лондоном. Цель, на наш взгляд, более чем прозрачна – подрыв усилий Москвы и дискредитация ее военного присутствия, вплоть до постановки, с подачи западных сетей влияния в обеих республиках, вопроса о досрочном выводе российских миротворцев. Формальным поводом может стать какой-либо инцидент (пусть даже выдуманный) с дальнейшей раскруткой по всем канонам информационной войны. Вспомним в этой связи хотя бы скандальные призывы печально известного провокатора Фуада Аббасова ударить 9 мая по российским миротворцам из установок «Град» на фоне искусно нагнетаемой с разных сторон нервозности.
Долгосрочные цели западных партнеров частично обозначены послом Великобритании в Баку Джеймсом Шарпом в интервью местной редакции BBC. К примеру, в Лондоне предпочли бы видеть в Нагорном Карабахе многонациональные миротворческие силы, а не исключительно российский контингент. Пока же, по его мнению, «нужно изучить мандат [россиян], финализировать этот мандат... Что может быть альтернативой, что может последовать за ней?» – дальновидно заглядывает в будущее господин посол. Как известно, согласно совместному заявлению России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 г., через 4,5 года Баку может потребовать вывода российского миротворческого контингента. Ранее в ходе онлайн-семинара вашингтонской НПО «Турецкое наследие» заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Джордж Кент заявил, что ожидает «роста неудовлетворенности азербайджанских властей тем, что российские миротворцы, как представляется, остаются на долгосрочную перспективу в Нагорном Карабахе». Практически тут же перед российским посольством в Баку прошел протестный митинг «оппозиции», пока немногочисленный. А в конце апреля «проармянский» Джо Байден продлил приостановку действия 907-й поправки к «Акту в поддержку свободы», о чем госсекретарь Энтони Блинкен сообщил по телефону Ильхаму Алиеву. Впрочем, военная помощь Азербайджану под предлогом «борьбы с терроризмом» в рамках НАТО регулярно оказывалась и ранее, о чем мы писали на страницах «Ноева Ковчега»…
Однако вернемся к откровениям британского посла в Баку, с учетом мнения, высказанного политологом профессором Дмитрием Евстафьевым: «Страны, которая обладает равным [Великобритании] потенциалом манипулирования элитами, в мире нет и не будет». «Я был здесь во время конфликта… Должен отметить невероятные эмоции в связи с победой Азербайджана, я говорил со многими азербайджанцами и прекрасно понимаю их», – воодушевленно продолжает господин Шарп. Выразив поддержку инициативам по реконструкции поселений на возвращенных Баку территориях и возвращению беженцев, дипломат предложил подключить к участию в этих процессах азербайджанскую оппозицию, некоммерческие организации и «гражданское общество». «Было бы здорово, если бы Азербайджан, победив в войне, взял на себя роль лидера в построении мира», – обозначает господин Шарп захватывающую перспективу. Примеры этого «лидерства» мы наблюдаем буквально каждый день, включая «албанизацию» кафедрального собора в Шуши и целенаправленное уничтожение армянского культурного наследия на захваченных территориях Арцаха. Если же не забывать о давнем интересе компаний с британским участием к разработке золоторудного месторождения Амулсар близ Джермука, а также в Зангеланском и Кельбаджарском районах, то картина становится еще более целостной.
Удастся ли, в условиях острого кризиса армянской государственности, хотя бы наметить поддерживаемому Лондоном и Вашингтоном азербайджано-турецкому доминированию на Кавказе какую-либо внятную альтернативу – отчасти покажут итоги парламентских выборов в Армении 20 июня. Если они, конечно, состоятся.
Андрей Арешев,Москва
Оставьте свои комментарии